Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс

Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15
«РАССМОТРЕНО»

«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДЕНО»

Руководитель МО

Заместитель директора по УР

Директор МАОУ СОШ № 15

_____________ А.Р. Сабирова

___________ А.А. Чухланцева

____________ Н. Б. Минханова

«_____» _____________ 2017
г.

«_____» ____________ 2017 г.

«_____» ______________ 2017 г.

Рабочая программа
по модулю «Основы мировых религиозных культур»
комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
для 4 класса
(На 2017 – 2022г.г)

Составитель: Сабирова Альфира Рафановна
Учитель начальных классов
1 квалификационной категории

2017

п. Карпушиха
Аннотация к рабочей программе предмета ОРКСЭ 4 класс
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России является ключевой задачей современной государственной образовательной политики
Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и
социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно
зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей
и следования им в личной и общественной жизни.
Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из
задач «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального
образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского
общества» и, как результат, «формирование целостного, социально ориентированного
взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий».
Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является одной из
приоритетных

задач

современной образовательной

системы

и представляет

собой

законодательно закрепленный социальный заказ для общего образования.
С 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации вводится курс «Основы
религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ) в соответствии с
поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и
Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г.
(ВП-П44-4632).
Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотиваций к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и
религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
1) знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2) развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и
ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3) обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностносмысловых

мировоззренческих

основ,

обеспечивающих

целостное

восприятие

отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени
основной школы;
4) развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя
общественного мира и согласия.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено
проведение и защита творческих проектов и презентаций – 4 часа.
Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является
культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о
нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций
многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного
общества, а также своей сопричастности к ним.
Курс включает 6 модулей-учебников: «Основы православной культуры», «Основы
исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры»,
«Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики» и является единой
комплексной учебно-воспитательной системой. Все модули согласуются между собой по
педагогическим целям, задачам, требованиям к достижениям конечных результатов, а также
в системе содержательных, понятийных и ценностно-смысловых связей с другими
гуманитарными предметами начальной школы.
Содержание учебников согласовано с руководителями и уполномоченными лицами
соответствующих религиозных организаций. Учебники «Основы мировых религиозных
культур» издательства «Просвещение» авторы: А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С.
Токарева (руководитель авторского коллектива), А. А. Ярлыкапов. Автор уроков 1, 30
А. Я. Данилюк.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых
религиозных культур», должно обеспечить:


понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни
человека и общества;



формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;



знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и
их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;



укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и
развития культурных и духовных ценностей.



Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно
направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам


Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину;



Формирование образа мира как единого и целостного при

разнообразии культур,

национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех
народов;


Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;



Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;



Воспитание

доброжелательности

и

эмоционально-нравственной

отзывчивости,

понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм
регуляции своих эмоциональных состояний;


Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;



Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам


овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а
также находить средства её осуществления;



формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в
их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;



адекватное

использование

коммуникационных

речевых

технологий

для

средств
решения

и

средств

различных

информационно-

коммуникативных

познавательных задач;


умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

и



овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного

построения

речевых

высказываний

в

соответствии

с

задачами

коммуникации;


овладение

логическими

действиями

анализа,

синтеза,

сравнения,

обобщения

классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;


готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;



определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении
ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.

Требования к предметным результатам


знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность,
долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального
народа России;



знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в обществе;



формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в
истории и современности России;



осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Основной формой организации учебного процесса в 4 классе (при изучении основ

мировых религиозных культур) является традиционный школьный урок. Для закрепления
изученного материала проводится беседа (собеседование). В 4 классе (при освоении
нравственных основ мировых религиозных культур) беседа является основной формой
проведения занятий.

Занятия

по курсу «Основы мировых религиозных

культур»

рекомендуется сопровождать демонстрацией изображений, совместным чтением и другими
источниками, прослушиванием произведений, уроками - экскурсиями. При изучении основ
мировых религиозных культур отметки не выставляются.

Планируемые результаты освоения программы
В результате усвоения программного материалы обучающиеся получат представление:


о мировых религиях;



об основателях религий мира,



о священных книгах религий мира;



о понятиях «грех», «раскаяние», «воздаяние»,



об искусстве в религиозной культуре;

узнают:


названия мировых религий,



имена основателей религий мира,



названия основных праздников религий мира,



особенности священных зданий каждой из традиционных религий;

научатся:


воспроизводить историю происхождения каждой из мировых религий;



работать с различными источниками информации;



осуществлять творческую деятельность;



овладеют культурой поведения в священных сооружениях мировых религий.

В результате изучения предмета у обучающихся будут сформированы универсальные
учебные действия как основа умения учиться.
Характеристика универсальных учебных действий
Предметные:


знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность,
долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального
народа России;



знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в обществе;



формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и
их роли в истории и современности России;



осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Метапредметные:


овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а
также находить средства ее осуществления;



формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в
их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;



адекватное

использование

коммуникационных

речевых

технологий

для

средств
решения

и

средств

различных

информационно-

коммуникативных

и

познавательных задач;


умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;



овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного

построения

речевых

высказываний

в

соответствии

с

задачами

коммуникации;


овладение

логическими

действиями

анализа,

синтеза,

сравнения,

обобщения,

классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;


готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;



определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении
ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.

Личностные:


формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину;



формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех
народов;



развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;



развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;



воспитание

доброжелательности

и

эмоционально-нравственной

отзывчивости,

понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм
регуляции своих эмоциональных состояний;



развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;



наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным
и духовным ценностям.
Содержание программы

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
(1 час).
Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности
восточного христианства. Культура и религия.
Блок 2. Основы религиозных культур (28 часов).
Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние
религии на культуру.
Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство.
Буддизм.
Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед.
Буддизм. Сиддхартха Гуатама.
Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они
назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Священная книга буддизма –
«Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия.
Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран.
Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские
священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская
община – сангха.
Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях
мира.
Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в
Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство
православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения.
Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях.
Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама.
Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма.
Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси.
Православное христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб).
Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник
Иван Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы
(староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм,
буддизм в истории России.
Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях мира.
Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении
человека в буддизме.
Религиозные
Христианство:

ритуалы.

Что

основные

такое

Таинства.

ритуалы
Ислам:

(обряды),
ежедневная

история

их

молитва

возникновения.

намаз.

Иудаизм:

еженедельная традиция – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва
(мантра).
Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы в
искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях.
Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и
буддизме. Праздники в религиях мира. Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука).
Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Уразабайрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган).
Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных
религий России к семье.
Долг, свобода, ответственность, труд. Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд»
в разных религиях.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в
различных религиях.
Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).
Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается Россия.

Тематическое планирование прохождения учебного материала
по основам мировых религиозных культур («Основы мировых
религиозных культур» А.Л.Беглов, Е.В.Саплина),
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и
общества (1 час)
№

№ в
теме

п/п
1.

1.

Содержание материала

Количество
часов

Россия – наша Родина.

1 час

Блок 2. Основы религиозных культур (28 часов)
2.

1.

Культура и религия

1 час

3.

2.

Культура и религия

1 час

4.

3.

Возникновение религий.

1 час

5.

4.

Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

1 час

6.

5.

Священные книги религий мира

1 час

7.

6.

Священные книги религий мира

1 час

8.

7.

Хранители предания в религиях мира

1 час

9.

8.

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

1 час

10.

9.

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

1 час

11.

10.

Человек в религиозных традициях мира

1 час

12.

11.

Священные сооружения

1 час

13.

12.

Священные сооружения

1 час

14.

13.

Искусство в религиозной культуре

1 час

15.

14.

Искусство в религиозной культуре

1 час

16.

15.

Творческие работы ученика

1 час

17.

16.

Творческие работы ученика

1 час

18.

17.

История религий в России

1 час

19.

18.

История религий в России

1 час

20.

19.

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

1 час

21.

20.

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

1 час

22.

21.

Паломничества и святыни.

1 час

23.

22.

Праздники и календари

1 час

24.

23.

Праздники и календари

1 час

25.

24.

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

1 час

26.

25.

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

1 час

27.

26.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь

1 час

28.

27.

Семья.

1 час

29

28.

Долг, свобода, ответственность, труд.

1 час

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
30.

1.

Любовь и уважение к Отечеству.

1 час

31.

2.

Подготовка творческих проектов.

1час

32.

3.

Выступление учащихся со своими творческими работами

1 час

33.

4

Выступление учащихся со своими творческими работами

1 час

34.

5.

Презентация творческих проектов

1 час

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

6033324505102036708305
5942814681798613386857
5793
Минханова Наталья
Борисовна
С 29.03.2021 по
29.03.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».