Рабочая программа Элективный курс Практическая биология

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15
Кировградского городского округа

Рассмотрено
Руководитель МО
________________
Колупаева А.Р.
« 31 » августа 2021г.

Согласовано
Зам. директора по УР
___________________
Голицына И.В.
« 31 » августа 2021г.

Утверждено
И.о. директор МАОУ СОШ №15
_______________________
Чухланцева А.А.
« 31 » августа
2021г.

Программа
Элективного курса
по биологии 10 - 11 класс
Уровень базовый

Учителя I квалификационной категории
Колупаева Алена Рафкатовна

2021

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта,
программы по биологии для общеобразовательных школ (сборник Биология. Рабочие
программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 10 -11 класс: учеб. пособие для
общеобразовательных. организаций: базовый уровень / В. В. Пасечник, Г. Г. Швецов, Т. М.
Ефимова. ― М. : Просвещение, 2017), полностью отражающей содержание Примерной
программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки
обучающихся.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая
программа:
 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г.
N 413). Подпункт 6 изменен с 7 августа 2017 г. - Приказ Минобрнауки России от 29
июня 2017 г. N 613
 Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации», ст. 2, п. 9;
 Федеральный государственный образовательный стандарт;
 письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О
введении федерального государственного образовательного стандарта общего
образования»;
 федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и
науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных
учреждениях, на 2019-2020 гг., пр. Министерства образования и науки РФ № 345 от
28.12.2018
 приказ Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12.2015 г. «О внесении
изменений в ФГОС ООО, утверждённый приказом Министерства образования и науки
РФ от 17.12.2010 г. № 1897»;
 основной образовательной программой среднего (полного) общего образования МАОУ
СОШ № 15;
 учебным планом МАОУ СОШ№ 15;
на основе:
 Программа: Программа по биологии для общеобразовательных школ (сборник
Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 1011 класс учеб. пособие для общеобразовательных. организаций: базовый уровень /
В. В. Пасечник, Г. Г. Швецов, Т. М. Ефимова. ― М. : Просвещение, 2017
 Учебник: Биология. Общая биология. 10 кл.: учебник для общеобразовательных
учреждений / А.А.Каменский, В.В.Пасечник, А.М.Рубцов: - М., Просвещение.
2021.
Общая характеристика элективного курса
Программа разработана на основе на основе Федерального компонента государственного
стандарта общего образования по биологии; кодификатора элементов содержания и требований к
уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого
государственного экзамена по биологии; спецификации контрольных измерительных материалов

Элективный курс «Общая биология» предназначен для учащихся 10-11 классов и рассчитан на
68 часов (1 час в неделю). Программа данного элективного курса рассчитана на два года
обучения в 10 и 11 классе и имеет ряд особенностей. Она предусматривает:
1) использование разнообразных наглядных материалов – видеофильмов, слайдовых
презентаций, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые сопровождают
теоретический материал и способствуют своевременному закреплению знаний;
2) использование теоретического материала в электронной форме, который соответствует
кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, что позволяет
самостоятельно изучить материалы в случае пропуска занятий;
3) применение комплектов тестовых материалов и заданий, составленных по контрольноизмерительным материалам ЕГЭ по биологии и позволяющих проводить контроль и
самоконтроль знаний по всем блокам содержания ЕГЭ,
4) дифференцированный подход к выпускникам при подготовке к ЕГЭ с учетом уровня их
обучаемости, за счет повторения разделов биологии на базовом, повышенном и углубленном
уровне.
Кроме того, при изучении курса используются задания, которые систематизированы по разделам,
темам и типам, что позволяет эффективно контролировать степень усвоения как отдельных тем,
так и всего курса в целом.
Цели курса:
1) повышение качества биологического образования на основе применения современных
информационно-коммуникационных технологий.
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий,
применяемых в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ;
3) воспитание культуры труда при работе с цифровыми образовательными ресурсами,
позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других
людей.
Задачи курса:
1) повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса
биологии с помощью различных цифровых образовательных ресурсов;
2) овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической
деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию
о живых объектах;
3) формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности с
цифровыми образовательными ресурсами;
4) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации;
5) развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования;
6) использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий
своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному
здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в
природе.
7) воспитание культуры труда при использовании компьютерных технологий, ответственного
отношения к своему здоровью.

Планируемые результаты изучения курса
Выпускник должен знать:
• особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток,
организмов), их практическую значимость;
• методы биологической науки для изучения клеток и организмов;
• составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов
(приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
• особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую
значимость;
• методы биологической науки при изучении организма человека;
• составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека;
• доказательства родства человека с млекопитающими животными;
• общие биологические закономерности, их практическую значимость;
• методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и
описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
• составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических
закономерностей, свойственных живой природе; существенные признаки биологических систем и
биологических процессов;
• о влиянии деятельности человека на природу.

Выпускник должен уметь:
•соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
•проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические
эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
•использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми
растениями, укусах животных; работы с определителями растений;
•выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
•осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
•ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой
природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание,
эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
•находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических
словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
•выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе;
•использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях,
ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и
отдыха;
•проводить наблюдений за состоянием собственного организма;
•реализовывать установки здорового образа жизни;
•ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному
здоровью и здоровью других людей;

•находить в учебной и научно- популярной литературе информацию об организме человека,
оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
•анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье
человека;
•выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и
биосфере;
•аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических
проблем.

Тематическое распределение количества часов

класс № п/п

Разделы, темы

10

Введение.

3

1

Основы цитологии.

14

2

Размножение и индивидуа-

5

Количество часов

льное развитие (онтогенез) организмов.

11

3

Основы генетики.

8

4

Генетика человека.

4

1

Основы учения об эволюции.

9

2

Основы селекции и биотехнологии.

3

3

Антропогенез.

4

4

Основы экологии.

10

5

Эволюция биосферы и человека.

4

6

Работа с контрольно-измерительными
заданиями.

4

итого

68

Пояснительная записка
(10 класс, 34 часа)
Программа элективного курса по биологии для 10 класса составлена в полном соответствии с
Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, на
основе Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской
программы автора В.В. Пасечника, полностью отражающих содержание Примерной программы, с
дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
На изучение биологии на базовом уровне в 10 классе отводится 34 часа, и поэтому элективный
курс даёт возможность изучить программный материал в полном объёме , добавляя на изучение
материала ещё 1 час.
В программе элективного курса нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени
среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной
программе по биологии (базовый уровень).
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на
базовом уровне направлено на достижение следующих целей:


освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории
развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в
биологической науке; роли биологической науки в формировании современной
естественнонаучной картины мира; методах научного познания;



овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической
деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за
экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных
изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;



развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую
культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов,
идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни,
человека) в ходе работы с различными источниками информации;



воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости
бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению
оппонента при обсуждении биологических проблем;



использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки
последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других
людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики
заболеваний, правил поведения в природе.

2. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии на базовом уровне в 10 классе ученик должен
знать /понимать


основные положения биологических теорий (клеточная,); сущность законов Г.Менделя,
закономерностей изменчивости;



строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;;



сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,



вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;



биологическую терминологию и символику;

уметь



объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад
биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;
единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние
алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние
мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи
организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов,
наследственных заболеваний, мутаций,



решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы
скрещивания;



выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные
изменения в экосистемах своей местности;



сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы,
процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;



анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения,
последствия собственной деятельности в окружающей среде;



находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных
текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных,
ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:


соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов,
вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной
среде;



оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное оплодотворение).

3. Содержание программы
Введение ( 3 часа)
Место курса «Обшая биология» в системе естественнонаучных дисциплин. Методы исследования
в биологии.Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живоц материи. Цели и
задачи курса.
Демонстрация портретов учёных – биологов, схемы «Связь биологии с другими науками».
1. Основы цитологии ( 14 часов )
Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности
клетки. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их
строение и роль в клетке. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.
Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты
клетки. Строение мембран. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом.
Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.Особенности строения клеток бактерий,
грибов, животных и растений. Вирусы и бактериофаги. Вирус СПИДа.
Пластический и энергетический обмен. Основные этапы энергетического обмена. Отличительные
особенности клеточного дыхания. Способы получения органических веществ: автотрофы и
гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его значение в
биосфере.
Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК – источник генетической информации. Генетический код .
Матричный принцип биосинтеза белков. Образование иРНК по матрице ДНК. Регуляция
биосинтеза. Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в
клетке.

Демонстрация микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки; опытов,
иллюстрирующих процесс фотосинтеза; моделей РНК и ДНК, различных молекул и вирусных
частиц; схемы путей метаболизма в клетке; модели – аппликации «Синтез белка».
Лабораторные работы
№1. Строение эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических
(бактериальных) клеток.
2. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов ( 5 часов)
Самовоспроизведение – всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и
роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение.
Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение.
Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности
оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения. Понятие
индивидуального развития (онтогенеза) организмов.
Демонстрация таблиц, иллюстрирующих виды бесполого и полового размножения,
эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей
позвоночных животных; схем митоза и мейоза.
3. Основы генетики (8 часов)
История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем.
Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон
доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и
его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.
Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и
генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.
Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и
гетерогаметный пол. Наследование признаков сцеплённых с полом.
Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцеплённое наследование
признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом.
Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность.
Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и
сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в
определении признаков. Плейотропия.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и
геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации.
Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.
Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании
генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной
изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии
и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной
изменчивости. Управление доминированием.
Демонстрация моделей – аппликаций, иллюстрирующих законы наследственности, перекрёст
хромосом; результатов опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость
организмов; гербарных материалов, коллекций, муляжей гибридных, полиплоидных растений.
Практическая работа

Решение генетических задач.

4. Генетика человека (4 часа)
Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека.
Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах. Характер наследования
признаков у человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье

человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Генофонд популяции.
Соотношение биологического и социального наследования. Социальные проблемы генетики.
Этические проблемы генной инженерии. Генетический прогноз и медико – генетическое
консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы.
Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество
часов

1. Введение (3ч.)
1.

Методы исследования в биологии.

1

2.

Сущность жизни и свойства живого.

1

3.

Уровни организации живой материи.

1

2. Основы цитологии (14ч.)
4.

Особенности химического состава клетки.

1

5.

Вода и её роль в жизнедеятельности клетки.

1

6.

Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

7.

Строение и функции белков.

1

8.

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

9.

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.

1

Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.
10.

Строение клетки. Комплекс Гольджи. Эндоплазматическая сеть.
Лизосомы. Клеточные включения. Митохондрии. Пластиды.
Органоиды движения.

1

11.

Сходства и различия в строении эукариотических и
прокариотических клеток.

1

12.

Сходства и различия в строении клеток растений, животных и
грибов.

1

13.

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.

1

14.

Энергетический обмен в клетке.

1

15.

Питание клетки. Автотрофное питание. Фотосинтез.

1

Хемосинтез.
16.

Генетический код. Транскрипция. Трансляция.

1

17.

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке.

1

3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5ч.)
18.

Митоз и амитоз.Мейоз.

1

19.

Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

1

Половое размножение.

20.

Развитие половых клеток.

1

Оплодотворение.
21.

Онтогенез – индивидуальное развитие организма.

1

22.

Индивидуальное развитие. Эмбриональный период.

1

Постэмбриональный период.
4. Основы генетики (8 ч.)
23.

История развития генетики. Гибридологический метод.

1

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.
24.

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.

1

25.

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования
признаков.

1

25.

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования
признаков.

1

26.

Хромосомная теория наследственности.

1

27.

Взаимодействие неаллельных генов.

1

28.

Цитоплазматическая наследственность.

1

29.

Изменчивость.

1

30

Виды мутаций. Причины мутаций. Соматические и генеративные
мутации.

1

5. Генетика человека (4ч.)
31.

Методы исследования генетики человека.

1

32.

Генетика и здоровье человека.

1

33.

Проблемы генетической безопасности.

1

34.

Общебиологические закономерности, проявляющиеся на клеточном 1
и организменном уровнях. (обобщающий урок)

11 класс
Пояснительная записка
(11 класс, 34 часа)
Программа элективного курса по биологии для 11 класса составлена в полном соответствии с
Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, на
основе Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской
программы автора В.В. Пасечника, полностью отражающих содержание Примерной программы, с
дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
На изучение биологии на базовом уровне в 11 классе отводится 34 часа, и поэтому элективный
курс даёт возможность изучить программный материал в полном объёме , добавляя на изучение
материала ещё 1 час.
В программе элективного курса нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени
среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной
программе по биологии (базовый уровень).

Элективный курс предназначен для изучения предмета «Общая биология». Программой
предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней
отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых
направлено на сохранение окружающей среды и здоровья человека. Особое внимание уделено
экологическому воспитанию молодёжи.
В результате изучения предмета учащиеся старших классов приобретают знания об
особенностях жизни как формах существования материи, роли физических и химических
процессов в живых системах различного иерархического уровня организации; о
фундаментальных понятиях, связанных с биологическими системами; о сущности процессов
обмена веществ, онтоге6нгза, наследственности и изменчивости, об основных теориях биологии –
клеточной, хромосомной, эволюционной, теории наследственности; об основных областях
применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей
промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.
Учащиеся научатся пользоваться общебиологическими закономерностями для объяснения
вопросов происхождения и развития жизни на Земле; давать аргументированную оценку новой
информации по биологическим вопросам; решать генетические задачи; работать с учебной и
научно-популярной литературой, составлять планы, конспекты, писать рефераты; владеть языком
предмета.
Содержание курса направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории
развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической
науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины
мира; методах научного познания;
• овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической
деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами
с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и
анализировать информацию о живых объектах;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных
и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций,
различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными
источниками информации;
• воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного
отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при
обсуждении биологических проблем;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий
своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному
здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в
природе.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии выпускник должен
знать /понимать
• основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина);
учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей
изменчивости;
• строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
• сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и
естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот
веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

• биологическую терминологию и символику;
уметь
• объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических
теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и
неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина,
наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм
человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных
заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения
многообразия видов;
• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и
схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
• описывать особей видов по морфологическому критерию;
• выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей
среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
• сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы,
зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей
местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и
делать выводы на основе сравнения;
• анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и
человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной
деятельности в окружающей среде;
• изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
• находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах,
справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и
критически ее оценивать.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:


соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов,
вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной
среде;



оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми
продуктами;



оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное оплодотворение).

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения предмета учащиеся должны:
Знать/понимать:


основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч.Дарвина);



строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);



сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора,
формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и
превращение энергии в экосистемах и биосфере;



биологическую терминологию и символику.

Уметь:


объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции,
изменяемости видов, нарушения развития организмов, наследственных заболеваний,
мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия
видов;



решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы
скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);



описывать особей видов по морфологическому признаку;



выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности;



анализировать и оценивать различные гипотезы существования жизни, происхождения
жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия
собственной деятельности в окружающей среде;



изучать изменения в экосистемах на биологических моделях.

Использовать приобретенные ЗУН для:


соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов,
вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), правил поведения в природной
среде;



оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми
продуктами.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1 . Основы учения об эволюции (9 часов)
Ч.Дарвин и основные положения его теории. Вид, его критерии. Популяции. Генетический состав
популяций. Изменение генофонда популяций. Борьба за существование и её формы.
Естественный отбор и его формы. Видообразование. Макроэволюция, её доказательства.
Главные направления эволюции органического мира.
Демонстрация живых растений и животных, гербарных экземпляров, коллекций, показывающих
индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных рстений и пород домашних
животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты
видообразования; примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и поисхождения в
процессе онтогенеза; схем, иллюстрирующих процессы видообразования и соотношение путей
прогрессивной биологической эволюции.
Тема 2. Основы селекции и биотехнологии (3 часа)
Задачи и методы селекции. Селекция растений и животных. Искусственный отбор в селекции.
Гибридизация как метод в селекции. Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции растений.
Достижения современной селекции.
Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии. Селекция микроорганизмов, её
значение для микробиологической промышленности. Микробиологическое производство пищевых
продуктов, витаминов, ферментов, лекарств и т.д. Проблемы и перпективы биотехнологии.Генная
и клеточная инженерия, её достижения и перспективы.
Демонстрация живых растений, гербарных экземпляров, муляжей, таблиц, фотографий,
иллюстрирующих результаты селекционной работы; портретов известных селекционеров; схем,
иллюстрирующих методы получения новых сортов растений и пород животных; таблиц, схем
микробиологического производства, продуктов микробиологического синтеза.
Тема 3. Антропогенез (4 часов)
Место человека в системе органического мира.Доказательства происхождения человека от
животных. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза.

Основные этапы эволюции человека. Прародина человечества. Расселение человека и
расообразование. Популяционная структура вида Homo sapiens. Адаптивные типы человека.
Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы. Факторы эволюции
современного человека. Влияние деятельности человека на биосферу.
Демонстрация моделей скелетов человека и позвоночных животных; модели «Происхождение
человека» и остатков материальной культуры.
Тема 4. Основы экологии (10 часов)
Экология как наука. Среда обитания организмов и её факторы (абиотические, биотичемские,
антропогенные). Местообитание и экологические ниши. Основные типы взаимодействий
(нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация, мутуализм).Конкурентные
взаимодействия. Внутривидовая и межвидовая конкуренция. Основные экологические
характеристики популяции. Динамика популяции. Экологические сообщества. Структура
сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах. Пищевые цепи. Экологические пирамиды.
Экологические сукцессии. Влияние загрязнений на живые организмы. Основы рационального
природопользования. Природные ресурсы, эколлогическое сознание.
Тема 5. Эволюция биосферы и человек (4 часа)
Гипотезы о присхождении жизни. Креационизм, гипотеза панспермии. Современные
представления о происхождении жизни. Гипотеза абиогенного происхождения жизни. Основные
этапы происхождения жизни на Земле. Гипотеза биопоэза, симбиотического происхождения
эукариотических клеток. Биосфера. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на
биосферу.
Тема 6. Работа с контрольно - измерительными материалами (4 часа)

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество
часов

Тема 1. Основы учения об эволюции (9 часов)
1

Ч.Дарвин и основные положения его теории.

1

2

Вид, его критерии.

1

3

Популяции.

1

4

Генетический состав популяций. Изменение генофонда популяций.

1

5

Борьба за существование и её формы.

1

6

Естественный отбор и его формы.

1

7

Видообразование.

1

8

Макроэволюция, её доказательства.

1

9

Главные направления эволюции органического мира.

1

Тема 2. Основные методы селекции и биотехнологии ( 3 часа )
10

Методы селекции растений.

1

11

Методы селекции животных.

1

12

Селекция микроорганизмов. Современное состояние и перспективы
биотехнологий.

1

Тема 3. Антропогенез (4 часов)
13

Положение человека в системе животного мира.

1

14

Основные стадии антропогенеза.

1

15

Движущие силы антропогенеза.

1

16

Расы и их происхождение.

1

Тема 4. Основы экологии (10 часов)
17

Что изучает экология.

1

18

Среда обитания организмов и её факторы. Местообитание и экологические ниши.

1

19

Основные типы экологических взаимодействий.

1

20

Основные экологические характеристики популяции.

1

21

Экологические сообщества.

1

22

Структура сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах.

1

23

Пищевые цепи. Экологические пирамиды.

1

24

Экологические сукцессии.

1

25

Влияние загрязнений на живые организмы.

1

26

Основы рационального природопользования.

1

Тема 5. Эволюция биосферы и человек ( 4 часа )
27

Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении 1
жизни.

28

Основные этапы развития жизни на Земле.

1

29

Эволюция биосферы.

1

30

Антропогенное воздействие на биосферу.

1

Тема 6. Работа с контрольно – измерительными материалами ( 4 часа )
31,32,33,34

Итого: 34 часа

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».