рабочая программа родная литература 5-9

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

общеобразовательная школа №15
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО

Заместитель директора по УВР

Директор МАОУ СОШ №15

Руководитель МО
_______Н.А.Писменная
«___»___________2021г.

__________И.В.Голицына

__________ А.А.Чухланцева

«_____»_____________2021г.

«___»____________2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Родная литература (русская)»
5 – 9 класс

Составитель: Торовина В.Х.
Учитель русского языка и литературы

2021-2022г.

Нормативно-правовая база.

Рабочая программа по предмету «Родная литература(русская) составлена на основе требований
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования по учебному предмету «Родная литература(русская), входящему в
образовательную область «Родной язык и родная литература», предназначена для
обучающихся в5-9 классах общеобразовательной школы
общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в
образовательную область «Родной язык и родная литература».
Данная программа разработана на основе:
-Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
-Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федерального закона от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся»;
-Указа Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию
государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»;
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
-Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом Учебного плана МАОУСОШ №15 на 2021-2022
учебный год, из расчета 0,5 часа в неделю, общие годовое количество часов 17- в 5,6,7,8
классах, 1 час недельная нагрузка в 9 классе, общие годовое количество часов 34.
Учебные пособия:
1. Родная русская литература 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных
организаций. О.М.Александрова, М.А. Аристова, Е.Б.Беляева. – Москва :
Просвещение, 2021г.
2. Родная русская литература 6 класс: учебное пособие для общеобразовательных
организаций. О.М.Александрова, М.А. Аристова, Е.Б.Беляева. – Москва :
Просвещение, 2021г.
3. Родная русская литература 7 класс: учебное пособие для общеобразовательных
организаций. О.М.Александрова, М.А. Аристова, Е.Б.Беляева. – Москва :
Просвещение, 2021г.
4. Родная русская литература 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных
организаций. О.М.Александрова, М.А. Аристова, Е.Б.Беляева. – Москва :
Просвещение, 2021г.
5. Родная русская литература 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных
организаций. О.М.Александрова, М.А. Аристова, Е.Б.Беляева. – Москва :
Просвещение, 2021г.
Учебные пособия соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту
основного общего образования.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Личностные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература
(русская)» должны отражать:
 осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности;
проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
 способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
и познанию, уважительное отношение к труду;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
 осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов России и народов мира;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира
творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов
России и стран мира;
 способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к
совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других
творческих работах;
 неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на
моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и
поступкам, а также к поведению и поступкам других.

Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная
литература (русская)» должны отражать сформированность универсальных учебных действий:
регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи
в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать
правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД: 15
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
 навыки смыслового чтения.

Коммуникативные УУД
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения
своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной
речью;
 формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими
поисковыми системами.

Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература
(русская)» должны отражать:
 понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурно-языковое пространство
своего народа; осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного русского языка на основе
изучения выдающихся произведений родной русской литературы;
 проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице культуры русского
народа, ответственности за сохранение
национальной культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого
исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации и
мира;
 понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры
произведений русских писателей, в том числе современных авторов, продолжающих в своём творчестве
национальные традиции русской литературы;
 осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных смыслов, проявляющихся в
русском культурном пространстве и на основе многоаспектного диалога с культурами народов России и мира;
 развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России и
всего человечества; понимание их сходства и различий с русскими традициями и укладом; развитие
способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные
традиции;
 овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях родной русской
литературы, и создание собственных текстов, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
 применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и
проектной учебной деятельности, в речевом самосовершенствовании; умение формировать и обогащать
собственный круг чтения;
 накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений родной русской литературы,
определения и обоснования своих читательских предпочтений; формирование потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.

Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная
литература (русская)» по годам обучения
Первый год обучения. 5 класс
 формирование умения выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и
поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте
диалога культур с другими народами России; осмысление ключевых для русского национального сознания
культурных и нравственных смыслов в произведениях о Москве как столице России и о русском лесе;

 формирование представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов
России; русские национальные традиции в рождественских произведениях и произведениях о семейных
ценностях;
 формирование начальных представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках
русской души в произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и
о своеобразии русского языка и родной речи;
 развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих
вопросов; под руководством учителя создавать элементарные историко-культурные комментарии и
собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, сопоставлять произведения
словесного искусства с произведениями других искусств и учиться отбирать произведения для
самостоятельного чтения; формирование начальных представлений о проектно-исследовательской
деятельности и оформлении ее результатов, начальных умений работы с разными источниками информации.

Второй год обучения. 6 класс
 развитие умения выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в фольклоре и русской
литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте героического
эпоса разных народов, устанавливать связи между ними на уровне тематики, проблематики, образов;
осмысление ключевых для
русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о русском севере и
русской зиме;
 развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России;
русские национальные традиции в произведениях о русской масленице, о родном крае и русском доме;
 развитие представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в
произведениях о защите Родины в Крымской войне, об оптимизме и взаимопомощи как основных чертах
русского человека, реальности и мечтах в книгах о подростках и о богатстве русского языка и родной речи;
 развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих
вопросов или по предложенному плану; создавать краткие историко-культурные комментарии и собственные
тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста,
характеристики героя; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с
произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие
начальных умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее
результатов, работы с разными источниками информации и овладения простейшими способами её обработки
и презентации.

Третий год обучения. 7 класс
 развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие русских народных песен
(исторических и лирических), выявлять фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе для развития
представлений о нравственном идеале русского народа; осмысление ключевых для русского национального
сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о сибирском крае и русском поле;
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России;
русские национальные традиции в произведениях о православном праздновании Пасхи и о русских умельцах и
мастерах;
 развитие представлений о русском национальном характере, истоках русского патриотизма и героизма в
произведениях о защите Родины; о загадках русской души; взрослых проблемах, которые приходится решать
подросткам; об уникальности русского языка и родной речи;
 развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста по предложенному плану и
воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать
историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате
сравнительной характеристики героев, ответа на проблемный вопрос; под руководством учителя сопоставлять
произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать
произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской
деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и
овладения основными способами её обработки и презентации.

Четвёртый год обучения. 8 класс

 развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений о легендарных
героях земли русской для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление
ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о
Золотом кольце России и великой русской реке Волге;
 развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России;
русские национальные традиции в произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве душ
русских людей;
 развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о войне; о русском человеке
как хранителе национального сознания; трудной поре взросления; о языке русской поэзии;
 развитие умений давать смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного и литературного текста
самостоятельно и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и
потомку; создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего
характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять
произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать
произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской
деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и
овладения основными способами её обработки и презентации.

Пятый год обучения. 9 класс
 развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений разных
жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для развития представлений о нравственных идеалах
русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных
смыслов в произведениях об образе Петербурга и российской степи в русской литературе;
 развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России;
русские национальные традиции в произведениях об августовских Спасах и о родительском доме как вечной
ценности;
 развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о Великой Отечественной
войне; о судьбах русских эмигрантов в литературе Русского Зарубежья; о нравственных проблемах в книгах о
прощании с детством;
развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания,
устанавливать поле собственных читательских ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейноэстетический анализ художественного текста; создавать развернутые историко-культурные комментарии и
собственные тексты интерпретирующего характера в различных форматах; самостоятельно сопоставлять
произведения словесного искусства и его воплощение в других искусствах; самостоятельно отбирать
произведения для внеклассного чтения, определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения
художественной литературы; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и
оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения различными
способами её обработки и презентации.

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»

Первый год обучения (17 ч)
5 КЛАСС

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (7 ч)
Преданья старины глубокой (3 ч)
Малые жанры фольклора.
Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе.
Русские народные и литературные сказки.
Сказка «Лиса и медведь» (русская народная сказка).

К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь».
Города земли русской (2 ч)
Москва в произведениях русских писателей
А. С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…»
М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…»
Л. Н. Мартынов. «Красные ворота».
А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади».
Родные просторы (2 ч)
Русский лес
И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес».
А. В. Кольцов. «Лес».
В. А. Рождественский. «Берёза».
В. А. Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…»
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (4 ч)
Праздники русского мира (2 ч)
Рождество
Б. Л. Пастернак. «Рождественская звезда» (фрагмент).
В. Д. Берестов. «Перед Рождеством».
А. И. Куприн. «Бедный принц».
И. А. Ильин. «Рождественское письмо».
Тепло родного дома (2 ч)
Семейные ценности
И. А. Крылов. «Дерево».
И. А. Бунин. «Снежный бык».
В. И. Белов. «Скворцы».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (6 ч)
Не до ордена – была бы Родина (2 ч)
Отечественная война 1812 года
Ф. Н. Глинка. «Авангардная песнь».
Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок).
Загадки русской души (2ч)

Парадоксы русского характера
К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка).
Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова».
О ваших ровесниках (1 ч)
Школьные контрольные
К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент).
А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».
Лишь слову жизнь дана (1 ч)
Родной язык, родная речь
И. А. Бунин. «Слово».

В. Г. Гордейчев. «Родная речь».

Второй год обучения (17 ч)
6 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (7 ч)
Преданья старины глубокой (2 ч)
Русские былины: богатыри и богатырство
Былина «Илья Муромец и Святогор».
Былинные сюжеты и герои в русской литературе
И. А. Бунин. «Святогор и Илья».
М. М. Пришвин. «Певец былин».
Города земли русской (3 ч)
Русский Север: Архангельск в русской литературе
С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня).
Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин» (главы из книги «Поморские были и сказания»).
Родные просторы (2 ч)
Стихи русских поэтов о зиме
И. С. Никитин. «Встреча Зимы».
А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…»
Н. М. Рубцов. «Первый снег».
По мотивам русских сказок о зиме
Е. Л. Шварц. «Два брата».
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (4 ч)
Праздники русского мира (2 ч)
Масленица
М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…»
А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье».
А. П. Чехов. «Блины».
Тэффи. «Блины».
Тепло родного дома (2 ч)
Всюду родимую Русь узнаю
В. А. Рождественский. «Русская природа».
К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок».
Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (6 ч)
Не до ордена – была бы Родина (2 ч)
Оборона Севастополя
А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе».
А. А. Фет. «Севастопольское братское кладбище».
Рюрик Ивнев. «Севастополь».
Загадки русской души (2 ч)

Чудеса нужно делать своими руками
Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…»
Н. С. Лесков. «Неразменный рубль».
В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной».
О ваших ровесниках (1 ч)
Реальность и мечты
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним
познакомился», «Кирпичные острова»).
Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана (1 ч)
На русском дышим языке
К. Д. Бальмонт. «Русский язык».
Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…»

Третий год обучения (17 ч)

7 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (7 ч)
Преданья старины глубокой (3 ч)
Русские народные песни: исторические и лирические
«На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…»
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе
А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1).
И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…»
А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»
Города земли русской (2 ч)
Сибирский край
В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»).
А. И. Солженицын. «Колокол Углича».
Родные просторы (2 ч)
Русское поле
И. С. Никитин. «Поле».
И. А. Гофф. «Русское поле». 26
Д. В. Григорович. «Пахарь» (главы из повести).

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (4 ч)
Праздники русского мира (2 ч)
Пасха
К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве».
А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху».
А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину).
А. П. Чехов. «Казак».

Тепло родного дома (2 ч)
Русские мастера
С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент).
Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент).
В. А. Солоухин. «Камешки на ладони».

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (6 ч)
Не до ордена – была бы Родина (2 ч)
На Первой мировой войне
С. М. Городецкий. «Воздушный витязь».
Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий
Победоносец».
Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война».
М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».
Загадки русской души (2 ч)
Долюшка женская
Ф. И. Тютчев. «Русской женщине».
Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…»
Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…»
Ф. А. Абрамов. «Золотые руки».
В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»
О ваших ровесниках (1 ч)
Взрослые детские проблемы
А. С. Игнатова. «Джинн Сева».
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная рыбка»,
«Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).
Лишь слову жизнь дана (1 ч)
Такого языка на свете не бывало
Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…»

Четвёртый год обучения (17 ч)

8 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (6 ч)
Преданья старины глубокой (2 ч)
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин
С. Н. Марков. «Сусанин».
О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…»
П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа).
Города земли русской (2 ч)
По Золотому кольцу
Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…»

М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…»
И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль».
В. А. Степанов. «Золотое кольцо».
Родные просторы (2 ч)
Волга – русская река
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня).
Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»).
В. С. Высоцкий. «Песня о Волге».
В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент).

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (5 ч)
Праздники русского мира (3 ч)
Троица
И. А. Бунин. «Троица».
С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…»
Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…»
И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».
Тепло родного дома (2 ч)
Родство душ
Ф. А. Абрамов. «Валенки».
Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести).
А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни».

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (6 ч)
Не до ордена – была бы Родина (2 ч)
Дети на войне
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).
Загадки русской души (2 ч)
Сеятель твой и хранитель
И. С. Тургенев. «Сфинкс».
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».
О ваших ровесниках (1 ч)
Пора взросления
Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы).
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)
Лишь слову жизнь дана (1 ч)
Язык поэзии
Дон Аминадо. «Наука стихосложения».
И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет».

Пятый год обучения (34 ч)
9 КЛАСС

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч)
Преданья старины глубокой (3 ч)
Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе
Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная
песня).
В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении).
А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент).
М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года».
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).
Города земли русской (3 ч)
Петербург в русской литературе
А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»
О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы».
А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»).
Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»).
Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики-сударики»). Родные просторы (3 ч)
Степь раздольная
«Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня).
П. А. Вяземский. «Степь».
И. З. Суриков. «В степи».
А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент).

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (9 ч)
Праздники русского мира (4 ч)
Августовские Спасы
К. Д. Бальмонт. «Первый спас».
Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок».
Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»
Е. И. Носов. «Яблочный спас».
Тепло родного дома (5 ч)
Родительский дом
А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы).
В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»).

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 ч)
Не до ордена – была бы Родина (4 ч)
Великая Отечественная война
Н. П. Майоров. «Мы».
М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..»
Ю. М. Нагибин. «Ваганов».
Е. И. Носов. «Переправа».
Загадки русской души (2 ч)

Судьбы русских эмигрантов
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».
А. Т. Аверченко. «Русское искусство».
О ваших ровесниках (2 ч)
Прощание с детством
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана (1 ч)
«Припадаю к великой реке…»
И. А. Бродский. «Мой народ».
С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»

Тематическое планирование 5 класс.
Блок

Тема

Количество часов

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

7

Преданья старины глубокой

Малые жанры фольклора:
Пословицы и поговорки о Родине,
России, русском народе. Русские
народные и литературные сказки:
«Лиса и медведь» (русская
народная сказка) К. Г. Паустовский.
«Дремучий медведь»

3

Города земли русской

Москва в произведениях русских
писателей: А. С. Пушкин. «На тихих
берегах Москвы…» М. Ю.
Лермонтов. «Москва, Москва!..
люблю тебя как сын…» Л. Н.
Мартынов. «Красные ворота» А. П.
Чехов. «В Москве на Трубной
площади»

2

Родные просторы

Русский лес: И. С. СоколовМикитов. «Русский лес»

2

А. В. Кольцов. «Лес» В. А.
Солоухин. «Седьмую ночь без
перерыва…» В. А. Рождественский.

«Берёза»
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

4

Праздники русского мира

Рождество: Б. Л. Пастернак.
«Рождественская звезда»
(фрагмент) В.Д. Берестов. «Перед
Рождеством» А. И. Куприн.
«Бедный принц» И. А. Ильин.
«Рождественское письмо»

2

Тепло родного дома

Семейные ценности: И. А. Крылов.
«Дерево» И. А. Бунин. «Снежный
бык» В. И. Белов «Скворцы»

2

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

6

Не до ордена – была бы Родина

Отечественная война 1812 года: Ф.
Н. Глинка. «Авангардная песнь» Д.
В. Давыдов. «Партизан» (отрывок)

2

Загадки русской души

Чувства добрые: К. Г. Паустовский.
«Похождения жуканосорога»
(солдатская сказка) Ю.Я. Яковлев.
«Сыновья Пешеходова»

2

О ваших ровесниках

Школьные контрольные: К. И.
Чуковский. «Серебряный герб»
(фрагменты) А. А. Гиваргизов.
«Контрольный диктант»

1

Лишь слову жизнь дана

Родной язык, родная речь: И. А.
Бунин. «Слово» В. Г. Гордейчев.
«Родная речь»

1

Второй год обучения (6 класс)
Блок

Тема

Количество часов

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

7

Преданья старины глубокой

Русские былины - богатыри и
богатырство: Былина «Илья
Муромец и Святогор» Былинные
сюжеты и герои в русской
литературе: И. А. Бунин. «Святогор
и Илья» М. М. Пришвин. «Певец
былин»

2

Города земли русской

Русский Север - Архангельск в
русской литературе: С. Г. Писахов.
«Морожены песни» (из книги
«Ледяна колокольня) Б. В. Шергин.
«Детство в Архангельске», «Миша
Ласкин» (главы из книги
«Поморские были и сказания»)

3

Родные просторы

Стихи русских поэтов о зиме: И. С.
Никитин. «Встреча Зимы» А. А.
Блок. «Снег да снег. Всю избу
занесло…» Н. М. Рубцов. «Первый
снег» По мотивам русских сказок о

2

зиме: Е. Л. Шварц. «Два брата»
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

4

Праздники русского мира

Масленица: М. Ю. Лермонтов.
«Посреди небесных тел…» А. Д.
Дементьев. «Прощёное
воскресенье» А. П. Чехов. «Блины»
Тэффи. «Блины»

2

Тепло родного дома

Всюду родимую Русь узнаю: В. А.
Рождественский. «Русская
природа» К. Г. Паустовский.
«Заботливый цветок» Ю. В.
Бондарев. «Поздним вечером»

2

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

6

Не до ордена – была бы Родина

Оборона Севастополя: А. Н.
Апухтин. «Солдатская песня о
Севастополе» А. А. Фет.
«Севастопольское братское
кладбище» Рюрик Ивнев.
«Севастополь»

2

Загадки русской души

Чудеса нужно делать своими
руками: Ф. И. Тютчев. «Чему бы
жизнь нас ни учила…» Н. С. Лесков.
«Неразменный рубль» В. П.
Астафьев. «Бабушка с малиной»

2

О ваших ровесниках

Реальность и мечты: Р. П. Погодин.
«Кирпичные острова» (рассказы
«Как я с ним познакомился»,
«Кирпичные острова») Е. С.
Велтистов. «Миллион и один день
каникул» (фрагмент)

1

Лишь слову жизнь дана

На русском дышим языке: 1 34 К.
Д. Бальмонт. «Русский язык» Ю. П.
Мориц. «Язык обид – язык не
русский…»

1

Третий год обучения (7 класс)
Блок

Тема

Количество часов

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой

Русские народные песни
(исторические и лирические): «На
заре то было, братцы, на
утренней…», «Ах вы, ветры, ветры
буйные…» Фольклорные сюжеты и
мотивы в русской литературе: А. С.
Пушкин. «Песни о Стеньке Разине»
(песня 1) И. З. Суриков. «Я ли в
поле да не травушка была…» А. К.
Толстой. «Моя душа летит

7
3

приветом…»
Города земли русской

Родные просторы

Сибирский край: В. Г. Распутин.
«Сибирь, Сибирь…» (глава
«Тобольск») А. И. Солженицын.
«Колокол Углича»

2

Русское поле: И. С. Никитин.
«Поле» И. А. Гофф. «Русское поле»
Д. В. Григорович. «Пахарь» ( главы
из повести)

2

Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

4

Праздники русского мира

Пасха: К. Д. Бальмонт
«Благовещенье в Москве» А. С.
Хомяков. «Кремлевская заутреня
на Пасху» А. А. Фет. «Христос
Воскресе!» (П. П. Боткину) А. П.
Чехов. «Казак»

2

Тепло родного дома

Русские мастера: С. А. Есенин.
«Ключи Марии» (фрагмент) Ф. А.
Абрамов. «Дом» (фрагмент) В. А.
Солоухин. «Камешки на ладони»

2

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

6

Не до ордена – была бы Родина

На Первой мировой войне: С. М.
Городецкий. «Воздушный витязь»
3 35 Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о,
мудрость прекрасная…», «Георгий
Победоносец» Н. С. Гумилёв.
«Наступление», «Война» М. М.
Пришвин. «Голубая стрекоза»

2

Загадки русской души

Долюшка женская: Ф. И. Тютчев.
«Русской женщине» Н. А.
Некрасов. «Внимая ужасам
войны…» Ю. В. Друнина. «И откуда
вдруг берутся силы…» Ф. А.
Абрамов. «Золотые руки» В. М.
Тушнова. «Вот говорят: Россия…»

2

О ваших ровесниках

Взрослые детские проблемы: А. С.
Игнатова. «Джинн Сева» Н. Н.
Назаркин. «Изумрудная рыбка»
(главы «Изумрудная рыбка», «Ах,
миледи!», «Про личную жизнь»)

1

Лишь слову жизнь дана

Такого языка на свете не бывало:
Вс. Рождественский. «В родной
поэзии совсем не старовер…»

1

Тематическое планирование (8 класс)

Блок

Раздел
1.
РОССИЯ
РОДИНА МОЯ

Тема

—

Количество часов

6

Преданья старины глубокой

Легендарный герой земли русской Иван
Сусанин:

2

С. Н. Марков. «Сусанин»
О. А. Ильина. «Во время грозного и злого
поединка…»
П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы
из романа)
Города земли русской

По Золотому кольцу:

2

Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва
заметный…»
М.А. Кузмин. «Я знаю вас не
понаслышке…»
И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль»
В. А. Степанов. «Золотое кольцо»
Родные просторы

Волга – русская река:

2

«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..»
(русская народная песня).
Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той
поры…» (из поэмы «Горе
старого Наума»)
В. С. Высоцкий. «Песня о Волге»
В. В. Розанов. «Русский Нил»

Раздел 2. РУССКИЕ
ТРАДИЦИИ

Праздники русского мира

5

Троица:

3

И. А. Бунин. «Троица»
С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний
канон…»
Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать
без слов…»
И. А. Новиков. «Троицкая кукушка
Тепло родного дома

Родство душ:

2

Ф. А. Абрамов. «Валенки»
Т. В. Михеева. «Не предавай
меня!» (главы из повести)
А. В. Жвалевский, Е. Б.
Пастернак. «Радость жизни»

Раздел 3. РУССКИЙ
ХАРАКТЕР – РУССКАЯ

6

ДУША

Не до ордена – была бы Родина

Дети на войне:

2

Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы)

Загадки русской души

Сеятель твой и хранитель:

2

И. С. Тургенев. «Сфинкс»
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей»

О ваших ровесниках

Пора взросления:

1

Б. Л. Васильев. «Завтра была война»
(главы)
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось»
(главы)

Лишь слову жизнь дана

Язык поэзии:

1

Дон Аминадо. «Наука стихосложения»
И. Ф. Анненский. «Третий мучительный
сонет»

Тематическое планирование 9 класс
Блок

Тема

Раздел 1. РОССИЯ —
РОДИНА МОЯ

Преданья старины глубокой

Количество часов

12

Отечественная война 1812 года в
русском фольклоре и литературе:
Песня «Как не две тученьки не две

3

грозныя…» (русская народная
песня)
В. А. Жуковский. «Певец во стане
русских воинов» (в сокращении)

Города земли русской

Петербург в русской литературе:

5

А. С. Пушкин. «Город пышный,
город бедный…»
О. Э. Мандельштам. «Петербургские
строфы»
А. А. Ахматова. «Стихи о
Петербурге» («Вновь Исакий в
облаченьи…»)
Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь
город в плавных разворотах…»)
Л. В. Успенский. «Записки старого
петербуржца» (глава «Фонарикисударики»)

Родные просторы

Степь раздольная:

3

«Уж ты, степь ли моя, степь
Моздокская…» (русская народная
песня)
П. А. Вяземский. «Степь»
И. З. Суриков. «В степи»
А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент)
16.10

Проверочная работа по
итогам изучения раздела

1

Раздел 2. РУССКИЕ
ТРАДИЦИИ

10

Праздники русского мира

Августовские Спасы:

5

К.Д.»Первый снег»
Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья
яблок»
Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с
небес…»
Е. И. Носов. «Яблочный спас»
Тепло родного дома

Родительский дом:
А.П.Платонов «На заре туманной
юности» (главы)
В.П.Астафьев «Далёкая и близкая
сказка»(рассказ из повести «Последний
поклон»)

4

Проверочная работа по итогам
изучения раздела

1

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

12

Не до ордена – была бы Родина

5

Великая Отечественная война:

9

Н. П. Майоров. «Мы»
М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр,
лентяй-завистник!..»
Ю. М. Нагибин. «Ваганов»
Е. И. Носов. «Переправа»
Загадки русской души

Судьбы русских эмигрантов:

3

Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя»
А. Т. Аверченко. «Русское искусство
О ваших ровесниках

Прощание с детством:

2

Ю. И. Коваль. «От Красных ворот»
(фрагмент)
Проверочная работа по итогам
изучения раздела

1

Повторение

1

Итого:

34часа

Критерии оценивания
по родной литературе (русской)
Оценка устных ответов обучающихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний обучающихся по литературе.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на
заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.

Балл Степень выполнения учащимся общих требований к ответу
«5» 1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновывать свои суждения, применять знания на
практике, приводить необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно
составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2
ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении
излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и приводить свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого
материала

«2»

ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала,
допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и
неуверенно излагает материал.

Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки
ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных
учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только
заслушивались ответы обучающегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Критерии и нормативы оценивания сочинений
Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:



соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;



полнота раскрытия темы;



правильность фактического материала;



последовательность и логичность изложения;



правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й
критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов. Так, отметка «5» ставится при отсутствии
каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух
недочетов в содержании.

Основные критерии оценки сочинения

Оценка Содержание и речь

Грамотность

«5»

Допускаются:

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют. 3.Содержание
I орфографическая, или I пунктуационная,
излагается последовательно. 4.Работа отличается
или 1 грамматическая ошибки
богатством словаря, разнообразием используемых
синтаксических конструкций, точностью
словоупотребления. 5.Достигнуты стилевое единство и
выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании
1-2 речевых недочета.
«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме
(имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются
единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения
последовательности в изложении мыслей.
4.Лексический и грамматический строй речи
достаточно разнообразен.

Допускаются: 2 орфографические и 2
пунктуационные ошибки, или 1
орфографическая и 3 пунктуационные
ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при
отсутствии орфографических
ошибок, а также 2 грамматические ошибки

5.Стиль работы отличается единством и достаточной
выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в
содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
«3»

1.В работе допущены существенные отклонения
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются
отдельные фактические неточности.

Допускаются:
4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,
3. Допущены отдельные нарушения последовательности
изложения
или 3 орф. и 5 пунк.,или 7 пунк. при
отсутствии
4. Беден словарь и однообразны употребляемые
синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь
недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в
содержании и 5 речевых недочетов.

орфографических (в 5 кл.- 5 орф. и 4 пунк., а
также
4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много
фактических неточностей. Нарушена

Допускаются:
7 орф. и 7 пунк. ошибок, или 6 орф. и 8
пунк., или

последовательность мыслей во всех частях работы,
отсутствует связь между ними, работа не соответствует
5 орф. и 9 пунк., или
плану. Крайне беден словарь, работа написана
короткими однотипными предложениями со слабо
9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк., а также 7
выраженной связью между ними, часты случат
грамматических ошибок
неправильного словоупотребления.
Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе
допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Сочинение по литературе в 5-6 классах оценивается одной оценкой. Сочинение в 7-11 классах оценивается двумя
оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в

журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по
русскому языку).

Оценивание работы обучающихся в парах и группах

При оценивании работы обучающихся в парах и группах, каждый учитель имеет право самостоятельно
устанавливать критерии, в зависимости от целей и задач урока, особенностей темы урока и самих обучающихся.

Критерии (примерные) для оценивания работы группах

изложение материала

Уровень
сотрудни
чества

№ гр
Пра
вил
ьно

Врем я Логика,
чѐткость

Доступнос ть , эмоциона
речь
льность

культур а

сть
1
2
3
4
Критерии самооценки обучающихся при работе в группе:
-Знание учебного материала.
-Организация работы группы.
-Активность на уроке.
-Поведение на уроке.
-Умение работать в команде.
Критерии оценивания работы группы, ориентированные на продуктивные знания:
-Умение приводить аргументы.

Дополне
ния
других
групп

примеч
ания

ит
ого

-Умение сравнивать.
-Использование различных исторических источников.
-Установление межпредметных связей.
-Умение отвечать на дополнительные вопросы по теме.

Критерии оценивания тестовых заданий по литературе

Тест по литературе обычно оценивается, исходя из положения: 1 балл за правильно выполненное задание. Оценка
выводится в соответствии с процентом правильно выполненных заданий:

«5»: 90 – 100 % от общего числа баллов
«4»: 75 - 89 %
«3»: 50 - 74 %

Критерии оценивания самостоятельной работы в тетради с использованием учебника
(ответы на вопросы, поиск по тексту и т.д.)
«5»—выполнил все задания.
«4» – выполнил 2/3 задания
«3» – правильно выполнил только половину обязательной части заданий (т.е. 1-е или 2-е)
«2» – в каждом задании много ошибок (больше, чем правильных ответов).

Оценка чтения наизусть
При чтении поэтического или прозаического текста наизусть ученик обязан

- указать автора и название произведения;
- безошибочно воспроизвести текст;
- понимать смысл и значение текста;
- во время чтения грамотно расставлять логические ударения; выдерживать паузы там, где это необходимо;
соблюдать соответствующий смыслу текста темп чтения и интонацию; использовать при необходимости
мимику и жесты.
Отметка "5" ставится при соблюдении всех перечисленных условий.
Отметка "4" ставится при несоблюдении одного из перечисленных условий.
Отметка "3" ставится при несоблюдении двух-трѐх из перечисленных условий (уверенное знание текста при
невыразительном чтении; выразительное, но неуверенное чтение текста; немотивированные паузы;
неумение расставлять логические ударения и/или соблюдать соответствующий смыслу темп чтения).
Отметка "2" ставится при слабом знании текста (три и более немотивированных пауз, фактические ошибки
при воспроизведении текста, неполное воспроизведение текста).
Отметка "1" ставится при неготовности ученика к чтению наизусть, при полном незнании текста.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».