РП Родной (русский) язык 1-4 классы МАОУ СОШ №15

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15

РАССМОТРЕНО
На заседании МО
Руководитель МО
_________Сабирова А.Р.
«___»____________2017 г.

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
_____Чухланцева А. А.
«__»__________2017 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ №15
__________Минханова Н. Б.
«___»______________2017
г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ
РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК
1 - 4 класс (ФГОС)

Составитель: Сабирова Альфира Рафановна, учитель
начальных классов
Квалификационная категория: первая

п. Карпушиха
2017

Аннотация

Рабочая программа начального общего образования по предмету «Родной язык»
составлена
в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования, приказ № 373 Министерства
образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие ФГОС
НОО» от 06.10.2009г. с изменениями, внесенными приказами Минобразования РФ от
26.11.2010г., №1241, от 22.09.2011 г.№2357от 18.12.2012г. №1060, от 29.12.2014г. №1643, от
18.05.2015г. №507, от 31.12.2015г. №1576, отражает основные положения Основной
образовательной программы НОО МАОУ СОШ №15. Согласно учебному плану в МАОУ
СОШ №15 на изучение предмета «Родной язык» в 1-4 классах отводится по 0,25 часа в
неделю, общий объем – по 8 часов в год в каждом классе.
Рабочая программа включает три раздела:
 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной язык».
 Содержание учебного предмета.
 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Данная программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1)
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование
ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации,
передачи
и
интерпретации
информации
в
соответствии
с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон
и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Родной (русский) язык»
Предметные результаты
Содержание предмета направлено на достижение следующих результатов:
1) воспитание ценностного отношения к родному языку как к хранителю
культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование
первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного
пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами речевого этикета;
3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе
и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его
функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного
языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной
речи как показателям обшей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах,
средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных
языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение
использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных
задач.
В результате изучения курса родного (русского) языка обучающиеся на уровне
начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство
человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться
позитивное эмоционально ценностное отношение к родному (русскому) языку,
стремление к его грамотному использованию, родной (русский) язык станет для учеников
основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения,
интеллектуальных и творческих способностей.

В результате изучения курса русского языка и родного языка у выпускников,
освоивших основную образовательную программу начального общего образования,
будет сформирован учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу по
русскому и родному языкам и способам решения новой языковой задачи, что заложит
основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского
языка и родного языка на следующем уровне образования.
В процессе изучения, обучающиеся получат возможность реализовать в устном
и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в
творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска
необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
Выпускник научится:
–
оценивать правильность (уместность) выбора
языковых и неязыковых средств устного общения на
уроке, в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
–
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного
общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
–
выражать собственное мнение и аргументировать его;
–
самостоятельно озаглавливать текст;
–
составлять план текста;
–
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие
тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
–
создавать тексты по предложенному заголовку;
–
подробно или выборочно пересказывать текст;
–
составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных
типов речи: описание, повествование, рассуждение;
–
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком
предложений, корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры
речи;
–
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном
общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и
способы связи).

2. Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие
звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте,
определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями
общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение
диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими
высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование,
рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения
необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка
содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических
требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в
соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания
прослушанного
и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных
текстов (сочинений) по интересным детям тематике (на основе впечатлений, литературных
произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Культура речи. Значение речи в жизни человека, общества. С помощью слова, люди
могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру. Виды общения. Устное
и письменное общение (чем различаются). Виды речевой деятельности. Слушание. Говорение.
Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. Что такое успешное
общение. Выражение собственного мнения. Его аргументация. Разнообразие речевых ситуаций.
Монолог. Диалог. Речевой этикет. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где

происходит общение. Овладение основными умениями ведения разговора (начать,
поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Роль интонации, паузы,
мимики и жестов в речевом общении. Этикет и вежливость. Многообразие речевых формул
приветствия, прощания, благодарности, извинения. Школьный этикет. Этикет в общественных
местах. Значение орфоэпических норм в речевой культуре. Орфоэпический словарь. Способы
выражения вежливой оценки, утешения. Особенности речевого этикета в условиях общения

с людьми, плохо владеющими русским языком.
Текст. Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте.
Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста
(абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование
порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных
текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство
с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом
точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в
текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания
определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения;
сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

3.Тематическое
планирование 1 класс
№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Тема
Общение. Значение речи в жизни человека,
общества
Виды общения. Устное и письменное общение.
Этикет и вежливость. Многообразие речевых формул приветствия,
прощания, благодарности, извинения
Текст. Признаки текста
Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Работа с деформированным текстом: корректировка
последовательности предложений.
Составление текста по данным вопросам.
Итого

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
8 час

2 класс
№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Тема
Словесное и несловесное общение. Голос, его
окраска, громкость, темп устной речи
Что такое успешное общение? Правила для собеседников.
Школьный этикет. Этикет в общественных местах.
Способы выражения вежливой оценки, утешения
Текст. Последовательность частей текста (абзацев)
План текста. Устное изложение текста «Белка и зайчик» по плану
Работа с деформированным текстом: корректировка
последовательности предложений.
Мини-сочинение по опорным словам.
Итого

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
8 час

3 класс
№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Тема
Разнообразие речевых ситуаций. Диалог и
монолог.
Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор,
привлечь внимание и т. п.).
Значение орфоэпических норм в речевой культуре. Орфоэпический
словарь.
Текст. Тема и основная мысль текста.
Чтение текстов. Определение темы и основной мысли.
Жанр письма и поздравления.
Работа с деформированным текстом: корректировка
последовательности абзацев.
Изложение по предложенному плану «Умный ёжик».
Итого:

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
8 часов

4 класс
№п/п

Тема

1

Роль интонации, паузы, мимики и жестов в речевом общении.

2
3

Выражение собственного мнения. Его аргументация.

4
5
6
7

Количество
часов
1
1
1

Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми,
плохо владеющими русским языком.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение их 1
особенности.
Композиция текста –описания. Составление текста по картине с
1
элементами описания.
Рассказ. Композиция рассказа. Пересказ.
1
Рассуждение. Композиция текста-рассуждения.
1

8

Работа с деформированным текстом: корректировка
последовательности абзацев.
Итого

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

603332450510203670830559
428146817986133868575793
Минханова Наталья
Борисовна
С 29.03.2021 по 29.03.2022

1
8 час


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».