РП_ФГОС_5-7_музыка

2

Аннотация
Рабочая

программа

по

музыке

разработана

в

соответствии

требованиями

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 №1897; на основании рабочих программ предметной линии учебников «Музыка»
5 класс, авторы Сергеева Г.П., Критская Е. Д. Москва, «Просвещение», 2015г.
6класс, авторы Сергеева Г.П., Критская Е. Д. Москва «Просвещение» 2016г.,
7 класс, авторы Сергеева Г. П. , Критская Е. Д. Москва «Просвещение» 2017г.
8 класс, авторы Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Москва, «Просвещение»,2018г.
Рабочая программа является приложением к основной

образовательной

программе

основного общего образования МАОУ СОШ №15.
Цель данной программы заключается в передаче положительного духовного опыта
поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи:
- приобщение к музыке как к эмоциональному, нравственно – эстетическому
феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к
миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и
разных народов мира, классическим и современным наследием; эмоционально-ценностного,
заинтересованного отношения к искусству, стремление к музыкальному самообразованию;
- развитие общей музыкальности и эмоциональности, интеллектуальной сферы и
творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
-

освоение

жанрового

и

стилевого

многообразия

музыкального

искусства,

интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
- овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных
видах музыкально-творческой деятельности.
В рабочей программе представлены:
- планируемые результаты освоения учебного предмета;
- содержание учебного предмета;
- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.
Рабочая программа предусматривает изучение предмета «Музыка», 1 учебный час в
неделю: по 35 часов в каждом классе.
Содержание учебного предмета
Овладение основами музыкальных знаний на уровне основного общего образования
должно обеспечить формирование основ музыкальной культуры и грамотности как части

3

общей и духовной культуры, развитие музыкальных способностей учащихся, а также
способности к сопереживанию произведениям искусства через различные виды
музыкальной деятельности, овладение практическими умениями и навыками в различных
видах музыкально-творческой деятельности.
Освоение учебного предмета «Музыка» направлено на:
1) приобщение учащихся к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому
феномену, осознание через музыку жизненных явлений, раскрывающих духовный опыт
поколений;
2) расширение музыкального и общего культурного кругозора учащихся; воспитание их
музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов
мира, классическому и современному музыкальному наследию;
3) развитие

творческого

потенциала,

ассоциативности

мышления,

воображения,

позволяющих проявить творческую индивидуальность в различных видах музыкальной
деятельности;
4) развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать
произведения искусства по законам гармонии и красоты;
5) овладение

основами

музыкальной

грамотности

в

опоре

на

способность

эмоционального восприятия музыки как живого образного искусства во взаимосвязи с
жизнью, на специальную терминологию и ключевые понятия музыкального искусства,
элементарную нотную грамоту.
В рамках продуктивной музыкально-творческой деятельности учебный предмет
«Музыка» способствует формированию у учащихся потребности в общении с музыкой в
ходе дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования,
организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в
жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры.
Изучение предмета «Музыка» в части формирования у учащихся научного
мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на
межпредметных связях с предметами: «Литература», «Русский язык», «Изобразительное
искусство», «История», «География», «Математика» и др.
Программа содержит перечень музыкальных произведений, используемых для
обеспечения

достижения

образовательных

результатов.

По

усмотрению

учителя

музыкальный и теоретический материал разделов, связанных с народным музыкальным
творчеством, может быть дополнен регионально-национальным компонентом.

4

Музыка как вид искусства
Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных
построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и
характера

музыки.

Разнообразие

вокальной,

инструментальной,

вокально-

инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы
построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический
цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг
музыкальных

образов

(лирические,

драматические,

героические,

романтические,

эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с литературой.
Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка.
Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и
изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве.
Символика скульптуры, архитектуры, музыки.
Народное музыкальное творчество
Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа.
Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной
вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое,
соревновательное). Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной
культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное
своеобразие, музыкального фольклора разных стран.
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской
храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант,
хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы
(М.И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки.
Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов
(М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И.
Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального
музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской
музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.
Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной
и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса,
реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская
классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторовромантиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, ФШуберт, Э. Григ). Оперный жанр в

5

творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской
музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет).
Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX века (соната,
симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие
жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт,
симфония, опера, балет).
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф.
Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А.И.
Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф,
М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и зарубежной
музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие
композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ
столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и
характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок- музыка и ее
отдельные

направления

(рок-опера,

рок-н-ролл.).

Мюзикл.

Электронная

музыка.

Современные технологии записи и воспроизведения музыки.
Современная музыкальная жизнь
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты,
конкурсы и фестивали (современной и классической музыки). Наследие выдающихся
отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский,
А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных
исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; . Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и
др.)

классической

музыки.

Современные

выдающиеся,

композиторы,

вокальные

исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры
и музыкального образования. Может ли современная музыка считаться классической?
Классическая музыка в современных обработках.
Значение музыки в жизни человека
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды.
Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее
роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов.
Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и
Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Перечень музыкальных произведений для использования в обеспечении
образовательных результатов:
1. Ч. Айвз. «Космический пейзаж».

6

2. Г. Аллегри. «Мизерере» («Помилуй»).
3.

Американский народный блюз «Роллем Пит» и «Город Нью-Йорк» (обр. Дж.

Сильвермена, перевод С. Болотина).
4. Л. Армстронг. «Блюз Западной окраины».
5. Э. Артемьев. «Мозаика».
6. И. Бах. Маленькая прелюдия для органа соль минор (обр. для ф-но Д.Б. Кабалевского).
Токката и фуга ре минор для органа. Органная фуга соль минор. Органная фуга ля минор.
Прелюдия до мажор (ХТК, том Ι). Фуга ре диез минор (ХТК, том Ι). Итальянский концерт.
Прелюдия № 8 ми минор («12 маленьких прелюдий для начинающих»). Высокая месса си
минор (хор «Kirie» (№ 1), хор «Gloria» (№ 4), ария альта «Agnus Dei» (№ 23), хор
«Sanctus» (№ 20)). Оратория «Страсти по Матфею» (ария альта № 47). Сюита № 2 (7 часть
«Шутка»). И. Бах-Ф. Бузони. Чакона из Партиты № 2 для скрипки соло.
7. И. Бах-Ш. Гуно. «Ave Maria».
8. М. Березовский. Хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости».
9.

Л. Бернстайн. Мюзикл «Вестсайдская история» (песня Тони «Мария!», песня и танец

девушек «Америка», дуэт Тони и Марии, сцена драки).
10. Л. Бетховен. Симфония № 5. Соната № 7 (экспозиция Ι части). Соната № 8
(«Патетическая»). Соната № 14 («Лунная»). Соната № 20 (ΙΙ часть, менуэт). Соната № 23
(«Аппассионата»). Рондо-каприччио «Ярость по поводу утерянного гроша». Экосез ми
бемоль мажор. Концерт № 4 для ф-но с орк. (фрагмент ΙΙ части). Музыка к трагедии И.
Гете «Эгмонт» (Увертюра. Песня Клерхен). Шотландская песня «Верный Джонни».
11. Ж. Бизе. Опера «Кармен» (фрагменты: Увертюра, Хабанера из I д., Сегедилья, Сцена
гадания).
12. Ж. Бизе-Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита» (Вступление (№ 1). Танец (№ 2) Развод
караула (№ 4). Выход Кармен и Хабанера (№ 5). Вторая интермеццо (№ 7). Болеро (№ 8).
Тореро (№ 9). Тореро и Кармен (№ 10). Адажио (№ 11). Гадание (№ 12). Финал (№ 13).
13. А. Бородин. Квартет № 2 (Ноктюрн, III ч.). Симфония № 2 «Богатырская»
(экспозиция, Ι ч.). Опера «Князь Игорь» (Хор из пролога «Солнцу красному слава!», Ария
Князя Игоря из II д., Половецкая пляска с хором из II д., Плач Ярославны из IV д.).
14. Д. Бортнянский. Херувимская песня № 7. «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».
15. Ж. Брель. Вальс.
16. Дж. Верди. Опера «Риголетто» (Песенка Герцога, Финал).
17. А. Вивальди. Цикл концертов для скрипки соло, струнного квинтета, органа и
чембало «Времена года» («Весна», «Зима»).
18. Э. Вила Лобос. «Бразильская бахиана» № 5 (ария для сопрано и виолончелей).

7

19. А. Варламов. «Горные вершины» (сл. М. Лермонтова). «Красный сарафан» (сл. Г.
Цыганова).
20. В. Гаврилин «Перезвоны». По прочтении В. Шукшина (симфония-действо для
солистов, хора, гобоя и ударных): «Весело на душе» (№ 1), «Смерть разбойника» (№ 2),
«Ерунда» (№ 4), «Ти-ри-ри» (№ 8), «Вечерняя музыка» (№ 10), «Молитва» (№ 17).
Вокальный цикл «Времена года» («Весна», «Осень»).
21. Й. Гайдн. Симфония № 103 («С тремоло литавр»). I часть, IV часть.
22. Г. Гендель. Пассакалия из сюиты соль минор. Хор «Аллилуйя» (№ 44) из оратории
«Мессия».
23. Дж. Гершвин. Опера «Порги и Бесс» (Колыбельная Клары из I д., Песня Порги из II д.,
Дуэт Порги и Бесс из II д., Песенка Спортинг Лайфа из II д.). Концерт для ф-но с
оркестром (Ι часть). Рапсодия в блюзовых тонах. «Любимый мой» (сл. А. Гершвина,
русский текст Т. Сикорской).
24. М. Глинка. Опера «Иван Сусанин» (Рондо Антониды из I д., хор «Разгулялися,
разливалися», романс Антониды, Полонез, Краковяк, Мазурка из II д., Песня Вани из III
д., Хор поляков из IV д., Ария Сусанина из IV д., хор «Славься!»). Опера «Руслан и
Людмила» (Увертюра, Сцена Наины и Фарлафа, Персидский хор, заключительный хор
«Слава великим богам!»). «Вальс-фантазия». Романс «Я помню чудное мгновенье» (ст. А.
Пушкина). «Патриотическая песня» (сл. А. Машистова). Романс «Жаворонок» (ст. Н.
Кукольника).
25. М. Глинка-М. Балакирев. «Жаворонок» (фортепианная пьеса).
26. К. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика» (хор «Струн золотых напев», Мелодия, Хор
фурий).
27. Э. Григ. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (Песня Сольвейг, «Смерть Озе»).
Соната для виолончели и фортепиано» (Ι часть).
28. А. Гурилев. «Домик-крошечка» (сл. С. Любецкого). «Вьется ласточка сизокрылая»
(сл. Н. Грекова). «Колокольчик» (сл. И. Макарова).
29. К. Дебюсси. Ноктюрн «Празднества». «Бергамасская сюита» («Лунный свет»).
Фортепианная сюита «Детский уголок» («Кукольный кэк-уок»).
30. Б. Дварионас. «Деревянная лошадка».
31. И. Дунаевский. Марш из к/ф «Веселые ребята» (сл. В. Лебедева-Кумача). Оперетта
«Белая акация» (Вальс, Песня об Одессе, Выход Ларисы и семи кавалеров).
32. А. Журбин. Рок-опера «Орфей и Эвридика» (фрагменты по выбору учителя).
33. Знаменный распев.

8

34. Д. Кабалевский. Опера «Кола Брюньон» (Увертюра, Монолог Кола). Концерт № 3 для
ф-но с оркестром (Финал). «Реквием» на стихи Р. Рождественского («Наши дети»,
«Помните!»). «Школьные годы».
35. В. Калинников. Симфония № 1 (соль минор, I часть).
36. К. Караев. Балет «Тропою грома» (Танец черных).
37. Д. Каччини. «AveMaria».
38. В. Кикта. Фрески Софии Киевской (концертная симфония для арфы с оркестром)
(фрагменты по усмотрению учителя). «Мой край тополиный» (сл. И. Векшегоновой).
39. В. Лаурушас. «В путь».
40. Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2. Этюд Паганини (№ 6).
41. И. Лученок. «Хатынь» (ст. Г. Петренко).
42. А. Лядов. Кикимора (народное сказание для оркестра).
43. Ф. Лэй. «История любви».
44. Мадригалы эпохи Возрождения.
45. Р. де Лиль. «Марсельеза».
46. А. Марчелло. Концерт для гобоя с оркестром ре минор (II часть, Адажио).
47. М. Матвеев. «Матушка, матушка, что во поле пыльно».
48. Д. Мийо. «Бразилейра».
49. И. Морозов. Балет «Айболит» (фрагменты: Полечка, Морское плавание, Галоп).
50. В. Моцарт. Фантазия для фортепиано до минор. Фантазия для фортепиано ре минор.
Соната до мажор (эксп. Ι ч.). «Маленькая ночная серенада» (Рондо). Симфония № 40.
Симфония № 41 (фрагмент ΙΙ ч.). Реквием («Diesire», «Lacrimoza»). Соната № 11 (I, II, III
ч.). Фрагменты из оперы «Волшебная флейта». Мотет «Ave, verumcorpus».
51. М. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (Вступление, Песня Варлаама, Сцена смерти
Бориса, сцена под Кромами). Опера «Хованщина» (Вступление, Пляска персидок).
52. Н. Мясковский. Симфония № 6 (экспозиция финала).
53. Народные музыкальные произведения России, народов РФ и стран мира по выбору.
54. Негритянский спиричуэл.
55. М. Огиньский. Полонез ре минор («Прощание с Родиной»).
56. К. Орф. Сценическая кантата для певцов, хора и оркестра «Кармина Бурана». («Песни
Бойерна:Мирские песни для исполнения певцами и хорами, совместно с инструментами и
магическими изображениями») (фрагменты по выбору учителя).
57. Дж. Перголези «Stabatmater» (фрагменты по выбору учителя).
58. С. Прокофьев. Опера «Война и мир» (Ария Кутузова, Вальс). Соната № 2 (Ι ч.).
Симфония № 1 («Классическая». Ι ч., ΙΙ ч., III ч. Гавот, IV ч. Финал). Балет «Ромео и
Джульетта» (Улица просыпается, Танец рыцарей, Патер Лоренцо). Кантата «Александр

9

Невский» (Ледовое побоище). Фортепианные миниатюры «Мимолетности» (по выбору
учителя).
59. М. Равель. «Болеро».
60. С. Рахманинов. Концерт № 2 для ф-но с оркестром (Ι часть). Концерт № 3 для ф-но с
оркестром (Ι часть). «Вокализ». Романс «Весенние воды» (сл. Ф. Тютчева). Романс
«Островок» (сл. К. Бальмонта, из Шелли). Романс «Сирень» (сл. Е. Бекетовой). Прелюдии
(додиез минор, соль минор, соль диез минор). Сюита для двух фортепиано № 1
(фрагменты по выбору учителя). «Всенощное бдение» (фрагменты по выбору учителя).
61. Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко» (Колыбельная Волховы, хороводная песня
Садко «Заиграйте, мои гусельки», Сцена появления лебедей, Песня Варяжского гостя,
Песня Индийского гостя, Песня Веденецкого гостя). Опера «Золотой петушок»
(«Шествие»). Опера «Снегурочка» (Пролог: Сцена Снегурочки с Морозом и Весной, Ария
Снегурочки «С подружками по ягоды ходить»; Третья песня Леля (ΙΙΙ д.), Сцена таяния
Снегурочки «Люблю и таю» (ΙV д.)). Опера «Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля»).
Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (оркестровый эпизод
«Сеча при Керженце»). Симфоническая сюита «Шехеразада» (I часть). Романс «Горные
вершины» (ст. М. Лермонтова).
62. А. Рубинштейн. Романс «Горные вершины» (ст. М. Лермонтова).
63. Ян Сибелиус. Музыка к пьесе А. Ярнефельта «Куолема» («Грустный вальс»).
64. П. Сигер «Песня о молоте». «Все преодолеем».
65. Г. Свиридов. Кантата «Памяти С. Есенина» (ΙΙ ч. «Поет зима, аукает»). Сюита «Время,
вперед!» (VI ч.). «Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» («Тройка»,
«Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание»).
Музыка к драме А. Толстого «Царь Федор Иоанович» («Любовь святая»).
66. А. Скрябин. Этюд № 12 (ре диез минор). Прелюдия № 4 (ми бемоль минор).
67. И. Стравинский. Балет «Петрушка» (Первая картина: темы гулянья, Балаганный дед,
Танцовщица, Шарманщик играет на трубе, Фокусник играет на флейте, Танец оживших
кукол). Сюита № 2 для оркестра.
68. М. Теодоракис. «На побережье тайном». «Я – фронт».
69. Б. Тищенко. Балет «Ярославна» (Плач Ярославны из ΙΙΙ действия, другие фрагменты
по выбору учителя).
70. Э. Уэббер. Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» (фрагменты по выбору учителя).
Мюзикл «Кошки», либретто по Т. Элиоту (фрагменты по выбору учителя).
71. А. Хачатурян. Балет «Гаянэ» (Танец с саблями, Колыбельная).Концерт для скрипки с
оркестром (I ч., II ч., ΙΙΙ ч.). Музыка к драме М. Лермонтова «Маскарад» (Галоп, Вальс)
72. К. Хачатурян. Балет «Чиполлино» (фрагменты).

10

73. Т. Хренников. Сюита из балета «Любовью за любовь» (Увертюра. Общее адажио.
Сцена заговора. Общий танец. Дуэт Беатриче и Бенедикта. Гимн любви).
74. П. Чайковский. Вступление к опере «Евгений Онегин». Симфония № 4 (ΙΙΙ ч.).
Симфония № 5 (I ч., III ч. Вальс, IV ч. Финал). Симфония № 6. Концерт № 1 для ф-но с
оркестром (ΙΙ ч., ΙΙΙ ч.). Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Торжественная
увертюра «1812 год». Сюита № 4 «Моцартиана». Фортепианный цикл «Времена года»
(«На тройке», «Баркарола»). Ноктюрн до-диез минор. «Всенощное бдение» («Богородице
Дево, радуйся» № 8). «Я ли в поле да не травушка была» (ст. И. Сурикова). «Легенда» (сл.
А. Плещеева). «Покаянная молитва о Руси».
75. П. Чесноков. «Да исправится молитва моя».
76. М. Чюрленис. Прелюдия ре минор. Прелюдия ми минор. Прелюдия ля минор.
Симфоническая поэма «Море».
77. А. Шнитке. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано.
Ревизская сказка (сюита из музыки к одноименному спектаклю на Таганке): Увертюра (№
1), Детство Чичикова (№ 2), Шинель (№ 4),Чиновники (№ 5).
78. Ф. Шопен. Вальс № 6 (ре бемоль мажор). Вальс № 7 (до диез минор). Вальс № 10 (си
минор). Мазурка № 1. Мазурка № 47. Мазурка № 48. Полонез (ля мажор). Ноктюрн фа
минор. Этюд № 12 (до минор). Полонез (ля мажор).
79. Д. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская». «Праздничная увертюра».
80. И. Штраус. «Полька-пиццикато». Вальс из оперетты «Летучая мышь».
81. Ф. Шуберт. Симфония № 8 («Неоконченная»). Вокальный цикл на ст. В. Мюллера
«Прекрасная мельничиха» («В путь»). «Лесной царь» (ст. И. Гете). «Шарманщик» (ст. В
Мюллера»). «Серенада» (сл. Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева). «AveMaria» (сл. В.
Скотта).
82. Р. Щедрин. Опера «Не только любовь». (Песня и частушки Варвары).
83. Д. Эллингтон. «Караван».
84. А. Эшпай. «Венгерские напевы».
Планируемые

результаты

освоения

учебного

предмета.

Личностные результаты
1

Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к

прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и
долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная
значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и
ощущение

личностной

сопричастности

судьбе

российского

народа).

Осознание

этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с

11

российской

многонациональной

культурой,

сопричастность

истории

народов

и

государств, находившихся на территории современной России).
2. Готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире

профессий

и

профессиональных

предпочтений,

с

учетом

устойчивых

познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
(способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное
отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных
норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного
отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание
значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному

уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах

возрастных

компетенций

с

учетом

региональных,

этнокультурных,

социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в
процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и
которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское
участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного
объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными
институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований,
освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация
ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей
социального

творчества,

ценности

продуктивной

организации

совместной

деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как

12

равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования,
организации

деятельности,

рефлексии

изменений,

способов

взаимовыгодного

сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; правил
индивидуального

и

коллективного

безопасного

поведения

в

чрезвычайных

ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и
на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать
художественные

произведения,

отражающие

разные

этнокультурные

традиции;

сформированность основ художественной культуры учащихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения;

эстетическое,

способность

к

эмоционально-ценностное

эмоционально-ценностному

видение

освоению

окружающего

мира,

мира;

самовыражению

и

ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к
истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты
человека;

потребность

в

общении

с

художественными

произведениями,

сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты, включают освоенные учащимися межпредметные понятия и
универсальные

учебные

действия

(личностные,

регулятивные,

познавательные,

коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, например таких как система, факт,
закономерность, феномен, анализ, синтез, является овладение учащимися основами
читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в
проектной деятельности. На уровне основного общего образования на всех предметах
будет осуществляться работа по формированию и развитию основ читательской
компетенции. Учащиеся овладеют чтением как средством осуществления своих
дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного
планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе
досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет
сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя
в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа
«потребного будущего».

13

При изучении учебных предметов учащиеся усовершенствуют приобретённые на первом
уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами,
преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
Предметные результаты
Выпускник научится:
- понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
-анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику,
лад;
-определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических,
романтических, эпических);
-выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе
полученных знаний об интонационной природе музыки;
-понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных
произведений;
-различать многообразие музыкальных образов и способов их развития; производить
интонационно-образный анализ музыкального произведения;
-понимать основной принцип построения и развития музыки;
-анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
-размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной
идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;
-понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры
народа;
-определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни,
частушки, разновидности обрядовых песен;
-понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
-понимать

взаимосвязь

профессиональной

композиторской

музыки

и

народного

музыкального творчества;
-распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной
музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
-определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской
музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
-определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных
школ в западноевропейской музыке;
-узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных
композиторов;

14

-выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе
полученных знаний о стилевых направлениях;
-различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерноинструментальной, симфонической музыки;
-называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс,
этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
-узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
-определять тембры музыкальных инструментов;
-называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных,
современных электронных;
-определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных
инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
-владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
-узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы
народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
-определять характерные особенности музыкального языка;
-эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
-анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;
-анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных
музыкальных образах;
-творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
-выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в
творчестве различных композиторов;
-анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя
исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
-различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
-определять характерные признаки современной популярной музыки;
-называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и
др.;
-анализировать творчество исполнителей авторской песни;
-выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
-находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
-сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
-понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе
осознания специфики языка каждого из них;

15

-находить

ассоциативные

связи

между

художественными

образами

музыки,

изобразительного искусства и литературы;
-понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
-называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццосопрано, контральто) певческие голоса;
-определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные,
академические;
-владеть навыками вокально-хорового музицирования;
-применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и
без сопровождения (acapella);
-творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
-участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы
индивидуального и группового музицирования;
-размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной
идее, о средствах и формах ее воплощения;
-передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
-проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
-понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и
общества;
-эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества,
воплощаемые в музыкальных произведениях;
-приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных
музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
-применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и
воспроизведения музыки;
-обосновывать

собственные

предпочтения,

касающиеся

музыкальных

произведений

различных стилей и жанров;
-использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении
домашней фонотеки, видеотеки;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни (в том числе в творческой и сценической).
Выпускник получит возможность научиться:
-понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций,
обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
-понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета,
кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;

16

-понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на
примере канта, литургии, хорового концерта;
-определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
-распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;
-различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их
возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
-выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального
искусства;
-различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное
состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
-исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с
ориентацией на нотную запись;
-активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов
(литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).

17

Тематическое планирование по музыке 5 класс
34 часа (1 час резервное время)
№
п.п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема
Вводный инструктаж по технике безопасности.
МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА
Что роднит музыку с литературой
Вокальная музыка
Фольклор в музыке русских композиторов
Жанры инструментальной и вокальной музыки
Вторая жизнь песни
Всю жизнь мою несу родину в душе
Писатели и поэты о музыке и музыкантах
Первое путешествие в музыкальный театр
Опера – былина «Садко»
Второе путешествие в музыкальный театр
Балет – сказка «Щелкунчик»
Музыка в театре, в кино, на телевидении
Третье путешествие в музыкальный мир театра
Мир композитора
МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Что роднит музыку с изобразительным искусством
Небесное и земное в звуках и красках
Звать через прошлое к настоящему
Ледовое побоище
Музыкальная живопись т живописная музыка
Дыхание русской песенности
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве
Портрет в музыке и изобразительном искусстве
Волшебная палочка дирижёра
Образы борьбы и победы в искусстве
Застывшая музыка
Полифония в музыке и живописи
Музыка на мольберте
Звучащие картины
Импрессионизм в музыке и живописи
О подвигах, о доблести, о славе…
В каждой мимолётности вижу я мир…
Музыкальная живопись Мусоргского
С веком наравне
Повторение

Кол-во
часов
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого 34 часа

18

Тематическое планирование по музыке 6 класс
34 часа (1 час резервное время)
№
п.п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема
Вводный инструктаж по технике безопасности.
МИР ОБРАЗОВ ВОКАЛЬНОЙ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ
МУЗЫКИ
Удивительный мир музыкальных образов
Образы романсов и песен русских композиторов
Мир чарующих звуков
Портрет в музыке и живописи
Музыкальный образ и мастерство исполнителя
Картинная галерея
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов
Искусство прекрасного пения
Народное искусство Древней Руси
Русская духовная музыка
Духовный концерт
« Фрески Софии Киевской»
« Перезвоны»
« Небесное и земное» в музыке Баха
Полифония
Образы скорби и печали
Фортуна правит миром
Песни вагантов
Авторская песня сегодня
Песни Булата Окуджавы
Спиричуэл и блюз
МИР ОБРАЗОВ КАМЕРНОЙ И
СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
Вечные темы искусства и жизни
Могучее царство Шопена
Инструментальная баллада
Ночной пейзаж
Инструментальный концерт
Космический пейзаж
Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина
Симфоническое развитие музыкальных образов
Связь времён
Программная увертюра
Мир музыкального театра
Образы киномузыки
Повторение

Кол-во
часов
21
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Итого : 34 часа
19

Тематическое планирование по музыке 7 класс
34 часа (1 час резервное время)
№
п.п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Колво
часов

Тема
Вводный инструктаж по технике безопасности.
ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ СЦЕНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
Классика и современность
В музыкальном театре опера
Новая эпоха в русском музыкальном искусстве
« Родина моя! Русская Земля»
Русская эпическая опера
Портрет половцев
В музыкальном театре балет
Героическая тема в русской музыке
Галерея героических образов
Развитие традиций оперного спектакля
Опера « Кармен»
Новое прочтение оперы Бизе
Образ «масок» и Тореадора
Сюжеты и образы религиозной музыки
« От страдания к радости»
Музыкальное зодчество России
Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра
Образы « гоголь – сюита»
« Музыканты – извечные маги»
ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ КАМЕРНОЙ И
СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
Музыкальная драматургия – развитие музыки
Религиозная музыка
Светская музыка
Камерная инструментальная музыка. Этюд
Транскрипция
Циклические формы инструментальной музыки
« Сюита в старинном стиле» А. Шнитке
Соната №8 Л. Бетховен
Соната №2 С. Прокофьева
Соната №11 В.А. Моцарта
Симфоническая музыка
Симфоническая картина « Празднества» К. Дебюсси
Инструментальный концерт
Музыка народов мира
Повторение

19
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Итого : 34 часа

20

Тематическое планирование по музыке 8 класс
34 часа (1 час резервное время)
№
п.п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Колво
часов

Тема
Вводный инструктаж по технике безопасности.
КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ
Классика в нашей жизни
В музыкальном театре опера
Русская эпическая опера
Портрет половцев
В музыкальном театре. Балет
В музыкальном театре. мюзикл. Рок - опера
« Человек есть тайна». Рок – опера «Преступление и наказание»
Мюзикл « Ромео и Джульетта: от ненависти до любви»»
Музыка к драматическому спектаклю
Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра»
Из музыки к спектаклю « Ревизская сказка»
Музыка в кино
Музыка к фильму « Властелин колец»
В концертном зале. Симфония : прошлое и настоящее
« Музыка – это огромный мир, окружающий человека…»
ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В МУЗЫКЕ
« Музыканты – извечные маги»
Развитие традиций оперного спектакля
Опера « Кармен»
Портреты великих исполнителей
Образы «масок» и Тореадора
Портреты великих исполнителей
Современный музыкальный театр
Великие мюзиклы мира
Классика в современной обработке
В концертном зале Симфония № 7 Д. Шостаковича
Литературные страницы
Музыка в храмовом синтезе искусств
Галерея религиозных образов
Неизвестный Свиридов « О России петь – что стремиться в храм»
Цикл « Песнопения и молитвы»
Свет фресок Дионисия - миру
Музыкальные завещания потомкам
Исследовательский проект
Повторение

15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Итого : 34 часа

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».