РП технология 10-11

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №15

«СОГЛАСОВАНО»

«РАССМОТРЕНО»

«УТВЕРЖДАЮ»

зам. директора по УР

Руководитель МО

Директор МАОУСОШ №15
А

Голицына И.В.
2021 г.

«Л» ^/2021 г.

«й/ »

2021 г.

Рабочая программа
по технологии
для 10-11 классов

на 2021-2023 год

Учитель математики и информатики:

Чухланцева А. А.

и. Карпушиха

2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ
ДЛЯ 10—11 КЛАССОВ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии для 10—11 клас­
сов разработана для базового (универсального) уровня обуче­
ния.
Программа по учебному предмету «Технология» учитыва­
ет требования к результатам освоения основной образова­
тельной программы основного общего образования, пред­
ставленным в Федеральном государственном образователь­
ном стандарте среднего общего образования второго
поколения.
Рабочая программа содержит пояснительную записку,
включающую общую характеристику учебного предмета
«Технология», результаты его освоения, основное содержа­
ние курса, примерное тематическое планирование с опреде­
лением основных видов учебной деятельности, рекоменда­
ции по оснащению учебного процесса.

Цели и задачи учебного курса «Технология»
Учебный предмет «Технология» является необходи­
мым компонентом общего образования школьников. Его со­
держание предоставляет обучающимся возможность войти в
мир искусственной, созданной людьми среды техники и тех­
нологий, называемой техносферой и являющейся главной
составляющей окружающей человека действительности.
Основными целями изучения технологии в системе сред­
него общего образования являются:
• формирование общих представлений о сущности техно­
сферы как совокупности созданных человеком артефактов и
технологических процессах создания потребительных стои­
мостей в современном производстве;
• ознакомление с наиболее распространёнными видами тех­
нологий получения и преобразования материалов, энергии,
информации, объектов живой природы и социальной среды;
• развитие умений ориентироваться в современных методах
и технических средствах, используемых в наиболее распро­
странённых и массовых видах производства товаров и услуг;
• ориентация на предпринимательскую деятельность, тех­
ническое и технологическое творчество применительно к ре­
гиональному рынку труда;
• формирование представлений о путях освоения профес­
сии и построении профессиональной карьеры;

3

• развитие инвариантных способностей, умений и навыков
труда, необходимых для участия в массово распространён­
ных технологических процессах; способностей творческой и
проектной деятельности; профессионально значимых ка­
честв личности для будущей трудовой деятельности в каче­
стве предпринимателя или наёмного работника; способно­
стей планирования профессиональной карьеры; умений ак­
тивно вести себя на рынке труда и образовательных услуг;
• воспитание ответственного отношения к делу; инициатив­
ности и творческого подхода к процессу и результатам труда;
рационализма при планировании своей профессиональной
карьеры; культуры поведения на рынке труда и образова­
тельных услуг; критического подхода к рекламной информа­
ции о товарах и услугах, предложениях рынка труда и про­
фессионального образования;
• подготовка на допрофессиональном или начальном про­
фессиональном уровне к труду на современном производстве;
возможной самостоятельной предпринимательской деятель­
ности на инновационной основе; ориентации и самопозиционированию на рынке труда, продолжению обучения в систе­
ме непрерывного профессионального образования.

Общая характеристика учебного предмета
В 10—11 классах школьники продолжают знако­
миться с технологиями современного производства и сферы
услуг. Они развивают и углубляют те компетентности в обла­
сти технологии, которые они получили при изучении этого
предмета в основной школе.
Сложность формирования содержания курса для старшей
школы состоит в том, что в основной школе у учащихся сло­
жились узкопредметные технологические компетентности,
относимые больше к видам труда, чем к технологии в общем
её понимании.
Технология выражает уровень развития техносферы, т. е.
всего комплекса артефактов, созданных человеком, и воз­
можность их производства.
Технология — это строго упорядоченная последователь­
ность (алгоритмическое предписание) методов воздействия
на материалы, объекты природы, социальной среды, энер­
гию, информацию, предопределённая имеющимися техниче­
скими средствами, научными знаниями, квалификацией ра­
ботников, инфраструктурой. Их совокупность обеспечивает
желательные преобразования предметов труда в конечные
продукты, обладающие потребительной стоимостью (матери­
альный объект, энергия, информация или нематериальная
услуга, выполненное обязательство).

4

В соответствии с данным определением старшеклассники
должны научиться чётко определять технологические це­
ли — обосновывать в выбранной области своей деятельности
конкретный желаемый её результат, ориентироваться в ос­
новных методах и средствах преобразования материальных
и нематериальных предметов труда в конечный продукт,
подбирать наиболее рациональные способы и средства для
созидательной деятельности.

Место учебного предмета «Технология»
в учебном плане
Федеральный
государственный образовательный
стандарт предусматривает изучение курса технологии в стар­
шей школе как составной части предметной области «Техно­
логия».
Настоящая рабочая программа предполагает двухлетнее
обучение технологии (в 10—11 классах) в объёме 70 часов, из
расчёта 35 часов в год, 1 час в неделю.
Представленный в программе тематический план предла­
гает распределение равной учебной нагрузки (по 35 часов)
для 10 и 11 классов.

Планируемые результаты
освоения предмета
В соответствии с требованиями к результатам освое­
ния основных образовательных программ Федерального го­
сударственного образовательного стандарта среднего общего
образования второго поколения результаты изучения техно­
логии в 10—11 классах разделяются на личностные, метапредметные и предметные.
Личностные результаты освоения выпускником обра­
зовательной программы по технологии отражают сформированность:
• общей культуры и культуры труда, целостного мировоз­
зрения, соответствующего современному уровню развития
науки, социальной и трудовой практики, различным формам
общественного сознания; потребности в самообразовании и
самовоспитании, готовности к самоопределению на основе
общечеловеческих и общенациональных ценностей;
• потребности в самореализации в творческой трудовой дея­
тельности; желания учиться; коммуникативных навыков;
• стремления к здоровому и безопасному образу жизни и со­
ответствующих навыков; ответственного и компетентного
отношения к своему физическому и психическому здоровью;
бережного отношения к природе;

5

• готовности к принятию самостоятельных решений, по­
строению и реализации жизненных планов, осознанному вы­
бору профессии; социальной мобильности; мотивации к по­
знанию нового и непрерывному образованию как условию
профессиональной и общественной деятельности.
Метапредметные результаты освоения выпускником
образовательной программы по технологии подразумевают:
• овладение научными методами исследования при освое­
нии технологий и проектной деятельности в объёме, необхо­
димом для дальнейшего образования и самообразования;
• умение логично, ясно и точно формулировать и аргумен­
тированно излагать свои мысли, применять индуктивные и
дедуктивные способы рассуждений, базируясь на закономер­
ностях логики технологических процессов;
• умение привлекать изученный в других предметах мате­
риал в реализуемые технологии и использовать различные
источники информации, в том числе локальные сети и гло­
бальную сеть Интернет, для решения учебных проблем; ана­
лизировать, систематизировать, критически оценивать и ин­
терпретировать информацию, в том числе передаваемую по
каналам средств массовой информации и по Интернету;
• умение анализировать конкретные трудовые и жизнен­
ные ситуации, различные стратегии решения задач; выби­
рать и реализовывать способы поведения в коллективной де­
ятельности; самостоятельно планировать и осуществлять
учебную деятельность;
• коммуникативные навыки, способность работать в кол­
лективе, готовность выслушать и понять другую точку зре­
ния, корректность и терпимость в общении, грамотное уча­
стие в дискуссиях, в том числе в социальных сетях;
• начальный опыт, навыки творчества и исследовательской
деятельности, публичного представления её результатов, в
том числе с использованием средств информационных и ком­
муникационных технологий.
Предметными результатами обучения технологии на
базовом уровне являются:
• представления о техносфере, роли техники и технологий
в прогрессивном развитии общества; социальных и эколо­
гических последствиях развития промышленного и сельс­
кохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
назначении и устройстве распространённых технологиче­
ских машин, механизмов, агрегатов, орудий и инструмен­
тов, электрических приборов и аппаратов;
• ориентирование в свойствах и способах получения наибо­
лее распространённых природных, искусственных материа­
лов и сырья, продукции сельского хозяйства, используемых
в производстве товаров, услуг и продуктов питания; тради­
6

ционных и новейших технологиях получения и преобразова­
ния различных материалов, энергии, информации объектов
живой природы и социальной среды;
• дизайнерское (проектное) представление результатов тру­
да и подбор средств труда для осуществления технологиче­
ского процесса;
• практическая готовность к выполнению технологических
операций по оказанию услуги или изготовлению деталей,
сборке изделия (наличие соответствующих трудовых зна­
ний, навыков и умений);
• владение способами проектирования, методами творче­
ской деятельности, технического конструирования и эстети­
ческого оформления изделий;
• овладение основными понятиями, терминами черчения и
графики; правилами выполнения графической документа­
ции; основными экономическими характеристиками трудо­
вой деятельности, экологическими характеристиками тех­
нологий;
• самооценка индивидуальных профессиональных способ­
ностей и склонностей; ориентирование на рынке труда, услуг
профильного общего и профессионального образования.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
РАЗДЕЛ 1. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ИЗДЕЛИЙ

1.
Особенности современного проектирования
Теоретические сведения. Особенности современного
проектирования. Технико-технологические, социальные,
экономические, экологические, эргономические факторы
проектирования. Учёт требований безопасности при проек­
тировании. Качества проектировщика. Ответственность
современного дизайнера перед обществом. Значение эстети­
ческого фактора в проектировании.
Практические работы. Анализ существующего состоя­
ния в сфере предполагаемого проектирования, определение
потребности, выбор объекта проектирования.

2.
Законы художественного конструирования
Теоретические сведения. Эстетика. Единство формы
содержания. Пропорции. Симметрия. Динамичность. Статич­
ность. Контраст. Равновесие формы. Цветовое оформление.
Практические работы. Выполнение теста-опросника
для выявления качеств дизайнера.

3.
Экспертиза и оценка изделия
Теоретические сведения. Экспертиза и оценка изде­
лия. Социально-экономические, функциональные, эргоно­
мические, эстетические качества объектов проектной дея­
тельности.
Практические работы. Проведение экспертизы учени­
ческого рабочего места.

4.
Алгоритм проектирования
Теоретические сведения. Планирование проектной
деятельности в профессиональном и учебном проектирова­
нии. Этапы проектной деятельности. Системный подход в
проектировании, пошаговое планирование действий. Алго­
ритм дизайна. Непредвиденные обстоятельства в проектиро­
вании. Действия по коррекции проекта.
Практические работы. Планирование деятельности по
учебному проектированию.

5.
Методы решения творческих задач
Теоретические сведения. Понятия «творчество»,
«творческий процесс». Введение в психологию творческой

8

деятельности. Виды творческой деятельности. Процедуры
технического творчества. Проектирование. Конструирова­
ние. Изобретательство. Результат творчества как объект ин­
теллектуальной собственности. Логические и эвристические
методы решения задач.
Практические работы. Решение творческих задач.
Тестирование на креативность.

6.
Метод мозговой атаки
Теоретические сведения. Метод мозговой атаки.
Суть метода. Цель метода. Генерация идей. Аналогия, инвер­
сия, фантазия, эмпатия.
Практические работы. Решение творческих задач мето­
дом мозговой атаки.

7.
Метод обратной мозговой атаки
Теоретические сведения. Суть метода обратной моз­
говой атаки. Цель метода.

Практические работы. Решение творческих задач мето­
дом обратной мозговой атаки.

8.
Метод контрольных вопросов
Теоретические сведения. Суть метода контрольных
вопросов. Универсальные опросники.
Практические работы. Решение творческих задач мето­
дом контрольных вопросов.

9.
Синектика
Теоретические сведения. Синектика. Суть метода.
Типы аналогий.

Практические работы. Решение творческих задач мето­
дом синектики.

10.
Морфологический анализ
Теоретические сведения. Поиск оптимального вари­
анта решения. Морфологический анализ (морфологическая
матрица), сущность и применение. Недостаток метода.
Практические работы. Решение творческих задач мето­
дом морфологического анализа.

11.
Функционально-стоимостный анализ
Теоретические сведения. Функционально-стоимост­
ный анализ (ФСА) как метод экономии. Основные этапы
ФСА. Использование функционально-стоимостного анализа
на производстве.
Практические работы. Решение творческих задач мето­
дом ФСА.

9

12.
Метод фокальных объектов
Теоретические сведения. Ассоциативные методы ре­
шения задач. Понятие «ассоциации». Методы фокальных
объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций, сущность и
применение.
Практические работы. Решение творческих задач ассо­
циативными методами.

13.
Дизайн отвечает потребностям
Теоретические сведения. Проектирование как отра­
жение общественной потребности. Влияние потребностей
людей на изменение изделий, технологий, материалов. Мето­
ды выявления общественной потребности.
Значение понятия «дизайн». Значение дизайна в проек­
тировании. Эргономика, техническая эстетика, дизайн
среды.
Практические работы. Дизайн-анализ окружающих
предметов с целью выявления возможных вариантов их усо­
вершенствования.

14.
Защита интеллектуальной собственности
Теоретические сведения. Понятие интеллектуаль­
ной собственности. Объекты интеллектуальной собственно­
сти. Формы защиты авторства. Публикация. Патент на изо­
бретение. Условия выдачи патентов, патентный поиск. Кри­
терии патентоспособности объекта. Патентуемые объекты:
изобретения, промышленные образцы, полезные модели,
товарные знаки, рационализаторские предложения. Прави­
ла регистрации товарных знаков и знака обслуживания.
Практические работы. Разработка товарного знака для
своего изобретения.

15.
Мысленное построение нового изделия
Теоретические сведения. Проект. Постановка целей
и изыскание средств для проектирования. Дизайнерский
подход. Бизнес-план.
Практические работы. Изучение потребительского рын­
ка своего региона.

16.
Научный подход
в проектировании изделий
Теоретические сведения. Процесс проектирования
дизайнером новых изделий. Источники информации. Пред­
ставление об основах взаимозаменяемости. Составляющие
технологического
планирования.
Бизнес-планирование.
Маркетинг, его цели, задачи.

10

Практические работы. Составление бизнес-плана про­
изводства проектируемого (или условного) изделия (услуги).

17.
Материализация проекта
Теоретические сведения. Макетирование, модели­
рование. Изготовление опытных образцов. Испытание. Стои­
мость проектов.
Практические работы. Выполнение предварительного
расчёт количества материалов для выполнения проектируе­
мого изделия.

18.
Дизайн-проект.
Выбор объекта проектирования
Теоретические сведения. Выбор направления сферы
деятельности для выполнения проекта. Определение требо­
ваний и ограничений к объекту проектирования. Выбор объ­
екта проектирования.
Выбор наиболее удачного варианта проектируемого изде­
лия с использованием методов ТРИЗ. Выбор материалов для
изготовления проектного изделия. Механические свойства
материалов.
Практические работы. Выбор объекта проектирова­
ния. Выбор материалов для изготовления проектного изде­
лия.

19.
Изучение покупательского спроса
Теоретические сведения. Покупательский спрос.
Методы исследования покупательского спроса. Требования
к анкете по изучению покупательского спроса. Анкета поку­
пателя.
Практические работы. Составление анкеты для изуче­
ния покупательского спроса. Проведение анкетирования для
выбора объекта учебного проектирования.

20.
Проектная документация
Теоретические сведения. Стандартизация при про­
ектировании. Проектная документация: резюме по дизайну,
проектная спецификация.
Использование компьютера для выполнения проектной
документации. Проектная документация: технический ри­
сунок, чертёж, сборочный чертёж. Выполнение технических
рисунков и рабочих чертежей проектируемого изделия. Тех­
нологическая карта.
Практические работы. Составление резюме и дизайнспецификации проектируемого изделия. Выполнение рабо­
чих чертежей проектируемого изделия.

11

21.
Организация технологического
процесса
Теоретические сведения. Технологический процесс
изготовления нового изделия. Технологическая операция.
Технологический переход. Содержание и составление техно­
логической карты.
Практические работы. Выполнение технологической
карты проектного изделия.

22.
Анализ результатов проектной
деятельности
Теоретические сведения. Понятие качества матери­
ального объекта, услуги, технического процесса. Критерии
оценки результатов проектной деятельности. Проведение ис­
пытаний объекта. Самооценка проекта. Рецензирование.
Критерии оценки выполненного проекта. Критерии защи­
ты проекта. Выбор формы презентации. Использование в
презентации технических средств. Презентация проектов и
результатов труда. Оценка проектов.
Практические работы. Апробация готового проектного
изделия и его доработка, самооценка проекта.

РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИИ
В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

1.
Роль технологии
в жизни человека
Теоретические сведения. Понятие «культура», виды
культуры. Понятия «технология» и «технологическая куль­
тура». Виды промышленных технологий. Понятие универ­
сальных технологий.
Взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, орга­
низации производства и характера труда.
Практические работы. Подготовка сообщения об инте­
ресующем изобретении в области технологии.

2.
Технологические уклады
Теоретические сведения. Исторически сложившие­
ся технологические уклады и их основные технические до­
стижения.
Практические работы. Подготовка доклада об интересу­
ющем открытии (известном учёном, изобретателе) в области
науки и техники.

12

3.
Связь технологий с наукой, техникой
и производством
Теоретические сведения. Развитие технологической
культуры в результате научно-технических и социально-эко­
номических достижений. Потребность в научном знании.
Наука как сфера человеческой деятельности и фактор произ­
водства. Наукоёмкость материального производства.
Практические работы. Подготовка сообщения на тему
«Техносфера и современный технологический мир».

4.
Энергетика и энергоресурсы
Теоретические сведения. Производственные задачи.
Энергетика. Тепловые электростанции. Гидроэлектростан­
ции. Атомные электростанции. Проблемы и перспективы.
Практические работы. Оценка качества пресной воды.
Оценка уровня радиации территории школы или ближай­
шей местности.

5.
Альтернативные источники энергии
Теоретические сведения. Альтернативные (нетради­
ционные) источники электрической энергии. Солнечная
энергия и солнечные электростанции. Энергия ветра. Энер­
гия приливов. Геотермальная энергия. Термоядерная энерге­
тика.
Практические работы. Сравнение достоинств и не­
достатков альтернативных источников электрической энер­
гии.

6.
Технологии индустриального производства
Теоретические сведения. Промышленный перево­
рот. Машиностроение. Машины. Основные узлы машин. Ви­
ды машин. Индустриальное производство. Технологии инду­
стриального производства. Технологический процесс инду­
стриального производства.
Практические работы. Выполнение коллективного про­
екта «Технологические риски и их предупреждения».

7.
Технологии земледелия
и растениеводства
Теоретические сведения. Сельское хозяйство. От­
расли: земледелие и растениеводство. Классификация тех­
нологий земледелия. Отрасли современного растениевод­
ства. Технологии растениеводства.
Практические работы. Составление почвенной карты
(части парка, пришкольной территории). Подготовка сооб­

13

щения о процессах сбора, заготовки и разведения лекар­
ственных растений.

8.
Технологии животноводства
Теоретические сведения. Животноводство. Этапы
развития животноводства. Отрасли современного животно­
водства. Промышленные технологии животноводства.
Практические работы. Подготовка сообщения о прави­
лах составления рациона и кормления сельскохозяйствен­
ных животных.

9. Технологии агропромышленного
производства
Теоретические сведения. Агропромышленный ком­
плекс (АПК). Структура отраслей АПК. Основные этапы тех­
нологии АПК. Технология защиты растений. Реализация
сельскохозяйственной продукции.
Практические работы. Составление кластеров. Проведе­
ние экспериментов.

10.
Технологии лёгкой промышленности
Теоретические сведения. Лёгкая промышленность.
Подотрасли лёгкой промышленности. Текстильная промыш­
ленность.
Практические работы. Подготовка сообщения о техно­
логии получения сырья для кожевенно-обувного производ­
ства.

11.
Технологии пищевой промышленности
Теоретические сведения. Пищевая промышлен­
ность. Группы отраслей пищевой промышленности. Деление
групп предприятий пищевой промышленности на различные
производства. Обработка пищевого сырья. Переработка про­
дуктов животноводства. Рыбная промышленность. Плодоо­
вощная промышленность. Технологический цикл в пищевой
промышленности.
Практические работы. Подготовка сообщения о техно­
логии производства сахара и кондитерских изделий.

12.
Природоохранные технологии
Теоретические сведения. Природоохранные техно­
логии. Экологический мониторинг. Основные направления
охраны природной среды.
Практические работы. Выявление мероприятий по ох­
ране окружающей среды на действующем промышленном
предприятии.

14

13.
Переработка бытового мусора
и промышленных отходов
Теоретические сведения. Экологически чистые и
безотходные производства. Переработка бытового мусора
и промышленных отходов.
Практические работы. Уборка мусора около школы или
в лесу.

14. Рациональное использование земель,
минеральных ресурсов, водных ресурсов
Теоретические сведения. Рациональное использова­
ние лесов и пахотных земель, минеральных и водных ресур­
сов. Оборотное водоснабжение. Ответственность за сохране­
ние гидросферы.
Практические работы. Анализ основных технологий за­
щиты гидросферы.

15.
Электротехнологии
Теоретические сведения. Основные виды промыш­
ленной обработки материалов. Электротехнологии и их при­
менение.
Практические работы. Определение, при изготовлении
каких предметов, имеющихся в вашем доме, использованы
электротехнологии.

16.
Лучевые технологии
Теоретические сведения. Лучевые методы обработ­
ки. Лазерная обработка материалов. Электронно-лучевая об­
работка. Электронно-лучевое резание и прошивка. Элек­
тронно-лучевая плавка.

17.
Ультразвуковые технологии.
Плазменная обработка
Теоретические сведения. Ультразвуковые техноло­
гии: сварка и дефектоскопия. Ультразвуковая размерная об­
работка. Ультразвуковая очистка. Ультразвуковая сварка.
Плазменная обработка: напыление, резка, сварка. Порошко­
вая металлургия.

18.
Технологии послойного прототипирования
Теоретические сведения. Технологии послойного
прототипирования и их использование.

19.
Нанотехнологии
Теоретические сведения. Нанотехнологии. Основ­
ные понятия. Технология поатомной (помолекулярной) сбор­
ки. Перспективы применения нанотехнологий.

15

Практические работы. Подготовка и проведение презен­
тации с описанием новых перспективных технологий.

20. Новые принципы организации
современного производства
Теоретические сведения. Пути развития современ­
ного индустриального производства. Рационализация, стан­
дартизация производства. Конвейеризация, непрерывное
(поточное) производство. Расширение ассортимента про­
мышленных товаров в результате изменения потребитель­
ского спроса. Гибкие производственные системы. Многоце­
левые технологические машины. Глобализация системы ми­
рового хозяйствования.
Практические работы. Подготовка рекомендаций по
внедрению новых технологий и оборудования в домашнем
хозяйстве, на конкретном рабочем месте (производственном
участке).

21.
Автоматизация технологических процессов
Теоретические сведения. Автоматизация производ­
ства на основе информационных технологий. Изменение ро­
ли человека в современном и перспективном производстве.
Понятия «автомат» и «автоматика». Гибкая и жёсткая авто­
матизация. Применение на производстве автоматизирован­
ных систем управления технологическими процессами
(АСУТП). Составляющие АСУТП.
Практические работы. Экскурсия на современное про­
изводственное предприятие.

РАЗДЕЛ 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА

1.
Понятие профессиональной деятельности
Теоретические сведения. Виды деятельности чело­
века. Профессиональная деятельность, её цели, принципи­
альное отличие от трудовой деятельности. Человек как субъ­
ект профессиональной деятельности.
Исторические предпосылки возникновения профессий.
Разделение труда. Формы разделения труда. Специализация
как форма общественного разделения труда и фактор разви­
тия производства. Понятие кооперации. Понятия специаль­
ности и перемены труда.
Практические работы. Определение целей, задач и ос­
новных компонентов своей будущей профессиональной дея­

16

тельности. Определение по видам специализации труда: про­
фессии родителей, преподавателей школы, своей предпола­
гаемой профессиональной деятельности. Анализ форм
разделения труда в организации.

2.
Сферы, отрасли, предметы труда
и процесс профессиональной деятельности
Теоретические сведения. Материальная и нематери­
альная сферы производства, их состав, соотношение и взаи­
мосвязи. Особенности развития сферы услуг. Формирование
межотраслевых комплексов. Сферы и отрасли профессио­
нальной деятельности. Предметы труда. Производство как
преобразовательная деятельность. Составляющие производ­
ства. Средства производства: предметы труда, средства труда
(орудия производства). Технологический процесс. Продукты
производственной (преобразовательной) деятельности: това­
ры, услуги.
Практические работы. Определение сферы производ­
ства промышленных предприятий своего региона (района) и
типа предприятия: производственное предприятие, объеди­
нение, научно-производственное объединение. Посещение
производственного предприятия, определение составляю­
щих конкретного производства.

3.
Нормирование и оплата труда
Теоретические сведения. Система нормирования
труда, её назначение. Виды норм труда. Организации, уста­
навливающие и контролирующие нормы труда.
Тарифная система и её элементы: тарифная ставка и та­
рифная сетка.
Практические работы. Изучение нормативных произ­
водственных документов.

4.
Система оплаты труда
Теоретические сведения. Система оплаты труда.
Сдельная, повременная и договорная формы оплаты труда.
Виды, применение и способы расчёта. Роль форм заработной
платы в стимулировании труда.
Практические работы. Определение вида оплаты труда
для работников различнных профессий.

5.
Культура труда
Теоретические сведения. Понятие культуры труда.
Составляющие культуры труда. Технологическая дисципли­
на. Умение организовывать своё рабочее место. Дизайн рабо­
чей зоны и зоны отдыха. Научная организация труда. Обе­

17

спечение охраны и безопасности труда. Эффективность тру­
довой деятельности.
Практические работы. Расчёт эффективности трудовой
деятельности по изготовлению проектного изделия. Анализ
своего учебного дня и предложения по его реорганизации,
повышающие эффективность учёбы.

6.
Профессиональная этика
Теоретические сведения. Понятия «мораль»

и
«нравственность». Категории нравственности. Нормы мора­
ли. Этика как учение о законах нравственного поведения.
Профессиональная этика и её виды.
Практические работы. Обоснование смысла и содержа­
ния этических норм своей будущей профессиональной дея­
тельности.

7.
Этапы профессионального становления
Теоретические сведения. Этапы и результаты про­
фессионального становления личности. Выбор профессии.
Профессиональная обученность. Профессиональная компе­
тентность. Профессиональное мастерство. Профессиональ­
ное творчество.
Практические работы. Определение целей, задач и ос­
новных этапов своей будущей профессиональной деятельно­
сти.

8.
Профессиональная карьера
Теоретические сведения. Понятия «карьера»,
«должностной рост», «призвание». Факторы, влияющие на
профессиональную подготовку и профессиональный успех.
Планирование профессиональной карьеры.
Практические работы. Составление плана своей буду­
щей профессиональной карьеры.

9.
Рынок труда и профессий
Теоретические сведения. Рынок труда и профессий.
Конъюнктура рынка труда и профессий. Спрос и предложе­
ние на различные виды профессионального труда. Способы
изучения рынка труда и профессий.
Практические работы. Посещение центра занятости и
составление рейтинга профессий и должностей в районе про­
живания.

10.
Виды профессионального образования
Теоретические сведения. Общее и профессиональное
образование. Виды и формы получения профессионального

18

образования. Начальное, среднее и высшее профессиональ­
ное образование. Послевузовское профессиональное образо­
вание. Региональный рынок образовательных услуг. Методы
поиска источников информации о рынке образовательных
услуг.
Практические работы. Исследование регионального
рынка образовательных услуг.

11.
Трудоустройство. С чего начать?
Теоретические сведения. Профессиональное резю­
ме. Формы самопрезентации. Автобиография как форма самопрезентации для профессионального образования и трудо­
устройства. Типичные ошибки при собеседовании. Правила
самопрезентации при посещении организации.
Практические работы. Составление профессионального
резюме.

РАЗДЕЛ 4. ПЛАНИРОВАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ

1. Цели и задачи проекта
Теоретические сведения. Определение жизненных
целей и задач. Составление плана действий по достижению
намеченных целей. Выявление интересов, способностей,
профессионально важных качеств. Обоснование выбора
специальности и выбора учебного заведения.
Практические работы. Выполнение проекта «Мои жиз­
ненные планы и профессиональная карьера».

2.
Ориентация в мире профессий
Теоретические сведения. Профессиональные цен­
тры. Знакомство с миром профессий.
Практические работы. Выполнение проекта «Мои жиз­
ненные планы и профессиональная карьера».

3.
Обоснование выбора профессии
Теоретические сведения. Необходимость осознанно­
го выбора профессии. Выявление интересов, способностей.
Практические работы. Выполнение проекта «Мои жиз­
ненные планы и профессиональная карьера».

4.
Пути получения профессии
Теоретические сведения. Общее и профессиональное
образование. Виды и формы получения профессионального

19

образования. Начальное, среднее и высшее профессиональ­
ное образование. Послевузовское профессиональное образо­
вание.
Практические работы. Выполнение проекта «Мои жиз­
ненные планы и профессиональная карьера».

5. Поиск работы в ситуации непоступления
в учебное заведение
Теоретические сведения. Поиск работы. Центры за­
нятости.

Практические работы. Выполнение проекта «Мои жиз­
ненные планы и профессиональная карьера».

6.
Оценка и защита проекта
Теоретические сведения. Самопрезентация. Презен­
тация. Защита проекта.

Практические работы. Проведение презентации и за­
щита проекта.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10—11 классы (базовый уровень)
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Основное содержание
материала темы

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся

10 класс

Раздел 1. Технология проектирования изделий
1

Особенности
современного
проектирования

1(2)

Особенности современного проек­
тирования. Технико-технологиче­
ские, социальные, экономические
экологические, эргономические
факторы проектирования. Учёт
требований безопасности при про­
ектировании. Качества проекти­
ровщика. Ответственность совре­
менного дизайнера перед обще­
ством. Значение эстетического
фактора в проектировании

Знакомиться с требованиями к со­
временному проектированию.
Знакомиться с понятиями «иннова­
ция», «проектное задание», «техни­
ческое задание».
Знакомиться с качествами, которы­
ми должен обладать проектиров­
щик.
Представлять значение эстетическо­
го фактора в проектировании

2

Законы художе­
ственного кон­
струирования

1(2)

Эстетика. Единство формы и со­
держания. Пропорции. Симме­
трия. Динамичность. Статич­
ность. Контраст. Равновесие фор­
мы. Цветовое оформление

Знакомиться с ролью эстетики.
Иметь представление о законах гар­
монии: единстве формы и содержа­
ния. Определять качество пропор­
ции, симметричность, динамич­
ность, статичность. Иметь
представление о контрасте. Пони­
мать равновесие формы.

Продолжение
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Основное содержание
материала темы

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся

Подчёркивать особенности формы
с помощью цветового оформления.
Изучать законы художественного
конструирования

3

Экспертиза и
оценка изделия

1(2)

Экспертиза и оценка изделия. Со­
циально-экономические, функци­
ональные, эргономические, эсте­
тические качества объектов про­
ектной деятельности

Знакомиться со значением и состав­
ляющими понятия «потребитель­
ские качества товара (услуги)».
Знакомиться с критериями оценки
потребительских качеств товара.
Получать представление о том, что
входит в процедуру экспертной
оценки объекта и кто её проводит

4

Алгоритм проек­
тирования

2(3)

Планирование проектной дея­
тельности в профессиональном и
учебном проектировании.
Этапы проектной деятельности.
Системный подход в проектиро­
вании, пошаговое планирование
действий. Алгоритм дизайна. Не­
предвиденные обстоятельства
в проектировании. Действия по
коррекции проекта

Представлять, какие этапы включа­
ет в себя проектная деятельность.
Осуществлять пошаговое планиро­
вание проектной деятельности.
Получать представление, что вклю­
чает в себя понятие «алгоритм ди­
зайна».
Понимать, какие критерии следует
учитывать при разработке банка
идей и предложений.
Планировать свою деятельность по
учебному проектированию

5

Методы решения
творческих задач

2(3)

Понятия «творчество», «творче­
ский процесс». Введение в психо­
логию творческой деятельности.
Виды творческой деятельности.
Процедуры технического творче­
ства. Проектирование. Конструи­
рование. Изобретательство. Ре­
зультат творчества как объект ин­
теллектуальной собственности.
Логические и эвристические ме­
тоды решения задач

Получать представление о понятиях
«творчество», «творческий про­
цесс».
Знакомиться с видами творческой
деятельности (художественное, на­
учное, техническое творчество).
Представлять, что такое изобрета­
тельство, проектирование, конструи­
рование как процедуры творческого
процесса. Осваивать методы решения
нестандартных задач. Понимать, ка­
кие методы решения задач относятся
к логическим

6

Метод мозговой
атаки

1(2)

Метод мозговой атаки. Суть мето­
да. Цель метода. Генерация
идей. Аналогия, инверсия, фан­
тазия, эмпатия

Понимать суть метода мозговой ата­
ки.
Формулировать цель метода.
Приобретать опыт генерации идей.
Иметь представление об аналогии,
инверсии, фантазии, эмпатии

7

Метод обратной
мозговой атаки

1(2)

Суть метода обратной мозговой
атаки. Цель метода

Осмысливать суть метода обратной
мозговой атаки. Иметь представле­
ние о цели метода

8

Метод контроль­
ных вопросов

1(2)

Суть метода контрольных вопро­
сов. Универсальные опросники

Осмысливать суть метода контроль­
ных вопросов. Использовать в прак­
тике изобретательской деятельно­
сти универсальные опросники

Продолжение
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Основное содержание
материала темы

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся

9

Синектика

1(2)

Синектика. Суть метода. Типы
аналогий

Получать представление о синектике.
Представлять, какими качествами
должен обладать синектор. Пони­
мать типы аналогий

10

Морфологиче­
ский анализ

1(1)

Поиск оптимального варианта ре­
шения. Морфологический анализ
(морфологическая матрица), сущ­
ность и применение. Недостаток
метода

Получать представление о методах
поиска оптимального варианта. Ос­
мысливать суть и применение метода
морфологического анализа.
Составлять таблицу значимых пара­
метров

11

Функциональ­
но-стоимостный
анализ

1(2)

Функционально-стоимостный ана­
лиз (ФСА) как метод экономии.
Основные этапы ФСА. Использо­
вание ФСА на производстве

Формировать представление о ФСА
как методе экономии.
Знакомиться с основными этапами
ФСА

12

Метод фокаль­
ных объектов

1(2)

Ассоциативные методы решения
задач. Понятие «ассоциации».
Методы фокальных объектов
(МФО), гирлянд случайностей и
ассоциаций, сущность и примене­
ние

Понимать способы применения ас­
социативных методов решения
творческих задач (методов фокаль­
ных объектов, гирлянд случайно­
стей и ассоциаций).
Приобретать опыт использования
МФО на примере задачи «выбор
объекта и цели его усовершенство­
вания»

13

Дизайн отвечает
потребностям

1(2)

Проектирование как отражение
общественной потребности. Взаи­
мосвязь общественных потребно­
стей и проектирования. Значение
понятия «дизайн». Значение ди­
зайна в проектировании. Эргоно­
мика, техническая эстетика, ди­
зайн среды

Рассматривать проектирование как
отражение общественной потребно­
сти.
Понимать влияние потребностей
людей на изменение изделий, техно­
логий, материалов.
Формировать представление о рын­
ке товаров и услуг.
Производить анализ существующих
изделий

14

Защита интел­
лектуальной соб­
ственности

1(2)

Понятие интеллектуальной соб­
ственности. Объекты интеллекту­
альной собственности. Формы за­
щиты авторства. Публикация. Па­
тент на изобретение. Условия
выдачи патентов, патентный по­
иск. Критерии патентоспособно­
сти объекта. Патентуемые объек­
ты: изобретения, промышленные
образцы, полезные модели, товар­
ные знаки, рационализаторские
предложения. Правила регистра­
ции товарных знаков и знака об­
служивания

Понимать сущность понятия «ин­
теллектуальная собственность».
Получать представление о том, что
может являться объектом интеллек­
туальной собственности.
Знакомиться с понятием «авторское
право» и существующими формами
защиты авторских прав.
Осмысливать, что такое патент и
как осуществляется патентование
изобретения.
Знакомиться с сутью и защитой то­
варных знаков, знаков обслужива­
ния

15

Мысленное по­
строение нового
изделия

1(2)

Проект. Постановка целей и изы­
скание средств для проектирова­
ния. Дизайнерский подход. Биз­
нес-план

Осмысливать суть выполнения про­
екта.
Получать представление о постанов­
ке целей и изыскании средств про­
ектирования.

Продолжение
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Основное содержание
материала темы

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся

Осваивать дизайнерский подход.
Знакомиться с составлением бизнес-плана
16

Научный подход
в проектирова­
нии изделий

1(2)

Процесс проектирования дизай­
нером новых изделий. Источники
информации. Представления об
основах взаимозаменяемости.
Составляющие технологического
планирования. Бизнес-планиро­
вание. Маркетинг, его цели,
задачи

Осмысливать процесс проектирова­
ния дизайнером новых изделий.
Использовать источники информа­
ции.
Получать представление об основах
взаимозаменяемости. Определять
составляющие технологического
планирования.
Осмысливать суть маркетинга

17

Материализация
проекта

1(2)

Макетирование, моделирование.
Изготовление опытных образцов.
Испытание. Стоимость проектов

Формировать представление о необ­
ходимости макетирования, модели­
рования.
Осмысливать потребность в изготов­
лении опытных образцов и проведе­
нии испытаний.
Определять стоимость проектов

18

Дизайн-проект.
Выбор объекта
проектирования

1(2)

Выбор направления сферы дея­
тельности для выполнения проек­
та. Определение требований

Определять выбор наиболее удач­
ного варианта проектируемого из­
делия на основании анализа.

и ограничений к объекту проек­
тирования. Выбор объекта проек­
тирования.
Выбор наиболее удачного вариан­
та проектируемого изделия с ис­
пользованием методов ТРИЗ. Вы­
бор материалов для изготовления
проектного изделия. Механиче­
ские свойства материалов

Формулировать требования к объ­
екту проектирования.
Выбирать материал для проектируе­
мого изделия

19

Изучение поку­
пательского
спроса

1(2)

Покупательский спрос. Требова­
ния к анкете по изучению покупа­
тельского спроса. Анкета покупа­
теля. Выводы

Осмысливать значение покупатель­
ского спроса. Рассматривать требова­
ния к анкете по изучению покупа­
тельского спроса. Проводить анкети­
рование, делать выводы

20

Проектная доку­
ментация

1(3)

Стандартизация при проектиро­
вании. Проектная документация:
резюме по дизайну, проектная
спецификация.
Использование компьютера для
выполнения проектной докумен­
тации. Проектная документация:
технический рисунок, чертёж,
сборочный чертёж.
Выполнение технических рисун­
ков и рабочих чертежей проекти­
руемого изделия. Технологиче­
ская карта

Получать представление о стандар­
тизации при проектировании.
Осмысливать, как составляется про­
ектная документация: резюме по
дизайну, проектная спецификация.
Использовать компьютер для вы­
полнения проектной документации.
Расширять представление
о проектной документации:техни­
ческом рисунке, чертеже, сбороч­
ном чертеже. Выполнять техниче­
ские рисунки и рабочие чертежи
проектируемого изделия. Анали­
зировать технологические карты

Продолжение
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Основное содержание
материала темы

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся

21

Организация тех­
нологического
процесса

1(4)

Технологический процесс изго­
товления нового изделия. Техно­
логическая операция.Техноло­
гический переход. Содержание
и составление технологической
карты

Представлять технологический про­
цесс изготовления нового изделия.
Осмысливать суть технологической
операции и технологического пере­
хода. Составлять технологическую
карту

22

Анализ результа­
тов проектной де­
ятельности

1(2)

Понятие качества материального
объекта,услуги, технического
процесса. Критерии оценки ре­
зультатов проектной деятельно­
сти. Проведение испытаний объ­
екта. Самооценка проекта. Рецен­
зирование.
Критерии оценки выполненного
проекта. Критерии защиты про­
екта. Выбор формы презентации.
Использование в презентации тех­
нических средств. Презентация
проектов и результатов труда.
Оценка проектов

Производить самооценку проекта
согласно критериям оценки каче­
ства проектного изделия.
Проводить испытания изготовлен­
ного изделия.
Выполнять рецензирование продук­
та проектирования.
Производить презентацию и защиту
своего проекта.
Анализировать качество выполне­
ния проектов одноклассников и да­
вать им оценку

Раздел 2. Технологии в современном мире
1

Роль технологии
в жизни человека

1(2)

Понятие «культура», виды куль­
туры. Понятия «технология»

Осмысливать, что такое технология
и какова её взаимосвязь с общей

и «технологическая культура».
Виды промышленных техноло­
гий. Понятие универсальных тех­
нологий.
Взаимосвязь и взаимообусловлен­
ность технологий,организации
производства и характера труда

культурой.
Осмысливать основные виды куль­
туры.
Понимать значение понятия «техно­
логическая культура», влияние тех­
нологий на общественное развитие.
Иметь представление о трёх состав­
ляющих производственной техноло­
гии

2

Технологические
уклады

1(2)

Исторически сложившиеся техно­
логические уклады и их основные
технические достижения

Получать представление об истори­
чески сложившихся технологиче­
ских укладах и основных техниче­
ских достижениях.
Осмысливать суть основной техно­
логической задачи

3

Связь технологий
с наукой, техни­
кой и производ­
ством

1(2)

Развитие технологической куль­
туры в результате научно-техни­
ческих и социально-экономиче­
ских достижений. Потребность в
научном знании. Наука как сфера
человеческой деятельности и фак­
тор производства. Наукоёмкость
материального производства

Устанавливать взаимосвязь и взаи­
мообусловленность технологий, на­
уки и производства. Представлять
роль науки в развитии технологиче­
ского прогресса.
Формировать понятие «наукоём­
кость производства»

4

Энергетика и
энергоресурсы

1(2)

Производственные задачи. Энер­
гетика. Тепловые электростан­
ции. Гидроэлектростанции.
Атомные электростанции.

Осмысливать производственные за­
дачи.
Знакомиться с энергетикой, тепло­
выми электростанциями, гидро-

Продолжение
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Основное содержание
материала темы

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся

Проблемы и перспективы

электростанциями, атомными элек­
тростанциями. Осмысливать про­
блемы и перспективы атомной энер­
гетики

5

Альтернативные
источники энер­
гии

1(2)

Альтернативные (нетрадицион­
ные) источники электрической
энергии. Солнечная энергия и
солнечные электростанции. Энер­
гия ветра. Энергия приливов. Гео­
термальная энергия

Знакомиться с альтернативными
(нетрадиционными) источниками
электрической энергии.
Формировать представление о сол­
нечной энергии и солнечных элек­
тростанциях. Осмысливать значе­
ние энергии ветра, энергии прили­
вов, геотермальной энергии.
Сравнивать достоинства и недостат­
ки различных способов получения
энергии

6

Технологии инду­
стриального про­
изводства

1(2)

Промышленный переворот. Ма­
шиностроение. Машины. Основ­
ные узлы машин. Виды машин.
Индустриальное производство.
Технологии индустриального
производства. Технологический
процесс индустриального произ­
водства

Знакомиться с этапом «промышлен­
ный переворот».
Получать представление о машино­
строении, машинах, основных уз­
лах машин и их видах.
Формировать представление об ин­
дустриальном производстве, техно­
логии индустриального производ-

ства, технологическом процессе ин­
дустриального производства. Ос­
мысливать основные направления
совершенствования индустриально­
го производства

7

Технологии зем­
леделия и расте­
ниеводства

1(2)

Сельское хозяйство. Отрасли:
земледелие и растениеводство.
Классификация технологий
земледелия. Отрасли современно­
го растениеводства. Технология
растениеводства

Формировать представление о со­
временном сельском хозяйстве.
Различать отрасли:земледелие и
растениеводство. Классифициро­
вать технологии земледелия.
Различать отрасли современного
растениеводства. Формировать
представление о технологии расте­
ниеводства

8

Технологии жи­
вотноводства

1(2)

Животноводство. Этапы развития
животноводства. Отрасли совре­
менного животноводства. Про­
мышленные технологии животно­
водства

Знакомиться с животноводством.
Осмысливать этапы развития жи­
вотноводства.
Знакомиться с отраслями современ­
ного животноводства.
Формировать представление о тех­
нологическом цикле получения жи­
вотноводческой продукции.
Формировать представление о про­
мышленных технологиях животно­
водства

9

Технологии агро­
промышленного
производства

1(2)

Агропромышленный комплекс
(АПК). Структура отраслей АПК.
Основные этапы технологии

Формировать представление
об агропромышленном комплек­
се. Знакомиться со структурой

Продолжение
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Основное содержание
материала темы

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся

АПК. Технология защиты расте­
ний. Реализация сельскохозяй­
ственной продукции

отраслей АПК.
Осмысливать последовательность
выполнения основных этапов техно­
логии АПК.
Знакомиться с технологией защиты
растений.
Рассматривать возможные пути реа­
лизации сельскохозяйственной про­
дукции.
Составлять технологическую цепоч­
ку изготовления хлебобулочных из­
делий

10

Технологии лёг­
кой промышлен­
ности

1(2)

Лёгкая промышленность. Под­
отрасли лёгкой промышленности.
Текстильная промышленность

Формировать представление о лёгкой
промышленности. Знакомиться с по­
дотраслями лёгкой промышленно­
сти. Рассматривать технологию полу­
чения текстильных материалов из
различного сырья.
Готовить сообщение о технологии
получения сырья для кожевенно­
обувного производства

11

Технологии пи­
щевой промыш­
ленности

1(2)

Пищевая промышленность. Груп­
пы отраслей пищевой промышлен­
ности. Деление групп предприятий

Формировать представление о со­
временной пищевой промышленно­
сти.

пищевой промышленности на раз­
личные производства. Обработка
пищевого сырья. Переработка
продуктов животноводства.
Рыбная промышленность.
Плодоовощная промышленность.
Технологический цикл в пищевой
промышленности

Итого

Выделять группы отраслей пищевой
промышленности. Знакомиться
с делением групп предприятий
пищевой промышленности на раз­
личные производства. Формировать
представление о способах обработки
пищевого сырья.
Знакомиться с переработкой про­
дуктов животноводства, с трудовы­
ми операциями по разделке туш
животных, формированию полу­
фабрикатов и выпуску мясных
консервов.
Формировать представление о рыб­
ной промышленности. Знакомить­
ся с плодоовощной промышленно­
стью.
Осмысливать суть технологического
цикла в пищевой промышленности

35
(70)
11 класс

12

Природоохран­
ные технологии

1(1)

Природоохранные технологии.
Экологический мониторинг.
Основные направления охраны
природной среды

Формировать представление об эко­
логическом мониторинге.
Осмысливать значение экологиче­
ской экспертизы

Продолжение
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Основное содержание
материала темы

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся

13

Переработка бы­
тового мусора и
промышленных
отходов

1(2)

Экологически чистые и безотход­
ные производства. Переработка
бытового мусора и промышлен­
ных отходов

Формировать представление об эко­
логически чистом и безотходном
производстве. Осмысливать значе­
ние переработки бытового мусора
и промышленных отходов, сущ­
ность безотходных технологий (про­
изводств). Представлять производ­
ственный цикл деревообрабатываю­
щей промышленности

14

Рациональное ис­
пользование зе­
мель, минераль­
ных ресурсов,
водных ресурсов

2(4)

Рациональное использование ле­
сов и пахотных земель, минераль­
ных и водных ресурсов. Оборот­
ное водоснабжение. Ответствен­
ность за сохранение гидросферы

Формировать представление о раци­
ональном использовании земельных,
минеральных и водных ресурсов.
Знакомиться с существующими ме­
роприятиями по очистке водоёмов.
Представлять, как используется во­
да в замкнутом контуре предприя­
тия.
Знакомиться с мероприятиями по
борьбе с загрязнением водоёмов

15

Электротехноло­
гии

1(2)

Основные виды промышленной
обработки материалов.

Формировать представление
о видах современных электротех-

Электротехнологии и их примене­
ние

нологий и их использовании.
Рассматривать электронно-ионную
или аэрозольную технологию.
Знакомиться с методами магнитной
очистки, магнитоимпульсной обра­
ботки и прямого нагрева. Изучать
виды сварки: электрическую, дуго­
вую, контактную.
Осмысливать возможность использо­
вания для технологических целей
явления разрушения — эрозии

16

Лучевые техно­
логии

1(2)

Лучевые методы обработки. Ла­
зерная обработка материалов.
Электронно-лучевая обработка.
Электронно-лучевое резание и
прошивка. Электронно-лучевая
плавка

Формировать представление о луче­
вых методах обработки. Знакомить­
ся с видами обработки материалов:
лазерной, электронно-лучевой.
Знакомиться с использованием
электронно-лучевого резания и
прошивки, электронно-лучевой
плавки

17

Ультразвуковые
технологии.
Плазменная об­
работка

2(4)

Ультразвуковые технологии:
сварка и дефектоскопия. Ультра­
звуковая размерная обработка.
Ультразвуковая очистка. Ульт­
развуковая сварка.
Плазменная обработка: напыле­
ние, резка, сварка. Порошковая
металлургия

Знакомиться с сущностью и обла­
стью применения ультразвуковых
технологий. Формировать представ­
ление об ультразвуковой размерной
обработке, ультразвуковой очистке,
ультразвуковой сварке, ультразву­
ковой дефектоскопии.
Знакомиться с принципом плазмен­
ной обработки материалов.

Продолжение
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Основное содержание
материала темы

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся

Формировать представление о плаз­
менном нанесении покрытий (напы­
лении и наплавке), плазменной рез­
ке и сварке, плазменных технологи­
ях в порошковой металлургии,
плазменно-механической обработке
материалов.
Рассматривать примеры их исполь­
зования

18

Технологии по­
слойного прото­
типирования

1(2)

Технологии послойного прототи­
пирования и их использование

Формировать представление о мето­
де послойного прототипирования и
области его применения.
Знакомиться с лазерной и масочной
стереолитографией. Рассматривать
суть и использование методов изби­
рательного лазерного спекания, на­
плавления, ламинирования, трёх­
мерной печати

19

Нанотехнологии

1(2)

Нанотехнологии. Основные
понятия. Технология поатомной
(помолекулярной) сборки. Пер­
спективы применения нанотех­
нологий

Формировать понятия «наномате­
риал», «наночастица».
Рассматривать перспективы исполь­
зования нанотехнологий.
Готовить и проводить презентацию

с описанием новых перспективных
технологий

20

Новые принципы
организации со­
временного про­
изводства

1(1)

Пути развития современного ин­
дустриального производства.
Ра- ционализация, стандартиза­
ция производства. Конвейериза­
ция, непрерывное (поточное) про­
изводство. Расширение ассорти­
мента промышленных товаров
в результате изменения потреби­
тельского спроса. Гибкие произ­
водственные системы. Многоце­
левые технологические машины.
Глобализация системы мирового
хозяйствования

Формировать понятия «рационали­
зация», «стандартизация», «кон­
вейеризация» производства.
Понимать сущность непрерывного
(поточного) производства.
Знакомиться с гибкими производ­
ственными системами.
Формировать понятие «глобализа­
ция системы мирового хозяйства»

21

Автоматизация
технологических
процессов

1(2)

Автоматизация производства на
основе информационных техноло­
гий. Изменение роли человека в
современном и перспективном
производстве. Понятия «автомат»
и «автоматика». Гибкая и жёст­
кая автоматизация. Применение
на производстве автоматизиро­
ванных систем управления техно­
логическими процессами
(АСУТП). Составляющие АСУТП

Рассматривать результаты автома­
тизации и компьютеризации произ­
водства.
Осознавать, что даёт использование
гибкого автоматизированного произ­
водства и из чего оно состоит.
Формировать понятия «автомат»
и «автоматика», «гибкая и жёсткая
автоматизация».
Осмысливать, где применяются на
производстве АСУТП

Продолжение
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Основное содержание
материала темы

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся

Раздел 3. Профессиональное самоопределение и карьера
1

Понятие профес­
сиональной дея­
тельности

2(3)

Виды деятельности человека.
Профессиональная деятельность,
её цели, принципиальное отличие
от трудовой деятельности.
Человек как субъект профессио­
нальной деятельности.
Исторические предпосылки воз­
никновения профессий. Разделе­
ние труда. Формы разделения
труда. Специализация как форма
общественного разделения труда
и фактор развития производства.
Понятие кооперации. Понятие
специальности и перемены труда.
Производство как преобразова­
тельная деятельность. Составля­
ющие производства

Осознавать, что такое профессио­
нальная деятельность, её цели и
функции.
Осознавать, что является фактора­
ми успеха в профессиональной дея­
тельности.
Формировать представление о раз­
делении, специализации и коопера­
ции труда.
Получать представление о суще­
ствующих формах разделения
труда.
Различать понятия «профессия»
и «специальность».
Осознавать разницу между специа­
лизациями: отраслевой, предмет­
ной, стадийной (технологической),
функциональной, профессиональ­
ной, квалификационной

2

Сферы, отрасли,
предметы труда

2(4)

Материальная и нематериальная
сферы производства, их состав,

Формировать представление о мате­
риальной и нематериальной сферах

и процесс про­
фессиональной
деятельности

3

Нормирование и
оплата труда

1(3)

соотношение и взаимосвязи. Осо­
бенности развития сферы услуг.
Формирование межотраслевых
комплексов. Сферы и отрасли
профессиональной деятельности.
Предметы труда. Средства произ­
водства: предметы труда, сред­
ства труда (орудия производства).
Технологический процесс.
Продукты производственной
(преобразовательной) деятельно­
сти: товары, услуги

производства, их составе, соотноше­
нии и взаимосвязи. Осознавать осо­
бенности развития сферы услуг.
Знакомиться с формированием меж­
отраслевых комплексов. Рассматри­
вать сферы и отрасли профессио­
нальной деятельности, предметы
труда, производство как преобразо­
вательную деятельность.
Изучать составляющие производ­
ства. Формировать представление о
средствах производства: предметах
труда, средствах труда (орудиях
производства); технологическом
процессе. Формировать понятие
«продукты производственной
(преобразовательной) деятельности »:
товары, услуги

Система нормирования труда,
её назначение. Виды норм труда.
Организации, устанавливающие
и контролирующие нормы труда.
Тарифная система и её элементы:
тарифная ставка и тарифная сет­
ка

Изучать нормативные производ­
ственные документы. Формировать
понятия «нормирование труда»;
«норма труда»; «норма численно­
сти»; «норма управляемости»;
«норма выработки».
Знакомиться с тарифной системой,
тарифной ставкой, тарифной сет­
кой. Осмысливать назначение та­
рифно-квалификационных справоч­
ников

*
О

Продолжение
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Основное содержание
материала темы

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся

4

Система оплаты
труда

2(4)

Система оплаты труда. Сдельная,
повременная и договорная формы
оплаты труда. Виды, применение
и способы расчёта. Роль форм за­
работной платы в стимулирова­
нии труда

Определять вид оплаты труда для
работников определённых профес­
сий.
Формировать представление о видах
оплаты труда и понимать разницу
между ними

5

Культура труда

2(4)

Понятие культуры труда. Состав­
ляющие культуры труда. Техноло­
гическая дисциплина. Организа­
ция рабочего места. Дизайн рабо­
чей зоны и зоны отдыха. Научная
организация труда. Обеспечение
охраны и безопасности труда. Эф­
фективность трудовой деятельно­
сти

Осмысливать, что входит в понятие
«культура труда».
Формировать понятие о научной ор­
ганизации труда.
Знакомиться с мерами обеспечения
безопасности и мерами по охране
труда

6

Профессиональ­
ная этика

2(4)

Понятия «мораль» и «нравствен­
ность». Категории нравственно­
сти. Нормы морали. Этика как
учение о законах нравственного
поведения. Профессиональная
этика и её виды

Осмысливать, что означают поня­
тия «этика», «мораль» и «нрав­
ственность».
Формировать представление о нор­
мах поведения и профессиональной
этике.
Рассматривать виды профессио­
нальной этики

7

Этапы професси­
онального ста­
новления

1(2)

Этапы и результаты профессио­
нального становления личности.
Выбор профессии. Профессио­
нальная обученность. Профессио­
нальная компетентность. Профес­
сиональное мастерство. Профес­
сиональное творчество

Знакомиться с основными этапами
профессионального становления.
Формировать понятия «профессио­
нальная обученность», «профессио­
нальная компетентность», «професси­
ональное мастерство».
Рассматривать значение профессио­
нального творчества

8

Профессиональ­
ная карьера

1(2)

Понятия «карьера», «должност­
ной рост», «призвание». Факто­
ры, влияющие на профессиональ­
ную подготовку и профессиональ­
ный успех. Планирование
профессиональной карьеры

Формировать понятия «профессио­
нальная карьера», «должностной
рост», «призвание».
Осмысливать, из чего складывается
профессиональная подготовка.
Планировать будущую профессио­
нальную карьеру и правильно оце­
нивать собственные профессио­
нальные данные

9

Рынок труда и
профессий

1(2)

Рынок труда и профессий. Конъ­
юнктура рынка труда и профес­
сий. Спрос и предложение на раз­
личные виды профессионального
труда. Способы изучения рынка
труда и профессий

Рассматривать способы изучения
регионального рынка труда.
Изучать содержание трудовых дей­
ствий, уровня образования, заработ­
ной платы, мотивации, удовлет­
ворённости трудом работников раз­
личных профессий.
Осмысливать, что такое рынок тру­
да и профессий, конъюнктура рын­
ка труда и профессий.

Продолжение
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Основное содержание
материала темы

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся

Знакомиться со способами изучения
рынка труда и профессий.
Находить источники информации
о рынке труда и профессий.
Знакомиться с деятельностью цен­
тров профконсультационной помо­
щи
10

Виды профессио­
нального образо­
вания

1(3)

Общее и профессиональное обра­
зование. Виды и формы получе­
ния профессионального образова­
ния. Начальное, среднее и выс­
шее профессиональное
образование. Послевузовское про­
фессиональное образование. Ре­
гиональный рынок образователь­
ных услуг. Методы поиска источ­
ников информации о рынке
образовательных услуг

Изучать региональный рынок обра­
зовательных услуг. Осмысливать,
в чём различия общего и профессио­
нального образования.
Знакомиться с видами профессио­
нального образования.
Рассматривать формы получения
профессионального образования.
Осмысливать, что входит в понятие
«рынок образовательных услуг».
Находить нужную информацию
о рынке образовательных услуг

11

Трудоустройство.
С чего начать?

2(4)

Профессиональное резюме. Фор­
мы самопрезентации.
Автобиография как форма

Знакомиться с существующими ви­
дами самопрезентации.
Рассматривать сущность и назначе-

самопрезентации для профессио­
нального образования и трудо­
устройства. Типичные ошибки
при собеседовании. Правила са­
мопрезентации при посещении
организации

ние профессионального резюме и
автобиографии.
Формировать представление о пра­
вилах поведения при собеседовании.
Составлять профессиональное ре­
зюме, автобиографию

Раздел 4. Планирование профессиональной карьеры
1

Цели и задачи
проекта

1(2)

Определение жизненных целей и
задач. Составление плана дей
ствий по достижению намечен­
ных целей. Выявление интересов,
способностей, профессионально
важных качеств. Обоснование вы­
бора специальности и выбора
учебного заведения

Определять цели и задачи проекта.
Планировать свои действия по до­
стижению намеченных жизненных
целей

2

Ориентация в ми­
ре профессий

1(2)

Профессиональные центры. Зна­
комство с миром профессий

Знакомиться с работой центров ока­
зания профессиональной консуль­
тации.
Выявлять профессиональные инте­
ресы

3

Обоснование вы­
бора профессии

1(3)

Необходимость осознанного выбо­
ра профессии. Выявление интере­
сов, способностей

Обсуждать осознанный выбор про­
фессии.
Проводить тестирование

Окончание
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Основное содержание
материала темы

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся

4

Пути получения
профессии

1(2)

Общее и профессиональное обра­
зование. Виды и формы получе­
ния профессионального образова­
ния. Начальное, среднее и выс­
шее профессиональное
образование. Послевузовское про­
фессиональное образование

Обосновывать выбор учебного заве­
дения

5

Поиск работы в
ситуации непо­
ступления в
учебное заведе­
ние

1(2)

Поиск работы. Центры занятости

Рассматривать возможности трудоу­
стройства выпускника школы.
Делать вывод о трудоустройстве и
определять пути поиска работы в
случае непоступления в учебное за­
ведение

6

Оценка и защита
проекта

1(2)

Самопрезентация. Презентация.
Защита проекта

Готовить презентацию. Готовить до­
клад.
Защищать разработанный проект

Итого

35
(70)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Рабочая программа по технологии для 10—11 классов.
Базовый уровень (автор Н. В. Матяш).
Технология. 10—11 классы. Базовый уровень. Учебник
(авторы: В. Д. Симоненко, О. П. Очинин, Н. В. Матяш и др.).
Технология. 10—11 классы. Базовый уровень. Электрон­
ная форма учебника (авторы: В. Д. Симоненко, О. П. Очинин,
Н. В. Матяш и др.).
Технология. 10—11 классы. Базовый уровень. Методи­
ческое пособие (авторы: Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко,
Л. И. Булавинцева).
Материалы, лабораторное оборудование, необходимое для
проведения демонстрационного и ученического эксперимен­
тов в соответствии с содержанием программы на базовом
уровне.
Инструменты, механизмы, станки, приборы, аппараты,
установки, агрегаты, допускаемые нормами СанПиНа для
пользования учащимися данной возрастной группы.

СОДЕРЖАНИЕ

Рабочая программа по технологии для 10—11 классов
Пояснительная записка .........................................................

3

Цели и задачи учебного курса «Технология» ...................

3

Общая характеристика учебного предмета ........................

4

Место учебного предмета «Технология»
в учебном плане .................................................................................

5

Планируемые результаты
освоения предмета .........................................................................

5

Содержание курса

Раздел 1. Технология проектирования
изделий .................................................................................................

8

Раздел 2. Технологии
в современном мире .......................................................................

12

Раздел 3. Профессиональное
самоопределение и карьера .......................................................

16

Раздел 4. Планирование
профессиональной карьеры

..................................................... 19

Тематическое планирование ....................................................

21

Учебно-методическое
и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса .......................................................... 45

47


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».