Рабочая программа по русскому языку 5-9

Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Русский язык»
5-9 классы
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерацииот
17.12.2010 №1897; на основании рабочих программ предметной линии учебников «Русский
язык» 5-9 классы, авторы Разумовская М.М., и др., Москва, «Просвещение», 2014г. Рабочая
программа является приложением к основной образовательной программе основного
общего образования МАОУ СОШ №15.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к
русскому языку;
- свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях,
обогащение словарного запаса;
- формирование у обучающихся языковой, коммуникативной, лингвистической
компетенций;
языковая компетенция, то есть осведомленность школьников в системе родного
языка, реализуется в процессе решения познавательных задач:
а) формирования у учеников научно-лингвистического мировоззрения;
б) вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и
функционировании);
в) развития языкового и эстетического идеала, то есть представления о прекрасном в
языке и речи.
Коммуникативная компетенция, то есть осведомленность учеников об особенностях
функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе
решения практических задач:
а) формирования у школьников прочных орфографических и пунктуационных умений
и навыков;
б) овладения нормами РЛЯ и обогащения словарного запаса и грамматического строя
речи учеников;
в) обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной
форме.
Лингвистическая компетенция – это знания обучающихся о самой науке «Русский
язык».
В рабочей программе представлены:
- планируемые результаты освоения учебного предмета;
- содержание учебного предмета;
- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.
Рабочая программа предусматривает изучение русского языка в основной
общеобразовательной школе из расчёта:
- в 5 классе 175 ч.
- в 6 классе 210 ч.
- в 7 классе 140 ч.
- в 8 классе 105 ч.
- в 9 классе 102 ч.
Всего на изучение русского языка в основной общеобразовательной школе отводится 732
часа.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому
и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед
Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость
использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение
личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с
российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и
государств, находившихся на территории современной России); интериоризация
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к 9
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
(способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное
отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных
норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об
основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и
истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской
государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни
человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению;
уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
(идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к
конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа
допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как

конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению
переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах.
7. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать
художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира;
способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации
в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры
своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в
общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к
традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
 анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный
результат;

 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;

 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;

 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:





 определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и 12
обосновывая логическую последовательность шагов);

 выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы
для
 решения задачи/достижения цели;
 составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);

 определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи
и находить средства для их устранения;

 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения
практических задач определенного класса;

планировать
и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:

 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов
и критерии оценки своей учебной деятельности;


 систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов
и оценки своей деятельности;

 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль
своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;


 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого
результата;

 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся
ситуации
и/или при отсутствии планируемого результата;






 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе
анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
продукта/результата;
 устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик
продукта;

 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
 анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из
цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
 обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
 фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся
сможет:











 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы; 
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха;
 ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности;
 демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных
состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной
напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления),
эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать
выводы. Обучающийся сможет:
 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства; 
 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных
ему слов;









 выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять
их сходство;
 объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
 выделять явление из общего ряда других явлений;
 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной
данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;

 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом
общие признаки;

 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;
 вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;






























 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с
изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с
заданной точки зрения);
 выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее
вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно
осуществляя причинно-следственный анализ;
 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать
вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
 обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
 определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать
данные логические связи с помощью знаков в схеме;
 создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
 создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;
 преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область;
 переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического
или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
 строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный
ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется
алгоритм;
 строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
 анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной
ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
 резюмировать главную идею текста;
 преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать
текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно- популярный,
информационный, текст non-fiction);
 критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации. Обучающийся сможет:
 определять свое отношение к природной среде;
















 выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные
работы. 
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем. Обучающийся сможет:
 определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
 осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
 формировать множественную выборку
объективизации результатов поиска;

из

поисковых

источников

для

 соотносить
полученные
результаты
поиска
со
своей
деятельностью. Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
 определять возможные роли в совместной деятельности; 
играть определенную роль в совместной деятельности; 
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы,
теории;  определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);  критически относиться к собственному мнению, с
достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и
корректировать его;  предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;  организовывать учебное взаимодействие в
группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания 16
диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);









 представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности; 
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии
в соответствии с коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
 создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;
 использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;

использовать
невербальные
средства
или
подготовленные/отобранные под руководством учителя;

наглядные

материалы,

 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся
сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые
для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
 выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в
соответствии с условиями коммуникации;
 выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.; 
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
 создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
 владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
 владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
 владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
 адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;





























 участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в
зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного
русского литературного языка и речевого этикета;
 создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с
соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
 анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу
речи и функциональной разновидности языка;
 использовать знание алфавита при поиске информации;
 различать значимые и незначимые единицы языка;
 проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
 классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по
заданным параметрам их звукового состава;
 членить слова на слоги и правильно их переносить;
 определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при
изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с
акцентологическими нормами;
 опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный
состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
 проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
 проводить лексический анализ слова;
 опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов
(метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
 опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи
и междометия;
 проводить морфологический анализ слова;
 применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;
 опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
 анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их
структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
 находить грамматическую основу предложения;
 распознавать главные и второстепенные члены предложения;
 опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной 18
структуры;
 проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
 соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
 опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический
анализ в практике правописания ;
 опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки
знаков препинания в предложении;





 использовать орфографические словари
Выпускник получит возможность научиться:

 анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные
причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

 оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
 выразительного словоупотребления;
  опознавать различные выразительные средства языка;
 писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью,
очерки,
доверенности, резюме и другие жанры;

 осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; 
 участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
 аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
  характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

 использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического
 значения слова;
 самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
 познавательной деятельности;
 самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач.
Содержание учебного предмета
Речь. Речевая деятельность
Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог,
диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей
(научного,
публицистического,
официально-делового),
языка
художественной
литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и
устной
научной
речи
(отзыв,
выступление,
тезисы,доклад,
дискуссия,
реферат,статья,рецензия);публицистического
стиля
и
устной
публичной
речи(выступление,обсуждение,
статья,
интервью,
очерк);официально-делового
стиля(расписка, доверенность, заявление, резюме).
Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его
коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и
избыточная
информация.Функционально-смысловые
типы
текста(повествование,описание, рассуждение).Тексты смешанного типа.
Специфика художественного текста.
Анализ текста.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения,
собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы,
объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного

характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями,
диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.
Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым),
приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая
СМИ и ресурсы Интернета.
Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости
от сферы и ситуации общения.
Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое,
выборочное).
Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.
Культура речи
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.
Основные критерии культуры речи.
Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка
(орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические,
пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в
овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные
средстваобщения. Межкультурная коммуникация.
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о
языке Общие сведения о языке
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского
народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального
общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских
языков. Историческое развитие русского языка.
Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о
русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие,
профессиональные разновидности, жаргон).
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории
народа.Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и
фразеологическихединиц языка с национально-культурным компонентом значения в
произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и
исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей.
Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности
художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского
языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола,
олицетворение и другие).
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Фонетика, орфоэпия и графика

Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в
речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его разноместность,
подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения.
Фонетический анализ слова.
Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на
письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме. Интонация,
ее функции. Основные элементы интонации.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы,
определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков;
ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка
собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Применение знаний по
фонетике в практике правописания.
Морфемика и словообразование
Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и
окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах.
Морфемный анализ слова.
Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и
производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара.
Словообразовательный анализ слова.
Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и
многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас.
Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики.
Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный,
сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова.
Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы
употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в
речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической
сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.
Понятие об этимологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация
частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное
значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной
(знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия
идеепричастия в системе частей речи. Служебные части речи.Междометия
извукоподражательные слова.

Морфологический анализ слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования
форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений,
глаголов, причастий и деепричастий и др.).
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его
типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и
эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные
члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные.
Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные,
распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной
структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены
предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные
конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения
синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные
предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность,
завершенность). Внутритекстовые средства связи.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы
употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения
сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения;
место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение
сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к
главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы
построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и
косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.). Применение
знаний по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем
и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания.
Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических
норм.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой
речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных
пунктуационных норм.
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.

Тематический план
5 класс
№ п/п

1
2

3-4
5-7
8-9
10
11
12
13
14
15
16
17

18
19
20
21-22
23
24
25
26-27
28
29
30
31-32
33

Тема урока
№ по ФПУ 2017 1.2.1.1.5.1
О языке и речи
Язык и человек. Язык и речь.
Речь монологическая и диалогическая, письменная и
устная.
Повторение изученного в начальных классах.
Фонетика. Графика
Звуки и буквы. Алфавит
Буквы Е, Ё, Ю, Я
Фонетический разбор слова
Лабораторная работа «Фонетический разбор слова»
Контрольное тестирование по теме «Фонетика.
Графика»
Анализ ошибок, допущенных в контрольном
тестировании
Текст
Тема текста
Основная мысль текста
Подготовка к сочинению-повествованию «Как мы
однажды разводили костёр»
Анализ сочинения-повествования «Как мы однажды
разводили костёр»
Письмо. Орфография
Письмо
Орфография
Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения
буквами гласных звуков.
Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения
буквами согласных звуков.
Самостоятельный диктант по теме «Безударные
гласные в корне слова»
Сочетание букв жи-ши, ча-ща, чу-щу, нч, чн, чк, нщ,
щн, рщ
Самостоятельный диктант по теме «Сочетание жи-ши,
ча-ща, чу-щу, нч, чн, чк, нщ, щн, рщ»
Мягкий знак после шипящих в конце имен
существительных и глаголов
Разделительные Ь и Ъ
НЕ с глаголами
Написание –тся и –ться в глаголах
Строение слова
Строение слова
Учимся читать и понимать лингвистический текст
«Строение слова»

Количество
часов

1
1

2
3
2
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
2
1

34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44

45
46-47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65

66
67
68
69
70
71
72
73
74
75

Формы слова
Слово как часть речи
Слово как часть речи
Самостоятельные части речи
Как
изменяются
имена
существительные,
прилагательные, глаголы
Служебные части речи. Предлог
Союз
Частица
Самостоятельная работа «Состав слова»
Анализ ошибок, допущенных в самостоятельной работе
Текст
Микротема текста. Абзац. Строение абзаца
Систематический курс русского языка. Фонетика.
Орфоэпия.
Фонетика. Практикум
Звуки гласные и согласные
Слог, ударение
Произношение ударных и безударных гласных звуков
Произношение согласных звуков
Практикум. Орфоэпический разбор
Контрольное тестирование «Фонетика. Орфоэпия»
Анализ ошибок, допущенных в контрольном
тестировании
Лексика. Словообразование. Правописание.
Лексическое значение слова. Синонимы
Антонимы
Однозначные и многозначные слова
Слово в переносном значении
Фразеологизмы
Словарный состав русского языка
Способы словообразования
Морфемный разбор слова
Словообразовательный разбор
Чередование гласных и согласных в слове
Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-, лож-, -раст-,
-ращ-, -росБуквы О-Ё после шипящих в корнях слова
Профессиональные и диалектные слова
Омонимы
Устаревшие слова
Лексический разбор слова
Этикетные слова
Правописание приставок
Буквы Ы-И после Ц
Стили речи. Стилистика
Контрольное тестирование по теме «Чередование

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
2
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

гласных и согласных в корнях»
76
Анализ ошибок, допущенных в контрольном
тестировании
Разговорная и книжная речь
77
78
Художественная и научно-деловая речь
Синтаксис и пунктуация (вводный курс)
79
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Виды
словосочетаний
80
Предложение. Интонация предложений
81
Виды предложений по цели высказывания
82
Восклицательные предложения
83
Главные члены предложения
84
Тире между подлежащим и сказуемым
85
Предложения распространённые и нераспространённые
86
Второстепенные члены предложения
87
Дополнение
88
Определение
89
Обстоятельство
90
Однородные
члены
предложения.
Контрольное
списывание
91
Обобщающее слово перед однородными членами
предложения
92
Двоеточие после обобщающего слова
93
Обращение
94
Контрольный диктант по теме «Простое предложение»
95
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте
96
Сложное предложение
97
Прямая речь
98
Контрольное
тестирование
по
теме
«Члены
предложения» с последующим анализом работы
99
Диалог
100
Типы речи
101
Описание, повествование, рассуждение
Оценка действительности
102
103
Строение
текста
типа
речи
рассуждения
доказательства
Морфология. Правописание. Глагол
104-105
Морфология. Правописание
106
Глагол как часть речи
107-109
Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами
110-111
Словообразование глаголов
112-113
Вид глагола
114,115,116 Корни с чередование букв Е-И
117
Инфинитив. Правописание –тся, -ться в глаголах
118
Наклонение глагола
119
Сослагательное (условное) наклонение глагола
120
Повелительное наклонение глагола
121
Времена глагола

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

2
1
3
2
2
3
1
1
1
1
1

122
123
124-125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141-142
143
144
145
146-147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158-159
160
161
162
163

Спряжение глагола
Спряжение глагола. Лицо и число
Правописание безударных личных окончаний глаголов
Контрольный диктант по теме «Написание личных
окончаний глаголов»
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте
Безличные глаголы
Переходные, непереходные глаголы
Строение текста
Строение текста типа повествования
Контрольное сочинение «Как я учился кататься на
велосипеде»
Анализ ошибок, допущенных в контрольном сочинении
Имя существительное
Имя существительное как часть речи
Употребление суффиксов существительных –чик-, щикУпотребление суффиксов –ек-, -ик- (-чик-)
Слитное и раздельное паписание НЕ с именами
существительными
Имена
существительные
одушевлённые
и
неодушевлённые
Собственные и нарицательные имена существительные
Род имён существительных
Имена существительные общего рода
Род несклоняемых имён существительных
Число имён существительных
Падеж и склонение существительных
Правописание безударных падежных окончаний имён
существительных
Употребление имён существительных в речи
Строение текста
Соединение типов речи в тексте
Подготовка к изложению
Контрольное изложение (по тексту Г.Скребицкого)
Соединение типов речи в тексте
Подготовка к сочинению «Как я однажды…»
Контрольное сочинение «Как я однажды…»
Анализ ошибок, допущенных в сочинении
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи
Прилагательные
качественные,
относительные,
притяжательные
Правописание окончаний имён прилагательных
Словообразование имён прилагательных
Полные и краткие прилагательные
Сравнительная и превосходная степень имён
прилагательных

1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1

164
165
166
167
168
169
170-175

Сравнительная степень имён прилагательных
Превосходная степень прилагательного
Самодиагностика
Анализ ошибок, допущенных в диагностической работе
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»
Повторение материала
Повторение изученного по разделам «Морфология и
орфография»
Резервные уроки обобщающего повторения по курсу
русского языка 5 кл.

1
1
1
1
1
1
6

Тематический план
6 класс
№

1

2-3
4-5
6
7
8
9-10
11-12
13-14
15
16
17
18
19-20

21-23
24
25
26
27-29
30
31-32
33-35
36
37
38-39
40
41
42
43-45
46
47
48
49-51

Тематическое планирование
№ по ФПУ 2017 1.2.1.1.5.2
Слово-основная единица языка
Речь. Язык. Правописание. Культура речи. (Повторение
изученного о тексте, стилях и типах речи на основе изученного в
5 классе)
Что мы знаем о речи, её стилях и типах
Орфография и пунктуация
Употребление прописных букв
Буквы Ъ и Ь
Что мы знаем о тексте
Слитное
и
раздельное
написание
НЕ
с
глаголами,
существительными и прилагательными
Орфограммы в корне
Правописание окончаний слов
Что мы знаем о тексте
Слитное
и
раздельное
написание
НЕ
с
глаголами,
существительными и прилагательными
Контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками
Обучающее сочинение на тему «Мало ли что можно делать в лесу»
Части речи, их грамматические признаки, словообразование и
употребление в речи
Части речи и члены предложения
Имя существительное
Роль имени существительного в предложении
Разграничение деловой и научной речи
Роль имени существительного в предложении
Словообразование имён существительных
Характеристика научного стиля
Правописание сложных имён существительных
Употребление имён существительных в речи
Определение научного понятия
Употребление имён существительных в речи
Произношение имён существительных
Рассуждение – объяснение
Контрольная работа по теме «Имя существительное»
Имя прилагательное
Анализ контрольной работы. Роль имени прилагательного в
предложении
Словообразование имён прилагательных
Характеристика делового стиля
Словообразование имён прилагательных
Правописание сложных имён прилагательных
Буквы Н-НН в именах прилагательных, образованных от имён

Кол-во
часов
1

2
2
1
1
1
2
2
2
1
1
1
1
2

3
1
1
1
3
1
2
3
1
1
2
1
1
1
3
1
1
1
3

52-53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63-64
65
66-68
69
70-71
72
73
74-76
77
78
79
80-81
82
83
84
85
86-87
88-89
90
91
92
93-94
95-97
98-100
101
102
103-104
105
106-107
108
109

существительных
Употребление имён прилагательных в речи
Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений
в тексте
Употребление имён прилагательных в речи
Способы и средства связи предложений в тексте
Произношение имён прилагательных
Контрольный диктант «Народные промыслы» по теме «Имя
прилагательное»
Роль глагола в предложении
Анализ контрольной работы
Средства связи предложений в тексте
Глагол
Роль глагола в предложении
Словообразование глаголов
Употребление параллельной связи с повтором
Правописание приставок ПРЕ и ПРИ
Буквы Ы-И в корне после приставок
Употребление глаголов в речи
Произношение глаголов
Как исправить текст с неудачным повтором
Повторение и обобщение изученного по орфографии
Как исправить текст с неудачным повтором
Контрольная работа. Диктант по тексту о путешествии на фрегате
«Паллада»
Анализ контрольной работы
Изложение близкое к тексту (по №287)
Морфология. Причастие
Что такое причастие
Морфологические и синтаксические признаки причастия
Признаки прилагательного у причастия
Признаки глагола у причастия
Причастный оборот
Изложение текста с экспрессивным повтором
Причастный оборот
Контрольная работа по теме «Причастие. Причастный оборот»
Анализ контрольной работы
Повествование художественного и разговорного стилей
Образование причастий. Действительные и страдательные
причастия
Полные и краткие причастия
Буквы н и нн в причастиях
Повествование художественного и разговорного стилей
Буквы н и нн в причастиях
Повествование в рассказе
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
Контрольная работа по теме «Причастие»
Анализ контрольной работы

2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
3
1
2
1
1
3
1
1
1
2
1
1
1
1
2
2
1
1
1
2
3
3
1
1
2
1
2
1
1

110-111
112
113-114
115
116
117
118-120
121
122-123
124
125-126
127
128
129
130
131
132
133-134
135
136-137
138
139
140
141
142
143-144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161-162

Типы речи. Повествование. Деепричастие
Что такое деепричастие
Повествование в рассказе
Деепричастный оборот
Правописание НЕ с деепричастиями
Повествование делового и научного стилей
Правописание не с деепричастиями
Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и
совершенного вида
Употребление причастий и деепричастий в речи
Создание текста делового стиля
Употребление причастий и деепричастий в речи
Произношение причастий и деепричастий
Повторение и обобщение изученного по орфографии и пунктуации
Повторительно-обобщающий урок по орфографии и пунктуации
Описание места
Контрольная работа. Диктант
Имя числительное
Что обозначает имя числительное
Анализ контрольной работы
Простые, сложные, составные числительные. Правописание
Описание места
Количественные
числительные,
их
разряды,
склонение,
правописание
Дробные числительные
Собирательные числительные
Описание места
Собирательные числительные
Изменение порядковых числительных
Употребление числительных в речи
Произношение имён числительных
Изложение (описание места по тексту №584 (2)
Произношение имён числительных
Контрольная работа по теме «Числительное»
Местоимение
Какие слова называются местоимениями
Разряды местоимения по значению
Описание состояния окружающей среды
Личные местоимения
Описание состояния окружающей среды
Анализ контрольной работы по теме «Числительное»
Личные местоимения
Возвратное местоимение СЕБЯ
Притяжательные местоимения
Описание состояния окружающей среды
Указательные местоимения
Определительные местоимения
Вопросительно-относительные местоимения

2
1
2
1
1
1
3
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

163
164-165
166-167
168
169
170-171
172-173
174-175
176
177-178
179-180
181-182
183
184-185
186
187-188
189-190
191-192
193-194
195-196
197
198
199
200
201
202-204
205-210

Описание состояния окружающей среды
Отрицательные местоимения
Неопределённые местоимения
Соединение в тексте разных типовых фрагментов
Употребление местоимений в речи
Произношение местоимений
Контрольная работа и анализ контрольной работы
Повторение и обобщение изученного по орфографии и пунктуации
Сочинение- рассказ
Повторение и обобщение изученного за курс 6 класса
Части речи в русском языке
Словообразование самостоятельных частей речи в русском языке
Употребление знаменательных частей речи
Правописание не с разными частями речи
Соединение в тексте разных типовых фрагментов
Правописание не с разными частями речи
Н –НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий
Правописание сложных слов
Гласные О, Е, Ё в разных частях слова после шипящих
Текст и его признаки
Гласные в окончании слов
Слитное и раздельное написание омонимичных самостоятельных
частей речи
Контрольное изложение со сжатием текста
Слитное и раздельное написание омонимичных самостоятельных
частей речи
Контрольная работа
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе
Словари русского языка. Отражение норм русского литературного
языка в разных типах лингвистических словарей
Резервные уроки обобщающего повторения по курсу русского языка
6 кл

1
2
2
1
1
2
2
2
1
2
2
2
1
2
1
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
3
6

Тематический план
7 класс
№
урока

Содержание (разделы, темы)

Кол-во
часов

№ по ФПУ 2017 1.2.1.1.5.3
1
Изменяется ли язык с течением времени.
1
Язык и речь. Правописание. Культура речи. Повторение изученного в 5-6 классах
(34 ч + 10 ч РР)
2
Р/Р Что мы знаем о стилях речи.
1
3
Р/Р Что мы знаем о типах речи.
1
4
Фонетика и орфоэпия.
1
5
Фонетика и орфоэпия.
1
6
Звуковой анализ слов.
1
7
Словообразование самостоятельных изменяемых частей речи. 1
8
Словообразование самостоятельных изменяемых частей речи. 1
9
Словообразование знаменательных изменяемых частей речи.
1
10
Словообразование знаменательных изменяемых частей речи.
1
11
Контрольная работа №1 по морфемике, словообразованию, 1
лексике, фонетике и орфоэпии.
12
Р/Р Способы и средства связи предложений в тексте.
1
13
Р/Р Контрольная работа №2 Обучающее изложение по 1
рассказу Ю. Казакова «Арктур-гончий пес».
14
Р/Р Контрольная работа №2 Обучающее изложение по 1
рассказу Ю. Казакова «Арктур-гончий пес».
15
Правописание: орфография и пунктуация.
1
16
Разделительные твердый и мягкий знак.
1
17
Ь для обозначения мягкости и как показатель грамматической 1
формы слова.
18
Буквы о - е после шипящих и Ц в разных морфемах.
1
Обозначение на письме гласных и согласных звуков в составе 1
19
морфем: правописание приставок.
20
Орфограммы в корне слов.
1
21
Обозначение гласных и согласных в корне слова.
1
22
Обозначение гласных и согласных в корне слова.
1
23
Правописание суффиксов.
1
24
Правописание суффиксов.
1
25
Правописание суффиксов.
1
26
Правописание окончаний.
1
27
Правописание окончаний.
1
28
Контрольная работа № 3 Диктант с грамматико- 1
орфографическим заданием.
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. 1
29
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. 1
30
31
НЕ и НИ в отрицательных местоимениях
1
32
НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.
1
33
Дефисное написание слов.
1
34
Дефисное написание слов.
1

35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74

Словарное богатство русского языка.
Словарное богатство русского языка.
Грамматика: морфология, синтаксис.
Грамматика: морфология, синтаксис.
Контрольная работа № 4. Диктант с грамматикоорфографическим заданием.
Р/Р Публицистический стиль речи.
Р/Р Публицистический стиль речи.
Р/Р Заметки в газету.
Р/Р Контрольная работа №5. Сочинение на тему «Человек и
природа в городе».
Р/Р Анализ сочинений.
Наречие. Слова категории состояния (32 ч + 6 ч)
Какие слова являются наречиями?
Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи.
Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи.
Разряды наречий по значению.
Разряды наречий по значению.
Слова категории состояния.
Степени сравнения наречий.
Степени сравнения наречий.
Морфологический анализ наречия как обобщение изученного
по теме «Наречие».
Словообразование наречий.
Словообразование наречий.
Словообразование наречий.
Основные способы образования наречий.
Контрольная работа № 6 Проверочная по теме «Наречие».
Правописание
наречий,
образованных
от
имен
существительных.
Правописание
наречий,
образованных
от
имен
существительных.
Правописание
наречий,
образованных
от
имен
существительных.
Правописание наречий на -О, -Е.
НЕ в наречиях на -О, -Е
Буквы Н, НН в наречиях на –О(-Е).
Буквы Н, НН в наречиях на –О (-Е).
Буквы О, Е на конце наречий после шипящих.
Р/р. Рассуждение-размышление.
Р/р. Контрольная работа №7. Сочинение на тему «Хочу и
надо».
Буквы о, а на конце наречий.
Буквы о, а на конце наречий.
Дефис в наречиях.
Дефис в наречиях.
НЕ и НИ в отрицательных наречиях.
Буква ь на конце наречий после шипящих.
Употребление наречий в речи.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

75
76
77

Употребление наречий в речи.
Произношение наречий.
Систематизация и обобщение изученного по теме «Наречие».

1
1
1

78

Контрольная работа № 8. Диктант с грамматикоорфографическим заданием.
Р/Р Описание состояния человека.
Р/Р Описание состояния человека.
Р/Р Контрольная работа № 9 Сочинение-воспоминание≪Как я
в первый раз...≫
Р/Р Контрольная работа № 9 Сочинение-воспоминание≪ Как
я в первый раз...≫
Служебные части речи (23 ч + 9 ч) Предлог (4 ч + 6 ч)
Предлог как часть речи. Разряды предлогов.
Правописание предлогов.
Правописание производных предлогов.
Употребление предлогов в речи.

1

Р/Р Порядок слов в спокойной монологической речи.
Р/Р Порядок слов в спокойной монологической речи.
Р/Р Порядок слов в спокойной монологической речи.
Р/Р Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность
речи.
Р/Р Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность
речи.
Р/Р Контрольная работа №10.
Изложение «Поговорим о бабушках».
Союз как часть речи. Разряды союзов.
Союз как часть речи. Разряды союзов.
Правописание союзов.
Правописание союзов. Морфологический разбор союзов.
Употребление союзов в простых и сложных предложениях.
Употребление союзов в простых и сложных предложениях.
Употребление союзов в простых и сложных предложениях.
Контрольная работа № 11. Диктант с грамматикоорфографическим заданием.
Р/Р Описание внешности человека.
Р/Р Описание предмета.
Р/Р Сочинение-миниатюра ≪Кто он? Портрет интересного
человека≫.
Частица (11 ч)
Частица как часть речи. Разряды частиц.
Частица как часть речи. Разряды частиц.
Правописание частиц.
Правописание частиц НЕ и НИ.
Контрольная работа № 12. Диктант с грамматикоорфографическим заданием.
Анализ диктанта.
Употребление частиц в речи.

1
1
1
1

79
80
81
82

83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103

104
105
106
107
108
109
110

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126

127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140

Употребление частиц в речи.
Употребление частиц в речи.
Произношение предлогов, союзов, частиц.
Произношение предлогов, союзов, частиц.
Междометия и звукоподражательные слова (6 ч)
Междометия и звукоподражательные слова.
Междометия и звукоподражательные слова.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Омонимия слов разных частей речи.
Омонимия слов разных частей речи.
Текст (продолжение) (6 ч)
Р/р Характеристика человека.
Р/р. Характеристика человека.

1
1
1
1

Р/Р Контрольная работа №13. Сжатое изложение по тексту
К.И. Чуковского «О Чехове».
Р/Р Контрольная работа №13. Сжатое изложение по тексту
К.И. Чуковского «О Чехове».
Повторение изученного по теме ≪Характеристика
человека≫.
Контрольная работа№ 14. Сочинение типа характеристики
или самохарактеристики.
Обобщающее повторение и итоговый контроль (10 ч)
Фонетика. Орфоэпия.

1

Лексика и словообразование.
Лексика и фразеология.
Грамматика: морфология и синтаксис.
Грамматика: морфология и синтаксис.
Орфография и пунктуация.
Орфография и пунктуация.
Контрольная работа № 15 Тестовые задания по всему курсу 7
класса.
Анализ работы.
Р/Р Стили и типы речи.
Работа со справочным материалом (поторение).
Планы морфемного, словообразовательного, лексического
разбора слова.
План морфологического разбора слова.
Трудные случаи фонетического разбора.
План орфоэпического разбора слова.

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1

1
1
4
1
1
1
1

Тематический план
8 класс
№

1
2-3
4
5
6
7
8
9-10
11-12

13
14-15
16
17
18
19-20
21
22-23
24-26
27-29
30-31
32-33

34
35-36
37
38-39
40-42

ТЕМА
№ по ФПУ 2017 1.2.1.1.5.4
Вводный урок о русском языке. Русский Язык в семье
славянских народов
Развитие речи. Речь и ее разновидности. Текст, его тема и
основная мысль. Стили речи.
Повторение орфографии и морфологии: написание н-нн в
суффиксах
Слитное – раздельное написание не с разными частями речи
Слитное – раздельное написание не с местоимениями и
наречиями.
Дефисное написание слов.
Написание наречий и их омонимов других частей речи.
Развитие речи. Повторение. Типы речи. Способы и средства
связи предложений в тексте.
Подготовка к диктанту.
Диктант по теме “Повторение изученного в 5–7 классах” с
грамматическим заданием.
Анализ контрольного диктанта
Понятие о синтаксисе
и пунктуации. Словосочетание
Виды связи в словосочетании.
Синтаксический разбор словосочетаний.
Употребление словосочетаний в речи. Нормы сочетания слов.
Предложение и его типы.
Интонация простого предложения.
Главные члены предложения. Подлежащее и способы его
выражения. Синтаксический разбор предложения.
Изложение по тексту Б.Емельянова «Как я покупал собаку»
Способы выражения сказуемого. Глагольное сказуемое.
Составное именное сказуемое.
Тире между подлежащим
и сказуемым. Согласование главных членов предложения
Грамматические значения второстепенных членов
предложения, их роль
в предложении. Определение согласованные и
несогласованные.
Приложения
Дополнение.
Обстоятельство
Обстоятельства, выраженные сравнительным оборотом.
Контрольный диктант
с грамматическим заданием.

Количество
часов
1
2
1
1
1
1
1
2
2

1
2
1
1
1
2
1
2
3
3
2
2

1
2
1
2
3

43
44
45-47
48-49
50
51
52
53
54
55
56-57
58-59
60-62
63-64
65
66
67-68
69-70
71-73
74-75
76-78
79-80
81
82
83
84
85-86
87
88
89
90-91
92
93-94

Развитие речи.Репортаж как жанр публицистики.
Развитие речи. Репортаж-повествование.
Сочинение-репортаж
Виды односоставных предложений. Определенно-личные
предложения.
Неопределенно-личные предложения.
Обобщенно-личные предложения.
Безличные предложения.
Назывные предложения.
Особенности строения полных и неполных предложений.
Синтаксический и пунктуационный разбор.
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения»
Контрольная работа по теме «Односоставные
предложения»
Развитие речи. Статья в газету. Понятие о жанре. Строение
текста.
Сочинение
Осложненное предложение. Углубление понятия об
однородных членах предложения.
Знаки препинания при союзной и бессоюзной связи.
Средства связи между однородными членами предложения.
Знаки препинания при различных союзах.
Однородные и неоднородные определения.
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Развитие речи. Изложение «Легенда о Байкале»
Предложения с обращениями. Синтаксический и
пунктуационный разбор.
Предложения с вводными словами, словосочетаниями
и предложениями.
Вставные конструкции. Предложения с междометиями и
словами да, нет.
Обобщение по теме “Обращение, вводные слова и вставные
конструкции”.
Диктант
Понятие об обособлении.
Обособление определений. Обособление приложений
с обстоятельственным оттенком.
Обособление определений
Обособление приложений.
Обособление обстоятельств.

1
1
3
2

Обособление деепричастных оборотов и одиночных
деепричастий (текущий контроль).
Обособление уточняющих членов предложения.
Контрольная работа по теме «Обособленные члены
предложения»
Развитие речи: портретный очерк. Подготовка к сочинению
(портретный очерк).

1

1
1
1
1
1
1
2
2
3
2
1
1
2
2
3
2
3
2
1
1
1
1
2
1
1

2
1
2

95
96
97
98
99
100
101
102
103
104-105

Развитие речи. Сочинение.
Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Диалог. Прямая речь.

1
1
1
1

Употребление косвенной речи.
Цитаты, способы цитирования и их оформления на письме.
Обобщающий урок по курсу русского языка в 8 классе.
Итоговый контрольный диктант
Анализ диктанта. Работа над ошибками.
Итоговое повторение курса русского языка 8 класса.

1
1
1
2
1
2

Тематический план
9 класс
№ урока

Содержание
(разделы, темы)

1

Русский язык - национальный язык русского народа

Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах

Кол-во часов

1

8ч + 5

2

Фонетика. Орфоэпия. Графика.

1

3

Лексика. Лексическое значение слова

1

4

Морфемика и словообразование

1

5

Стили речи

1

6

Типы речи

1

7

Морфология и синтаксис

1

8

Орфография и пунктуация

1

9

Орфография и пунктуация

1

10

Текст. Способы и средства связи предложений в тексте

1

на

2

13

Обобщение по теме «Повторение и систематизация изученного в
5-8 классах»

1

14

Контрольный диктант по теме «Повторение и систематизация
изученного в 5-8 классах».

1

11-12

Составление
собственного
лингвистическую тему

речевого

высказывания

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение
15

9ч +1

Анализ диктанта.

1

Сложное предложение.
16

Типы сложных предложений и средства связи в них.

1

17

Понятие о сложносочиненном предложении.

1

18

Виды сложносочинённых предложений и знаки препинания в них.
Сочинительные союзы.

1

19

Виды сложносочинённых предложений и знаки препинания в них.
Сочинительные союзы.

1

20

Средства связи в сложных предложениях

1

21

Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях.

1

22

Художественный стиль речи и язык художественной литературы.

1

23

Систематизация
и
обобщение
«Сложносочиненное предложение».

1

24

Особенности написания сжатого изложения

изученного

по

теме

Сложноподчиненное предложение

1
30ч+6

25

Понятие о сложноподчинённом предложении

1

26

Строение сложноподчинённых предложений, средства связи его
частей.

1

27

Виды сложноподчинённых предложений.

1

28

Виды придаточных предложений, способы их различения.

1

29

Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях.

1

30

Сложноподчинённые
определительными.

31

Придаточные определительные, их синтаксические синонимы.

1

Сочинение на нравственную тему

2

32-33

предложения

с

придаточными

1

34

Сложноподчинённые
изъяснительными.

предложения

с

придаточными

1

35

Сложноподчинённые
изъяснительными.

предложения

с

придаточными

1

36

Стилистические особенности союзов, связывающих придаточные
обстоятельственные с главным.

1

37

Сложноподчиненные предложения с придаточными места.

1

38

Сложноподчиненные
предложения
обстоятельственными времени.

1

39

Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения.

1

40

Сложноподчинённые
действия и степени.

образа

1

41,

Использование
произведениях.

художественных

2

42

предложения

различных

с

с

стилей

придаточными

придаточными
в

Сочинение на лингвистическую тему
43

Сложноподчинённое предложение с придаточным цели.

1

44

Сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

1

45

Сложноподчинённое предложение с придаточными причины.

1

46

Сложноподчинённое предложение с придаточными следствия.

1

47

Сложноподчинённое
уступительным.

1

48

Место придаточного предложения по отношению к главному.

1

49

Систематизация
и
обобщение
«Сложноподчинённое предложение».

изученного

по

теме:

1

50

Систематизация
и
обобщение
«Сложноподчинённое предложение».

изученного

по

теме:

1

предложение

с

придаточным

51

Зачетная работа по теме «Сложноподчиненное предложение»

1

52

Анализ зачетной работы

1

53

Художественная
текста.

54

Сочинение в жанре путевых заметок

1

55

Понятие о сложноподчиненном предложении с несколькими
придаточными

1

56-57

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными.

2

58-59

Обобщение
и
систематизация
знаний
«Сложноподчинённые
предложения
с
придаточными»

2

60

публицистика.

Информационная

Диктант по теме: «Сложноподчинённые
несколькими придаточными»

обработка

по
теме
несколькими

предложения

с

Бессоюзное сложное предложение
61

1

1
14ч +2

Анализ диктанта.

1

Понятие о бессоюзном сложном предложении.
62

Смысловые отношения между простыми предложениями в
составе бессоюзного сложного предложения.

1

63

Смысловые отношения между простыми предложениями в
составе бессоюзного сложного предложения.

1

64

Бессоюзные сложные предложения со значением причины.

1

65

Бессоюзные сложные предложения со значением пояснения.

1

66

Бессоюзные сложные предложения со значением дополнения.

1

67

Рецензия. Понятие о жанре.

1

68

Рецензия на газетную статью. Сочинение-рецензия.

1

69

Бессоюзные
сложные
противопоставления

70

Бессоюзные сложные предложения со значением времени

предложения

со

значением

1

1

71

Бессоюзные сложные предложения со значением условия.

1

72

Бессоюзные сложные предложения со значением следствия

1

73

Бессоюзные сложные предложения со значением сравнения.

1

74

Закрепление и
предложения»

1

75

Зачетная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение»

1

76

Анализ зачетной работы

1

обобщение

темы

«Бессоюзные

сложные

Сложные предложения с различными видами союзной и
бессоюзной связи
77
78-79

8ч + 2

Сложные предложения с различными видами связи.

1

Знаки препинания

2

в сложных предложениях с разными видами связи.
80,

Построение сложных предложений с различными видами связи.

2

81
82

Знаки препинания в сложносочиненном
союзом И и общим второстепенным членом

предложении

с

83

Период.

1

84

Деловая речь. Написание деловых бумаг по образцу

1

85

Сжатое изложение.

1

86

Диктант с грамматическим заданием по теме: «Сложные
предложения с различными видами связи»

1

Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе

9ч + 3

1

87-88

Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия

2

89-90

Морфология и орфография

2

91

Морфология и синтаксис

1

92-93

Орфография и пунктуация

2

94

95-96

97-101

102

Стили и типы речи

1

Итоговая контрольная работа

1

Сжатое изложение

1

Обобщение и систематизация материала , изученного в 9 классе

5

Повторение: виды разборов в русском языке

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».