РП по физике 7класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№15

«СОГЛАСОВАНО»

«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель М/О

Зам. директора УВР

Директор МАОУ СОШ №15

_______________

__________________

________________________

А.Р.Колупаева

И.В.Голицына

А.А.Чухланцева

«

» августа 2021 г

«

» августа 2021 г

«

» августа 2021 г

_______________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ФИЗИКА»
для 7 класса
на 2020 - 2021 учебный год

Учитель: Минханова Наталья Борисовна
п. Карпушиха

Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе Примерной рабочей программы по физике, в соответствии с требованиями к результатам
основного общего образования, представленными в федеральном государственном стандарте, и ориентирована на использование учебнометодического комплекта:
1. Марон А.Е. Физика 7 кл. : дидактические материалы / А.Е.Марон, Е.А.Марон.- М.: Дрофа, 2015.
2. Марон А.Е. Физика.Сборник вопросов и задач.7-9 классы / А.Е. Марон, Е. А. Марон, С.В.Позойский. М.:Дрофа, 2014.
3. Перышкин А.В. Физика 7 кл. : учебник/ А.В.Перышкин. М.: Дрофа, 2017г. Ханнанова Т.А.
4. Ханнанов Н.К. Физика 7кл. : тесты/ Ханнанов Н.К, Ханнанова Т.А., - М.: Дрофа, 2014.
5. Ханнанова Т.А. Физика 7 кл.: рабочая тетрадь к учебнику А.В.Перышкина/ Ханнанова Т.А. Ханнанов Н.К. – Дрофа, 2015.
Общая характеристика курса
Школьный курс физики - системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат
в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.
Физика - наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения.
Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках.
Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный
потенциал физики в формировании общей картины мира и влиянии на качество жизни человечества очень высок.
Физика - экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. По строением теоретических моделей физика
дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для
применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биоло гических,
астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук.
В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как она является основой науч - но-технического прогресса.
Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни. Устройство и
принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне могут стать хорошей иллюстрацией к
изучаемым вопросам.
Ц е л и изучения физики в основной школе следующие:
• развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта позна вательной и творческой деятельности;
• понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
• формирование у учащихся представлений о физической картине мира
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
• знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
• приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах,
характеризующих эти явления;
• формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные

исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
• овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема,
гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
• понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых,
производственных и культурных потребностей человека.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ФИЗИКИ в 7 КЛАССЕ
Физика и физические методы изучения природы
Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Измерение физических величин.
Международная система единиц. Научный метод познания. Физические законы и границы их применимости. Роль физики в
формировании научной картины мира. Краткая история основных научных открытий. Наука и техника.
Механические явления
Кинематика
Материальная точка как модель физического тела.
Механическое движение. Относительность механического движения. Траектории. Путь – скалярная величина. Скорость – векторная
величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени
движения.
Динамика.
Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса - скалярная величина. Плотность вещества. Сила - векторная величина.
Движение и силы. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Центр тяжести. Условия равновесия
твердого тела.
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел.
Законы сохранения импульса и механической энергии
Механические колебания и волны
Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы.
Коэффициент полезного действия. Возобновляемые источники энергии.
Строение и свойства вещества
Атомно-молекулярное строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие
частиц вещества. Броуновское движение. Диффузия. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел.

Место курса в учебном предмете
Базисный учебный (образовательный) план на изучение физики в основной школе отводит: 2 учебных часа в неделю в течение
каждого года обучения, всего 210 уроков, по 70 часов в год. Учебное время может быть увеличено до 3 уроков в неделю за счет
вариативной части базисного учебного плана.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса
В примерной программе по физике для 7-9 классов основной школы, составленной на основе федерального государственного
образовательного стандарта, определены требования к результатам освоения образовательной программы основного общего
образования.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
1) сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
2) убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для
дальнейшего развития человеческого общества; уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как элементу
общечеловеческой культуры;
3) самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
4) готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и воз можностями;
5) мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
6) формирование ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей,
планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности; умением предвидеть возможные результаты своих действий;
2) понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными
объектами; овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и
экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
3) формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в сло весной, образной, символической формах,
анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание
прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
4) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых
информационных технологий для решения познавательных задач;
5) развитие монологической и диалогической речи, умений выражать свои мысли и способ ности выслушивать собеседника, понимать
его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
1)

освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими мето дами решения проблем;
7) формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и
убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
1)
Знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов,
раскрывающих связь изученных явлений;
6)

2)

умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять
эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и
формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы,
оценивать границы погрешностей результатов измерений.

3)

умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных
знаний;

4)

умения и навыки применения полученных знаний для объяснения принципов действия важнейших технических устройств,
решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей среды;

5)

формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, объективности научного знания, высокой
ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

6)

развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия,
строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из
экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

7)

коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать
на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Частными предметными результатами изучения курса физики в 7 классе являются:
1) понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, атмосферное давление, плавание тел,
диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
2) умение измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую эне ргию,
потенциальную энергию;

овладение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного из учения зависимости пройденного пути от
времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площ ади
соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды;
4) понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике (за кон всемирного тяготения, законы
Паскаля и Архимеда, закон сохранения энергии);
5) понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в
повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
6) овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями
поставленной задачи на основании использования законов физики;
7) способность использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана
окружающей среды, техника безопасности и др.).
3)

Учебно-методическое оснащение учебного процесса
Интернет-ресурсы:
1. Библиотека - всё по предмету «Физика». - Режим доступа : http://www.ргоshkolu.гu
2. Видеоопыты на уроках. - Режим доступа : httр://fizika-class.narod.ru
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа : http://schоо1- со11есtion.edu.ru
4. Интересные материалы к урокам физики по темам; тесты по темам; наглядные пособия к урокам. - Режим доступа : httр://с1аs-fizika
narod.ru
5. Цифровые образовательные ресурсы. - Режим доступа : httр://www.ореnc1аss.ги
6. Электронные учебники по физике. - Режим доступа : Нир://\у\\г\у.Й21ка.ги
Информационно-коммуникативные средства:
1. Открытая физика 1.1 (СД).
2. Живая физика. Научно-методический комплект (СД).
3. От плуга до лазера 2.0 (СО).
4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (все предметы) (СО).
5. Виртуальные лабораторные работы по физике (7-9 кл.) (СО).
6. 1С:Школа. Физика. 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий (СО).
7. Электронное приложение к книге Н. А. Янушевской «Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных
мероприятиях. 7-9 классы» (СО).

Раздел

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема

Количество часов

В том числе

контр.раб.
Фаза запуска (совместное проектирование и планирование учебного года)
1.
Физика и физические методы изучения природы
5
Фаза постановки и решения системы учебных задач
2
Первоначальные сведения о строении вещества
6
3.
Взаимодействие тел
21
4
Давление твердых тел, жидкостей и газов
18
5.
Работа и мощность. Энергия.
12
Рефлексная фаза
6
Обобщающее повторение
6
Резерв

2

Итого

70

1

Тема урока
№ урока

№
п/п

2
1

1

3
Физика
наука
природе

о

1
1
1
1
1

5

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Основное
Этап учебной Характеристик
Универсальные учебные действия (УУД)
содержание темы, деятельности
а основных
познавательны регулятивные коммуникативн
термины и
видов
е
ые
понятия
деятельности
(предметный
результат)
4
5
6
7
8
9
Фаза запуска (совместное проектирование и планирование учебного года)
Физика и физические методы изучения природы (5 часов)
Наука. Виды
Демонстриру
Пробуют
Ставят учебную Позитивно
Постановочн
наук. Научный
самозадачу на осно- относятся к
ый (вводный) ют уровень
метод познания. урок
знаний об окстоятельно
ве соотнесения процессу
Физика - наука о
ружающем
формулиров того, что уже общения;
природе.
мире,
ать
известно и ус- умеют
Физические
наблюдают и
определения воено, и того, задавать
явления.
описывают
понятий
что еще неиз- вопросы,строФизические
физические
(наука,
вестно
ить понятные
термины.
явления
природа,
высказывания

Дат
а

10

Понятие, виды
понятий.
Абстрактные и
конкретные
понятия.
Материя, вещество, физическое
тело

2

2

3

3

Наблюдения
и
опыты.
Физические
величины.
Измерение
физических
величин

Физические
методы
изучения
природы.
Наблюдения.
Свойства тел.
Физические
величины.
Измерения.
Измерительные
приборы. Цена
деления.
Лабораторная
работа 1
«Определение
цены деления
измерительного
прибора»
Измерение
Физические
физических
величины. Время
величин.
как
харакТочность
и теристика
погрешность процесса.
измерений
Измерения
времени и длины.
Погрешности
измерений. Среднее

Решение
общей
учебной
задачи
поиск
и
открытие
нового способа
действий

Описывают
известные
свойства тел,
соответствующие им
величины и
способы их
измерения;
выбирают
необходимые
измерительн
ые
приборы,опре
деляют цену
деления

Решение
частных
задач - осмысление,
конкретизация
и отработка
нового
способа
действия

Измеряют расстояния и промежутки
времени,
предлагают
способы измерения объема
тела, измеряют
объемы тел

человек)-,
выбирают
основания и
критерии
для
сравнения
объектов;
умеют
классифицир
овать
объекты
Выделяют количественные
характеристи
ки объектов,
заданные
словами;
умеют заменять
термины
определениям
и; выбирают,
сопоставляют
и
обосновываю
т способы
решения
задачи
Выделяют
объекты и
процессы с
точки зрения
целого и
частей, формальную
структуру
задачи,
количественн

,
обосновывать
и доказывать
свою точку
зрения

Определяют
последовател
ьность
промежуточных целей
с учетом
конечного
результата

Осознают свои
действия; учатся строить понятные
для
партнера
высказывания;
имеют навыки
конструктивного общения, взаимопонимания

Сличают
способ
и
результат своих действий с
заданным эталоном,
обнаруживают
отклонения и
отличия
от
эталона, вно-

Владеют вербальными и
невербальными
средствами
общения,
осуществляют
взаимоконтро
ль и
взаимопомощ

арифметическое
значение.
Лабораторная
работа 2
«Измерение объема тела»
Гипотезы и их
проверка.
Физический
эксперимент.
Моделирование
объектов
и
явлений природы

при
ые
сят
ь
решении
характеристи коррективы в
кон- кретноки объектов,
способ своих
практизаданные
действий
ческих
словами
задач
4
4 Научные
Решение
Наблюдают и
Выделяют
Выделяют
и Умеют
частных
описывают
формальную
осознают
то,
обосновывать
методы
задач физические
структуру
что
уже и доказывать
познания
осмысление
явления,
задачи,
усвоено и что свою точку
,
высказывают
объекты и
еще подлежит зрения,
конкретизац
гипотезы и
процессы с
усвоению;
планировать
ия и
предлагают
точки зрения осознают
общие
отработка
способы их
целого и
качество
и способы
нового
проверки
частей; выби- уровень
работы
способа
рают знаково- усвоения
действия
символически
при
е средства
решении
для покон- кретностроения
практимодели
ческих
задач
5
5 Физика
и История физики.
Развернутое Проходят тест Создают
Ставят
Умеют
мир,
в Наука и техника.
оценивание – по
теме структуру
учебную
слушать
котором мы Физическая
предъявле
«Физика
и взаимосвязей
задачу на год, собеседника,
живем
картина мира
ние резуль
физические
смысловых
предвосхищаю
формулирова
татов осметоды изуче- единиц текста, т временные ть вопросы;
воения
ния природы»; выполняют
хапонимают
способа
составляют
операции
со рактеристики
относидействия и
карту знаний знаками
и достижения
тельность
его
(начальный
символами
результата и оценок и
применения этап)
уровень
выбора,
в
усвоения
совершаемых
конкретнолюдьми
практически
х ситуациях
Личностные результаты освоения темы: готовность и способность к выполнению обязанностей ученика, соблюдению моральных норм в
отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; познавательный интерес и становление
смыслообразующей функции познавательного мотива; готовность к равноправному сотрудничеству; позитивное восприятие мира

6

1

Строение
вещества.
Молекулы

7

2

Диффузия
газах,
жидкостях
твердых
телах

8

3

Взаимное
притяжение
и отталкивание
молекул

Атомное
строение
вещества.
Промежутки
между молекулами.
Тепловое
движение атомов
и
молекул.
Взаимодействие
частиц вещества
в Броуновское
движение.
и Тепловое движение атомов и
молекул.
Диффузия

Взаимодействие
частиц
вещества.
Деформация.
Пластичность и
упругость.
Смачивание и
несмачивание

Фаза постановки и решения системы учебных задач
Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов)
Постановка Наблюдают и
Выражают
Выделяют и
и решение
объясняют
смысл
осознают то,
учебной
опыты по
ситуации
что уже
задачи тепловому
различными
усвоено, и то,
поиск и
расширению
средствами
что еще
открытие
тел,
(рисунки,
подлежит
нового споокрашиванию
символы,
усвоению
соба
жидкости
схемы, знаки)
действия
Решение
частных
задач осмысление,
конкретизац
ия и
отработка
нового
способа
действия

Наблюдают и
объясняют
явление диффузии

Анализируют
наблюдаемые
явления,
обобщают и
делают
выводы

Принимают и
сохраняют
познавательн
ую цель,
четко выполняют
требования
познавательной
задачи

Решение
частных
задач осмысление,
конкретизац
ия и
отработка
нового
способа
действия

Выполняют
опыты по
обнаружению
сил
молекулярног
о притяжения

Выбирают
знаковосимволические
средства для
построения
модели, выделяют
обобщенный
смысл
наблюдаемых
явлений

Принимают и
сохраняют
познавательн
ую цель,
четко выполняют
требования
познавательной
задачи

Владеют вербальными и
невербальными
средствами
общения

Имеют
навыки
конструктивного
общения,
взаимопоним
ания;
осуществляют
взаимоконтроль и
взаимопомощь
Строят
понятные для
партнера
высказывания
;
обосновываю
ти
доказывают
свою точку
зрения;
планируют
общие

9

4

Агрегатные
состояния
вещества

Агрегатные
состояния
вещества.
Свойства газов.
Свойства жидкостей. Свойства
твердых тел.
Строение газов,
жидкостей и
твердых тел

Обобщение
и
систематиза
ция ЗУН и
СУД*

Объясняют
свойства газов,
жидкостей
и
твердых тел на
основе
атомной
теории
строения вещества

Объясняют явления диффузии, смачивания, упругости
и
пластичности
на
основе
атомной
теории
строения вещества

10

5

Строение
вещества

Свойства газов.
Свойства
жидкостей.
Свойства твердых
тел.
Строение
газов, жидкостей
и твердых тел

Контроль и
коррекция формирование
самоконтроля, работа
над
причинами
ошибок
и
поиск путей
их
устранения

11

6

Строение
вещества

Агрегатные
состояния
вещества.
Строение газов,
жидкостей и
твердых тел

Развернутое
оценивание предъявлени
е результатов
освоения
ЗУН и СУД

Выбирают
смысловые
единицы
текста
и
устанавливают
отношения
между ними,
выделяют
объекты и процессы с точки
зрения целого
и частей

Умеют
выбирать
смысловые
единицы
текста
и
устанавливать
отношения между
ними,
выводить
следствия из
имеющихся в
условии задачи данных
Приводят
Создают
примеры
структуру
проявления и взаимосвязей
применения
смысловых
свойств газов, единиц текста;
жидкостей и
выражают
твердых тел в смысл
природе и
ситуации разтехнике
личными средствами (рисунки, символы,
схемы, знаки)

Самостоятель
но
формулируют
познавательн
ую цель и
строят
действия в
соответствии
с ней,
сличают свой
способ действий с
эталоном
Сличают
способ и
результат
своих
действий с
заданным
эталоном,
обнаруживают
отклонения и
отличия от
эталона
Осознают
качество и
уровень
усвоения,
оценивают
достигнутый
результат

способы
работы
Умеют полно
и точно выражать свои
мысли в
соответствии
с задачами и
условиями
коммуникаци
и

Осуществляют
взаимоконтрол
ь и взаимопомощь; умеют
задавать
вопросы,
обосновывать
и доказывать
свою
точку
зрения

Понимают относительность
оценок и выбора,
совершаемых людьми;
осознают свои
действия

Личностные результаты освоения темы: убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования
достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважение к творцам науки и техники; отношение к
физике как элементу общечеловеческой культуры; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; доброжелательное отношение к окружающим
Взаимодействие тел (21 час)
1
1 Механическо Механическое
Вводный
Изображают
Выделяют и
Принимают
Используют
2
е движение. движение.
уроктраектории
формулируют
поадекватные
Скорость
Траектория. Путь. постановка
движения тел; познавательную
языковые
Скорость.
Ска- учебной
определяют
знавательную
цель,
средства для
лярные
и задачи, поиск скорость пря- цель;
сохраняют ее
отображения
векторные
и открытие молинейного
выделяют
при выполсвоих чувств,
величины.
нового спо- равномерного
количественн
нении
мыслей и
Единицы пути и соба
движения
ые
учебных
побуждений
скорости
действия
характеристи
действий
ки объектов,
заданные
словами
1
2 Равномерное Равномерное
и Решение
Измеряют
Выражают
Сличают
Описывают
3
частных
скорость
содержание
и
неравномерное
смысл
свой способ
задач равномерного
совершаемых
неравномердвижение.
ситуации
действия с
осмысление
движения,
действий в
ное движение Средняя скорость
различными
эталоном
,
представляют
целях
средствами
конкретизац
результаты
ориентировки
(рисунки,
ия и
измерений и
деятельности
символы,
отработка
вычислений в
схемы, знаки)
нового
виде таблиц и
способа
графиков
действия
1
3
Расчет пути
Определение
Решение
Определяют
Выделяют
Составляют
Устанавлива
4
и времени
пути и времени
частных
пройденный
формальную
план и
ют рабочие
движения
движения при
задач путь и
структуру
определяют
отношения,
равномерном и
осмысление
скорость тела
задачи,
последоучатся
неравномерном
,
по графику
выражают
вательность
эффективно
движении
конкретизац
зависимости
структуру задействий
сотрудничать
ия и
пути
дачи разными
и способствоотработка
равномерного
средствами,
вать продукнового
движения от
умеют
тивной коопе-

способа
действия

1
5

4

1
6

5

1
7

6

Взаимодейств Изменение
ие
тел. скорости тела и
Инерция
его
причины.
Инерция.
Понятие
взаимодействия.
Изменение
скоростей
взаимодействую
щих тел
Масса тела
Зависимость
изменения
скорости
взаимодействующих
тел от их массы.
Масса - мера
инертности.
Единицы массы.
Масса тела

<1

Способы
измерения
массы. Весы.
Лабораторная
работа 3
«Измерение
массы на
рычажных

Решение
общей
учебной
задачи
поиск
и
открытие
нового способа
действия
Решение
частных
задач осмысление,
конкретизац
ия и
отработка
нового
способа
действия
Решение
частных
задач осмысление,
конкретизац
ия и
отработка
нового

времени;
рассчитывают
путь и скорость тела
при
равномерном
прямолинейн
ом движении
Обнаруживаю
т силу
взаимодействия двух
тел,
объясняют
причину
изменения
скорости тела

выбирать
обобщенные
стратегии решения задачи

Выделяют
и
формулируют
проблему,
выполняют
операции
со
знаками и символами,
заменяют
термины
определениями
Строят логичеПриводят
ские цепи распримеры
суждений,
проявления
устанавливают
инертности
причиннотел,
следственные
исследуют
связи,
зависимость
выполняют
быстроты
операции
со
изменения
знаками
и
скорости тела
символами
от его массы
Самостоятель
Измеряют
массу тела на но создают
алгоритмы
рычажных
весах,
пред- деятельности
при решении
лагают
проблем
способы
творческого и
определения
поискового
массы

рации

Предвосхища
ют результат
и уровень
усвоения
(какой будет
результат?)

Умеют
(или
развивают способность) с помощью вопросов добывать
недостающую
информацию

Сличают
свой способ
действия с
эталоном

Умеют (или
развивают
способность)
брать на себя
инициативу в
организации
совместного
действия

Составляют
план и
определяют
последовательность
действий

Учатся управлять
поведением
партнера:
убеждать его,
контролирова
ть,
корректирова

весах»
Плотность
вещества

1
8

7

1
9

8

Плотность
вещества

Вычисление
плотности
твердых тел,
жидкостей и
газов.
Лабораторная
работа 4
«Определение
плотности
твердого тела»

2
0

9

Расчет массы
и объема тела
по
его
плотности

Расчет массы
тела при
известном
объеме. Расчет
объема тела при
известной массе.
Определение
наличия пустот
и примесей в
твердых телах и
жидкостях

2
1

1
0

Сила. Сила
тяжести

Плотность.
Единицы
плотности.
Плотность
твердых тел,
жидкостей и
газов

способа
действия
Решение
частных
задач осмысление,
конкретизац
ия и
отработка
нового
способа
действия
Решение
частных
задач осмысление
,
конкретизац
ия и
отработка
нового
способа
действия
Решение
частных
задач осмысление
,
конкретизац
ия и
отработка
нового
способа
действия

Сила - причина Решение
общей
изменения
скорости. Сила - учебной

больших
и
маленьких тел
Объясняют изменение плотности
вещества при
переходе
из
одного
агрегатного
состояния
в
другое
Измеряют
плотность
вещества

Вычисляют
массу и
объем тела по
его плотности,
предлагают
способы
проверки на
наличие
примесей и
пустот в теле
Исследуют
зависимость
силы тяжести

характера

ть его
действия
Обмениваютс
я знаниями с
другими
членами
группы для
принятия эффективных
совместных
решений

Анализируют
объекты,
выделяя
существенные и
несущественные
признаки

Составляют
план и
определяют
последовательность
действий

Анализируют
условия и
требования
задачи,
создают алгоритмы
деятельности,
выполняют
операции со
знаками и
символами
Анализируют
условия и
требования
задачи,
выражают
структуру
задачи
разными
средствами,
выбирают
обобщенные
стратегии
решения
Выделяют
и
формулируют
проблему,

Составляют
план и
определяют
последовательность
действий

Умеют
(или
развивают способность)
брать на себя
инициативу в
организации
совместного
действия

Принимают и
сохраняют
познавательн
ую цель,
регулируют
весь процесс
и четко
выполняют
требования
познавательн
ой задачи

Умеют
(или
развивают способность) с помощью вопросов добывать
недостающую
информацию

Самостоятель Адекватно исно
пользуют речеформулируют вые средства

2
2

1
1

Сила
упругости.
Закон Гука.
Динамометр

2
3

1
2

Равнодействующая сила

2
4

1
3

Вес тела.
Невесомость

мера
взаимодействия
тел.
Сила
векторная
величина.
Изображение сил.
Явление
тяготения.
Сила
тяжести.
Единицы
силы.
Связь
между
массой тела и
силой тяжести
Деформация тел.
Сила упругости.
Закон
Гука.
Динамометр.
Лабораторная
работа
5
«Градуирование
пружины»

задачи
поиск
и
открытие
нового способа
действия

от массы тела

объекты
и
процессы
с
точки зрения
целого
и
частей,
выбирают
знаковосимволические
средства для
построения
модели

познавательн
ую цель и
строят
действия в
соответствии
с ней

для дискуссии
и
аргументации
своей позиции

Решение
частных
задач осмысление
,
конкретизац
ия и
отработка
нового
способа
действия
Равнодействую
Решение
щая сила.
частных
Сложение двух
задач —
сил,
осмысление
направленных
,
по одной прямой конкретизац
ия и
отработка
нового
способа
действия
Действие тела на Решение
опору или
частных
подвес. Вес тела. задач - осВес тела, нахомысление,
дящегося в
кон-

Исследуют
зависимость
удлинения
стальной
пружины
от
приложенной
силы

Выдвигают гипотезы,
предлагают
способы
их
проверки,
выводят
следствия из
имеющихся
данных

Составляют
план и
определяют
последовател
ьность
действий,
сличают свой
способ
действия с
эталоном

Общаются и
взаимодействуют
с партнерами
по совместной
деятельности
или обмену информацией

Экспериментально
находят
равнодейству
ющую двух
сил

Выражают
смысл
ситуации
различными
средствами
(рисунки,
символы,
схемы, знаки)

Сличают
способ и
результат
своих
действий с
заданным
эталоном,
обнаруживают
отклонения

Объясняют
действие тела
на опору или
подвес. Обнаруживают су-

Устанавливаю
т
причинноследственные
связи.
Осознанно и

Составляют
план и
определяют
последовательность

С
достаточной
полнотой и
точностью
выражают
свои мысли в
соответствии
с задачами и
условиями
коммуникаци
и
Описывают
содержание
совершаемых
действий в
целях

покое или
движущегося
прямолинейно,
равномерно.
Динамометр
трения.
Сила трения. Сила
Трение
покоя.
Трение
Способы
увепокоя
личения
и
уменьшения силы
трения

2
5

1
4

2
6

1
5

Движение и
взаимодействие. Силы
вокруг нас

Сила как мера
взаимодействия
тел и причина
изменения
скорости.
Сила
тяжести,
сила
упругости, сила
трения и вес тела

2
7

1
6

Движение и
взаимодействие. Силы
вокруг нас

Нахождение
равнодействующей
нескольких сил.
Определение
вида движения
тела в
зависимости от
действующих на
него сил.

2
8

1
7

Движение и
взаимодействие. Силы

Расчет скорости,
пути и времени
движения.

кретизация и ществование
отработка
невесомости
нового
способа
действия
Решение
Исследуют
частных
зависимость
задач - ос- силы трения
мысление,
скольжения
конот площади
кретизация и соприкосотработка
новения тел и
нового
силы норспособа
мального давдействия
ления
Обобщение
Составляют
и
опорный консистематиза
спект по теме
ция
«Взаимодейст
материала
вие тел»

Решение
частных
задач осмысление
, конкрети
зация и
отработка
ЗУН и СУД.

Решение
частных
задач

—

Решают
задачи
базового
уровня
сложности по
теме
«Взаимодействие тел»

Решают
качественные,

произвольно
строят речевые
высказывания

действий

Выражают
смысл
ситуации
различными
средствами
(рисунки,
символы,
схемы, знаки)

Составляют
план и
определяют
последовательность
действий

Структуриру
ют знания;
выбирают
основания и
критерии для
сравнения,
се- риации,
классификации
объектов

Выделяют и
осознают то,
что уже
усвоено и что
еще подлежит
усвоению;
осознают
качество и
уровень
усвоения
Выделяют и
осознают то,
что уже
усвоено и что
еще
подлежит
усвоению,
осознают
качество и
уровень
усвоения.
Вносят
коррективы и
дополнения в

Анализируют
условия и
требования
задачи,
выбирают,
сопоставляют
и
обосновываю
т способы
решения
задачи
Умеют
выбирать
обобщенные

ориентировки
деятельности

Описывают
содержание
совершаемых
действий в
целях
ориентировки
предметнопрактической
или иной деятельности
Общаются
и
взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или
обмену информацией

Устанавлива
ют рабочие
отношения,
учатся
эффективно
сотрудничать
и
способствова
ть
продуктивной
кооперпции.
Описывают
содержание
совершаемых

вокруг нас

2
9

1
8

Реальная
физика
(урок-игра)

3
0

1
9

Движение и
взаимодействие. Силы вокруг
нас
(урокконсультация)

2
0

Контрольная
работа по
теме
«Взаимодей
ствие тел»

31

Расчет
плотности,
объема и массы
тела.
Вычисление сил
тяжести,
упругости,
трения,
равнодействующей двух и
более сил
Проявление и
применение
явлений инерции, тяготения,
упругости и
трения в
природе и
технике
Расчет скорости,
пути и времени
движения.
Расчет
плотности,
объема и массы
тела.
Вычисление сил
тяжести,
упругости, трения,
равнодействующей двух и
более сил
Скорость, путь и
время движения.
Средняя
скорость.
Плотность,

осмысление,
конкретизаци
я и отработка
ЗУН и СУД

количественные и
экспериментальн
ые задачи
повышенной
сложности по
теме
«Взаимодейст
вие тел»

стратегии решения задачи,
выводить
следствия из
имеющихся в
условии
задачи
данных

способ своих
действий
в
случае расхождения
эталона,
реального действия и его
продукта

действий в
целях
ориентировки
предмет- нопрактической или иной
деятельности

Развернутое
оценивание предъявлен
ие
результатов
освоения
новых ЗУН
и СУД в
практически
х ситуациях
Контроль и
коррекция формирован
ие действия
самоконтроля,
работа над
причинами
ошибок и
поиск путей
их
устранения

Выполняют
творческие и
проблемные
задания в
ходе игры

Осознанно и
произвольно
строят
речевые
высказывания
в устной и
письменной
форме

Определяют
последователь
ность
промежуточных целей
с
учетом
конечного
результата

Учатся
действовать с
учетом
позиции
другого и
согласовывать свои действия

Осуществляют
индивидуально
групповую
подготовку к
контрольной
работе

Составляют
целое из
частей,
самостоятель
но
достраивая,
восполняя
недостающие
компоненты

Вносят
коррективы и
дополнения в
способ своих
действий
в
случае расхождения
эталона,
реального действия и его
продукта

Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды
других, оказывать помощь и
эмоциональную
поддержку
партнерам

Демонстрирую
т
умение
решать задачи
по
теме
«Взаимодейст-

Выбирают
наиболее
эффективные
способы
решения
задачи в

Осознают
качество
уровень
усвоения

Контроль

и

Умеют
представлять
конкретное
содержание и
сообщать его

зависимости
от
конкретных
условий
Развернутое
Демонстрирую Ориентируютс
оценивание — т результаты я
и
предъявлени проектной
воспринимают
е результатов деятельности
тексты
хуосвоения
(доклады,
дожественного
ЗУН и СУД
сообщения,
,
научного,
презентации,
пубтворческие
лицистическог
отчеты)
о
и
официальноделового
стилей
вие тел»

в письменной
форме

Вступают в
диалог,
учатся
владеть монологической и
диалогической формами
речи в
соответствии
с грамматическими и
синтаксическими
нормами
родного
языка
Личностные результаты освоения темы: позитивная моральная самооценка; доброжелательное отношение к окружающим; уважение к
личности и ее достоинству; готовность к равноправному сотрудничеству; формирование основ социально -критического мышления,
умений конструктивно разрешать конфликты, вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения
Давление твердых тел, жидкостей и газов (18 часов)
3
1
Давление
Понятие
Постановка Приводят при- Выделяют
и Предвосхища Умеют
(или
3
давления.
и решение
меры
формулируют
ют результат развивают споФормула для
общей
необходимости проблему; вы- и уровень
собность) с повычисления и
учебной
уменьшения
двигают
и усвоения
мощью вопроединицы
задачи
или
увели- обосновывают
(какой будет
сов добывать
измерения
чения
гипотезы,
результат?)
недостающую
давления.
давления,
предлагают
информацию
Способы
предлагают
способы
их
увеличения и
способы
проверки
уменьшения давизменения
ления
давления
3
2
Вычисление
Решение
Знают
Анализируют Самостоятельн Устанавливают
Давление
4
давления в
частных
формулу для условия и
рабочие отноо
твердых тел
случае действия
задач расчета
дав- требования
формулируют шения, учатся
одной и
осмысление ления; умеют задачи,
познавательну эффективно
нескольких сил.
,
вычислять
выражают
ю
цель
и сотрудничать и
Вычисление
конкретизац силу
и структуру
осуществляют способствовать

32

21

Движение и
взаимодейст
вие (урокпрезентация)

масса и объем
тела. Силы в
природе
Проявление
и
применение
явлений инерции,
тяготения, упругости и трения в
природе
и
технике

Оценивают
достигнутый
результат

силы,
действующей на
тело, и площади
опоры по
известному
давлению

ия и
отработка
нового
способа
действия

Решение
частных
задач осмысление
,
конкретизац
ия и
отработка
нового
способа
действия
Решение
частных
задач —
осмысление
,
конкретизац
ия и
отработка
нового
способа
действия
Решение
частных
задач осмысление
,
конкретизац
ия и
отработка

3
5

3

Давление газа

Механизм
давления газов.
Зависимость
давления газа от
объема и
температуры

3
6

4

Давление в
жидкостях и
газах. Закон
Паскаля

3
7

5

Расчет давления жидкости
на
дно
и
стенки сосуда

Передача
давления
жидкостями и
газами. Закон
Паскаля. Зависимость
давления от
высоты
(глубины). Г
идростатический
парадокс
Формула для
расчета
давления на дно
и стенки сосуда.
Решение
качественных,
количественных
и

площадь опоры; объясняют
явления, вызываемые
давлением
твердых тел на
опору
или
подвес
Наблюдают и
объясняют
опыты,
демонстрирующие
зависимость
давления газа
от объема и
температуры

задачи разными
средствами,
осуществляют поиск и
выделение
необходимой
информации
У станавл
ивают
причинноследственные
связи, строят
логические
цепи
рассуждений

действия
в продуктивной
соответствии с кооперации
ней

Наблюдают и
объясняют
опыты,
демонстрирующие
передачу
давления
жидкостями и
газами

Выражают
смысл
ситуации
различными
средствами
(рисунки,
символы,
схемы, знаки)

Выделяют
и
осознают то,
что
уже
усвоено и что
еще подлежит
усвоению

Выводят формулу давления
внутри жидкости, приводят
примеры, свидетельствующие
об
увеличении

Выделяют количественные
характеристи
ки объектов,
заданные
словами

Принимают и
сохраняют
познавател
ьную
цель,
четко
выполняют
требования
познава-

Выделяют
и
осознают то,
что
уже
усвоено и что
еще подлежит
усвоению

Вступают
в
диалог,
участвуют
в
коллективном
обсуждении
проблем,учатс
я
владеть
монологической
и
диалогической
формами речи
Адекватно используют речевые средства
для дискуссии
и
аргументации
своей позиции

С достаточной
полнотой
и
точностью
выражают свои
мысли
в
соответствии с
задачами
и
условиями

эксперименталь
ных задач
3
8

6

Сообщающие
ся
сосуды

3
9

7

Вес воздуха.
Атмосферное
давление

4
0

8

Измерение
атмосферного
давления.
Барометры

Сообщающиеся
сосуды.
Однородные и
разнородные
жидкости в
сообщающихся
сосудах.
Фонтаны.
Шлюзы.
Системы
водоснабжения
Способы
определения
массы и веса
воздуха.
Строение
атмосферы.
Явления,
доказывающие
существование
атмосферного
давления
Способы
измерения
атмосферного
давления. Опыт
Торричелли.
Ртутный
барометр.
Барометранероид.
Атмосферное
давление на
различных
высотах

нового
давления
на
способа
глубине
действия
Решение
Приводят
частных
примеры
задач
- устройств с
осмысление,
использоваконкретизаци нием сообщая и отработка ющихся сосуЗУН и СУД
дов,
объясняют
принцип их
действия
Решение
частных
задач
осмысление,
конкретизаци
я и отработка
ЗУН и СУД

Предлагают
способы
взвешивания
воздуха,
объясняют
причины
существования
атмосферы и
механизм
возникновения
атмосферного
давления
Решение
Объясняют
частных
устройство и
задач
— принцип
осмысление,
действия
конкретизаци жидкостных и
я и отработка безжидкостЗУН и СУД
ных
барометров,
причину зависимости
давления от
высоты

тельной задачи коммуникации
Выражают
смысл
ситуации
различными
средствами
(рисунки,
символы,
схемы, знаки)

Извлекают
необходимую
информацию
из текстов
различных
жанров,
выделяют
объекты и
процессы с
точки зрения
целого и
частей
Анализируют
объекты, выделяя существенные и несущественные признаки;
строят
логические цепи
рассуждений

Вносят
коррективы и
дополнения в
составленные
планы
внеурочной
деятельности

Умеют
представлять
конкретное
содержание и
сообщать его в
письменной и
устной форме

Составляют
план и
определяют
последовательность
действий

Описывают
содержание
совершаемых
действий в
целях
ориентировки
предметнопрактической
или иной деятельности

Самостоятельн
о
формулируют
познавательну
ю
цель
и
осуществляют
действия
в
соответствии с
ней

Описывают
содержание
совершаемых
действий в
целях
ориентировки
предмет- нопрактической
или иной деятельности

4
1

9

Измерение
давления.
Манометры

4
2

1
0

Поршневой
жидкостный
насос.
Г
идравлическ
ая машина

4
3

1
1

Архимедова
сила

4
4

1
2

Плавание тел

Методы
измерения
давления.
Устройство
и
принцип действия
жидкостных
и
металлических
манометров.
Способы
градуировки
манометров
Гидравлические
машины
(устройства):
пресс, домкрат,
усилитель,
поршневой насос;
их
устройство,
принцип действия
и
области
применения.
Современная
гидравлика
Выталкивающая
сила,
вычисление и
способы
измерения.
Закон Архимеда.
Лабораторная
работа 7
«Определение
выталкивающей
силы,
действующей на
погруженное в
жидкость тело»
Условия
плавания тел.

Решение
частных
задач
осмысление,
конкретизаци
я и отработка
ЗУН и СУД

Сравнивают
устройство
барометра-анероида и металлического манометра, предлагают методы
градуировки

Анализируют
объекты, выделяя существенные и несущественные признаки;
строят
логические цепи
рассуждений

Самостоятел
ьно
формулируют
познавательну
ю
цель
и
осуществляют
действия
в
соответствии с
ней

Описывают
содержание
совершаемых
действий в
целях
ориентировки
практической
или иной
деятельности

Решение
частных
задач
осмысление,
конкретизаци
я и отработка
ЗУН и СУД

Формулирую
т определение
гидравлическ
ой машины;
приводят
примеры
гидравлическ
их устройств,
объясняют их
принцип
действия

Анализируют
объекты, выделяя существенные и несущественные признаки; строят
логические
цепи рассуждений

Самостоятельн
о
формулируют
познавательну
ю
цель
и
осуществляют
действия
в
соответствии с
ней

Устанавливают
рабочие отношения, учатся
эффективно
сотрудничать и
способствовать
продуктивной
кооперации

Решение
частных
задач
осмысление,
конкретизаци
я и отработка
ЗУН и СУД

Обнаруживают
существование
выталкивающе
й
силы,
выводят
формулу для
ее вычисления,
предлагают
способы измерения

Выделяют
и
формулируют
проблему,
обобщенный
смысл
и
формальную
структуру
задачи;
устанавливают
причинноследственные
связи

Самостоятель
но
формулируют
познавательн
ую цель и
строят
действия в
соответствии
с ней

Работают
в
группе; умеют
слушать и слышать
друг
друга;
интересуются
чужим
мнением
и
высказывают
свое

Исследуют и
формулируют

Устанавливаю
т
причинно-

Составляют
план и

Учатся
действовать

Решение
частных

с

4
5

1
3

Решение
задач по
теме
«Давление
твердых тел,
жидкостей и
газов»

4
6

1
4

Решение
задач по
теме
«Давление
твердых тел,
жидкостей и
газов»

4
7

1
5

Давление
твердых тел,
жидкостей и
газов

4
8

1
6

Давление
твердых тел,

Лабораторная
работа 8
«Выяснение условий плавания
тел в жидкости»
Плавание судов.
Водоизмещение.
Расчет
максимального
веса,
загружаемого на
плот. Способы
увеличения
вместимости
судов
Подводные
лодки,
батисферы,
батискафы.
Воздухоплавани
е: воздушные
шары, аэростаты
и дирижабли.
Возможность
воздухоплавания
на других
планетах
Давление.
Атмосферное
давление. Закон
Паскаля. Закон
Архимеда

Давление.
Атмосферное

задач
осмысление,
конкретизаци
я и отработка
ЗУН и СУД
Решение
частных
задач
—
осмысление,
конкретизаци
я и отработка
ЗУН и СУД

условия
плавания тел

следственные
связи, строят
логические
цепи
рассуждений
Делают сообСамостоятель
щения из
но создают
истории
алгоритмы
развития
деятельности
судоходства и при решении
судостроения, проблем
решают
творческого и
задачи
поискового
характера

Решение
частных
задач
осмысление,
конкретизаци
я и отработка
ЗУН и СУД

Делают сообщения из
истории
развития
судоходства и
судостроения,
решают
задачи

Обобщение
и
систематиза
ция
материала

Работают с
«картой
знаний»

Контроль и
коррекция

Выявляют наличие

определяют
последовательность
действий
Оценивают
достигнутый
результат

учетом
позиции другого
и
согласовывать
свои действия
Общаются и
взаимодействуют с
партнерами
по совместной деятельности или
обмену
информацией

Ориентируютс
Осознают
Общаются и
я
и качество и
взаимодейвоспринимают
уровень
ствуют с парттексты
ху- усвоения
нерами по содожественного
вместной дея,
научного,
тельности или
пубобмену инфорлицистическог
мацией
о
и
официальноделового
стилей
Структурирую Осознают
С достаточной
т
качество
и полнотой
и
знания
уровень
точностью
усвоения
выражают свои
мысли
в
соответствии с
задачами
и
условиями
коммуникации
Проводят ана- Вносят
Проявляют голиз способов коррективы и товность адек-

4
9

1
7

жидкостей и
газов (урокконсультация)

давление. Закон
Паскаля. Закон
Архимеда.
Условия плавания тел

Контрольная
работа по
теме
«Давление
твердых тел,
жидкостей и
газов»

Давление.
Атмосферное
давление. Закон
Паскаля. Закон
Архимеда.
Условия плавания тел

формирован
ие действия
самоконтроля,
работа над
причинами
ошибок и
поиск путей
их
устранения
Контроль

пробелов в
знаниях,
определяют
причины
ошибок и
затруднений
и устраняют
их

решения
задачи с точки
зрения
их
рациональности и экономичности

дополнения в
способ своих
действий
в
случае расхождения
эталона,
реального действия и его
продукта

ватно реагировать на нужды
других, оказывать помощь и
эмоциональную
поддержку
партнерам

Демонстриру
ют умение
решать
задачи по
теме
«Давление
твердых тел,
жидкостей и
газов»

Выбирают
наиболее
эффективные
способы
решения
задачи в
зависимости
от
конкретных
условий
Осознанно и
произвольно
строят
речевые
высказывания
в письменной
и устной
форме,
определяют
основную и
второстепенную
информацию

Оценивают
достигнутый
результат

Описывают
содержание
совершаемых
действий в
целях
ориентировки
предмет- нопрактической или иной
деятельности
Проявляют
уважительное
отношение к
партнерам,
внимание к
личности другого,
адекватное
межличностн
ое восприятие

Развернутое Демонстрирую
Оценивают
оценивание - т результаты
достигнутый
предъявлен проектной
результат
ие
деятельности
результатов (доклады,
освоения
сообщения,
способа
презентации,
действия и
творческие
его
отчеты)
применения
в
конкретнопрактически
х ситуациях
Личностные результаты освоения темы: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции
познавательного мотива; готовность к равноправному сотрудничеству; потребность в самовыражении и самореализации, социальном
признании; позитивная моральная самооценка; освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
знание основных принципов и правил отношения к природе, правил поведения в чрезвычайных ситуациях; убежденность в возможности
познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого
общества; уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как элементу общечеловеческой
Работа и мощность. Энергия (12 ч)
5
0

1
8

«На земле,
под водой и
в небе...»
(урок-презентация)

Давление.
Атмосферное
давление. Закон
Паскаля. Закон
Архимеда.
Условия плавания тел

5
1

1

Механическ
ая
работа

5
2

2

Мощность

5
3

3

Простые
механизмы

5
4

4

Момент
силы.
Рычаги

5
5

5

Блоки

Работа.
Механическая
работа. Единицы
работы.
Вычисление
механической
работы
Мощность.
Единицы
мощности.
Вычисление
мощности

Решение учебной задачи поиск
и
открытие
нового способа
действия

Измеряют
работу
силы
тяжести, силы
трения

Решение учеб- Измеряют
ной задачи - мощность
поиск
и
открытие
нового способа
действия

Механизм.
Простые
механизмы.
Рычаг и
наклонная плоскость.
Равновесие сил

Решение
частных
задач
осмысление,
конкретизаци
я и отработка
ЗУН и СУД

Блоки.
Подвижные и
неподвижные
блоки.
Полиспасты

Решение
частных
задач
осмысление,
конкретизаци

Выделяют
и
формулируют
познавательну
ю цель, строят
логические цепи
рассуждений
Умеют
заменять
термины определениями, устанавливают
причиннослед- ственные
связи

Предлагают
Выделяют
способы
объекты и
облегчения
процессы с
работы,
точки зрения
требующей
целого и
применения
частей
большой
силы или
выносливости
Плечо силы.
Решение
Изучают усло- Выбирают знаМомент силы.
частных
вия равновесия ково-символиЛабораторная
задач
- рычага
ческие
работа 9 «Условия осмысление,
средства для
равновесия
конкретизаци
построения
рычага»
я и отработка
модели
ЗУН и СУД
Изучают условия равновесия
подвижных и
неподвижных
блоков,

Выдвигают и
обосновываю
т гипотезы,
предлагают
способы их

Ставят
учебную
задачу
на
основе
соотнесения
того, что уже
усвоено,
и
того, что еще
неизвестно
Самостоятель
но
формулируют
познавательн
ую цель и
строят
действия в
соответствии
с ней
Самостоятель
но
формулируют
познавательн
ую цель и
строят
действия в
соответствии
с ней
Составляют
план и
определяют
последовательность
действий
Сличают
способ
результат
своих
действий

Умеют
(или
развивают способность) с помощью вопросов добывать
недостающую
информацию
Умеют
(или
развивают способность) с помощью вопросов добывать
недостающую
информацию

Обмениваются
знаниями
с
другими
членами
группы
для
принятия
эффективных
совместных
решений
Умеют (или
развивают
способность)
брать на себя
инициативу в
организации
совместного
действия
Умеют
(или
и развивают способность)
брать на себя
с инициативу в

5
6

6

«Золотое правило»
механики

Использование
простых
механизмов.
Равенство работ,
«золотое
правило»
механики

я и отработка предлагают
ЗУН и СУД
способы
их
использования,
приводят
примеры применения
Комплексно
Вычисляют
е
работу,
применение
выполняемую
ЗУН и СУД
с помощью
механизмов,
определяют
«выигрыш»

проверки

заданным эта- организации
лоном,
совместного
обнаруживают действия
отклонения и
отличия

Умеют выводить
следствия из
имеющихся в
условии задачи данных

Формулирую
т
познавательн
ую цель и
строят
действия в
соответствии
с ней

5
7

7

Коэффициент
полезного
действия

Коэффициент
полезного
действия. КПД
наклонной
плоскости,
блока,
полиспаста

Решение
частных
задач
осмысление,
конкретизаци
я и отработка
ЗУН и СУД

Измеряют
КПД
наклонной
плоскости,
вычисляют
КПД простых
механизмов

Анализируют
объект,
выделяя
существенны
еи
несущественные признаки

Принимают и
сохраняют
познавательн
ую цель при
выполнении
учебных
действий

5
8

8

Энергия.
Кинетическая
и
потенциальная
энергия

Энергия.
Единицы
измерения
энергии.
Кинетическая и
потенциальная
энергия.
Формулы для
вычисления
энергии

Решение учебной задачи поиск
и
открытие
нового способа
действия

Вычисляют
энергию тела

Выделяют количественные
характеристи
ки объектов,
заданные
словами

Принимают и
сохраняют
познавательн
ую цель при
выполнении
учебных
действий

5
9

9

Превращения
энергии

Превращение
одного вида

Решение
частных

Сравнивают
изменения

Строят логиче- Ставят
ские цепи рас- учебную

Описывают
содержание
совершаемых
действий в
целях
ориентировки
предметнопрактической
или иной деятельности
Работают в
группе, устанавливают рабочие
отношения,
учатся
эффективно
сотрудничать
Вступают в
диалог,
участвуют в
коллективном
обсуждении
проблем,
учатся
владеть
монологической и
диалогической
формами
речи
Адекватно используют

механической
энергии в
другой. Работа мера изменения
энергии. Закон
сохранения
энергии
Решение
Вычисление
задач по теме кинетической,
«Работа
и потенциальной и
мощность.
полной механиЭнергия»
ческой
энергии
тела.
Определение
совершенной
работы
и
мощности

6
0

1
0

6
1

1
1

Работа
мощность.
Энергия

6
2

1
2

Контрольная
работа
по
теме «Работа
и мощность.

и

Вычисление
работы,
совершенной
при помощи
различных механизмов,
производимой
при этом мощности и
количества
энергии,
превратившегося из
одного вида в
другой
Простые
механизмы.
Кинетическая,
потенциальная и

задач
осмысление,
конкретизаци
я и отработка
ЗУН и СУД

кинетической
и потенциальной энергии
тела при движении

суждений; устанавливают
причинноследственные
связи

Комплексное
применение
ЗУН и СУД

Измеряют совершенную работу, вычисляют мощность,
КПД и изменение механической энергии
тела

Проводят анализ способов
решения
задачи с точки
зрения
их
рациональности и экономичности

Обобщение
и
систематиза
ция знаний

Работают с
«картой
знаний»;
выявляют
наличие
пробелов в
знаниях,
определяют
причины
ошибок и
затруднений
и устраняют
их

Структуриру
ют знания;
выделяют
объекты и
процессы с
точки зрения
целого и
частей;
умеют
выбирать
обобщенные
стратегии решения задачи

Демонстриру
ют умение
решать
задачи по

Выбирают
наиболее
эффективные
способы

Контроль

задачу
на
основе
соотнесения
того, что уже
известно, и того, что еще
неизвестно
Выделяют и
осознают то,
что уже
усвоено и что
еще подлежит усвоению;
осознают
качество и
уровень
усвоения
Выделяют
и
осознают то,
что
уже
усвоено и что
еще подлежит
усвоению;
осознают
качество
и
уровень
усвоения

Оценивают
достигнутый
результат,
осознают

речевые
средства для
дискуссии и
аргументации
своей
позиции
Устанавлива
ют рабочие
отношения,
учатся
эффективно
сотрудничать
и способствовать
продуктивной
кооперации
Общаются
и
взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или
обмену информацией

Описывают
содержание
совершаемых
действий

Энергия»

полная
теме «Работа
решения
качество и
механическая
и мощность.
задачи в
уровень
энергия.
Энергия»
зависимости
усвоения
Механическая
от
работа и
конкретных
мощность. КПД
условий
Личностные результаты освоения темы: убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования
достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважение к творцам науки и техники; отношение к
физике как элементу общечеловеческой культуры; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения; знание основны х
принципов и правил отношения к природе, правил поведения в чрезвычайных ситуациях
РЕФЛЕКСИВНАЯ ФАЗА
Обобщающее повторение (6 ч)
6
1 Физика
и Первоначальные
Обобщение
Работают с
Самостоятель
Выделяют и
Проявляют
3
и
«картой
уважительное
мир,
в сведения о
но создают
осознают то,
систематизнаний»;
отношение к
котором мы строении веалгоритмы
что уже
зация
обсуждают
партнерам,
живем
щества.
деятельности
усвоено и что
знаний.
задачи, для
внимание к
Движение и
при решении
еще подКонтроль
и
решения
личности
взаимодействие.
проблем
лежит
коррекция
которых
другого,
Силы, давление
творческого и
усвоению;
требуется
адекватное
твердых тел,
поискового
осознают
комплексное
межличностн
жидкостей и
характера
качество и
применение
ое восприятие
газов. Энергия.
уровень
усвоенных
Работа.
усвоения
ЗУН и СУД
Мощность
6
2 Физика
и Первоначальные
Обобщение
Работают с
Проводят ана- Вносят
Проявляют го4
мир,
в сведения о
и
«картой знализ способов коррективы и товность адеккотором мы строении весистематиза
ний»;
решения задач дополнения в ватно реагироживем
щества.
ция знаний.
обсуждают
с точки зрения способ своих вать на нужды
Движение и
Контроль и
задачи, для
их рациональ- действий
в других, оказывзаимодействие.
коррекция
решения
ности и эко- случае расхо- вать помощь и
Силы. Давление
которых
номичности,
ждения
эмоциональтвердых тел,
требуется
структурируют эталона,
ную
жидкостей и
комплексное
знания
реального дей- поддержку
газов. Энергия.
применение
ствия и его партнерам
Работа.
усвоенных
продукта
Мощность
ЗУН и СУД
6
3
Контроль
Итоговая
Первоначальные
Демонстриру Умеют выво- Оценивают
Описывают
5
сведения о
ют умение
дить следствия достигнутый
содержание
контрольная

работа

строении вещества.
Движение и
взаимодействие.
Силы. Давление
твердых тел,
жидкостей и
газов. Энергия.
Работа.
Мощность
Движение и
взаимодействие.
Силы. Давление
твердых тел,
жидкостей и
газов. Энергия.
Работа.
Мощность

решать задачи
базового и
повышенного
уровня сложности

из имеющихся
в
условии
задачи данных,
выбирают
эффективные
способы
решения задач

результат,
осознают
качество и
уровень усвоения

совершаемых
действий в
целях
ориентировки
практической
или иной
деятельности

Развернутое
оценивание самоконтро
ль и
самооценка

Оценивают
достигнутые
результаты,
определяют
причины успехов и неудач

Осознанно и
произвольно
строят речевые
высказывания
в устной и
письменной
форме

Используют
адекватные
языковые
средства для
отображения
своих чувств,
мыслей и
побуждений

Демонстрирую
т результаты
проектной
деятельности
(доклады,
сообщения,
презентации,
творческие
отчеты)
Демонстрирую
т результаты
проектной
деятельности
(доклады,
сообщения,
презентации,
творческие

Осознанно и
произвольно
строят речевые
высказывания
в устной и
письменной
форме

Выделяют и
осознают то,
что уже
усвоено и что
еще подлежит усвоению;
осознают
качество и
уровень
усвоения
Оценивают
достигнутый
результат,
осознают
качество и
уровень усвоения

Осознанно и
произвольно
строят речевые
высказывания
в устной и
письменной
форме

Оценивают
достигнутый
результат,
осознают
качество и
уровень усвоения

Придерживаю
тся моральноэтических и
психологических
принципов
общения и сотрудничества

6
6

4

«Я знаю, я
могу...»

6
7

5

«На заре
времен...»

Движение и
взаимодействие.
Силы. Давление
твердых тел,
жидкостей и
газов. Энергия.
Работа.
Мощность

Развернутое
оценивание общественн
ый смотр
знаний

6
8

6

«На заре
времен...»

Движение и
взаимодействие.
Силы. Давление
твердых тел,
жидкостей и
газов. Энергия.
Работа.
Мощность

Развернутое
оценивание общественн
ый смотр
знаний

Придерживаю
тся моральноэтических и
психологических
принципов
общения и сотрудничества

отчеты)
Личностные результаты освоения курса: сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся; убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий
для дальнейшего развития человеческого общества; уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как элементу
общечеловеческой культуры; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; формирование ценностных
отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».