Окружающий мир 1-4 классы

Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО

Заместитель директора по УР

Директор МАОУ СОШ № 15

_____________ А.Р. Сабирова

___________ А.А. Чухланцева

____________ Н. Б. Минханова

«_____» _____________ 2017
г.

«_____» ____________ 2017 г.

«_____» ______________ 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Окружающий мир»
(2017-2022 гг.)

Разработано на ШМО
учителей начальных классов

2017 год
п. Карпушиха

Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Окружающий мир».
1-4 классы
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Министерство образования и науки России от
06.10.2009 г. №373; на основании рабочих программ предметной линии учебников
«Окружающий мир» 1-4 классы, автор Плешаков А.А., Москва, «Просвещение», 2017г.
Рабочая программа является приложением к основной образовательной программе
начального общего образования МАОУ СОШ №15.
Изучение курса окружающего мира в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:
- Формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе
единства рационально- научного познания и эмоционально- ценностного осмысления
ребенком личного опыта общения с людьми и природой.
- Духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в
условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в
котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни.
- Осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира,
своего места в нем.
- Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
- Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
В рабочей программе представлены:
- планируемые результаты освоения учебного предмета;
- содержание учебного предмета;
- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.
Рабочая программа предусматривает изучение окружающего мира в начальной
общеобразовательной школе из расчета 2 часа в неделю в 1 классе – 66 ч; во 2- 4 классах по
68 ч. Всего на изучение окружающего мира на уровне начального общего образования
отводится 270 часов.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных
личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностные результаты:
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и
национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального
российского общества» становление гуманистических и демократических
ценностных ориентации.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
единичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорной ситуации.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к
творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным
и духовным ценностям.
У выпускника будут сформированы:
 внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, ориентации на
содержательные моменты школьной действительности и принятия образца
«хорошего ученика»;
 широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в
том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей,
товарищей, родителей и других людей;
 способность к оценке своей учебной деятельности; основы гражданской
идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена
семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и
гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за
общее благополучие;
 ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так
и поступков окружающих людей;
 знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
 развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; установка на
здоровый образ жизни;
 основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать
в
своей
деятельности
нормам
природоохранного,
нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения; чувство прекрасного и
эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной
художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
 внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к ОО,
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
 выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; устойчивого
учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
 адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
 установки на здоровый образ жизни и еѐ реализации в реальном поведении и
поступках; осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания

чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках,
направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия;
 установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и
поступках, в т.ч. с использованием возможностей ВФСК ГТО.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
определят наиболее эффективные способы достижения ее результата.
4. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
6. Использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач.
7. Активное использование речевых средств и средств для решения
коммуникативных и познавательных задач.
8. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации, соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета.
9. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и
письменных формах.
10. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
11. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
12. Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
13. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества.
14. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, явлений
и процессов действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.
15. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающие
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
16. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования, формирование начального уровня культуры пользования словарями в
системе универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
 принимать и сохранять учебную задачу;
 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
в сотрудничестве с учителем;
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
 учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в
интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и
задачной области;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
 различать способ и результат действия;
 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки
для создания нового, более совершенного результата, использовать запись
(фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной
звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
 преобразовывать практическую задачу в познавательную;
 самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале;
 осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и
по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
 самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в
конце действия.
Познавательные УУД:
Выпускник научится:
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве Интернета;
 осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и
о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
 строить сообщения в устной и письменной форме;
 ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
 владеть основами смыслового восприятия художественных и познавательных
текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в
первую очередь текстов);
 осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
 осуществлять синтез как составление целого из частей;
 проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
 обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого
ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
 осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков и их синтеза;
 владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
 записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
 осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
 осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
 произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой),
владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и
инструменты ИКТ и дистанционного общения;
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера
в общении и взаимодействии;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
 строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и
видит, а что нет;
 задавать вопросы;
 адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
 учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные
от собственной;
 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
 аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
 продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов
и позиций всех участников;
 с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения
действия;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
 адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты.
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и
людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из
семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном
пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире.
1 класс Окружающий мир:
Выпускник научится:
 правильно называть родную страну, родной город (малую родину);
 различать флаг и герб России;
 узнавать некоторые достопримечательности столицы;
 называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
 проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослых;
 проводить опыты с водой, снегом и льдом;
 различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
 различать овощи и фрукты;
 определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
 описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку,
собаку);
 сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
 сравнивать реку и море;
 использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
 находить на глобусе холодные и жаркие районы;
 различать животных холодных и жарких районов;
 изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
 различать прошлое, настоящее и будущее;
 называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
 соотносить времена года и месяцы;
 находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
 объяснять причины возникновения дождя и ветра;
 перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
 ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
 мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
 раздельно собирать мусор в быту;
 соблюдать правила поведения в природе;
 правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
 подбирать одежду для разных случаев;
 правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
 правильно переходить улицу;
 соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
 различать виды транспорта; соблюдать правила безопасности в транспорте.
2 класс Окружающий мир:
Выпускник научится:
 находить на карте Российскую Федерацию, Москву - столицу России;
 называть субъект Российской Федерации (Свердловская область), в котором
находится город (Нижний Тагил), где живут обучающиеся;
 различать государственные символы России - флаг, герб, гимн;
 приводить примеры народов России;
 сравнивать город и село, городской и сельский дома;
 различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
 оценивать отношение людей к окружающему миру;

различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
проводить наблюдения и ставить опыты;
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
различать виды транспорта; приводить примеры учреждений культуры и
образования;
 определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи
между трудом людей различных профессий;
 различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
 правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
 соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу, на
транспорте (в т.ч. железнодорожном);
 различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
 соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
 правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
 оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу
сверстников;
 приводить примеры семейных традиций;
 соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками,
правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
 различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
 ориентироваться на местности разными способами;
 различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
 читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
 находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
 различать физическую и политическую карты, находить и показывать на
различать водные объекты, узнавать их по описанию;
 политической карте мира разные страны.
3 класс Окружающий мир:
Выпускник научится: находить на карте города Золотого кольца России, приводить
примеры достопримечательностей этих городов;
 осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и
культуры;
 находить на карте страны - соседи России и их столицы;
 определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
 осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость
ответственного отношения к природе;
 различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать
проявления внутреннего мира человека;
 различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
 проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное
оборудование;
 исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы,
моделировать круговорот воды в природе;
 классифицировать объекты живой природы, относя их к определѐнным
царствам и другим изученным группам;














 пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
 обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком,
изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения
необходимости бережного отношения к природе;
 приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
 использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации
для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных
сообщений о природе;
 устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем
органов человека; использовать знания о строении и жизнедеятельности
организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
 оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
 вырабатывать правильную осанку;
 выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения
болезней;
 понимать необходимость здорового образа жизни и
соблюдать соответствующие правила;
 правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
 соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные
знаки разных групп, следовать их указаниям;
 понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть
скрытую опасность и избегать еѐ;
 соблюдать правила безопасного поведения в природе, на транспорте (в т.ч.
железнодорожном);
 понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила
экологической безопасности в повседневной жизни;
 раскрывать роль экономики в нашей жизни;
 осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности
человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
 различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
понимать роль денег в экономике,
 различать денежные единицы некоторых стран;
 объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость
уплаты налогов гражданами страны;
 понимать, как ведѐтся хозяйство семьи;
 обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие
экологические прогнозы;
 рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения
информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
 приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить
уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
 использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска
информации о человеке и обществе.
 4 класс Окружающий мир:
Выпускник научится: понимать особую роль России в мировой истории;
 рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих
чувство гордости за свою страну;
 находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты
Российской Федерации, свой регион (Свердловскую область), его главный
город (Екатеринбург), другие города современной России, узнавать по
фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
 называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в
жизни страны; называть имя действующего Президента Российской Федерации
и его полномочия как главы государства; понимать, в чѐм различия между



























государственным устройством современной России и государственным
устройством нашей страны в другие периоды еѐ истории;
объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из
них - Конституция Российской Федерации - защищают наши права, приводить
конкретные примеры прав ребѐнка; раскрывать значение государственных
символов России, находить их среди государственных символов других стран;
называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны,
рассказывать о традициях и праздниках народов России; рассказывать о мире с
точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
проводить несложные астрономические наблюдения; изготавливать модели
планет и созвездий;
использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их
решения;
приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из
Международной Красной книги;
находить и показывать на физической карте России различные географические
объекты, на карте природных зон России - основные природные зоны;
объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать
характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные
зоны;
приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе
внесѐнных в Красную книгу России;
выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи
с помощью моделей;
оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать
возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить
примеры заповедников и национальных парков России;
давать краткую характеристику своего края (Свердловской области);
различать и описывать изученные природные объекты своего края
(Свердловской области), пользоваться атласом-определителем для
распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;
давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи
с помощью моделей; оценивать свое поведение в природе, правильно вести
себя в разных природных сообществах; рассказывать об охране природы в
своем крае;
различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в
экономике своего края;
приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать
источники информации о прошлом;
соотносить дату исторического события с веком, находить место события на
«ленте времени»;
читать историческую карту;
перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности,
кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по
знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого
по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории
человечества;
показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в
разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;

 рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных
событиях истории России;
 соотносить даты и события, определять последовательность и значение
некоторых важных событий в истории России;
 составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать
суждения о них; описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века,
узнавать их достопримечательности; называть и описывать некоторые
выдающиеся памятники истории и культуры России; находить в домашнем
архиве исторические свидетельства;
 раскрывать связь современной России с ее историей; использовать
дополнительную литературу, Интернет для получения информации и
подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края
(Свердловской области), о жизни общества в прошлом и настоящем.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото-и
видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить
небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
 моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с
использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из
конструктора;
 осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее
сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту
(раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
 пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для
сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального
питания и личной гигиены;
 выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде,
на транспорте (в т.ч. железнодорожном), оказывать первую помощь при
несложных несчастных случаях;
 планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе
познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;
 осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими
социальными группами;
 ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах
прошлого и настоящего;
 оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство
исторической перспективы;
 наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в
его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной
организации, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
 проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные
договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и
сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
 определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения,
договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и природа
Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа.
Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений

природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток,
рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода,
природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с
веществами, жидкостями, газами.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего
живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус
как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия,
расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района.
Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года,
их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина
смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер).
Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное
обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая
характеристика на основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком.
Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных,
человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых
организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к
полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни
человека.
Растения, их разнообразие, части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).
Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста
растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные
растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе
наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода,
тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных
животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые,
рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни
людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия,
краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва,
растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения
– пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3
примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат,
растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на
природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и
эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни
природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы,
поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на
примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных
богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.
Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее
значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное
участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность
природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная,
пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в
жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела
человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего
здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с
ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество. Общество – совокупность людей, которые объединены общей
культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовнонравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается
и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в
культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.
Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями
разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения
прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о
человеческих свойствах и качествах.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье
и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях,
престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и
фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовнонравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка
великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив,
совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.
Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и
других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим
русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая
ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность
человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный
транспорт. Правила пользования транспортом (наземным, в том числе железнодорожным,
воздушным и водным.
Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность
при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовнонравственного здоровья.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий
«Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный
герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила
поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской
Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства
за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и
упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество,

День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День
Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.
Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к
общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности
Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных
исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и
др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I
– Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по
выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности,
история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные
особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам,
иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии,
культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр
народов своего края.
Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край,
республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные
комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных
народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта.
Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти
выдающегося земляка.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и
культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское
государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда,
духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена.
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана
памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и
культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историкокультурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на
Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями):
название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности
Правила безопасной жизни Ценность здоровья и
здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена.
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления
здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего
физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая
помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на транспорте
(наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), в лесу, на водоеме в разное
время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом,
электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности окружающих
людей.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (66 ч)
№ Темы уроков
п/п

Количество
часов

1 Введение.
2. Что и кто?
2. Что такое Родина?
3. Что мы знаем о народах России?
4. Что мы знаем о Москве?
5. Проект "Моя малая рродина"
6. Что у нас над головой.
7. Что у нас под ногами?
8. Что общего у разных растений?
9. Что растёт на подоконнике?
10. Что растет на клумбе?
11. Что это за листья?
12. Что такое хвоинки?
13. Кто такие насекомые?
14. Кто такие рыбы?
15. Кто такие птицы?
16. Кто такие звери?
17. Что окружает нас дома?
18. Что умеет компьютер?
19. Что вокруг нас может быть опасным?

1
1
20
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

20. На что похожа наша планета?

1

1. 1.Введение. Задавайте вопросы! ИОТ 016н - 2017

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

29.
30.
31.
32.
33.

34.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Кто и что?»
Презентация проекта «Моя малая Родина»
Как живёт семья? Проект «Моя семья».
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Откуда в наш дом приходит электричество?
Как путешествует письмо?
Куда текут реки?
Откуда берутся снег и лёд?
Как живут растения?
Как живут животные?
Как зимой помочь птицам?
Откуда берётся и куда девается мусор?
Откуда в снежках грязь?
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как,
откуда и куда?» Презентация проекта « Моя семья».
Где и когда?
11ч.
Когда учиться интересно?

1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1111

1

35. Проект "Мой класс и моя школа"

1

36. Когда придёт суббота?

1

37. Когда наступит лето?

1

38. Где живут белые медведи?

1

39. Где живут слоны?

1

40. Где зимуют птицы? Когда жили динозавры?

1

41. Когда появилась одежда?

1

42. Когда изобрели велосипед?

1

43. Когда мы станем взрослыми?

1

44. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и

1

когда?» Презентация проекта «Мой класс, моя школа».
Почему и зачем?

22 ч

45. Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

1

46. Почему Луна бывает разной?

1

47. Почему идёт дождь и дует ветер?

1

48. Почему звенит звонок?

1

49. Почему радуга разноцветная?

1

50. Почему мы любим кошек и собак?

1

51. Проект «Мои домашние питомцы»

1

52. Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

1

53. Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

1

54. Зачем мы спим ночью?

1

55. Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1

56. Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

1

57. Зачем нам телефон и телевизор?

1

58.

Зачем нужны автомобили?

1

59.

Зачем нужны поезда?

1

60.

Зачем строят корабли?

1

61.

1

63.

Зачем строят самолёты?
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила
безопасности?
Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила
безопасности?

64.

Зачем люди осваивают космос?

1

65.

Почему мы часто слышим слово «экология»?

1

62.

1
1

66.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему
и зачем?» Презентация проекта «Мои питомцы»

1

2 класс (34 часа)

№

Темы уроков

п\п

Количест
во
часов

1. Где мы живем?

4

1. Родная страна. ИОТ 016н - 2017

1

2. Город и село. Наши проекты "Родной город"

1

3. Природа и рукотворный мир

1

4. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу " Где

1

мы живем"

2. Природа

20

1. Неживая и живая природа

1

2.Явления природы

1

3. Что такое погода?

1

4. В гости к осени. Экскурсия.

1

5. В гости к осени

1

6. Звёздное небо

1

7. Заглянем в кладовые Земли.

1

8. Про воздух...

1

9. ...И про воду.

1

10. Какие бывают растения?

1

11. Какие бывают животные?

1

12. Невидимые нити.

1

13. Дикорастущие и культурные растения.

1

14. Дикие и домашние животные.

1

15. Комнатные растения.

1

16. Животные живого уголка.

1

17. Про кошек и собак.

1

18. Красная книга.

1

19. Будь природе другом! Наши проекты "Красная книга или

1

возьмём под защиту"

20. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

1

"Природа"

3.

Жизнь города и села

10

1. Что такое экономика?

1

2. Из чего что сделано

1

3. Как построить дом

1

4. Какой бывает транспорт

1

5. Культура и образование

1

6. Все профессии важны. Наши проекты: "Профессии".

1

7. В гости к зиме. Экскурсия

1

8. В гости к зиме.

1

9. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "

1

Жизнь города и села"

10. Презентация проектов: "Родной город (село)", "Красная

1

книга, или Возьмём под защиту", "Профессии".

4.

Здоровье и безопасность

9

1. Строение тела человека

1

2. Если хочешь быть здоров

1

3. Берегись автомобиля!

1

4. Школа пешехода

1

5. Домашние опасности

1

6. Пожар!

1

7. На воде и в лесу

1

8. Опасные незнакомцы

1

9. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

1

"Здоровье и безопасность"

5.

Общение

7

1. Наша дружная семья

1

2. Проект "Родословная"

1

3. В школе

1

4. Правила вежливости

1

5. Ты и твои друзья

1

6. Мы- зрители и пассажиры

1

7. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "

1

Общение"

6.

Путешествия

18

1. Посмотри вокруг

1

2. Ориентирование на местности

1

3. Ориентирование на местности. Экскурсия.

1

4. Формы земной поверхности

1

5. Водные богатства

1

6. В гости к весне. (Экскурсия).

1

7. В гости к весне.

1

8. Россия на карте.

1

9. Наши проекты: "Города России"

1

10. Путешествие по Москве.

1

11. Московский Кремль.

1

12. Город на Неве.

1

13. Путешествие по планете.

1

14. Путешествие по материкам.

1

15. Страны мира. Наши проекты:" Страны мира".

1

16. Впереди лето.

1

17. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

1

"Путешествия".

18. Презентация проектов "Родословная", " Города России",

1

"Страны мира".
3 класс (68 ч)
№п\
п

Темы уроков

Количество
часов

1.

Природа. Ценность природы для людей. ИОТ 016н - 2017

1

2.

Человек

1

3.

Наши проекты: «Богатства, отданные людям»

1

4.

Общество

1

5.

Что такое экология

1

6.

Природа в опасности! Охрана природы.

1

7.

Тела, вещества, частицы

1

8.

П.Р. Обнаружение крахмала, продуктов питания.

1

9.

Воздух и его охрана

1

10.

П.Р. Свойства воды.

1

11.

Превращения и круговорот воды.

1

12.

Берегите воду!

1

13.

Как разрушаются камни.

1

14. Что такое почва

1

15.Разнообразие растений

1

16. Солнце, растения и мы с вами

1

17. Размножение и развитие растений

1

18. Охрана растений

1

19. Разнообразие животных

1

20. Кто есть кто. Наши проекты: «Разнообразие природы
родного края»

1

21. Размножение и развитие животных

1

22. Охрана животных

1

23. В царстве грибов

1

24. Проект. Грибы-съедобные.

1

25. Великий круговорот жизни

1

26. Организм человека

1

27. Органы чувств

1

28. Надежная защита организма

1

29. Дыхание и кровообращение

1

30. Наше питание. Наши проекты: «Школа кулинаров»

1

31. Проверим себя и оценим свои достижения.

1

32. Богатства, отданные людям.

1

33. Умей предупреждать болезни

1

34. Здоровый образ жизни

1

35. Огонь, вода и газ

1

36. Дорожные знаки

1

37. Наши проекты: «Кто нас защищает»

1

38. Опасные места

1

39. Природа и наша безопасность

1

40. Экологическая безопасность

1

41. Для чего нужна экономика

1

42. Природные богатства и труд людей – основа экономики

1

43. Полезные ископаемые

1

44. Растениеводство

1

45. Животноводство

1

46. Какая бывает промышленность

1

47. Наши проекты: «Экономика родного края»

1

48. Что такое деньги

1

49. Государственный бюджет

1

50. Семейный бюджет

1

51. Экономика и экология

1

52. Экономика и экология

1

53. Золотое кольцо России

1

54. Золотое кольцо России.

1

55. Золотое кольцо России

1

56. Наши ближайшие соседи

1

57. На севере Европы

1

58. Что такое Бенилюкс

1

59. В центре Европы

1

60. По Франции и Великобритании

1

61. По Франции и Великобритании

1

62. На юге Европы.

1

63. По знаменитым местам мира

1

64. Проверим себя и оценим свои достижения.

1

65.Презентация проекта. Кто нас защищает.
66-67. Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и
странам.

1

68. Повторение пройденного.

1

2

4 класс (68 ч)

№п\п

Количество
Темы уроков

1

часов

Земля и человечество

9

1.Мир глазами астронома.

1

2.

Планеты Солнечной системы.

1

3.

Звездное небо - Великая книга Природы.

1

4.

Мир глазами географа.

1

5.

Мир глазами историка.

1

6.

Когда и где? Летоисчисление в древности и в наши дни

1

7.

Мир глазами эколога.

1

8.

Сокровища Земли под охраной человечества.

1

9.

2

Сокровища Земли под охраной человечества. Проверим
себя и оценим свои достижения по разделу
"Земля и человечество".

1

Природа России.

11

1.

Равнины и горы России.

1

2.

Моря, озера и реки России.

1

3.

Природные зоны России.

1

4.

Зона арктических пустынь.

1

5.

Тундра.

1

6.

Леса России.

1

7.

Лес и человек.

1

8.

Зона степей.

1

9.

Пустыни.

1

10. У Черного моря.

1

11. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

1

"Природа России".

3

Родной край - часть большой страны.

12

1.

Наш край.

1

2.

Поверхность нашего края. (экскурсия)

1

3.

Водные богатства нашего края.

1

4.

Наши подземные богатства.

1

5.

Земля - кормилица.

1

6.

Экскурсия в лес и на луг. Жизнь леса.

1

7.

Жизнь луга.

1

8.

Жизнь в пресных водах.

1

9.

Экскурсия к водоему

1

10.

Растениеводство в нашем крае.

1

11.

Животноводство в нашем крае.

1

12.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

1

"Родной край - часть большой страны". Презентация проектов

4

Страницы всемирной истории.

6

1.

1

Начало истории человечества.

2.

Мир древности: далекий и близкий.

1

3.

Средние века: время рыцарей и замков.

1

4.

Новое время: встреча Европы и Америки.

1

5.

Новейшее время: история продолжается сегодня.

1

6.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

1

"Страницы всемирной истории". Жизнь древних славян.

5.

Страницы истории России.

20

1.Во времена Древней Руси.

1

2.

Страна городов.

1

3.

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

1

4.

Трудные времена на Русской земле.

1

5.

Русь расправляет крылья.

1

6.

Куликовская битва.

1

7.

Иван третий

1

8.

Мастера печатных дел.

1

9.

Патриоты России.

1

10.

Петр Великий.

1

11.

Михаил Васильевич Ломоносов.

1

12.

Екатерина Великая.

1

13.

Отечественная война 1812 года.

1

14.

Страницы истории XIX века.

1

15.

Россия вступает в XX век.

1

16.

Страницы истории 1920-1930-х годов.

1

17-18. Великая Отечественная война и Великая Победа.

2

19.

Страна, открывшая путь в космос.

1

20.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

1

"Страницы истории России".

6.

Современная Россия.

10

1.Основной закон России и права человека

1

2.

Мы - граждане России.

1

3.

Славные символы России

1

4.

Такие разные праздники.

1

5-7.

Путешествие по России.

3

8.

Проверим себя и оценим свои достижения за 2
полугодие.

1

9.

Презентация проектов.

1

10.

Обобщение и повторение пройденного за год

1

\

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

6033324505102036708
3055942814681798613
3868575793

Владелец

Минханова Наталья
Борисовна

Действителен

С 29.03.2021 по
29.03.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».