РП Литературное чтение на родном (русском) языке 1-4 классы МАОУ СОШ №15

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15

РАССМОТРЕНО
На заседании МО
Руководитель МО
_________Сабирова А.Р.
«___»____________2017 г.

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
_____Чухланцева А. А.
«__»__________2017 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ №15
__________Минханова Н. Б.
«___»______________2017
г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ
1 - 4 класс (ФГОС)

Составитель: Сабирова Альфира Рафановна, учитель
начальных классов
Квалификационная категория: первая

п. Карпушиха
2017

Аннотация
Рабочая программа начального общего образования по предмету «Литературное
чтение на родном языке» составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, приказ № 373
Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в
действие ФГОС НОО» от 06.10.2009г. с изменениями, внесенными приказами
Минобразования РФ от 26.11.2010г. №1241, от 22.09.2011 г.№2357от 18.12.2012г. №1060, от
29.12.2014г. №1643, от 18.05.2015г. №507, от 31.12.2015г. №1576, отражает основные
положения Основной образовательной программы НОО МАОУ СОШ №15. Согласно
учебному плану в МАОУ СОШ №15 5 на изучение предмета «Литературное чтение на родном
языке» в 1-4 классах отводится по 0,2 часа в неделю. Общий объем в 1 классе – 6 часов в год,
во 2-4 классах – по 7 часов в год.
Рабочая программа включает три раздела:
 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на
родном языке.».
 Содержание учебного предмета.
 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Данная программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1)
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование
ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.

Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации,
передачи
и
интерпретации
информации
в
соответствии
с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон
и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»
Предметные результаты
1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и

мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование
представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических
представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в
систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение
культурной самоидентификации;
3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику
различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную
оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и
про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных
литературоведческих понятий;
5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно
выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для
понимания и получения дополнительной информации.
Учащиеся начальной школы осознают значимость чтения для своего дальнейшего
развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития
дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой. У
обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве
познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать
художественные, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни,
расширят кругозор.
Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием
России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоциональнонравственной отзывчивости.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную
литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы,
эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать
мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное
произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как
источниками формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с
некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка,
используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный
жизненный опыт с художественными впечатлениями.
Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях,
соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного
(прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические
высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по
плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами
рассуждения и описания. Учащиеся научатся декламировать (читать наизусть)
стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед
знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями,
используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;
воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;
понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта

чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
- прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку,
автору, жанру и осознавать цель чтения;
- читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
- читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические
произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной
подготовки;
- использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное,
выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для
всех видов текстов);
- ориентироваться в содержании художественного для текста: определять главную
мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные
образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки
персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные
события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в
заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные
сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию
произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять
значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной
литературы;
Выпускник получит возможность научиться:
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и
высказывать собственное суждение;
- высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении,
доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
- устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия
других видов искусства;
- составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
- осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по
заданной тематике или по собственному желанию;
- вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной
деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
- составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному
образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
- работать с тематическим каталогом;
- самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
- распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений
(на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
- отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить
примеры прозаических и стихотворных текстов;
- различать художественные произведения разных жанров (рассказ, сказка, загадка,
пословица), приводить примеры этих произведений;
Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры
проявления художественного вымысла в произведениях.

2. Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных
текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы
по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий,
осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному
художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение
предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых
особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по
объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное,
просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения
высказывания и др.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник
необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист,
аннотация, иллюстрации. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник,
собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари,
энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к
детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование
соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия
произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей
художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).
Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и
отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения
героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия
«Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на
примере народов России, Урала). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов.
Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств
языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для
данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных
средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и
событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление
поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к
герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через
поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и
краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение
опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление
текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание
каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в
виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика

героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о
герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих
составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из
разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру
поступков героев.
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать
вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не
перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по
обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному
тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный
опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство
с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их
многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание
небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде
(форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача
содержания, прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста. Передача
впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного
искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное
построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка
(синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его
сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной
литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы, произведения современной
отечественной литературы. Основные темы детского чтения: фольклор, произведения о
Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические
произведения. Литература Урала как важнейшая часть литературы народов России.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью
учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор,
гипербол.
Ориентировка
в
литературных
понятиях:
художественное
произведение,
художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой
произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов
рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер),
рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные
песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) - узнавание, различение, определение
основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные
особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

3. Тематическое планирование
1 класс
№п/п

Тема

1

Русские народные сказки о животных.
Особенности народной сказки.
Сравнение сказок и рассказов о животных.
Г. Скребицкий «Маленький лесовод».
Работа над выразительностью чтения. Соблюдение
орфоэпических норм. В. Бианки «Кто чем поет?»
Нравственный смысл произведения. Л. Н. Толстой
«Косточка».
Поступки героев с точки зрения морали.
В. Осеева «Все вместе», «Плохо», «Печенье».
Сказки народов Урала. Д.Н. Мамин-Сибиряк
«Алёнушкины сказки»
Итого:

2
3
4
5
6

Количество
часов
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
6 час

2 класс
№п/п

Тема

1

Скороговорки, загадки, пословицы,
песни, потешки.
Особенности народной сказки.
Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»
Характеристика героев. М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
Подробный пересказ эпизода. И. С. Тургенев «Воробей»
Нравственный смысл рассказа. Деление на части.
Озаглавливание. Л. Пантелеев «Честное слово»
Главная мысль произведения. Авторское отношение к
герою. А. Гайдар «Совесть», В. Осеева «Три товарища»
Сказки народов Урала. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая
Шейка»
Итого:

2
3
4
5
6
7

Количество
часов
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
7 час

3 класс
№п/п

Тема

1

Характеристика героя.Былина «Алёша
Попович и Тугарин Змеевич»
Особенности народной сказки
Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»
Особенности художественного текста
К. Паустовский «Барсучий нос»
Герой художественного текста
Д. Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка»
Авторское отношение к герою. Составление вопросов к
тексту произведения.Н. Носова «Огурцы»
Портрет героя, выраженный через поступки.
М. Зощенко «30 лет спустя»
Сказы народов Урала. П.П. Бажов «Серебряное копытце»
Итого:

2
3
4
5
6
7

Количество
часов
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
7 час

4 класс
№п/п

Тема

1

Характеристика героя сказки.Сказка –
былина «Никита Кожемяка»
Языковые особенности
Русская народная сказка «Царевна - лягушка»
Средства художественной выразительности
К. Паустовский «Квакша»
Нравственный смысл произведения
В. Бианки «Подкидыш»
Авторское отношение к герою
М. Зощенко «Самое главное»
Особенности юмористического текста
Н. Носов «Дневник Коли Синицына»
Сказы
народов Урала. П.П.Бажов «Огневушкапоскакушка»»
Итого:

2
3
4
5
6
7

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

603332450510203670830559
428146817986133868575793
Минханова Наталья
Борисовна
С 29.03.2021 по 29.03.2022

Количество
часов
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
7 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».