электив Физика 10

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15

«СОГЛАСОВАНО»

«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДАЮ»:

Руководитель М/О

Зам.директора по УВР

Директор школы:

_____________________ /А.Р.Колупаева

___________________ /_И.В.Голицына

_________________ /_А.А.Чухланцева

«_____» ___________ 20____г.

«_____» ___________20____г.

«_____» _________20___г.

Рабочая программа элективного курса по физике
«Методы решения физических задач»
(к учебнику Элективный курс «Методы решения физических задач.»
10-11 класс 2007год , автор Зорин Н.И)
Учитель физики
Минханова Наталья Борисовна
2021 год

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Методы решения физических задач» для 10-11 классов составлена на основе программы
элективного курса Н.И. Зорина (Зорин Н.И. Элективный курс «Методы решения физических задач».- М.: «ВАКО, 2007 г.)
Цели и задачи курса:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и
самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;
- овладение умениями строить модели, устанавливать границы их применимости;
- применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного
приобретения и оценки новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач.
В соответствии с учебным планом на изучение элективного курса «Методы решения физических задач» в 10,11 классах отводится по 1
часу в неделю (35 часов в год в каждом классе), что составляет за два года обучения 70 часов.
Программа элективного курса Н.И. Зорина рассчитана на 70 часов за два года обучения (35 часов в каждом классе).
Элективный курс, прежде всего, ориентирован на развитие у школьников интереса к занятиям, на организацию самостоятельного
познавательного процесса и самостоятельной практической деятельности. В сборнике представлена система задач постепенно возрастающей
сложности по механике за курс физики средней школы. Занятия по решению теоретических задач дают возможность обеспечить учащихся
материалами для самостоятельной работы. С этой целью после разбора двух-трех ключевых задач на занятии в классе целесообразно дать
комплект из 5—10 задач по данной теме для самостоятельной работы с обязательным полным письменным оформлением. Количество
решаемых задач определяется желанием школьника, но общее число предлагаемых задач должно быть достаточным для удовлетворения
потребностей наиболее способных и настойчивых учащихся.

В конце изучения каждой темы целесообразно проведение занятия в форме тура физической олимпиады. В этом случае все учащиеся
получают одинаковые комплекты из трех задач. Это задание выполняется за два часа, без какой-либо посторонней помощи и без
обсуждения возникающих проблем с другими участниками. Итогом работы должен быть письменный отчет, содержащий полное
теоретическое решение. В конце занятия участникам выдаются заранее подготовленные критерии, а также предлагается выполнить
самооценку своих результатов. Затем учитель выполняет контроль произведенной самооценки и выставляет окончательную оценку. В том
случае, если большинство участников получило очень низкие оценки, выполнение задания целесообразно повторить на следующем занятии.
Игровые формы проведения занятий — это коллективные соревнования школьников в умении решать задачи. Они являются хорошим
дополнением к традиционным формам проведения занятий по решению задач.
Настоящая рабочая программа и календарно- тематическое планирование предполагает изучение физики по учебнику авторов Г.Я.
Мякишев, Б.Б. Буховцев (базовый уровень). Содержание элективного курса «Методы решения физических задач» соответствует
программному материалу, изучаемому в 10,11 классах. Этот курс позволяет уделить существенно больше времени решению задач, чем в
основном учебном процессе. Последовательность задач подобрана так, что рассмотрение предшествующих влияет на успешность решения
последующих, тем самым реализуется их взаимосвязь по сюжету и структуре логических, физических и математических операций.
Методы обучения: изучение дополнительного теоретического материала при ведущей роли учителя или учащихся в ходе решения задач;
самостоятельная и групповая работа учащихся; проблемно-поисковый метод.
Для реализации программы имеется оборудованный кабинет физики, учебно-методическая и справочная литература, учебники и сборники
задач, электронные учебные пособия и энциклопедии, оборудование для выполнения фронтальных лабораторных работ и
демонстрационных опытов, технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор, экран), раздаточный материал для
проведения контрольных и самостоятельных работ, комплект плакатов.
Планируемые результаты:
расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых
знаний, анализа и оценки новой информации;
сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;

получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования.
Содержание курса
10 класс
Правила и приемы решения физических задач (2 ч)
Что такое физическая задача? Физическая теория и решение задач. Составление физических задач. Основные требования к составлению
задач. Общие требования при решении физических задач. Этапы решения задачи. Формулировка плана решения. Выполнения плана
решения задачи. Числовой расчет. Анализ решения и оформление решения. Типичные недостатки при решении и оформлении решения
задачи. Различные приемы и способы решения: геометрические приемы, алгоритмы, аналогии. Методы размерностей, графические решения,
метод графов и т.д.
Операции над векторными величинами (2 ч)
Скалярные и векторные величины. Действия над векторами. Задание вектора. Единичный вектор. Умножение вектора на скаляр. Сложение
векторов. Вычитание векторов. Проекции вектора на координатные оси и действия над векторами. Проекции суммы и разности векторов.
Равномерное движение. Средняя скорость (по пути и перемещению) (3 ч)
Перемещение. Скорость. Прямолинейное равномерное движение. Графическое представление движения. Средняя путевая и средняя
скорость по перемещению. Мгновенная скорость.
Закон сложения скоростей (3 ч)
Относительность механического движения. Радиус-вектор. Движение с разных точек зрения. Формула сложения перемещения.
Одномерное равнопеременное движение (3 ч)
Ускорение. Равноускоренное движение. Движение при разгоне и торможении. Перемещение при равноускоренном движении. Свободное
падение. Ускорение свободного падения. Начальная скорость. Движение тела брошенного вертикально вверх.

Двумерное равнопеременное движение (3 ч)
Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Определение дальности полета, времени полета. Максимальная высота подъема тела
при движении под углом к горизонту. Время подъема до максимальной высоты. Скорость в любой момент движения. Угол между скоростью
в любой момент времени и горизонтом. Уравнение траектории движения.
Динамика материальной точки. Поступательное движение (3 ч)
Координатный метод решения задач по механике.
Движение материальной точки по окружности (3 ч)
Период обращения и частота обращения. Циклическая частота. Угловая скорость. Перемещение и скорость при криволинейном движении.
Центростремительное ускорение. Закон Всемирного тяготения.
Импульс. Закон сохранения импульса (3 ч)
Импульс тела. Импульс силы. Явление отдачи. Замкнутые системы. Абсолютно упругое и неупругое столкновение.
Работа и энергия в механике. Закон изменения
и сохранения механической энергии (3 ч)
Консервативные и неконсервативные силы. Потенциальная и кинетическая энергия. Полная механическая энергия.
Статика и гидростатика (3 ч)
Условия равновесия тел. Момент силы. Центр тяжести тела. Виды равновесия тела. Давление в жидкости. Закон Паскаля. Гидравлический
пресс. Сила Архимеда. Вес тела в жидкости. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Несжимаемая жидкость.
Избранное (3 ч)
Физическая олимпиада.

11 класс
Основы молекулярно-кинетической теории (4 ч)
Количество вещества. Постоянная Авогадро. Масса и раз мер молекул. Основное уравнение MKT. Энергия теплового движения молекул.
Зависимость давления газа от концентрации молекул и температуры. Скорость молекул газа. Уравнение состояния идеального газа.
Изопроцессы.
Основы термодинамики (4 ч)
Внутренняя энергия одноатомного газа. Работа и количество теплоты. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Изменение
внутренней энергии тел в процессе теплопередачи. Изменение внутренней энергии в процессе совершения работы. Тепловые двигатели.
Свойства паров, жидких и твердых тел (4 ч)
Свойства паров. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение. Капиллярные явления. Механические свойства твердых тел.
Электрическое поле (6 ч)
Закон Кулона. Напряженность поля. Проводники в электрическом поле. Поле заряженного шара и пластины. Диэлектрики в электрическом
поле. Энергия заряженного тела в электрическом поле. Разность потенциалов. Электроемкость конденсатора. Энергия заряженного
конденсатора.
Законы постоянного тока (5 ч)
Сила тока. Сопротивление. Закон Ома. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для замкнутой цепи. Законы Кирхгофа.
Электрический ток в различных средах (5 ч)
Электрический ток в металлах и электролитах. Электрический ток в газах, вакууме, полупроводниках.
Электромагнитные явления (5 ч)

Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Магнитный поток. Закон Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.
Избранное (2 ч)
Физическая олимпиада.

Учебно-тематический план
10 класс
№
Наименование тем

Количество часов

п/п
1 Правила и приемы решения физических задач
2
2 Операции над векторными величинами
2
3 Равномерное движение. Средняя скорость (по пути и перемещению) 3
4 Закон сложения скоростей
3
5 Одномерное равнопеременное движение
3
6 Двумерное равнопеременное движение
3
7 Динамика материальной точки. Поступательное движение
3
8 Движение материальной точки по окружности
3
9 Импульс. Закон сохранения импульса
3
Работа и энергия в механике. Закон изменения
10
3
и сохранения механической энергии
11 Статика и гидростатика
4
12 Избранное
3
Итого
35

11 класс
№
Наименование тем

Количество часов

п/п
1 Основы молекулярно-кинетической теории 4
2 Основы термодинамики
4
3 Свойства паров, жидких и твердых тел
4
4 Электрическое поле
6
5 Законы постоянного тока
5
6 Электрический ток в различных средах
5
7 Электромагнитные явления
5
8 Избранное
2
Итого
35
Календарно тематическое планирование
10 класс
№
Наименование разделов, тем
п/п
Правила и приемы решения физических задач 2
1\1 Физическая задача. Правила решения физических задач
2/2 Приемы решения физических задач
Операции над векторными величинами (2 часа)
3/1 Скалярные и векторные величины. Действия над векторами.
4/2 Действия над векторами.
Равномерное движение. Средняя скорость (по пути и перемещению) 3
5/1 Равномерное движение. Средняя скорость (по пути и перемещению).

Часы учебного
времени
1
1
1
1
1

Дата
проведения

6/2 Средняя скорость (по пути и перемещению).
7/3 Равномерное движение. Средняя скорость. Решение задач
Закон сложения скоростей 3
8/1 Закон сложения скоростей
9/2 Радиус-вектор. Движение с различных точек зрения
10/3 Формула сложения перемещения
Одномерное равнопеременное движение 3
11/1 Одномерное равнопеременное движение
Свободное падение. Ускорение свободного падения. Начальная скорость. Движение тела,
12/2
брошенного вертикально вверх.
13/3 Решение задач по теме «Одномерное равнопеременное движение»
Двумерное равнопеременное движение 3 ч
14/1 Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Определение дальности полета, времени полета
Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Максимальная высота подъема тела, время
15/2
подъема до максимальной высоты.
16/3 Решение задач по теме «Двумерное равнопеременное движение»
Динамика материальной точки. Поступательное движение 3
17/1 Динамика материальной точки. Поступательное движение
18/2 Координатный метод решения задач по механике
19/3 Решение задач по теме «Динамика материальной точки. Поступательное движение»
Движение материальной точки по окружности 3
Период и частота обращения. Циклическая и угловая скорость. Перемещение и скорость при
20/1
криволинейном движении. Центростремительное ускорение
21/2 Закон Всемирного тяготения
22/3 Решение задач по теме «Движение материальной точки по окружности»
Импульс. Закон сохранения импульса 3
23/1 Импульс тела. Импульс силы. Явление отдачи. Замкнутые системы.
24/2 Абсолютно упругое и неупругое столкновение.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

25/3 Решение задач по теме «Импульс. Закон сохранения импульса»
Работа и энергия в механике. Закон изменения и сохранения механической энергии 4
26/1 Консервативные и неконсервативные силы. Работа и энергия в механике
27/2 Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения и превращения механической энергии
28/3 Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения и превращения механической энергии
29/4 Решение задач по теме «Закон сохранения и превращения механической энергии»
Статика и гидростатика 4
30/1 Условия равновесия тел. Момент силы. Центр тяжести тела. Виды равновесия тела.
31/2 Давление в жидкости. Закон Паскаля. Гидравлический пресс.
Сила Архимеда. Вес тела в жидкости. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Несжимаемая
32/3
жидкость.
33/4 Решение задач по теме «Статика и гидростатика»
Избранное 2
34/1 Физическая олимпиада
35/2 Физическая олимпиада

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

11 класс
№
Часы учебного
Наименование разделов, тем
п/п
времени
Основы молекулярно-кинетической теории 4
1/1 Основы молекулярно-кинетической теории
1
2/2 Основы молекулярно-кинетической теории. Уравнение состояния идеального газа
1
3/3 Основное уравнение МКТ. Энергия теплового движения
1
4/4 Изопроцессы. Решение задач
1
Основы термодинамики 4
Внутренняя энергия одноатомного газа. Работа и количество теплоты. Первый закон термодинамики.
5/1
1
Адиабатный процесс.

Дата
проведения

6/2
Изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи.
7/3 Изменение внутренней энергии в процессе совершения работы.
8/4 Тепловые двигатели. Решение задач
Свойства паров, жидких и твердых тел 4
9/1 Особенности внутреннего строения и свойства газообразных тел
10/2 Особенности внутреннего строения и свойства жидких тел
11/3 Особенности внутреннего строения и свойства твердых тел
12/4 Решение задач по
теме «Свойства паров, жидких и твердых тел»
Электрическое поле 6
13/1 Закон Кулона.
14/2 Закон Кулона. Решение задач
15/3 Напряженность поля. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле.
16/4 Эквипотенциальные поверхности. Решение задач
17/4 Конденсаторы. Решение задач.
18/5 Решение задач по теме «Электрическое поле»
Законы постоянного тока 5
19/1 Сила тока. Сопротивление.
20/2 Закон Ома для участка цепи
21/3 Работа и мощность.
22/4 Электродвижущая сила. Закон Ома для замкнутой цепи
23/5 Решение задач по теме «Законы постоянного тока»
Электрический ток в различных средах 5
24/1 Электрический ток в металлах
25/2 Электрический
ток
в электролитах
26/3 Электрический ток в газах, вакууме
27/4 Электрический ток в полупроводниках
28/5 Решение задач по теме «Электрический ток в различных средах»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Электромагнитные явления 5
29/1 Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца
30/2 Магнитное поле тока. Магнитный поток.
31/3 Закон Ампера. Сила Лоренца.
32/4 Магнитные свойства вещества
33/5 Решение задач по теме «Электромагнитные явления»
Избранное 2
34/1 Физическая олимпиада.
35/1 Физическая олимпиада.

1
1
1
1

1
1

.Перечень учебно-методических средств обучения
Литература
1. Учебник: Физика 10. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский. / М.: Просвещение, 2012.
2. Учебник: Физика 11. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский. / М.: Просвещение, 2012.
3. Сборник задач по физике 9 – 11 / А.П.Рымкевич / Москва «Просвещение». 2003 г.
4. Готовимся к ЕГЭ. Пособия различных издательств за прошлые годы.
5. Журнал «Физика в школе».
6. Газета «Первое сентября», приложение «Физика».
Для учащихся
Кабардин, О.Ф., Орлов, В.А., Зильберман, А.Р. Задачи по физике. М.: Дрофа, 2004.
Козел, С.М., Коровин, В.А., Орлов, В.А. и др. Физика. 10-11 кл.. Сборник задач с ответами и решениями. - М.: Мнемозина, 2004.

Единый государственный экзамен Физика. - М.: Просвещение и другие издательства, 2010-2014 г.
Интернет – ресурсы:
1.http://www.prosv.ru
2.http://www.drofa.ru
3.http://www.uchitel-izd.ru 4.http://www.ege.edu.ru

5. http://belclass.net


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».