программа по литературному чтению 1-4

Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО

Заместитель директора по УР

Директор МАОУ СОШ № 15

_____________ А.Р. Сабирова

___________ А.А. Чухланцева

____________ Н. Б. Минханова

«_____» _____________ 2017 г.

«_____» ____________ 2017 г.

«_____» ______________ 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Литературное чтение»
1-4 классы
(2017-2022 гг.)

Разработано на ШМО
учителей начальных классов

2017 год
п. Карпушиха

Аннотация к рабочей программе учебного предмета
«Литературное чтение».
1-4 классы
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного
приказом Министерство образования и науки России от 06.10.2009 г. №373; на основании
рабочих программ предметной линии учебников «Литературное чтение» 1-4 классы, авторы Л.Ф.
Климанова, В.Г. Горецкий и т.д. Москва, «Просвещение», 2017г. Рабочая программа является
приложением к основной образовательной программе начального общего образования МАОУ
СОШ № 15.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
- Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и
приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности.
- Развитие художественно- творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического
отношения к слову и умения понимать художественное произведение.
- Обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной
литературы; формирование нравственных чувств и представлений о добре, дружбе, правде и
ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов
России и других стран.
В рабочей программе представлены:
- планируемые результаты освоения учебного предмета;
- содержание учебного предмета;
- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой
темы.
Рабочая программа предусматривает изучение литературного чтения в начальной
общеобразовательной школе из расчета в 1-3 классах 4 часа в неделю. В 4 классе 3 часа в
неделю: в 1 классе - 126 ч. В 2 – 3 кл. по 129 ч, в 4 классе - 95 ч. Всего на изучение
литературного чтения на уровне начального общего образования отводится 479 часов.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА Программа
обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных,
метапредметных, предметных результатов.
Личностные результаты:
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной
принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества»
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его единичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуации.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому
труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
У выпускника будут сформированы:
 внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, ориентации на
содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего
ученика»;
 широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей
и других людей;
 способность к оценке своей учебной деятельности; основы гражданской идентичности,
своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи,
представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою
Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
 ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
 знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
 развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; установка на
здоровый образ жизни;
 основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения; чувство прекрасного и эстетические чувства на
основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
 внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к ОО,
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
 выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; устойчивого
учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
 адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
 установки на здоровый образ жизни и еѐ реализации в реальном поведении и
поступках; осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств
других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на
помощь другим и обеспечение их благополучия;
 установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и
поступках, в т.ч. с использованием возможностей ВФСК ГТО.

Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определят наиболее
эффективные способы достижения ее результата.
4. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
6. Использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач.
7. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и
познавательных задач.
8. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации, соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета.
9. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменных
формах.
10. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
11. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
12. Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
13. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества.
14. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, явлений и
процессов действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.
15. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающие
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
16. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования, формирование начального уровня культуры пользования словарями в
системе универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД: Выпускник
научится:
 принимать и сохранять учебную задачу;
 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
 учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в
интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
 различать способ и результат действия;
 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для
создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой
форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и
иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
 преобразовывать практическую задачу в познавательную;
 самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале;
 осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
 самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные УУД: Выпускник
научится:
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве Интернета;
 осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о
себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
 строить сообщения в устной и письменной форме;
 ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
 владеть основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь
текстов);
 осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
 осуществлять синтез как составление целого из частей;
 проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
 обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда
или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
 осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
 владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек
и Интернета;
 записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;

 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;
 осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая
и восполняя недостающие компоненты;
 осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
 произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе
сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и
дистанционного общения;
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
 строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и
видит, а что нет;
 задавать вопросы;
 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
 учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от
собственной;
 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
 аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
 продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и
позиций всех участников;
 с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения
действия;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
 адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.
Предметные результаты:
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и
передачи нравственных ценностей и традиций;

2. Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире,
российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и
зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование
потребности в систематическом чтении;
3. Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику
различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку
поступков героев;
4. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя,
элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5. Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации.
1 класс Литературное
чтение:
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится: воспринимать на слух различные виды текстов (художественные, научнопознавательные, учебные, справочные); осознавать цели изучения темы, представленной на
шмуцтитулах, толковать их в соответствии с изучаемым материалом под руководством учителя;
читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать
смысл прочитанного; читать различные книги, осуществлять выбор книги для самостоятельного
чтения по названию, оглавлению, обложке; различать понятия добро и зло на основе прочитанных
рассказов и сказок; принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным
произведениям; отвечать на вопросы по их содержанию; отвечать на вопрос: «Почему автор дал
своему произведению такое название?»; «Чем тебе запомнился тот или иной герой
произведения?»; называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения,
обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных
героев; различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности
под руководством учителя; анализировать с помощью учителя (о каком предмете идѐт речь, как
догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками; читать и понимать смысл пословиц и
поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с
пословицей и поговоркой.
Выпускник получит возможность научиться: читать, соблюдая орфоэпические и
интонационные нормы чтения; читать целыми словами с постепенным увеличением скорости
чтения; при чтении отражать настроение автора; ориентироваться в учебной книге, еѐ
элементах; находить сходные элементы в книге художественной; просматривать и выбирать
книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по
совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в рабочей тетради; осмыслять
нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить
их нравственный смысл с изучаемыми произведениями; распределять загадки на тематические
группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством
учителя.
Творческая деятельность
Выпускник научится: пересказывать текст подробно на основе картинного плана под
руководством учителя; восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под
руководством учителя; составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного
произведения.

Выпускник получит возможность научиться: составлять небольшие высказывания о
ценности дружбы и семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего
высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять
пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем; сочинять свои
загадки в соответствии с представленными тематическими группами, используя средства
художественной выразительности.
Литературоведческая пропедевтика
Выпускник научится: различать малые фольклорные жанры (загадка, песенка, потешка) и
большие фольклорные жанры (сказка); отличать прозаический текст от поэтического; находить
различия между научно-познавательным и художественным текстом; называть героев
произведения, давать характеристику.
Выпускник получит возможность научиться: отгадывать загадки на основе выявления
существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с
народными ремѐслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои
загадки в соответствии с тематическими группами; находить в текстах народных и
литературных сказок факты, связанные с историей России, еѐ культурой (исторические
события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.); использовать знания о рифме,
особенностях стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки, юмористического
произведения в своей творческой деятельности, пересказывать текст подробно на основе
коллективно составленного плана и под руководством учителя.
2 класс Литературное
чтение:
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится: понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах,
пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приѐмами чтения
(комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение); читать целыми словами со
скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать
настроение автора; ориентироваться в учебной книге, еѐ элементах; находить сходные элементы в
книге художественной; просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска
нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои
читательские успехи в «Рабочей тетради»; осознавать нравственное содержание пословиц,
поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми
произведениями; распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки
на основе предложенного в учебнике алгоритма; соотносить заголовок текста с содержанием,
осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять
характер литературных героев, приводить примеры их поступков.
Выпускник получит возможность научиться: читать вслух бегло, осознанно, без искажений,
выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по
смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; понимать смысл
традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять
подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях,
происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;
употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему; наблюдать,
как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает.
Творческая деятельность
Выпускник научится: пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного
плана или опорных слов под руководством учителя; составлять собственные высказывания на
основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.

Выпускник получит возможность научиться: сочинять свои произведения малых жанров
устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями ииндивидуальной
задумкой; творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.
Литературоведческая пропедевтика
Выпускник научится: различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки,
осознавать их культурную ценность для русского народа; находить различия между научнопознавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его
принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий;
использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы,
песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературнотворческой деятельности.
Выпускник получит возможность научиться: понимать особенности стихотворения:
расположение строк, рифму, ритм; определять героев басни, характеризовать их, понимать
мораль и разъяснять ее своими словами; находить в произведении средства художественной
выразительности; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор,
находить доказательство этому в тексте.
3 класс Литературное чтение:
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится: читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая
свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы
между предложениями и частями текста; осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное,
выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения; понимать смысл традиций и
праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к
национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях,
происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и
товарищами по классу; употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на
заданную тему наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом
испытывает; рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные
понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты
разрешения конфликтных ситуаций; пользоваться элементарными приемами анализа текста;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на
художественное произведение по образцу; самостоятельно читать произведение, понимать
главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому
доказательства в тексте; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них
ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или
подтверждения собственного мнения; делить текст на части; озаглавливать части, подробно
пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план; находить книги для
самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.);
при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, ее элементы; делиться своими
впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них; пользоваться
тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Выпускник получит возможность научиться: понимать значимость произведений великих
русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для
русской культуры; выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение,
паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня
читается с сатирическими нотками и пр.); читать вслух бегло, осознанно,
без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте,
выражая свое отношение к содержанию и героям произведения; пользоваться элементарными
приемами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения
великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения,

справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать
образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово
способно создавать яркий образ; участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать
примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения; формулировать один
вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей
прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме; делить текст на
части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать
связки для соединения частей; находить в произведениях средства художественной
выразительности; готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных
конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в
библиотеке; пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь
на самостоятельно составленный
план; соблюдать
при пересказе
логическую
последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст;
пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя,
обстановки) или рассуждения.
Творческая деятельность
Выпускник научится: сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного
творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой; писать
небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по
пословице, по аналогии с прочитанным текстом — повествованием; пересказывать содержание
произведения от автора, от лица героя; сказывать русские народные сказки, находить в них
непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники,
описываемые в народных сказках.
Выпускник получит возможность научиться:
составлять рассказы об особенностях
национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора,
летописей, былин, житийных рассказов);
подбирать
материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли
известных писателей, ученых по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся,
осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника
(«Русские
национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные
праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов,
литературных
праздниках, посвященных великим русским поэтам; участвовать в
читательских конференциях; писать отзыв на прочитанную книгу. Литературоведческая
пропедевтика
Выпускник научится: понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять еѐ своими словами;
соотносить с пословицами и поговорками; понимать, позицию какого героя произведения
поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте; осмысливать специфику народной и
литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и
литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия; находить в
произведении средства художественной выразительности.
Выпускник получит возможность научиться: сравнивать, сопоставлять, делать
элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий
(фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств
художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора); определять позиции
героев и позицию автора художественного текста; создавать прозаический или поэтический
текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной
выразительности.
4 класс Литературное чтение:
Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится: понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов
(Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры; читать
вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и
предложения в тексте, выражая свое отношение к содержанию и героям произведения; выбирать
при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра
(сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками
и пр.); пользоваться элементарными приемами анализа текста с целью его изучения и
осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и
эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически
воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте,
понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ; участвовать в
дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить
эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на
проблему; делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план
пересказа, продумывать связки для соединения частей; находить в произведениях средства
художественной выразительности; готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в
книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в
городской библиотеке.
Выпускник получит возможность научиться: осознавать значимость чтения для дальнейшего
успешного обучения по другим предметам; приобрести потребность в систематическом
просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и
художественной литературы; воспринимать художественную литературу как вид искусства;
осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать
ему нравственно-эстетическую оценку; соотносить нравственно-эстетические идеалы автора,
раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о
добре и зле; на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи
(повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос,
описание — характеристика героя); работать с детской периодикой.
Творческая деятельность
Выпускник научится: пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко,
опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую
последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст;
пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя,
обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица; составлять рассказы об
особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений
(фольклора, летописей, былин, житийных рассказов); подбирать материалы для проекта,
записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, ученых по данной теме,
делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни;
готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и
обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах,
конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвященных великим русским поэтам; участвовать
в читательских конференциях; писать отзыв на прочитанную книгу.
Выпускник получит возможность научиться: создавать собственные произведения,
интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма,
диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).
Литературоведческая пропедевтика
Выпускник научится: сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных
текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература,
структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение,
олицетворение, метафора).

Выпускник получит возможность научиться: определять позиции героев и позицию автора
художественного текста; создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на
основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание) Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение
различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на
вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий,
осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному,
научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному
чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом
чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего
темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных
норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание
смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и
жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое,
выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей
разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста:
художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания
этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое
освоение умения отличать текст от набора предложений.
Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые
части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать
выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение
справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник
необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление).
Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление,
титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с
опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая
печать, справочные издания (справочники, словари, 117 энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам
в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту
словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его
адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста:
своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор
есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев,
анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина»,
представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов
России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное
воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное

воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики
(по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно- выразительных средств
данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие.
Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по
аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста,
авторских помет, имен героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий
(передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или
ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение
главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части всего текста, составление
плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно
сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя
произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое),
описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное
описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по
общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия
произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного
и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих
особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим
текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление
причинно - следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части.
Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по
воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему.
Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы,
отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; 118 выслушивать, не перебивая,
собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению
(учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной
точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в
условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе
фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность),
целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого
объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос.
Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или
прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста.
Передача
впечатлений
(из
повседневной
жизни,
художественного
произведения,
изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).
Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование
выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей
монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий,
короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия,
характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы,
антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на
заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков
отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения
современной отечественной (с учетом многонационального характера России) зарубежной
литературы, доступные для восприятия младших школьников. Представленность разных видов
книг: историческая, приключенческая, фантастическая,
научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания
(по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе,
детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств
выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный
образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь,
поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов
рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение
(монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей
стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни,
потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного
смысла. Сказки (о животных, бытовые, 119 волшебные). Художественные особенности сказок:
лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и
выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности
учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование,
знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их
(установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение
этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного
текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин
художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (126 ч)
№п/п Темы уроков

Количество

1.

2.

Добукварный период
1. Знакомство с учебником. Речь устная и письменная.
016н -2017
2.Мир звуков и знаков. Предложение. Предмет и слово.
3.Устная и письменная речь. Деление слова на слоги.
4.Ударение в словах.
5.Слова и звуки в нашей жизни. Слог-слияние.
6.Представление о звуке. Гласные и согласные звуки.
7.Согласный звук. Слияние согласного и гласного.
8. Слогообразующая роль гласных.
9. Игры, песенки, потешки.
10.Гласная буква А, обозначающая звук а.
11.Гласная буква О, обозначающая звук о.
12.Гласная буква И, обозначающая звук и.
13.Сказки русских писателей.
14.Гласная буква ы, обозначающая звук ы.
15.Гласная буква У, обозначающая звук у.
16.Гласные звуки и буквы.
Букварный период
1. Согласная буква Н.
2. Согласная буква С.
3. Согласная буква К.
4. Согласные буквы. Правописание имен собственных.
5. Согласная буква Т.
6. Чтение слогов, слов и предложений с буквами Т, т.
7. Согласная буква Л, л.
8. Чтение слогов, слов, предложений с буквами Л, л
9. Согласная буква Р.
10. Чтение слогов, слов, предложений с буквами Р, р
11. Согласная буква В.
12. Чтение слогов, слов, предложений с буквами В, в
13. Гласная буква Е.
14. Буква Е – показатель мягкости согласных звуков.
15. Согласная буква П.
16. Чтение слогов, слов, предложений с буквами П, п
17. Согласная буква М. Москва - столица России.
18. Чтение слогов, слов, предложений с буквами М, м.
19. Согласная буква З.
20. Чтение слогов, слов, предложений с буквами З, з.
21. Согласная буква Б.
2223. Чтение слов и текстов с буквой Б,б
24 Согласная буква Д.
25. Чтение слов с буквой Д,д.
26. Сказки русских писателей.
27. Гласная буква Я.
28. Буква Я – показатель мягкости согласных звуков.
29. Согласная буква Г.

часов
16
ИОТ

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
61
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1

30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.

3.

4.

Литературные сказки разных народов.
Чтение предложений, текстов с буквами Г, г.
Согласная буква Ч
Чтение слов, и предложений с буквой Ч. Сочетание ча.
Рассказы о природе.
Буква ь – показатель мягкости согласных звуков.
Ь – в конце и середине слова.
Согласная буква Ш.
Сказки – былины о богатырях.
Чтение слов, предложений, текстов с Ш. Сочетание ши.
Согласная буква Ж.
Чтение слов, предложений с буквами Ж и Ш.
Гласная буква Ё, обозначающая 2 звука.
Чтение слов, предложений с буквами Ё, ё. Буква Ё – показатель
43. мягкости согласных.
44. Согласная буква Й.
45. Чтение слов, предложений с буквой Й.
46. Согласная буква Х.
47. Чтение слов, предложений с буквами Х, х
48. Гласная буква Ю.
49. Сказки о детях.
50. Чтение слов, предложений с буквами Ю, ю.
51. Согласная буква Ц.
52. Чтение слов, предложений с Ц.
53. Гласная буква Э.
54. Чтение слов, предложений с буквами Э, э.
55. Согласная буква Щ.
56. Сочетания ща, щу. Чтение предложений и текстов с буквами Щ, щ.
57. Моя любимая книжка.
58. Согласная буква Ф.
59. Чтение предложений, текстов с буквой Ф.
60. Буква Ъ. Алфавит. Стихотворения, потешки, песенки, считалки.
61. Разделительные знаки.
Послебукварный период
1. К. Ушинский «Наше Отечество».
2. В. Куприн « Первоучители словенские. Первый букварь».
3. Произведения А.С. Пушкина.
4. Произведения Л.Н. Толстого.
5. Произведения К. Д. Ушинского.
6. К. И. Чуковский «Телефон», «Путаница»
7. В.В. Бианки « Первая охота».
8. С. Я. Маршак « Дважды два», «Угомон»
9. Веселые рассказы.
10. М. М. Пришвин «Предмайское утро», « Глоток молока».
11. А. Л. Барто Стихи. С. В. Михалков
12. Б. Заходер и В. Берестов
Жили-были буквы
1. Знакомство с учебником. В. Данько "Загадочные буквы"
2. Авторская сказка И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А».
3. С. Черный «Живая азбука»; Ф. Кривин «Почему А поется, а Б

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1

нет».
Приемы словесного рисования. Г. Сапгир «Про медведя», Т.
4. Собакин « Как ловкий бегемот»

5.

6.

С. Маршак "Жили – были буквы". Из старинных книг.
5. Разноцветные страницы.
Сказки, загадки, небылицы.
1. Е.Чарушин "Теремок"
2-3.Русская народная сказка «Рукавичка».
4. Произведения малых фольклорных жанров: загадки, песенки…
5. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».
6. А.С. Пушкин. Стихи.
7. Русская народная сказка « Петух и собака».
8. Повторение и обобщение по разделу сказки, загадки и небылицы
Апрель! Апрель! Звенит капель…
1. Стихотворные тексты. А. Плещеев «Сельская песенка».
А. Майков «Весна»; «Ласточка промчалась…», Т. Белозеров
2. «Подснежники». С. Маршак «Апрель».
3. Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Е. Трутневой

1

1
8
1
2
1
1
1
1
1
4
1
1
1

7.

8.

9.

4. Стихотворения В.Берестова, Р.Сефа. Произведения из старинных
Повторение и обобщение по теме «Апрель! Апрель! Звенит капель»
И в шутку и всерьез.
Особенности юмористических произведений И. Токмакова «Мы
1. играли в хохотушки».
2. Герои произведения Н. Артюховой «Саша-дразнилка»
3. И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки».
4. К. Чуковский « Телефон», М. Пляцковский "Помощник"
5. Из старинных книг. К. Ушинский « Что хорошо, а что дурно»
Я и мои друзья.
1. Прозаические тексты. Ю. Ермолаева «Лучший друг».
2. Е. Благинина «Подарок».
3. В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны».

1

4. Р. Сеф. «Совет», В. Орлов «Если дружбой дорожить»

1

5. И. Пивоварова «Вежливый ослик».
6. С. Маршак «Хороший день».
7 М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю.Энтин "Про дружбу
Из старинных книг. Д. Тихомиров « Мальчики и лягушки»,
8 «Находка» Обобщение по разделу.
"О братьях наших меньших.
1. С. Михалков «Трезор», Р.Сеф "Кто любит собак".
2. И. Токмакова «Купите собаку».
3. М.Пляцковский «Цап Царапыч». Г.Сапгир «Кошка».
4. Научно – познавательный текст В. Берестов «Лягушата»,
В. Лунин « Никого не обижай», С. Михалков "Важный совет", Д.
5. Хармс "Храбрый ёж"
6. Н. Сладков «Лисица и Ёж»

1
1
1

7. Разноцветные страницы С. Аксаков "Гнездо"

1

5
1
1
1
1

1
8
1
1
1

1
7
1
1
1
1
1
1

2 класс (129ч)
№п/
п
1.

2.

Темы уроков
Самое великое чудо на свете
1. Введение. Знакомство с учебником. ИОТ 016н - 2017
2. Игра "Крестики-нолики"
3. Самое великое чудо на свете.
4 Библиотеки, о чем может рассказать библиотека.
5. Книги.
6. Р. Сеф "Читателю"
Устное народное творчество
1. Устное народное творчество
2 Русские народные песни

Количество
часов
6

1
1
1
1
1
1
15
1
1

3.

4.

3. Русские народные потешки и прибаутки
4. Скороговорки, считалки, небылицы
5. Загадки, пословицы, поговорки
6 Народные сказки. Ю. Мориц " Сказка по лесу идёт..."
7. Русская народная сказка "Петушок и бобовое зернышко"
8. Русская народная сказка "У страха глаза велики"
9. Русская народная сказка "Лиса и тетерев"
10 Русская народная сказка "Лиса и Журавль"
11. Русская народная сказка "Каша из топора"
1213. Русская народная сказка "Гуси-лебеди"
14. Викторина по сказкам.
15 Обобщение по разделу "Устное народное творчество"
Русские писатели
1. Люблю природу русскую! Осень
2. Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной..."
3. К.Бальмонт "Поспевает брусника...", А. Плещеев "Осень
наступила..."
4. А.А. Фет "Ласточки пропали..."
5. "Осенние листья"- тема для поэтов
6. В.Д.Берестов"Хитрые грибы";
7. М.М.Пришвин "Осеннее утро", И.Бунин "Сегодня так светло
кругом..."
8. Обобщение по разделу "Люблю природу русскую. Осень"
9. А.С.Пушкин "У лукоморья..."
10. Стихотворения А.С. Пушкина
11. А.С. Пушкин. Сказки.
12. А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке". Характеристика героев.
13. А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" Деление текста на части.
14. Обобщение по теме "Сказки А.С.Пушкина"
15. И.А. Крылов " Лебедь, рак и щука"
16 И.А. Крылов " Стрекоза и муравей"
17. Л.Н. Толстой "Старый дед и внучек"
1819. Л.Н. Толстой "Филиппок"
20. Л.Н.Толстой "Правда всего дороже", "Котенок"
21. И.П. Токмакова. Ю.Н.Могутин Веселые стихи
22. Обобщение о разделу "Русские писатели"
О братьях наших меньших
1. О братьях наших меньших.
2. Б.В. Заходер "Плачет киска"; И.М. Пивоварова "Жила-была
собака"
3. В.Д. Берестов "Кошкин щенок"
4. Поговорим о домашних животных
5. М.М. Пришвин "Ребята и утята"
6. М.М. Пришвин "Ребята и утята".Составление плана рассказа.
7. Е.И. Чарушин "Страшный рассказ"
8. Е.И. Чарушин "Страшный рассказ".Деление текста на части.
9. Б.С.Житков"храбрый утенок"

1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
22
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1

5.

6.

7.

8.

10. В.В. Бианки "Музыкант"
11. В.В. Бианки "Сова"
12. Обобщение по разделу "О братьях наших меньших"
Из детских журналов
1.
Из детских журналов.
2.
Д.И.Хармс"Игра"
3.
Д.И.Хармс"Вы знаете?"
4.
Д.И.Хармс; С.Я. Маршак "Веселые чижи"
5.
Д.И.Хармс"Что это было?"
6.
Д.И.Хармс"Очень-очень вкусный пирог"
7.
Ю.Д.Владимиров "Чудаки"
8.
А.и. Введенский "Ученый Петя", "Лошадка"
9.
Обобщение по разделу"Из детских журналов".
Люблю природу русскую! Зима
1.
Люблю природу русскую! Зима.
2.
И.А.Бунин, К.Д.Бальмонт, Я.Л.Аким. Стихи о первом снеге
3.
Ф.И. Тютчев "Чародейкою зимою..."
4.
С.А.Есенин "Поет зима, аукает"; "Береза"
5.
Русская народная сказка "Два мороза"
6.
С.В.Михалков "Новогодняя быль"
7.
А.Л.Барто "Дело было в январе"
8.
Обобщение по разделу "Люблю природу русскую! Зима.
9.
Проверочная работа. Оценка своих достижений
Писатели- детям
1.
Введение в раздел "Писатели - детям"
2.
К.И.Чуковский "Путаница"
3.
К.И.Чуковский "Радость"
4-5. К.И.Чуковский "Федорино горе"
6.
С.Я.Маршак "Кот и лодыри"
7.
С.В.Михалков "Мой секрет", "Сила воли"
8.
С.В.Михалков "Мой щенок"
9.
А.Л.Барто "Веревочка"
10. А.Л.Барто "Мы не заметили жука", "В школу"
11. А.Л.Барто "Вовка добрая душа"
12. Н.Н.Носов "Затейники"
13. Н.Н.Носов "Живая шляпа"
1415. Н.Н.Носов "На горке"
16. Обобщение по разделу: "Писатели-детям."
Я и мои друзья
1.
Введение в раздел "Я и мои друзья"
2.
В.Д. Берестов, Э.Э.Мошковская, В.В.Лунин. Стихи
3.
Н.А.Булгаков "Анна, не грусти!"
4.
Ю.И.Ермолаев "Два пирожных"
5.
В.А.Осеева " Волшебное слово"
6.
В.А.Осеева " Хорошее"
7-8. В.А.Осеева " Почему?"Деление на части.
9.
Обобщение по разделу:"Я и мои друзья."

1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
9
1
1
1
1
1
1
2
1

9.Люблю природу русскую! Весна
1. Введение в раздел "Люблю природу русскую! Весна"
2. Стихи Ф.И.Тютчева о весне
3. Стихи А.Н.Плещеева о весне
4. А.А.Блок "На лугу"
5. С.Я.Маршак " Снег теперь уже не тот"
6. И.А.Бунин "Матери"
7. А.Н.Плещеев "В бурю"
8. Е.А.Благинина "Посидим в тишине"
9. Э.Э.Мошковская "Я маму мою обидел"
10. Обобщение по разделу
10.И в шутку и в серьез
1. Введение в раздел "И в шутку и в серьез"
2. Б.В.Заходер "Товарищам детям", "Что красивей всего?"
34. Б.В.Заходер "Песенки Винни-Пуха"
56. Э.Н.Успенский "Чебурашка"
7. Стихи Э.Н.Успенского
8. Стихи В.Д.Берестова
9. Стихи И.Токмаковой
1011. Г.Б.Остер "Будем знакомы"
1213. В.Ю.Драгунский "Тайное становится явным"
14. Обобщение по разделу.
11.

10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
1
1
2
2
1
1
1
2
2
1

Литература зарубежных стран

7

1. Введение в раздел "Литература зарубежных стран"

1

2. Американские и английские народные песенки

1

3. "Сьюзон и мотылек"; "Знают мамы, знают дети"

1

4. Ш.Пьеро "Кот в сапогах"

1

5. Ш.Пьеро "Красная Шапочка"

1

6. Г.Х.Андерсен "Принцесса на горошине"
7.Э.Хогарт "Мафин и паук"

1
1

3 класс (129 ч)
№п/
п

Темы уроков

Количеств
о
часов

1. Введение. Знакомство с учебником. ИОТ 016н - 2017

1

2. Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения.

1

3. Первопечатник Иван Федоров.

1

4. О первопечатнике Иване Фёдорове.

1

5. Обобщающий урок по разделу. Тест №1.

1

6.

Русские народные песни.

1

7.

Шуточные народные песни.

1

8.

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

1

9.Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская

1

10

посуда, дымковская и богородская игрушка.
Произведения прикладного искусства. Дымковская и богородская
игрушка

1

11

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец

1

Иванушка».
12

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец

1

Иванушка»
13. Русская народная сказка «Сивка-бурка».

1

14. Русская народная сказка «Сивка-бурка»

1

15. Сочиняем волшебную сказку.

1

16. Сочиняем волшебную сказку.

1

17. Обобщающий урок по разделу. Устное народное творчество.

1

18. Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений.

1

19. Работа над проектом. Сочиняем волшебную сказку.

1

20. Поэтическая тетрадь Знакомство с названием раздела.

1

21.

1

Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научнопопулярной статьи Я. Смоленского).

22. Ф. Тютчев «Весенняя гроза».

1

23. Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут

1

осенние листья».
24. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой

1

нивой...».
25. И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно...».

1

26. И. Никитин «Встреча зимы».

1

27. И. Никитин «Встреча зимы».

1

28. И. Суриков «Детство».

1

29. И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины

1

природы в лирическом стихотворении.
30. Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по

1

разделу «Поэтическая тетрадь 1»).
31. Первый снег.

1

32. А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о

1

жизни А.С. Пушкина».
33. А.Пушкин. За весной, красой природы.

1

34. А. Пушкин «Уж небо осенью дышало».

1

35. А. Пушкин «В тот год осенняя погода».

1

36. А. Пушкин «Зимний вечер». «Зимнее утро».

1

37. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...».

1

38. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»

1

39. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...».

1

40. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»

1

41. И. Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе

1

статьи учебника, книг о Крылове.
42. И.Крылов «Мартышка и очки».

1

43. И. Крылов «Зеркало и Обезьяна».

1

44. И. Крылов «Ворона и Лисица».

1

45. М. Лермонтов. Статья В.Воскобойникова. Подготовка сообщения

1

на основе статьи.
46. М. Лермонтов «Горные вершины...», «На севере диком стоит

1

одиноко...».
47. М. Лермонтов «Утес».

1

48. М. Лермонтов «Осень».

1

49. Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка

1

сообщения.
50. Л. Толстой «Акула».

1

51. JI. Толстой «Прыжок».

1

52. J1. Толстой «Лев и собачка».

1

53. Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из

1

моря?». Сравнение текстов.
Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из
54. моря?».

1

55. Обобщающий урок.

1

56. Н. Некрасов «Славная осень».

1

57. Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором…».

1

58. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

1

59. К. Бальмонт «Золотое слово».

1

60. И. Бунин. Выразительное чтение стихотворений.

1

61. Урок-обобщение по разделу «Поэтическая

1

тетрадь 2», Оценка достижений.
62. Знакомство с литературными сказками.

1

63. Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» (присказка).

1

64. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши,

1

Косые Глаза, Короткий Хвост».
65. В. Гаршин «Лягушка-путешественница».

1

66. В. Одоевский «Мороз Иванович».

1

67. В. Одоевский «Мороз Иванович»

1

68. М. Горький «Случай с Евсейкой».

1

69. М. Горький «Случай с Евсейкой»

1

70. К. Паустовский «Растрепанный воробей».

1

71. К. Паустовский «Растрепанный воробей»

1

72. К. Паустовский «Растрепанный воробей».

1

73. К. Паустовский «Растрепанный воробей».

1

74. А. Куприн «Слон».

1

75. А. Куприн «Слон».

1

76. А. Куприн «Слон»

1

77. А. Куприн «Слон».

1

78. Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка

1

достижений.
79. С. Черный «Что ты тискаешь

1

утенка?..».
80. С. Черный «Воробей», «Слон».

1

81. А. Блок «Ветхая избушка».

1

82. А. Блок «Сны», «Ворона».

1

83. С. Есенин «Черемуха».

1

84. Обобщающий урок по разделу. «Поэтическая тетрадь».

1

85. М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок — «входная дверь» в текст.

1

86. И. Соколов-Микитов «Листопадничек».

1

87. И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

1

88. В. Белов «Малька провинилась».

1

89. В. Белов «Ещё раз про Мальку».

1

90. В. Бианки «Мышонок Пик».

1

91. В. Бианки «Мышонок Пик»

1

92. В. Бианки «Мышонок Пик»

1

93. Б. Житков «Про обезьянку».

1

94. Б. Житков «Про обезьянку»

1

95. Б. Житков «Про обезьянку».

1

96. Б. Житков «Про обезьянку»

1

97. В. Дуров «Наша Жучка»

1

98. В. Астафьев «Капалуха».

1

99. В. Драгунский «Он живой и светится...».

1

100. Обобщающий урок по разделу «Люби живое»..

1

101. С. Маршак «Гроза днем».

1

102. С. Маршак «В лесу над росистой поляной...».

1

103. А. Барто «Разлука». «В театре».

1

104. С. Михалков «Если», «Рисунок».

1

105. Е. Благинина «Кукушка», «Котенок».

1

106 Проект. «Праздник поэзии».

1

107. Обобщающий урок по разделу «Поэтическая

1

тетрадь 2 »..
108. Б. Шергин «Собирай по ягодке — наберешь кузовок».
Особенность заголовка произведения.
109. А Платонов «Цветок на земле».
110. А Платонов «Цветок на земле»
111. А. Платонов «Еще мама».
112. А. Платонов «Еще мама»
113. М. Зощенко «Золотые слова».
114. М. Зощенко «Великие путешественники».
115. М. Зощенко «Великие путешественники».
116. Н. Носов «Федина задача».
117. Н. Носов «Телефон».
118. В. Драгунский «Друг детства».
119. Урок по разделу «Собирай по ягодке — наберешь кузовок».
120. Самые старые детские журналы. «Мурзилка» и «Весёлые
картинки».
121. Ю. Ермолаев «Проговорился».
122. Ю. Ермолаев «Воспитатели».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

123. Г. Остер «Как получаются легенды».
124. Р. Сеф «Веселые стихи».
125. Создайте сборник добрых советов.
126. «По страницам детских журналов» (обобщающий урок).
127. Мифы Древней Греции. Храбрый Персей.
128. Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок».
129. Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок» Обобщающий урок

1
1
1
1
1
1
1

4 класс (95ч)
№п/

Темы уроков

часов

п
1.

Количество

Летописи, былины, жития святых

7

1. Книги прочитанные летом.

1

"И повесил Олег щит свой на вратах

2.
3.
4.
5.
6.

2.

Царьграда" (из летописи)
Былинный сказ «Илья-Муромец и Калина-царь». «И вспомнил Олег
коня своего» (из летописи)
Былина-жанр устного народного творчества «Ильины три
поездочки»
Творчество А. С. Пушкина. Развитие сюжета в былине «Ильины три
поездочки»
«Житие Сергия Радонежского»-памятник древнерусской
литературы
Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. Характеристика
главного героя в былине «Житие Сергия Радонежского»

1
1
1
1
1

Творчество В.В. Медвелев. Обобщение по разделу «Летописи.
7. Былины. Жития»
Чудесный мир классики
1. Чудесный мир классики П. Ершов «Конёк- Горбунок» (отрывок)

1
14
1

В.В Медведева «Баранкин будь человеком». Развитие сюжета в сказке П.
2. Ершова «Конёк-Горбунок»

1

В.В. Медведева рассказы для детей. Характеры главных героев в
3. сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок»
Русские классики о осени. А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая
4. пора»

1
1

Русские народные сказки о волшебстве. Волшебные сказки :народные и
литературные» А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи
5. богатырях»

1

Поступки и действия как основное средство изображения персонажей. А.С.
6. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1

Творчество Лии Гераскиной. Народная мораль и нравственность в
7. сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богаырях»

3.

4.

8. М.Ю. Лермонтов "Дары Терека»
Лии Гераскина детям. Хорошие и плохие поступки людей в
9. произведении М.Ю. Лермонтова «Ашик- Кериб»
А. Яшин «Мамина сказка». Средства художественной
10 выразительности, язык, сравнения в сказке М. Лермонтова «Ашик. Кериб»
11
. Л.Н. Толстой «Рассказы для детей» Л.Н. Толстой «Детство»
12 М.М. Зощенко «Самое главное» Л. Толстой «Как мужик убрал
. камень»
13 Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных
. действующих лиц в рассказе А.П. Чехова «Мальчики»
14 И. Тургенев «Перепелка». Обобщение по разделу . КВН «Чудесный
. мир классики"
Поэтическая тетрадь
1. Ф. И. Тютчев. "Ещё земли
печален вид...", "Как неожиданно и ярко..."
Н.И. Сладков «Рассказы о животных». А. Фет "Бабочка", "Весенний
2. дождь"
В. Бианки «Лесная газета». Е. А. Баратынский «Весна! Весна! Как
3. воздух чист!..», «Где сладкий шепот…»
4. А.Н.Плещеев "Дети и птичка"
В.Ю. Драгунский для детей. Рассказы. И.С. Никитин "В синем небе
5. плывут над полями..."
В.Ю. Драгунский о детях. Н.А. Некрасов "Школьник", «В зимние
6. сумерки нянины сказки…»
7. И. А. Бунин «Листопад»
М. Пришвин «Этажи леса» Обобщение п разделу «Поэтическая
8. тетрадь»
Литературные сказки
Творчество Ю. И. Коваль. Сочетание реальных и фантастических
1. событий в сказке В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке»
Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки В.Ф.
2. Одоевского. "Городок в табакерке".
Ю. И. Коваль для детей. Отражение реальной жизни в сказке В.Ф.
3. Одоевского. "Городок в табакерке".
Ю. И. Коваль для детей . Отражение реальной жизни в сказке В.М.
4. Гаршина "Сказка о жабе и розе".
Творчество В.Г. Сутеевой. Роль описания в раскрытии характеров
5. главных героев в сказке В. М. Гаршина "Сказка о жабе и розе".
6. Главная мысль произведения В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»
В.Г. Сутеева «Волшебный магазин». Отражение реальной жизни в
7. сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце»
В.Г. Сутеева детям. Особенности героев сказка П.П. Бажова
8. «Серебряное копытце»

1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1

Народные волшебные сказки и сказки литературные. С.Т. Аксаков
9. «Аленький цветочек»

1

5.

6.

7.

Творчество Доро Алонсо. Персонажи сказки, фантастические
10 события, волшебные предметы в сказке С.Т. Аксакова «Аленький
. цветочек»
Доро Алонсо «Опасное приключение». Борьба добра и зла,
11 торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький
. цветочек»
12
. Обобщение по разделу «Литературные сказки»
Делу-время, потехе- час
Доро Алонсо детям. Характеристика главных героев в сказке Е.Л.
1. Шварца «Сказка о потерянном времени»
Творчество Б. Житкова. Поучительный смысл сказки «Сказки о
2. потерянном времени»
3. В.Ю. Драгунский "Главные реки"
Творчество К.М. Станюковича В.Ю. Драгунский "Что любит
4. Мишка"
К.М. Станюковича «Максимка». Авторское отношение к герою в
5. рассказе В.В. Голявкина "Никакой горчицы я не ел"..
6. Обобщение по разделу "Делу-время, потехе-час"
Страна детства
1. К.М. Станюкович детям. Б.С.Житков. "Как я ловил
человечков". Плохое и хорошее в поступках людей.
Творчество Н.Н. Носова. Б.С.Житков "Как я ловил человечков".
2. Взаимоотношение детей и взрослых.
К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками" Поступки как
3. средство характеристики героев.
Н.Н. Носов для детей. Средства художественной выразительности
(сравнение, олицетворение) , используемые в рассказе К.Г.
4. Паустовского "Корзина с еловыми шишками".
5. М.М. Зощенко "Ёлка"
6. Обобщение по разделу "Страна детства"
Поэтическая тетрадь-2
1. Творчество Т. Янссон. В.Я. Брюсов "Опять сон",
Т. Янссон «В волшебной долине Мумми-троллей». В.Я. Брюсов
2. «Детская»
3. С.А. Есенин «Бабушкины сказки»
Творчество Е. И. Ильина. М.И. Цветаева «Бежит тропинка с
4. бугорка".

8.

5. Е.И. Ильина «Четвертая высота». М.И. Цветаева «Наши царства
6. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»
Природа и мы
Е.И. Ильина о войне. Отношения человека и птицы в рассказе Д.Н.
1. Мамина-Сибиряка "Приёмыш"
Рассказы о природе. Роль рассуждений и диалогов в рассказе Д.Н.
2. Мамина-Сибиряка "Приёмыш".
Характеристики и портреты животных в рассказеА.И.Куприн
3. "Барбос и Жулька"

1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1

4.
5.
6.
7.
8.

9.

10.

11.

12.

КВН В.В. Бианки «Лесная газета». Тема самопожертвования в
рассказе А.И. Куприна "Барбос и Жулька".
Творчество В.П. Катаева. Характеристика главных героев рассказа
М.М. Пришвина "Выскочка"
Поведение и повадки героев рассказа М.М.Пришвина "Выскочка".
В.П. Катаев «Сын полка» Е.И. Чарушин "Кабан"
В.П. Катаева о детях. Тема природы в рассказе В.П. Астафьева
"Стрижонок Скрип"..
Развитие сюжета в произведении В.П. Астафьева "Стрижонок
Скрип"..
«Они защищали Родину». Познавательный характер произведения
В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип№

1
1
1
1
1

9.
10
.
11
. Творчество Рене Госсини. Обобщение по разделу «Природа и мы»
Поэтическая тетрадь-3
1. Б.Л.Пастернак "Золотая осень"
Рене Госсини «Маленький Ник и его друзья». С.А. Клычков "Весна
2. в лесу"
3. Весна в стихах русских поэтов. Д.Б. Кедрин "Бабье лето"
4. Н.М.Рубцов "Сентябрь"
Н. Сладков рассказы о животных. Средства художественной
5. выразительности в стихотворении С.А. Есенин "Лебедушка"
6. Обобщение по разделу "Поэтическая тетрадь"
Родина.
1. Творчество С. Алексеева о жизни на Руси. И.С. Никитин "Русь".
2. С. Алексеева о жизни на Руси. С.Д. Дрожжин "Родине"
3. А.В.Жигулин "О, Родина! В неярком блеске…»

1

4. Творчество Шанкара. Б. А. Слуцкий «Лошади в океане»
Шанкар «Про слониху Сати и мальчика по имени Бабу». Обобщение
5. по разделу «Родина»
Страна Фантазия
1. Е.С. Велтистов "Приключения
Электроника"
2. Творчество Ю. Сотника. Кир Булычев «Путешествие Алисы»
Ю. Сотник «Райкины пленники». Обобщающий урок по теме
3. «Страна фантазия»
Зарубежная литература
Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта
1. «Путешествие Гулливера»
Ю. Сотник о детях. Развитие сюжета в произведении Д. Свифта
2. "Путешествие Гулливера".
Творчество Г.Х. Андерсен. Персонажи сказки Г. Х. Андерсена
3. "Русалочка"
Г.Х. Андерсен «Огниво» . Народная мораль в характере главных
4. героев в сказке Г. Х. Андерсена "Русалочка"
Братья Гримм «Метелица». Сочетание реальных и фантастических
5. событий в сказке Г. Х. Андерсена "Русалочка"
6. Герои произведения М. Твена «Приключения Тома Сойера»
Творчество В. Губарева «Королевство Кривых зеркал». Библейская
9. сказка С. Лагерлеф «Святая ночь»

1

1
1
6
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1

1
3
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1

10
. Познавательный характер произведения С. Лагерлеф «Святая ночь»
11
. Сказания о Христе С. Лагерлеф «В Назарете»
12 Характер и поступки героев произведения С. Лагерлефа «В
. Назарете»
13
. С. Лагерлёф "В Назарете. Святое семейство", "В Назарете. Иисус и
Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература»

1
1
1
1

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

6033324505102036708
3055942814681798613
3868575793

Владелец

Минханова Наталья
Борисовна

Действителен

С 29.03.2021 по
29.03.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».