Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15 Кировградского городского округа «Рассмотрена» Руководитель МО Колупаева А.Р. « » август 2021г. «Согласовано» И.о.зам. директора по УР Голипына И. В. « » август 2021 г. «Утверждено» И.о.директора МАОУ СОШ №15 <^/ | Чукланнова А. А. » август 2021 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Технология» 8 класс ФГОС Учителя - Красильникова Анатолия Аркадьевича 2021год. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе: 1 Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии. Утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». От 5 марта 2004г. № 1089, 2 Примерной программы основного общего образования «Технология. Программы начального и основного общего образования» М. «Вентана - Граф», 2010 по направлению «Технология. Технический труд». 3 Рабочая программа является приложением к основной образовательной программе основного общего образования МАОУ СОШ №15. Место предмета в учебном плане Рабочая программа предусматривает изучение технологии в основной общеобразовательной школе из расчёта 1 учебный час в неделю: по 35 часов в каждом классе. Всего на изучение технологии в основной общеобразовательной школе отводится 35 часов. Рабочая программа «Технология» 8 класс (базовый уровень) . Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология» В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам предметной области «Технология», планируемые результаты освоения предмета «Технология» отражают: • осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда; • овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации; • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; • • развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания; • формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда. При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Технология» учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного образования к личностным и метапредметным результатам и требования индивидуализации обучения, в связи с чем в программу включены результаты базового уровня, обязательного к освоению всеми обучающимися, и повышенного уровня (в списке выделены курсивом). ■ Результаты, заявленные образовательной программой «Технология» пр блокдм ^одержания Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития Выпускник научится: • называть и характеризовать актуальные управленческие, медицинские, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов, машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии; • называть и характеризовать перспективные управленческие, медицинские, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов, машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии; • объясняеть на произвольно избранных примерах принципиальные отличия современных технологий производства материальных продуктов от традиционных технологий, связывая свои объяснения с принципиальными алгоритмами, способами обработки ресурсов, свойствами продуктов современных производственных технологий и мерой их технологической чистоты; • проводить мониторинг развития технологий произвольно избранной отрасли на основе работы с информационными источниками различных видов. Выпускник получит возможность научиться: • приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся Выпускник научится: • следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта; • оценивать условия применимости технологии в том числе с позиций экологической защищенности; • прогнозировать по известной технологии выходы (характеристики продукта) в зависимости от изменения входов / параметров / ресурсов, проверяет прогнозы опытно-экспериментальным путем, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты; : • в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии (затратность - качество), проводит анализ альтернативных ресурсов, соединяет в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта; • проводить оценку и испытание полученного продукта; • проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах; • описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения; • анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации; • проводить и анализировать разработку и / или реализацию прикладных проектов, предполагающих: - изготовление материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих • технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты; • оценивать коммерческий потенциал продукта и / или технологии. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения Выпускник научится: • характеризовать группы профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере, описывает тенденции их развития; • характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции ее развития; • разъяснтьяет социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда, • характеризовать группы предприятий региона проживания; • характеризовать учреждения профессионального образования различного уровня, расположенные на территории проживания обучающегося, об оказываемых ими образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения; • анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений; • анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории; • анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности; • получит опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современными производствами в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников; • получит опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о перспективах развития современных производств в регионе проживания, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда. Выпускник получит возможность научиться: • предлагать альтернативные варианты траекторий профессионального образования для занятия заданных должностей: • анализировать социальный статус произвольно заданной социалънопрофессистальной Группы из числа " профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере. регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования; - модификацию материального продукта по технической документации и изменения параметров технологического процесса для получения заданных свойств материального продукта; - определение характеристик и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе); - встраивание созданного информационного продукта в заданную оболочку; - изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной оболочке; • проводить и анализировать разработку и / или реализацию технологических проектов, предполагающих: - оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося материального продукта (после его применения в собственной практике); д. - обобщение прецедентов получения продуктов одной группы различными субъектами (опыта), анализ потребительских свойств данных продуктов, запросов групп их потребителей, условий производства с выработкой (процессированием, регламентацией) технологии производства данного продукта и ее пилотного применения; разработку инструкций, технологических карт для исполнителей, согласование с заинтересованными субъектами; - разработку (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами; • проводить и анализировать разработку и / или реализацию проектов, предполагающих: - планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации); ; - планирование (разработку) материального продукта на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов; разработку плана продвижения продукта; • проводить и анализировать конструирование механизмов, простейших роботов, позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных простых механизмов, с помощью материального или виртуального конструктора). Выпускник получит возможность научиться: выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения; • модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом / потребностью / задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии; • современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10 )осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11 ) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты 1)умение самостоятельно определять, цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и-учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета. Личностные результаты 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 5 )освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6)развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других виДой деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры соответствующей 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. 13) Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Предметные результаты 1. осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; 2. овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда; 3. овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации; 4. формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; 5. развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания; 6. формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда. СОДЕРЖАНИЕ Технологии домашнего хозяйства Интерьер жилых помещений и их комфортность. СОВРЕМЕННЫЕ СТИЛИ В ОФОРМЛЕНИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ. Подбор средств оформления интерьера жилого помещения с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Использование декоративных растений для оформления интерьера жилых помещений. Оформление приусадебного (пришкольного) участка с использованием декоративных растений. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ, ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ, ВОДОПРОВОДА И КАНАЛИЗАП,ИИ В ГОРОДСКОМ И СЕЛЬСКОМ (ДАЧНОМ) ДОМАХ. Правила их эксплуатации. Организация рабочего места для выполнения санитарно-технических работ. Планирование работ, подбор и использование материалов, инструментов, приспособлений и оснастки при выполнении санитарно технических работ. Соблюдение правил безопасного труда и правил предотвращения аварийных ситуаций в сети водопровода и канализации. Простейший ремонт элементов систем водоснабжения и канализации. i Характеристика распространенных технологий ремонта и отделки жилых помещений. Подбор строительно-отделочных материалов. Оснащение рабочего места для ремонта и отделки помещений. ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ РЕМОНТНО-ОТДЕЛОЧНЫХ РАБОТ. Экологическая безопасность материалов и технологий выполнения ремонтно-отделочных работ. ПОДГОТОВКА ПОВЕРХНОСТЕЙ ПОМЕЩЕНИЯ К ОТДЕЛКЕ. НАНЕСЕНИЕ НА ПОДГОТОВЛЕННЫЕ ПОВЕРХНОСТИ ВОДОРАСТВОРИМЫХ КРАСОК, НАКЛЕЙКА ОБОЕВ И ПЛЕНОК. Соблюдение правил безопасности труда и гигиены при выполнении ремонтно-отделочных работ. Применение индивидуальных средств защиты и гигиены. Уход за различными видами половых покрытий. Удаление загрязнений с одежды бытовыми средствами. Выбор и использование современных средств ухода за обувью. ВЫБОР ТЕХНОЛОГИЙ И СРЕДСТВ ДЛЯ ДЛИТЕЛЬНОГО ХРАНЕНИЯ ОДЕЖДЫ И ОБУВИ. Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи. Соблюдение правил безопасного пользования бытовой техникой. Ознакомление с профессиями в области труда, связанного с выполнением санитарно-технических или ремонтно-отделочных работ. Анализ бюджета семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Ориентация на рынке товаров и услуг: анализ потребительских качеств товара, выбор способа совершения покупки. Права потребителя и их защита. ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОПОЛНЕНИЯ СЕМЕЙНОГО БЮДЖЕТА. ВЫБОР ВОЗМОЖНОГО ОБЪЕКТА ИЛИ УСЛУГИ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА РЫНКА И ПОТРЕБНОСТЕЙ МЕСТНОГО НАСЕЛЕНИЯ В ТОВАРАХ И УСЛУГАХ. Проектирование изделия или услуги. Расчет примерных затрат и возможной прибыли в соответствии с ценами местного рынка и покупательной способностью населения. ВЫБОР ПУТЕЙ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОДУКТА ТРУДА НА РЫНОК. Электротехника Организация рабочего места, использование инструментов и приспособлений для выполнения электромонтажных работ. Применение индивидуальных средств защиты при выполнении электротехнических работ. Соблюдение правил электробезопасности, правил эксплуатации бытовых электроприборов. ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ и потребителей электрической энергии. ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ В ПРИБОРАХ И УСТРОЙСТВАХ. Применение условных графических обозначений элементов электрических цепей для чтения и составления электрических схем. Сборка моделей электроосветительных приборов и проверка их работы с использованием электроизмерительных приборов. Подключение к источнику тока коллекторного электродвигателя и управление скоростью его вращения. Подключение типовых аппаратов защиты электрических цепей и бытовых потребителей электрической энергии. ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТИПОВЫХ СРЕДСТВ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ. ПОДБОР БЫТОВЫХ ПРИБОРОВ ПО ИХ МОЩНОСТИ. Определение расхода и стоимости потребляемой энергии. Пути экономии электрической энергии. СБОРКА МОДЕЛЕЙ ПРОСТЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ ИЗ ПРОМЫШЛЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ И ДЕТАЛЕЙ КОНСТРУКТОРА ПО СХЕМЕ; ПРОВЕРКА ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОЛЕЗНЫХ ИЗДЕЛИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАДИОДЕТАЛЕЙ, ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ И ЭЛЕКТРОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И УСТРОЙСТВ. Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств. Современное производство и профессиональное образование Организация рабочего места. Соблюдение правил безопасного труда при использовании инструментов, механизмов и станков. Виды древесных материалов и сфера их применения. Металлы, СПЛАВЫ, ИХ МЕХАНИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА, сфера применения. ОСОБЕННОСТИ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ПЛАСТМАСС. Графическое отображение изделий с использованием чертежных инструментов и СРЕДСТВ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПОДДЕРЖКИ. Чтение графической документации, отображающей конструкцию изделия и последовательность его изготовления. Условные обозначения на рисунках, чертежах, эскизах и схемах. Планирование технологической последовательности операций обработки заготовки. Подбор инструментов и ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНАСТКИ. Изготовление изделий из конструкционных или поделочных материалов: выбор заготовки для изготовления изделий с учетом механических, технологических и эксплуатационных свойств, наличия дефектов материалов и минимизации отходов; разметка заготовки для детали (изделия) на основе графической документации с применением разметочных, контрольно измерительных инструментов, ПРИБОРОВ И ПРИСПОСОБЛЕНИЙ; обработка ручными инструментами заготовок с учетом видов и свойств материалов; ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИИ; визуальный и инструментальный контроль качества деталей; соединение деталей в изделии с использованием инструментов и приспособлений для сборочных работ; защитная и декоративная отделка; контроль и оценка качества изделий; выявление дефектов и их устранение. : Проектирование полезных изделий из конструкционных и поделочных материалов. ОЦЕНКА ЗАТРАТ НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПРОДУКТА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ НА РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ. Влияние технологий обработки материалов и ВОЗМОЖНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ НАРУШЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ на окружающую среду и здоровье человека. Профессии, связанные с обработкой конструкционных и поделочных материалов. В результате ученик должен: изучения раздела ’’Электротехнические работы” знать/понимать: - назначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки; правила безопасной эксплуатации бытовой техники; пути экономии электрической энергии в быту; уметь: объяснять работу простых электрических устройств по их принципиальным или функциональным схемам; рассчитывать стоимость потребляемой электрической энергии; включать в электрическую цепь маломощный двигатель с напряжением до 42 В; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов; оценки возможности подключения различных потребителей электрической энергии к квартирной проводке и определения нагрузки сети при их одновременном использовании; осуществления сборки электрических цепей простых Электротехнических устройств по схемам. В результате изучения раздела ’’Технологии ведения дома" ученик должен: знать/понимать: - характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; инженерные коммуникации в жилых помещениях, виды ремонтно отделочных работ; материалы и инструменты для ремонта и отделки помещений; основные виды бытовых домашних работ; средства оформления интерьера; назначение основных видов современной бытовой техники; санитарно-технические работы; виды санитарно-технических устройств; причины протечек в кранах, вентилях и сливных бачках канализации; уметь: - планировать ремонтно-отделочные работы с указанием материалов, инструментов, оборудования и примерных затрат; подбирать покрытия в соответствии с функциональным' назначением помещений; заменять уплотнительные прокладки в кране или вентиле; соблюдать правила пользования современной бытовой техникой; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенических средств; выполнения ремонтно-отделочных работ с использованием современных материалов для ремонта и отделки помещений; применения средств индивидуальной защиты и гигиены. В результате изучения раздела ’’Современное производство и профессиональное образование” ученик должен: знать/понимать: - сферы современного производства; разделение труда на производстве; понятие о специальности и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; пути получения профессионального образования; необходимость учета требований к качествам личности при выборе профессии; уметь: находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования, путях получения профессионального образования и трудоустройства; сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - построения планов профессиональной . карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства. Технологии исследовательской и опытнической деятельности Поисковая дятельность . Технологический этап. Заключительный этап. Проектирование как сфера профессиональной деятельности. Последовательность проектирования. Банк идей.. Обоснование темы творческого проекта. Поиск и изучение информации по проблеме. Разработка нескольких вариантов решения проблемы, выбор лучшего варианта и подготовка необходимой документации. Выполнение проекта и анализ результата работы. Оформление пояснительной записки, презентации. Проведение презентации с помощью ПК.Оценка проекта. Должны знать, как: Выполнять этапы годового проекта: поисковый (подготовительный), технологический, заключительный (аналитический). Определять затраты на изготовление проектного изделия. Проводить испытание проектных изделий. Подготавливать презентации, пояснительную записку и организовывать доклад для защиты готового проекта. Должны уметь: Находить предъявлять информацию по годовому проекту.Искать проблемные темы проекта, разрабатывать план действий по их решению, защищать свой результат. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА (8класс мальчики) Номер темы и ее название Технология хозяйства Тема1. домашнего Тема 2. Электротехника Тема 3. Современное производство и профессиональное образование Тема 4. Технологии исследовательской и . » опытнической деятельности Итого Всего часов И Из них Теоретические Практические Контрольные занятия занятия работы И 12 10 2 5 3 2 7 1 6 35 25 10 3. Тематическое планирование. Направление «Индустриальные технологии» (35 ч) Разделы и темы программы Тема 1. Вводный урок 8 класс (35 ч) Основное содержание материала темы Основные виды учебной деятельности Технология как учебная дисциплина и Знакомиться с содержанием и как наука. Цель и задачи изучения последовательностью изучения предмета «Технология» в 8 классе. предмета «Технология» в 8 Содержание предмета. классе. Знакомиться с Последовательность его изучения. библиотечкой кабинета, Санитарно-гигиенические требования электронными средствами и правила внутреннего распорядка обучения. при работе в школьных мастерских. Организация теоретической и практической частей урока. Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (10 ч) Тема 1. Характеристика основных элементов Знакомиться с приточно Эстетика и экология систем энергоснабжения, вытяжной естественной жилища теплоснабжения, водопровода и вентиляцией в помещении. канализации в городском и сельском Знакомиться с системой (дачном) домах. Правила их фильтрации воды (на эксплуатации. Современные системы лабораторном стенде) фильтрации воды. Система безопасности жилища Тема 2 Источники семейных доходов и Оценивать имеющиеся и Бюджет семьи бюджет семьи. Способы выявления возможные источники доходов потребностей семьи. Технология семьи. Анализировать построения семейного бюджета. потребности членов семьи. Доходы и расходы семьи. Технология Планировать недельные, совершения покупок. месячные и годовые расходы Потребительские качества товаров и семьи с учётом её состава. Колво часов 1 : 2 4 услуг. Способы защиты прав потребителей. Технология ведения бизнеса. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета Тема 3 Схемы горячего и холодного Технологии ремонта водоснабжения в многоэтажном доме. элементов систем Система канализации в доме. водоснабжения Мусоропроводы и мусоросборники. Способы монтажа кранов, вентилей и и канализации смесителей. Устройство сливных бачков различных типов. Приёмы работы с инструментами и приспособлениями для санитарно технических работ. Экологические проблемы, связанные с утилизацией сточных вод. Профессии, связанные с выполнением санитарно технических работ Раздел «Электротехника» Тема 1 Общее понятие об электрическом Электромонтажные токе, о силе тока, напряжении и сопротивлении. Виды источников и сборочные технологии тока и приёмников электрической энергии. Условные графические изображения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и о её принципиальной схеме. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ; приёмы монтажа. Установочные изделия. Приёмы монтажа и соединения установочных проводов и установочных изделий. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с выполнением электро монтажных и наладочных работ Тема 2 Электротехнические устройства с элементами автоматики Принципы работы и способы подключения плавких и автоматических предохранителей. Схема квартирной электропроводки. Работа счётчика электрической энергии. Элементы автоматики в бытовых электротехнических устройствах. Влияние электротехнических и электронных приборов на здоров&е человека. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электро-монтажных работ. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических установок Анализировать качество и потребительские свойства товаров. Планировать возможную индивидуальную трудовую деятельность Определять составляющие системы водоснабжения и канализации в школе и дома. Знакомиться с конструкцией типового смывного бачка (на учебном стенде). Изготовлять приспособление для чистки канализационных труб. Разбирать и собирать запорные устройства системы водоснабжения со сменными буксами (на лабораторном стенде) fl 2 ч) Читать простые электрические схемы. Собирать электрическую цепь из деталей конструктора с гальваническим источником тока. Исследовать работу цепи при различных вариантах её сборки. Знакомиться с видами электромонтажных инструментов и приёмами их использования; выполнять упражнения по несложному электромонтажу. Использовать пробник для поиска обрыва в простых электрических цепях. Учиться изготовлять удлинитель. Выполнять правила безопасности и электробезопасности Собирать модель квартирной проводки с использованием типовых аппаратов коммутации и защиты. Испытывать созданную модель автоматической сигнализации (из деталей электро конструктора) 4 4 4 Тема 3 Бытовые электроприборы Электроосветительные и Оценивать допустимую электронагревательные приборы, их суммарную мощность безопасная эксплуатация. Пути электроприборов, экономии электрической энергии в подключаемых к одной розетке, быту. Технические характеристики и в квартирной (домовой) сети. ламп накаливания и люминесцентных Исследовать характеристики энергосберегающих ламп. Общие источников света. Подбирать сведения о бытовых микроволновых оборудование с учётом печах, об их устройстве и о правилах гигиенических и эксплуатации. Общие сведения о функциональных требований. принципе работы, видах и правилах Соблюдать правила безопасной эксплуатации бытовых холодильников эксплуатации электроустановок и стиральных машин. Цифровые приборы. Правила безопасности при работе с бытовыми электроприборами Раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение» (5 ч) Тема 1 Сферы и отрасли современного Исследовать деятельность Сферы производства. Основные производственного предприятия производства и составляющие производства. или предприятия сервиса. разделение труда Основные структурные подразделения Анализировать структуру производственного предприятия. предприятия и Уровни квалификации и уровни профессиональное разделение образования. Факторы, влияющие на труда. Разбираться в понятиях уровень оплаты труда. Понятие о «профессия», «специальность, профессии, специальности, «квалификация» квалификации и компетентности работника Тема 2 Виды массовых профессий сферы Знакомиться по Единому Профессиональное производства и сервиса в регионе. тарифно-квалификационному образование и Региональный рынок труда и его справочнику с массовыми профессиональная конъюнктура. Профессиональные профессиями. Анализировать карьера интересы, склонности и способности. предложения работодателей на Диагностика и самодиагностика региональном рынке труда. профессиональной пригодности. Искать информацию в Источники получения информации о различных источниках, включая профессиях, путях и об уровнях Интернет, о возможностях профессионального образования. получения профессионального Здоровье и выбор профессии образования. Проводить диагностику склонностей и качеств личности. Строить планы профессионального образования и трудоустройства. I [рофессиональное самоопределение. 4 Тема 1 Исследовательская и созидательная деятельность 7 Проектирование как сфера Обосновывать тему творческого профессиональной деятельности. проекта. Находить и изучать Последовательность проектирования. ^информацию по проблеме, Банк формировать базу данных. идей. Реализация проекта. Разрабатывать несколько Использование ПК при выполнении и вариантов решения проблемы, презентации проекта. Оценка проекта. выбирать лучший вариант и подготавливать необходимую документацию с помощью ПК. Выполнять проект и 3 2 анализировать результаты работы. Оформлять пояснительную записку и проводить презентацию проекта. № п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 3135 Тема урока Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Характеристика основных элементов систем Ознакомление с вентиляцией. Источники семейных доходов и бюджет семьи. Технология построения семейного бюджета Технология совершения покупок. Технология ведения бизнеса. Планирование трудовой деятельности Водопровод и канализация. Утилизация сточных вод. Профессии. Общее понятие о токе Понятие об электрической цепи Правила безопасной работы. Профессии. Принципы работы предохранителей. Работа счетчика электрической энергии. Виды датчиков. Профессии. Применение электрической энергии. Электроосветительные и электронагревательные приборы. Общие сведения о бытовых приборах. Правила безопасного пользования бытовыми электроприборами Сферы и отрасли современного производства. Влияние техники на виды, квалификации труда. Роль профессии в жизни человека. Источники получения информации. Проектирование. Банк идей. Обоснование темы творческого проекта. Выбор лучшего варианта творческого проекта Выполнение проекта. Кол. часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 Тематич еское планиро ванне