Рабочая программа Изобразительное искусство 1-4 классы

Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО

Заместитель директора по УР

Директор МАОУ СОШ № 15

_____________ А.Р. Сабирова

___________ А.А. Чухланцева

____________ Н. Б. Минханова

«_____» _____________ 2017 г. «_____» ____________ 2017 г.

«_____» ______________ 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
1-4 классы
(2017-2022 гг.)

Разработано на ШМО
учителей начальных классов

2017 год
п. Карпушиха

Аннотация к рабочей программе учебного предмета
«Изобразительное искусство»
1-4 класс
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки России от
06.10.2009 г. №373; на основании рабочих программ предметной линии учебников 1 класс:
Л.А. Неменская «Ты изображаешь, украшаешь и строишь»; 2 класс: Е.И. Коротеева под
редакцией
Б.М.Неменского «Искусство и ты» М.:Просвещение, 2013 г.; 3 класс:
Н.А.Горяева, Л.А. Неменская А.С.Питерских под редакцией Б.М.Неменского «Искусство
вокруг нас» М.:Просвещение, 2013 г; 4 класс: Л.А. Неменская
под редакцией
Б.М.Неменского «Каждый народ - художник» М.:Просвещение, 2013 г. Рабочая программа
является приложением к адаптированной основной образовательной программе начального
общего образования МАОУ СОШ № 15.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе —
формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры
духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как
высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть
средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на
прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов
художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая
деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений
искусства.
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их
выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес
учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования
личности каждого.
Развитие художественно - образного мышления учащихся строится на единстве двух его
основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие
фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный
образ, выражая свое отношение к реальности.
В рабочей программе представлены:
- планируемые результаты освоения учебного предмета;
- содержание учебного предмета;
- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.
Рабочая программа предусматривает изучение изобразительного искусства в
начальной общеобразовательной школе из расчёта 1 час в неделю: 33 часа в 1 классе и по 34
часа в 2-4 классах. Всего на изучение изобразительного искусства на уровне начального
общего образования отводится 135 часов.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты (готовность и способность обучающихся к саморазвитию,

сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно- смысловые установки
обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные
компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, ориентации на
содержательные моменты школьной действительности и принятия образца
«хорошего ученика»; - широкая мотивационная основа учебной деятельности,
включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей
и других людей; - способность к оценке своей учебной деятельности; основы
гражданской идентичности,
своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи,
представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою
Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей; - знание основных моральных норм и ориентация на их
выполнение;
- развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; установка на
здоровый образ жизни.-основы экологической культуры: принятие ценности
природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам

природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; чувство
прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной
художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к ОО,
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; устойчивого
учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной
деятельности; положительной адекватной дифференцированной самооценки на
основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- установки на здоровый образ жизни и еѐ реализации в реальном поведении и
поступках; осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств
других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на
помощь другим и обеспечение их благополучия;
Метапредметные результаты (освоенные обучающимися УУД (познавательные,
регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу умения учиться, и метпредметными
понятиями): 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации
для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим 15 сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров
в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры
пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
Выпускник научится: принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы
в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной
области; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей
и других людей;
- различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в
действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных
ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного
результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов
решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить
новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в
конце действия.
Познавательные УУД: Выпускник научится:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая

электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире
и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на
разнообразие способов решения задач; владеть основами смыслового восприятия
художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию
из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; устанавливать
причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений; строить
рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для
целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и Интернета;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с
помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая
и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в
том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической
формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и
дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию
партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает
и видит, а что нет; задавать вопросы;
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные
от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов
и позиций всех 17 участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения
действия; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и
регуляции своей деятельности; адекватно использовать речевые средства для
эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты освоения ООП НОО
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного
искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на
материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру;
понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в
общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и
оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных
видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном
конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности,
базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации
и пр.).
1 класс
Восприятие искусства и виды художественной деятельности Обучающийся научится:
Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.
Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Рассматривать иллюстрации
(рисунки) в детских книгах. Воспринимать и анализировать (на доступном уровне)
изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Соотносить
восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознавать, что изображать можно не
только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т.
д.). Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной
темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Учиться воспринимать и
описывать архитектурные впечатления. Различать три вида

художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов
работы). Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и
Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного,
декоративного, конструктивного). Воспринимать и обсуждать выставку детских работ
(рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства
выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе. Наблюдать живую
природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов
художественной деятельности. Характеризовать свои впечатления от рассматривания
репродукций картин и (желательно) впечатления от подлинных произведений в
художественном музее или на выставке. Обучающийся получит возможность научиться:
Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и
просмотра картин художников. Видеть проявления прекрасного в произведениях
искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту. Азбука
искусства. Как говорит искусство? Обучающийся научится: Овладевать первичными
навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и
краской. Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям
(создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна
(кляксы). Овладевать первичными навыками изображения в объеме. Изображать в объеме
птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином). Сочинять и
рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.
Овладевать первичными навыками работы гуашью. Изображать декоративно рыб и т. д.,
передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую
красоту фактуры. Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги
Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т.
п. Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии. Творчески играть в
процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя,
моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни
(художественное познание). Выражать в 58 изобразительных работах свои впечатления от
прогулки в природу и просмотра картин художников. Обучающийся получит
возможность научиться: Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под
руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом.
Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и (желательно)
впечатления от подлинных произведений в художественном музее или на выставке.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Обучающийся научится:
Разглядывать узоры и формы, созданные природой, Наблюдать и эстетически оценивать
украшения в природе. Находить примеры декоративных украшений в окружающей
действительности Обучающийся получит возможность научиться: Наблюдать и
анализировать природные формы.
2 класс
Восприятие искусства и виды художественной деятельности Обучающийся научится:
Наблюдать цветовые сочетания в природе. Учиться различать и сравнивать темные и
светлые оттенки цвета и тона. Понимать красоту и выразительность пастели, мелков,
акварели. Понимать выразительные возможности линии, точки, темного и белого пятен
(язык графики) для создания художественного образа. Рассматривать, изучать и
анализировать строение реальных животных. Рассматривать природные конструкции,
анализировать их формы, пропорции. Эмоционально откликаться на красоту различных
построек в природе. Наблюдать природу в различных состояниях. Наблюдать и
рассматривать животных в различных состояниях. Характеризовать доброго и злого
сказочных героев. Сравнивать и анализировать возможности использования

изобразительных средств для создания доброго и злого образов. Понимать роль
украшения в жизни человека. Понимать, что такое пропорции. Сравнивать и
анализировать украшения, имеющие разный характер. Составлять теплые и холодные
цвета. Понимать эмоциональную выразительность теплых и холодных цветов.
Обучающийся получит возможность научиться: Понимать характер линии, цвета, формы,
способных раскрыть намерения человека. Сравнивать и анализировать возможности
использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов. Учиться
изображать эмоциональное состояние человека. Размышлять о возможностях
изображения как реального, так и фантастического мира. Азбука искусства. Как говорит
искусство? Обучающийся научится: Первичным живописными навыкам Создавать
живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвященные
изображению природных стихий. Изображать животных, выделяя пропорции частей тела.
Передавать в изображении характер выбранного животного. Изображать сказочные
существа путем соединения воедино элементов разных животных и даже растений.
Создавать украшения (воротничок для платья, подзор, закладка для книг и т.д.), используя
узоры. Создавать декоративные композиции заданной формы Обучающийся получит
возможность научиться: Приемам работы кистью (мазок «кирпичик», «волна»,
«пятнышко»). Расширять знания о средствах художественной выразительности. Обобщать
пройденный материал, обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать
собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Обучающийся научится: Обсуждать
и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с
точки зрения содержания и средств его выражения.
3 класс
Восприятие искусства и виды художественной деятельности Обучающийся научится:
Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они
сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек
(украшения). Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки,
Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Учиться видеть и объяснять образное
содержание конструкции украшения предмета. Характеризовать связь между формой,
декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением. Уметь выделять
конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность
каждого из Братьев Мастеров в процессе создания образа посуды). Понимать роль цвета и
декора в создании образа комнаты. Рассказывать о роли художника
и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор
Понимать роль художника и Братьев Мастеров в создании книги (многообразие форм книг,
обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.). Знать и называть отдельные элементы оформления
книги (обложка, ил люстрации, буквицы) и уметь объяснять роль художника и Братьев
Мастеров в создании форм открыток, изображений на них. Учиться видеть архитектурный
образ, образ городской среды. Уметь представлять любой предмет с точки зрения участия в
его создании волшебных Братьев Мастеров. Понимать роль праздничного оформления для
организации праздника. Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката
(привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле).
Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России Государственную Третьяков скую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей
изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Иметь представление, что картина - это
особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и
переживаниями. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия
произведений изобразительного искусства. Рассматривать и сравнивать картины пейзажи,

рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом
(радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.). Знать имена
крупнейших русских художников пейзажистов, портретистов. Воспринимать картину натюрморт как своеобразный рассказ о человеке - хозяине вещей, о времени, в котором
он живет, его интересах. Иметь представление о картинах исторического и бытового
жанра. Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) кар тинах, об
их сюжете
и настроении. Называть виды скульптуры (скульптура в музеях, скульптурные памятники,
парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор. Обучающийся получит
возможность научиться: Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на
уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев Мастеров. Воспринимать и
оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города
(села). Раскрывать особенности архитектурного образа города. Азбука искусства. Как
говорит искусство? Обучающийся научится: Овладевать навыками создания вы
разительной формы игрушки, посуды и ее декорирования в лепке, а также навыками
изображения посудных форм, объединенных общим образным решением. Опыту
творчества и приобретет художественно-практические навыки в создании эскиза росписи
платка. Создавать проект детской книжки – игрушки, открытки. Изображать архитектуру
своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое
своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм. Изображать необычные
фонари, используя графические средства или создавать необычные конструктивные формы
фонарей, осваивая приемы работы с бумагой Придумывать и создавать выразительную
куклу Создавать в рисунке проект оформления праздника. Изображать пейзаж по
представлению с ярко выраженным 60 настроением. Выражать настроение в пейзаже
цветом. Создавать портрет кого- либо из дорогих, хорошо знакомых людей. Изображать
натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением. Изображать сцену из своей
повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивая сюжетную ком позицию.
Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения.
Создавать женские и мужские народные образы (портреты). Овладевать навыками
изображения фигуры человека. Изображать сцены труда из крестьянской жизни. Лепить
фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения.
Обучающийся получит возможность научиться: Обретать опыт творчества и
художественно - практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в
соответствии с ее функциональным назначением. Овладевать композиционными и
оформительскими навыками в процессе создания образа витрины, платка, игрушки,
открытки, обоев, книжки. Овладевать приемами коллективной творческой деятельности.
Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсоводов. Овладевать
навыками создания объемно пространственной композиции. Развивать живописные и
композиционные навыки. Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Обучающийся научится: Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды
жизни человека, предметного мира в каждом доме. Понимать, что памятники архитектуры
— это достояние народа, которое необходимо беречь. Различать в архитектурном образе
работу каждого из Братьев Мастеров. Осознавать и уметь объяснять важную и всем очень
нужную работу художника и Мастеров Постройки, Украшения и изображения в создании
облика города. Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание
красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.). Понимать и объяснять роль
художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются
национальным достоянием. Обучающийся получит возможность научиться: Участвовать в
организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую
активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ.
Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней.
4 класс

Восприятие искусства и виды художественной деятельности Выпускник
научится: Различать основные виды художественной деятельности (рисунок,
живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности,
используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для
передачи собственного замысла. Различать основные виды и жанры пластических
искусств, понимать их специфику. Эмоционально-ценностно относиться к природе,
человеку, обществу; различать и передавать в художественно- творческой
деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами
художественного образного языка. Узнавать, воспринимать, описывать и
эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового
искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие,
красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений. Приводить
примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего
региона, показывать на примерах их роль и назначение. Выпускник получит
возможность научиться: Воспринимать произведения изобразительного искусства,
участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет
и содержание в знакомых произведениях. Видеть проявления прекрасного в
произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на
улице, в быту. Высказывать аргументированное суждение о художественных
произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных
состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
Создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в
пространстве. Использовать выразительные средства изобразительного искусства:
композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные
материалы для воплощения собственного художественно- творческого замысла.
Различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их
эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками;
использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности. Создавать средствами живописи, графики, скульптуры,
декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в
объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика,
одежды, украшений человека. Наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать
пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы;
использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи,
скульптуре, графике, художественном конструировании. Использовать декоративные
элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и
предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента;
передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику
стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом
местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
Пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры,
декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной
художественно - творческой деятельности. Передавать разнообразные эмоциональные
состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на

заданные темы. Моделировать новые формы, различные ситуации путем
трансформации известного, создавать новые образы природы, человека,
фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и
компьютерной графики. Выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции,
используя язык компьютерной графики в программе Paint. Значимые темы искусства. О
чем говорит искусство?
Выпускник научится:
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной
художественно-творческой деятельности. Выбирать художественные материалы,
средства художественной выразительности для создания образов природы, человека,
явлений и передачи своего отношения к ним; Решать художественные задачи
(передавать характер и намерения объекта – природы, человека, сказочного героя,
предмета, явления и т. д. – в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение
к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения,
усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
Видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов. Понимать и передавать в художественной работе разницу
представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к
другим вкусам и мнениям изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к
ним свое отношение, изображать многофигурные композиции на значимые жизненные
темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
2. Содержание учебного
предмета Виды художественной
деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества:
художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его
условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях
пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике:
отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение
изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной
жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и
разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России).
Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору).
Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и
региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального,
российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных
(пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его
материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь,
пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами.
Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие
природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка.
Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи.
Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в
соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного
образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами
для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор
объема,
вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры.
Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для
художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.).
Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного
образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон
— сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования
навыков художественного конструирования и моделирования в жизни
человека.
Декоративно прикладное искусство. Истоки декоративно прикладного искусства
и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры
(украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы;
былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления
народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках,
песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно прикладном искусстве.
Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве
(цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.
д.).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в
пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении
композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе —
больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и
высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и
динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции).
Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов.
Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа.
Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения.
Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные,
острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих,
пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального
состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в
пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные
формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его
характере. Силуэт.
Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи
объема. Выразительность объемных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.
д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в
живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов.
Особая роль ритма в декоративно прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений,
различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы
в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных
географических широт. Использование различных художественных материалов и
средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи
гнезда, норы, ульи,
панцирь черепахи, домик улитки и т.д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров
русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики,
передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов —
представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И.
Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими
разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония
или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных
народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и
декоративно прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной
культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в
украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного
искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ
человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней
и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах
мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве.
Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей,
пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание,
поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие
гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование
различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых,
удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли
изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в
организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах
природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных
народов (на примере изобразительного и декоративно прикладного искусства народов
России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление
помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно творческой деятельности Участие в различных видах
изобразительной, декоративно прикладной и художественно конструкторской
деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно
прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт,
пейзаж, человек, животные, растения). Овладение основами художественной грамоты:
композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой. Создание моделей
предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и
бумаго пластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации
собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном
конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона,
композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных

художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной
анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики,
гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров,
пластилина, глины, подручных и природных материалов. Участие в обсуждении
содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства,
выражение своего отношения к произведению.

3. Календарно – тематическое планирование

1 класс (33 часа).

№
Темы уроков
Количество часов
I Ты изображаешь. Знакомство с мастером изображения 9 часов
ИОТ - 075- 2017. Изображения всюду вокруг нас. Урок
1
– экскурсия.
1
2

Мастер изображения учит видеть. Урок – игра.

1

3
4

Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.

1
1

5

Изображать можно линией.
Изображать можно линией. Рисование на тему
6
«Рассказ о себе»
7
Разноцветные краски.
8
Изображать можно и то, что невидимо.
9
Художник и зрители.
II Ты украшаешь. Знакомство с мастером украшения 7
часов
1
Мир полон украшений.
2
Красоту надо уметь замечать: узоры на крыльях.
3
Красоту надо уметь замечать: красивые рыбы.
4
Красоту надо уметь замечать: украшение птиц
5
Узоры, которые создали люди.
6
7
1

1
1
1
1
1.
1
1
1
1
1

Как украшает себя человек.
1
Мастер Украшения помогает сделать праздник.
1
III Ты строишь. Знакомство с мастером постройки 9 часов
Повторный инструктаж по ТБ. Постройки в нашей
жизни.
1
Рисуем домики для сказочных животных.

2

1

3
Домики, которые построила природа.
1
4
Дом снаружи и внутри.
1
5
Строим город.
1
6
Все имеет свое строение.
1
7
Постройка предметов. (упаковок)
1
8-9 Город, в котором мы живем.
2
IV Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу 8 часов
1
Совместная работа трех братьев-мастеров.
1
2-3 «Сказочная страна» - создание панно.
2
4
Праздник весны. Конструирование птиц из бумаги.
1

5
6
7.
8.

Разноцветные жуки.
Урок любования. Умение видеть.
« Здравствуй, лето!»
Экскурсия в музей изобразительных искусств.

2
№
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6-7
8-9
10
11

1
2
3
4

1
1
1
1

класс (34 часа).

Темы уроков
Количество часов
I Чем и как работают художники 8 часов
ИОТ - 075- 2017 Три основные краски, строящие
1
многоцветие мира
Пять красок – все богатство цвета и тона
1
Пастель и цветные мелки, акварель – выразительные
1
возможности
Выразительные возможности аппликации
1
Выразительные возможности графических
1
материалов
Выразительность материалов для работы в объеме
1
Выразительные возможности бумаги
1
Для художника любой материал может стать
1
выразительным
II Реальность и фантазия 7 часов
Изображение и реальность
1
Изображение и фантазия
1
Украшение и реальность
1
Украшение и фантазия
1
Постройка и реальность
1
Постройка и фантазия
1
Братья – Мастера Изображения, Украшения и
1
Постройки всегда работают вместе
III О чем говорит искусство 11 часов
Выражение характера изображаемых животных
1
Мужской образ
1
Женский образ
1
Образ человека и его характер, выраженный в
1
объеме
Изображение природы в разных состояниях
1
Выражение характера человека через украшение
2
Выражение намерений человека через украшение
2
В изображении, украшении и постройке человек
1
выражает свои чувства, мысли, настроение, свое
отношение к миру
Цвет как средство выражения: теплые и холодные
1
цвета.
IV Как говорит искусство 8 часов
Борьба теплого и холодного
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и
звонкие цвета
Линия как средство выражения: ритм линий
Линия как средства выражения: характер линий

1
1
1
1

5
6
7

Ритм пятен как средства выражения
Пропорции выражают характер
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства
выразительности
Обобщающий урок года

8

1
1
1
2

3 класс (34 часа).
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Темы уроков
ИОТ - 075- 2017. Твои игрушки
Посуда у тебя дома
Мамин платок
Золотая осень.
Твои книжки.
Обои и шторы в твоем доме.
Поздравительная открытка.
Труд художника в нашем доме.
Памятники архитектуры – наследие веков.
Витрины на улицах.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Фонари на улицах и в парках.
Новогодний фонарик.
Транспорт в городе.
Труд художника на улицах моего города.
Художник в театре.
Образ театрального героя.
Театральные маски.
Театр кукол.
Театральный занавес.
Афиша, плакат.
Художник в цирке.
Театральная программа.
Праздник в городе.
Школьный праздник – карнавал.
Музеи в жизни города.
Картина – пейзаж.
Картина – натюрморт.
Картина – портрет.
Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музее и на улице.
Музей и архитектуры. Обобщение темы.
Рисунок на свободную тему.

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

4 класс (34 часа)
№

п
/
п

Темы уроков

Количество часов

1

Истоки искусства твоего народа
Рисование на тему "Пейзаж родной Земли"
Образ традиционного русского дома (избы)
Украшение деревянных построек и их значение
Деревня-деревянный мир
Образ красоты человека (женский образ )
Образ красоты человека (мужской образ)
Народные праздники
2
Древние города твоей земли
1. Древнерусский город крепость
2. Древние соборы
3. Города русской земли
4. Древнее узорочье теремов
5. Праздничный пир в теремных палатах
3
Каждый народ-художник
1. Образ художественной культуры Древней Греции
2. Храмы Древней Греции
3. Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в
Древней Греции
4. Образ художественной культуры Японии
5. Японские праздники "Праздник цветения вишни"
6. Образ художественной культуры Средневековой
Западной Европы
7. Образ человека, характерные черты одежды
Средневековой Западной Европы
8. Средневековая архитектура Западной Европы
9. Образ художественной культуры Средней Азии
10. Многообразие художественных культур в мире
11. Все народы воспевают материнство
12. Все народы воспевают мудрость старости
13. Сопереживание великая тема искусства
14. Герои, борцы и защитники
15. Юность и надежды
16. Искусство народов мира. Обобщение по разделу
"Искусство объединяет народы"
17. Праздник искусств "Здравствуй, лето!"
18. Каждый народ художник
19. Искусство объединяет народы
20. Древняя Эллада
21. Герои, борцы, защитники
22. Герои, борцы, защитники
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ

7
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
22
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

6033324505102036708
3055942814681798613
3868575793

Владелец

Минханова Наталья
Борисовна

Действителен

С 29.03.2021 по
29.03.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».