Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №15
РАССМОТРЕНО
На заседании МО
Руководитель МО
_________Писменная Н.А
«02» сентября 2021 г.

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
_____ Голицына. И. В.
«02» сентября 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ №15
__________ Чухланцева А. А
«02» сентября 2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 6 - 9 класс (ФГОС)
Срок реализации с 2021-2025 гг.

Составитель: Санникова Елена Борисовна
Учитель истории и обществознания
Квалификационная категория 1 категория

п. Карпушиха
2021

Нормативные документы.
Настоящая рабочая программа по обществознанию составлена на основе следующих
нормативных документов:
 Федеральный Закон «Об Образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ)
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897
 Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова.
5—9 классы М.: Просвещение, 2020 г. (электронный вариант)
 Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова.
5—9 классы М.: Просвещение, 2017 г.

Уставом ОО.

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, утверждённым приказом Мин просвещения России от
22.03.2021 №115;
Пояснительная записка.
Данная линия
учебников соответствует
Федеральному государственному
образовательному стандарту основного общего образования. Изучение обществознания в
основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником
типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных
событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских
обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного
неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить
достаточно полное представление о возможностях, которое существуют в современном
российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в
многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных
сферах жизни общества.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой
комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы,
положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо
знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения,
совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в
основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета
«Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с
адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и
практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию,
опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Цели: Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение
следующих целей:
 развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), её
познавательных интересов, критического мышления в процесс восприятия социальной (в том
числе экономической и правовой информации и определения собственной позиции;
нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к
самоопределению и самореализации;
 воспитание общероссийской идентичности, гражданской и социальной ответственности,
уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим
ценностям, закреплённым в Конституции РФ; • развитие личности на исключительно важном
этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовнонравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения,
основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению























социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному
самоопределению,
самореализации,
самоконтроля;
повышению
мотивации
к
высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о необходимых для
социальной адаптации об обществе, об основных социальных ролях, о позитивно
оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в
социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования
общественных отношений, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню
знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего
подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой
деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений;
овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически
осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные
данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового
государства;
формировании опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области
социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности,
межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейнобытовых отношений.
Задачи:
формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню
знаний о нем и доступной по
содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению
учащимися тех знаний об основных сферах
человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования
общественных отношений, которые необходимы для
взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и
гражданина;
овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически
осмысливать социальную информацию,
систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной,
коммуникативной, практической
деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения
собственной позиции в
общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для
осуществления гражданской и общественной
деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми
различных национальностей и вероисповеданий, а
также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других
людей с нравственными ценностями и
нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и
средствами защите правопорядка в обществе. Кроме
того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному
самоопределению школьников.

Место учебного предмета «Обществознание» в базисном учебном (образовательном) плане.
«Обществознание» в основной школе изучается с 6 по 9 класс. Общее количество времени на четыре
года обучения составляет 140 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1
час. Рабочая программа и календарно-тематическое планирование рассчитано на 35 часа в каждом классе.
Данная рабочая программа В 2021-2022 гг. рассчитана на 34 учебных часов т.к. по учебному
плану МАОУ СОШ №15 продолжительность учебного года составляет 34 учебных недели.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при
изучении содержания курса, являются:
• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей
страны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к
человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению
исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов,
единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных
традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими
поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной
школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей,
свойственных подросткам;
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование
элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и
зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной
информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод
информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального
ряда в тексти др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной
ситуации; 6) подкрепление изученных положений конкретными примерами; 7) оценку своих
учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том
числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в
повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение
собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки
зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания
программы по обществознанию являются:
• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять
явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного
выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей
дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных
источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и
понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном
российском обществе социальных ценностей;
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их
роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и
правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и
гражданственность;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека,
основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими
видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать
в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к
укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании
равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для
общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания
гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и
грядущими поколениями.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 6 кл.
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ.
Глава I. Человек в социальном измерении.
Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Человек и деятельность. На пути к жизненному
успеху. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
Человек познает мир. Познание мира и себя. Самопознание и самооценка. Способности человека.
Человек и его деятельность. Деятельность человека, ее основные формы. Мотивы деятельности.
Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной
деятельности. Потребности человека. Потребности человека – биологические, социальные, духовные.
Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми
потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства. На пути к жизненному успеху. Привычка
к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. Практикум по
теме «Человек в социальном измерении». Человек-личность. Человек познает мир. Человек и его
деятельность. Потребности человека. На пути к жизненному успеху.
Глава II. Человек среди людей.
Человек в ближайшем социальном окружении. Межличностные отношения. Роль чувств в
отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность,
толерантность, взаимопонимание. Человек в группе. Социальные группы (большие и малые).
Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение. Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства
общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты, причины их возникновения.
Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить
контакт. Практикум по теме «Человек среди людей».
Глава III. Нравственные основы жизни.
Добро, смелость и страх. Человечность. Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее.
Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. Будь смелым. Смелость. Страх – защитная
реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. Человек и
человечность. Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто
нуждается в поддержке. Практикум по теме «Нравственные основы жизни». Итоговое повторение и
обобщение материала курса обществознания.
По окончании изучения курса учащиеся должны:
 добывать и критически оценивать поступающую информацию об особенностях личности разных
людей, особенностях человеческого общения, экономики и политики.
 систематизировать и представлять в разных формах (текст, схему, модель и т.д.) информацию об
особенностях личности и поведения разных людей, взаимоотношений людей в социальной сфере,
экономике и политике.
 понимать и объяснять характер взаимоотношений между людьми.
 анализировать простые системы фактов, явлений, понятий.
 определять и объяснять своё отношение к нравственным нормам и ценностям, к правилам и нормам
человеческого общения, основам экономического и политического устройства общества.
 делать свой выбор в учебных ситуациях отношения к личности и поведению разных людей и
отвечать за свой выбор, а также моделирующих основы общественных отношений в социальной
сфере, экономике и политике.
 договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях
жизненных ситуаций).
 решать учебно-жизненные задачи в моделях межличностного общения в соответствии с
моральными нормами.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 7 кл.
Регулирование поведения людей в обществе.
Тема 1 Что значит жить по правилам. Многообразие правил. «Привычка свыше нам дана…».
Правила этикета и хорошие манеры. Тема 2 Права и обязанности граждан. Права и свободы человека
и гражданина. Механизм защиты и реализации прав и свобод человека и гражданина. Права ребенка
и их защита. Нет прав без обязанностей. Тема 3 Почему важно соблюдать законы.
Закон устанавливает порядок в обществе. Закон стремится установить справедливость. Закон
устанавливает границы свободы поведения. Тема 4 Защита Отечества. Долг и обязанность. В чем
заключается военная служба. Готовить себя к исполнению воинского долга. Тема 5 Для чего нужна
дисциплина. Дисциплина общеобязательная и специальная. Внешняя и внутренняя дисциплина.
Дисциплина, воля и самовоспитание. Тема 6 Виновен – отвечай. Знать закон смолоду.
Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Закон наказывает. Тема 7 Кто стоит на
страже закона На страже закона. Суд осуществляет правосудие. Полиция. Повторение. Глава II.
Человек в экономических отношениях. Тема 8 Экономика и ее основные участники. Что такое
экономика. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики. Тема 9 Мастерство
работника Дело мастера боится. Из чего складывается мастерство работника. Труд и зарплата.
Количество и качество труда. Тема 10 Производство: затраты, выручка, прибыль. Что и как
производить. Затраты производства. Все ли выгодно производить. Тема 11 Виды и формы бизнеса.
Что такое бизнес. Виды бизнеса. Формы бизнеса. Тема 12 Обмен, торговля, реклама. Зачем нужен
обмен. Торговля и ее формы. Реклама – двигатель торговли. Тема 13 Деньги, их функции. Как деньги
стали деньгами. Функции денег. Как изменялись деньги. Тема 14 Экономика семьи. Имущество и
доходы семьи. Что такое семейный бюджет. На что расходуются деньги. Повторение. Глава III.
Человек и природа. Тема 15 Воздействие человека на природу «Вторая природа». Бесценный дар или
неисчерпаемая кладовая? Загрязнение атмосферы. Загрязнение воды и почвы. Тема 16 Охранять
природу – значить охранять жизнь Почему, нужно бережно относиться к природе? Тяжелые
последствия безответственности. Экологическая мораль. Тема 17. Закон на страже природы.
Природные условия и хозяйство человека. Природа нуждается в охране. Правила, защищающие
природу. Что может сделать гражданин для защиты природы? Итоговое обобщение (1 час)

В результате изучения обществознания ученик должен знать/понимать:
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как
социально-деятельное существо;
основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и
различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и
общества, общества и природы,
сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций,
регулируемых различными
видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие
типичные ситуации в различных
сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей
(материалы СМИ, учебный текст и
другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и
т. п.)

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских
обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 8 кл.
Глава 1 Личность и общество.
Понятие общества, основные сферы общественной жизни. Взаимосвязь сфер общественной жизни.
Природа как основа возникновения и жизнедеятельности человека и общества... Экологические
проблемы. Современные подходы к типологии обществ. Доиндустриальное, индустриальное и
постиндустриальное общества. Человечество в XXI в. Глобализация. Терроризм. Основные
закономерности развития общества. Закон неравномерности развития народов и наций мира.
Социальный прогресс. Реформа и революция. Личность. Индивидуальность. Человек. Что оказывает
влияние на человеческую личность. Социализация: содержание и стадии процесса. Воспитание и
социализация, сходство и различие. Воспитание в семье.
Глава 2 Сфера духовной культуры.
Сфера духовной жизни и её особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития
культуры в современной России. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм.
Патриотизм и гражданственность. Добро и зло. Критерии морального поведения. Долг. Совесть.
Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение
человека. Критический анализ собственных поступков и помыслов. Значимость образования в
условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в РФ.
Непрерывность образования. Самообразование. Наука, её значение в жизни современного общества.
Нравственные принципы труда современного учёного. Возрастание роли научных исследований в
современном мире. Религия - одна из форм культуры. Религиозные объединения и организации, их
роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Глава 3 Социальная сфера.
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы.
Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения. Строение
общества. Социальный статус и социальная роль, их взаимосвязь. Социальная группа. Отношения
между поколениями. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к
историческому прошлому,
традициям,
обычаям
народа.
Взаимодействие
людей
в
многонациональном и многоконфессиональном обществе. Отклоняющееся поведение. Опасность
наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа
жизни. Что такое экономическая наука. Структура экономики. Основные виды ресурсов экономики.
Экономический выбор. Экономические блага. Альтернативная стоимость. Основные вопросы
экономики. Функции экономической системы. Модели экономических систем. Собственность. Право
собственности. Формы собственности. Защита прав собственности. Рынок, рыночный механизм
регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Спрос и предложение как
факторы рыночной экономики. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цена как регулятор спроса и
предложения. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и
специализация. Содержание и функции предпринимательства. Предприниматель: экономический
статус, поведение. Функции. Цели фирмы, её организационно-правовые формы. Малый бизнес и его
роль в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги,
уплачиваемые гражданами. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов.
Экономические меры социальной поддержки населения. Потребление. Семейное потребление.
Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.
Потребительский кредит. Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные
последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Обмен. Мировое хозяйство.
Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика. Итоговое повторение
- Личность в современном мире.

В результате изучения обществознания ученик должен знать/понимать:
Сфера духовной культуры.
Ученик научится:
-характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях
культуры;
- описывать явления духовной культуры;
- объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;

- оценивать роль образования в современном обществе;
- различать уровни общего образования в России;
- находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из
адаптированных источников различного типа;
- описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
- объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
- учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной
деятельности;
- раскрывать роль религии в современном обществе;
- характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры описывать процессы
создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры; характеризовать основные
направления развития отечественной культуры в современных условиях; критически воспринимать
сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу- бизнес
и мода.
Ученик получит возможность научиться:
описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры; характериз
овать основные направления развития отечественной культуры в современных условия;
критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой
культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Ученик научится:
- описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные
общности и группы;
- объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
- характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
- выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
- приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
- описывать основные социальные роли подростка;
- конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
- характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
- объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
- характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
- раскрывать основные роли членов семьи;
- характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные
критерии для оценки безопасных условий жизни;
- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными
способами разрешения семейных конфликтов.
- выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Ученик получит возможность научиться:
- раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма - выражать и
обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными
способами разрешения семейных конфликтов;
- выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
- формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни;
корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности
жизнедеятельности;
- использовать элементы причинно- следственного анализа при характеристике семейных
конфликтов;
- находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из
адаптированных источников различного типа.
Общество
Ученик научится:
- демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни
человека;
- распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
- характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим;

- оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
- различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы
общественной жизни;
- выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях
жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
- характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать
причины экологического кризиса;
- на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на
практике экологически рациональное поведение;
- раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
- конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Ученик получит возможность научиться:
- наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной
жизни;
- выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные
направления общественного развития;
- осознанно содействовать защите природы.
Экономика
Ученик научится:
- объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
- различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей,
предпринимателей и наемных работников;
- раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
- раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
- характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать
их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
- характеризовать механизм рыночного регулирования экономики;
- анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
- объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики;
- анализировать структуру бюджета государства;
- называть и конкретизировать примерами виды налогов;
- характеризовать функции денег и их роль в экономике;
- раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
- анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников
различного типа;
- анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и
процессы;
- формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов
экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт;
- использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
- раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
- характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
- использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности;
- обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Ученик получит возможность научиться:
- грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и
порядка действий в конкретных ситуациях;
- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и
трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 9 кл.
Раздел 1 Политическая жизнь общества.
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.
Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции
государства. Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России.
Гражданство Российской Федерации. Политический режим. Демократия. Парламентаризм.
Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии. Правовое государство.
Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное
самоуправление. Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы
исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система. Межгосударственные
отношения. Международные политические организации. Войны и вооружённые конфликты.
Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых
конфликтов. Глобализация и её противоречия. Человек и политика. Политические события и судьбы
людей. Гражданская активность. Патриотизм.
Раздел 2 Право.
Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. Семейные правоотношения. Права и
обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей. Трудовые
правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности
положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. Административные правоотношения.
Административное правонарушение. Преступление и наказание. Правовая ответственность
несовершеннолетних. Правоохранительные органы. Судебная система.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе:
По окончании изучения курса учащиеся должны:
добывать и критически оценивать поступающую информацию об особенностях личности разных
людей, особенностях человеческого общения, экономики и политики. систематизировать и
представлять в разных формах (текст, схему, модель и т.д.) информацию об особенностях личности и
поведения разных людей, взаимоотношений людей в социальной сфере, экономике и политике.
Понимать и объяснять характер взаимоотношений между людьми. Анализировать простые системы
фактов, явлений, понятий. Определять и объяснять своё отношение к нравственным нормам и
ценностям, к правилам и нормам человеческого общения, основам экономического и политического
устройства общества. Делать свой выбор в учебных ситуациях отношения к личности и поведению
разных людей и отвечать за свой выбор, а также моделирующих основы общественных отношений в
социальной сфере, экономике и политике. Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая
конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций). Решать учебно-жизненные задачи в моделях
межличностного общения в соответствии с моральными нормами.

Нормы оценки знаний учащихся по обществознанию.
(устный, письменный ответ)
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся в полном объеме
выполняет предъявленные задания и демонстрирует
- логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать
то или иное общественное явление или процесс;
- сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их
существенные признаки, закономерности развития;
- делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
- сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и
контраргументы по отношению к иным взглядам;
- применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические
действия;
- оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности;
- раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при
ответе допустил неточности, не искажающие общего
- верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;
- продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но
отдельные положения ответа не подтвердил
- не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
- дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью
конкретных примеров;
- не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
- не может аргументировать собственную позицию;
- затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
- справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
- представил информацию не в контексте задания;
- или отказался отвечать (уважительная причина отсутствует)
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию
0-35 -2
36-60- 3
61-85- 4
86-100 – 5
Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по обществознанию
Отметка /
2
3
4
5
Содержание
Общая
Тема предмета не
Информация
Достаточно точная Данная
информация
очевидна.
частично
информация.
информация
Информация не
изложена.
Использовано
кратка и ясна.
точна
В работе
более
Использовано
или не дана.
использован
одного ресурса.
более
только
одного ресурса.
один ресурс.
Тема
Не раскрыта и не
Тема частично
Сформулирована и Сформулирована и
ясна
раскрыта.
раскрыта тема
раскрыта тема
тема урока.
Некоторый
урока.
урока.
Объяснения
материал изложен Ясно изложен
Полностью
некорректны,
некорректно.
материал.
изложены

Применение и
проблемы

запутаны или не
верны.
Не определена
область
применения
данной темы.
Процесс
решения неточный
или неправильный.

Отражены
некоторые области
применения темы.
Процесс решения
неполный.

Отражены области
применения темы.
Процесс решения
практически
завершен.

основные аспекты
темы урока.
Отражены области
применения темы.
Изложена
стратегия
решения проблем.

№
урока
1-2

Тематическое планирование. 6 кл. обществознание.
6 класс (35 ч)
Планируемые образовательные результаты
Тема
Часы
учащихся по каждой теме
Введение в изучение курса

2

Знать значение, использование термина
«обществознание»
Иметь представление о связи обществознания
с другими науками.

Человек в социальном измерении (12ч.)
Раскрывать на конкретных примерах смысл
понятия «индивидуальность». Использовать
элементы причинно-следственного анализа при
характеристике социальных черт личности.
Характеризовать черты сильной личности.
Характеризовать особенности познания
человеком мира и самого себя. Оценивать
собственные практические умения, поступки и
моральные качества, выявлять их динамику
В модельных и реальных ситуациях выделять
сущностные характеристики и основные виды
деятельности людей, объяснять роль мотивов в
деятельности человека.
Приводить примеры основных видов
деятельности человека. Оценивать роль
деятельности в жизни человека и общества.
Оценивать роль образования в современном
обществе.
Различать уровни общего образования в
России.
Объяснять
необходимость
непрерывного
образования
в
современных
условиях.
Оценивать собственное умение учиться и
возможности его развития
Характеризовать и иллюстрировать
конкретными примерами группы потребностей
человека. Оценивать последствия
удовлетворения мнимых потребностей, на
примерах показывать опасность
удовлетворения мнимых потребностей,
угрожающих здоровью

3-4

Человек - личность

2

5-6

Человек познает мир

2

7-8

Человек и его деятельность

2

9-10

Потребности человека

2

11-12

На пути к жизненному успеху
2
Обобщить и закрепить полученные знания и
Практикум по теме «Человек в
2
умения.
социальном измерении»
Человек среди людей.(10 ч)

13-14

15-16

Межличностные отношения

2

17-18

Человек в группе

2

Описывать межличностные отношения и их
отдельные виды.
Характеризовать чувства, лежащие в основе
межличностных отношений. Моделировать
собственное поведение в различных ситуациях
межличностных отношений
Характеризовать с помощью примеров
различные
виды
групп
в
обществе.
Характеризовать и иллюстрировать примерами
групповые нормы. Описывать возможные
групповые санкции. Исследовать практические
ситуации, связанные с выявлением места
человека в группе, проявлением места
человека в конкретной группе. Моделировать
возможные последствия позитивного и
негативного воздействия группы на человека,
делать выводы

19-20

Общение

2

21-22

Конфликты в межличностных
отношениях

2

23-24

25-26

Практикум по теме «Человек среди
2
людей»
Нравственные основы жизни (11 ч)
Научатся: отличать добрые
поступки от злых;
определять понятия
«нравственность» и
Человек славен добрыми делами
2
«безнравственность».
Получат возможность
научиться: работать с

27-28

Будь смелым

2

29-30

Человек и человечность.

2

31-32
33
34-35

Характеризовать общение как важный канал
взаимодействия людей. Иллюстрировать с
помощью примеров различные цели и средства
общения. Оценивать собственное умение
общаться.
Выполнять несложные практические задания
по анализу ситуаций, связанных с различными
способами
разрешения
межличностных
конфликтов. Выражать собственное отношение
к
различным
способам
разрешения
межличностных конфликтов. Использовать
элементы причинно-следственного анализа при
характеристике межличностных конфликтов.
Обобщить и закрепить полученные знания и
умения.

Практикум по теме «Нравственные
основы жизни»
Обобщение и систематизация знаний
по теме «Человек и общество»
Резерв

2
1
2

Характеризовать и иллюстрировать примерами
проявления добра. Приводить примеры,
иллюстрирующие золотое правило морали.
Оценивать в модельных и реальных ситуациях
поступки людей с точки зрения золотого
правила морали. На конкретных примерах дать
оценку проявлениям мужества, смелости,
случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать
предлагаемые ситуации, требующие личного
противодействия проявлениям зла. Раскрывать
на примерах смысл понятия «человечность».
Давать оценку с позиции гуманизма
конкретным поступкам людей, описанным в
СМИ и иных информационных источниках .На
примерах конкретных ситуаций оценивать
проявления внимания к нуждающимся в нём
Обобщить и закрепить полученные знания и
умения.
Обобщить и закрепить полученные знания и
умения.

Тематическое планирование. 6 кл. обществознание.
№
Тема
урока
1-2
Введение в изучение курса
I. Человек в социальном измерении (12ч.)
3-4
Человек - личность
5-6
Человек познает мир
7-8
Человек и его деятельность
9-10 Потребности человека
11-12 На пути к жизненному успеху
13-14 Практикум по теме «Человек в социальном измерении»

Часы
2
2
2
2
2
2
2

15-16

Межличностные отношения

2

17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32

Человек в группе
Общение
Конфликты в межличностных отношениях
Практикум по теме «Человек среди людей»
Человек славен добрыми делами
Будь смелым
Человек и человечность.
Практикум по теме «Нравственные основы жизни»
Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек и
общество»
Резерв

2
2
2
2
2
2
2
2

33
34

1
1

Тематическое планирование.

1

2-3

7 класс. (35 ч)
Планируемые образовательные результаты
1 ч.
Введение.
учащихся по каждой теме
Регулирование поведения людей в обществе. (15 ч)
Что значит жить по
правилам

2ч

Раскрывать роль социальных норм как регуляторов
общественной жизни и поведения человека.
Различать отдельные виды социальных норм

4-5

Права и обязанности
граждан

2ч

Охарактеризовать конституционные права и
обязанности граждан РФ.
Анализировать несложные практические ситуации,
связанные с реализацией гражданами своих прав и
свобод.
Находить и извлекать социальную информацию о
механизмах реализации и защиты прав и свобод
человека и гражданина.
Называть права ребенка и характеризовать способы
их защиты.

6-7

Почему важно
соблюдать законы §3
(нов. Уч. § 10)

2ч

Объяснять
и конкретизировать с помощью примеров
такие задачи государственных законов, как установление
и поддержание порядка, равенства всех перед законом.

8-9

Защита отечества §4
(нов. Уч. §17)

2ч

Характеризовать защиту Отечества как долг и
обязанность гражданина РФ.
Приводить примеры важности подготовки к исполнению
воинского долга.

10-11

Для чего нужна
дисциплина. § 5

2ч

12-13

Виновен отвечай § 6

2ч

14-15

Кто стоит на страже
закона. § 7

2ч

16

Раскрывать значение дисциплины как необходимое
условие существование общества и человека.
Характеризовать различные виды дисциплины
Моделировать несложные практические ситуации,
связанные с последствиями нарушения
общеобязательной и специальной дисциплины
Характеризовать ответственность за нарушение
законов.
Определять черты законопослушного поведения.
Моделировать несложные практические ситуации,
связанные с последствиями противозаконного
поведения.
Описывать и иллюстрировать примерами
проявления ответственности несовершеннолетних.
Называть правоохранительные органы Российского
государства.
Различать сферу деятельности правоохранительных
органов в том числе судебной системы.
Приводить примеры деятельности
правоохранительных органов.

Обобщить и закрепить полученные знания и умения.
Практикум по теме
«Регулирование
1 ч
поведения людей в
обществе»
Человек в экономических отношениях. (15 ч)

17-18

Экономика и ее
основные участники. §
8. ( нов.уч. § 3)

2ч

Объяснять сущность проблемы ограниченности
экономических ресурсов. Различать основных
участников экономической деятельности:
производителей и потребителей, предпринимателей и
наёмных работников.

19-20

Мастерство работника. §
9.

2ч

Описывать составляющие квалификации работника.
Характеризовать факторы, влияющие на размер

21-22

Производство, затраты,
выручка, прибыль. § 10
(нов.уч. § 4)

2ч

23-24

Виды и формы бизнеса.
§11.

2ч

25-26

Обмен, торговля,
реклама. §12. 9нов. Уч. §
5)

2ч

27-28

Деньги их функции. §13

2ч

29-30

Экономика семьи. §14

2ч

31

Практикум по теме
«Человек в
экономических
отношениях»

32

Воздействие человека на
природу

33

Охранять природу –
значит охранять жизнь

34

Закон на страже
природы

35

Резерв

заработной платы.
Объяснять взаимосвязь качества и количества труда.
Раскрывать роль производства в удовлетворении
потребностей общества.
Характеризовать факторы, влияющие на
производительность труда.
Объяснять значение труда в развитии производства.
Объяснять значение бизнеса в экономическом
развитии страны.
Характеризовать особенности предпринимательской
деятельности.
Исследовать несложные практические ситуации,
связанные с достижением успеха в бизнесе.
Выражать собственное отношение к бизнесу с
морально – этической позиции.
Анализировать и оценивать с
позиций экономических знаний
сложившиеся практики и модели поведения потребителя.
Грамотно применять полученные знания
для
определения экономически рационального поведения и
порядка
действий
в конкретных ситуациях

Описывать виды денег.
Раскрывать на примерах функции денег.
Описывать закономерность изменения
потребительских расходов семьи в зависимости от
доходов.
Характеризовать виды страховых услуг,
предоставляемых гражданам.
Обобщить и закрепить полученные знания и умения.

1 ч.
Человек и природа. (4 ч)
Объяснять значение природных ресурсов в жизни
общества.
Характеризовать отношение людей к
1ч
неисчерпаемым ресурсам.
Объяснять опасность загрязнения воды, почвы ,
атмосферы.
Объяснять необходимость активной деятельности по
1ч
охране природы.
Характеризовать смысл экологической морали.
Характеризовать деятельность государства по
охране природы.
Называть наказания, установленные законом для
1ч
тех, кто наносит вред природе.
Иллюстрировать примерами возможности
общественных организаций и граждан в сбережении
природы.
1

Тематическое планирование. Обществознание.

1
2-3
4-5
6-7
8-9
10-11
12-13
14-15
16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31
32
33
34
35

7 класс. (35 ч)
Введение.
I. Регулирование поведения людей в обществе. (15 ч)
Что значит жить по правилам
Права и обязанности граждан
Почему важно соблюдать законы §3 (нов. Уч. § 10)
Защита отечества §4 (нов. Уч. §17)
Для чего нужна дисциплина. § 5
Виновен отвечай § 6
Кто стоит на страже закона. § 7
Практикум по теме «Регулирование поведения людей в
обществе»
II. Человек в экономических отношениях. (15 ч)
Экономика и ее основные участники. § 8. ( нов.уч. § 3)
Мастерство работника. § 9.
Производство, затраты, выручка, прибыль. § 10 (нов.уч. § 4)
Виды и формы бизнеса. §11.
Обмен, торговля, реклама. §12. 9нов. Уч. § 5)
Деньги их функции. §13
Экономика семьи. §14
Практикум по теме «Человек в экономических отношениях»
III. Человек и природа. (4 ч)
Воздействие человека на природу
Охранять природу – значит охранять жизнь
Закон на страже природы
Резерв

1 ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2 ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
1 ч.
1ч
1ч
1ч
1

Тематическое планирование. Обществознание.
8 класс (35 ч)
№

1

2

3

4

5

Планируемые образовательные
результаты учащихся по каждой теме
Познакомиться с основным содержанием
курса 8 класса. Наметить перспективу
совершенствования умений и навыков в
1 процессе учебной деятельности.
Введение
Определить основные требования к
результатам обучения и критерии
успешной работы учащихся
Личность и общество (5 ч)
Выявить отличие человека от животных.
Объяснить человеческие качества.
Характеризовать и конкретизировать
примерами биологическое и социальное в
человеке.
Что делает человека человеком § 1
1
Выявлять связь между мышлением и
речью.
Объяснить понятие «самореализация»
Приводить примеры основных видов
деятельности человека.
Раскрыть смысл понятия «ноосфера».
Оценивать утверждение о связи природы
и общества и аргументировать свою
оценку.
Человек общество природа § 2
1 Характеризовать возможности
человеческого разума.
Раскрывать значение моральных норм.
Анализировать и оценивать текст с
заданных позиций
Выделять существенные признаки
общества.
Называть сферы общественной жизни и
Общество как форма
1 характерные для них социальные явления.
жизнедеятельности людей. §3
Показывать на конкретных примерах
взаимосвязь основных сфер общественной
жизни
Выявлять изменения социальной
структуры, связанные в
постиндустриальное общество.
Анализировать факты социальной
Развитие общества. § 4
действительности, связанные с
Социальные изменения и их формы.
изменением структуры общества.
Развитие общества. Основные
Раскрывать смысл понятия
средства связи и коммуникации, их
«общественный прогресс».
влияние на нашу жизнь.
1 Приводить примеры прогрессивных и
Человечество в XXI в., тенденции
регрессивных изменений в обществе.
развития, основные вызовы и
Характеризовать и конкретизировать
угрозы. Глобальные проблемы
фактами социальной жизни перемены,
современности.
происходящие в современном обществе
(ускорение общественного развития).
Использовать элементы причинноследственного анализа при
характеристике глобальных проблем.
тема

часы

6

7

8

9

10

11

12

13

Систематизировать наиболее часто
задаваемые вопросы. Устанавливать
1
причины актуальности тех или иных
вопросов для школьников
Сфера духовной культуры (8 ч)
Определять сущностные характеристики
понятия «культура».
Различать и описывать явления духовной
культуры.
Сфера духовной жизни. §5
1 Находить и извлекать социальную
информацию о достижениях и проблемах
культуры из адаптированных источников.
Характеризовать духовные ценности
российского народа.
Объяснять роли морали в жизни
общества.
Характеризовать основные принципы
морали.
Характеризовать моральную сторону
Мораль. (§ 6)
1
различных социальных ситуаций.
Использовать элементы причинноследственного анализа для объяснения
влияния моральных устоев на развитие
общества и человека.
Приводить примеры морального выбора.
Моральный выбор это
Давать нравственные оценки
1
ответственность. § 7
собственным поступкам, поведению
других людей.
Оценивать значение образования в
информационном обществе.
Извлекать информацию о тенденциях в
развитии образования из различных
источников.
Образование. §8
1
Характеризовать с опорой на примеры
современную образовательную политику
РФ.
Обосновать своё отношение к
непрерывному образованию.
Характеризовать науку как особую
систему знаний.
Наука в современном обществе. § 9
1
Объяснять возрастание роли науки в
современном обществе.
Определять сущностные характеристики
религии и её роль в культурной жизни.
Объяснять сущность и значение
Религия как одна из форм культуры.
1 веротерпимость.
§10
Раскрывать сущность свободы совести.
Оценивать своё отношение к религии и
атеизму.
Извлекать информацию об особенностях
искусства из различных текстов.
Классифицировать информацию о видах
Влияние искусства на развитие
искусства и средствах создания образов.
1
личности и общества (§ 11), 1 ч
Сравнивать искусство с другими формами
культуры. Характеризовать с опорой на
примеры особенности искусства и его
влияние на личность.
Практикум по теме «Личность и
общество»

14

15

16

17

18

Систематизировать наиболее часто
задаваемые вопросы. Устанавливать
причины актуальности тех или иных
вопросов для школьников. Определять
собственное отношение к явлениям
современной жизни. Уметь применять
нравственные нормы к анализу и оценке
Практикум по теме «Сфера
1 социальных ситуаций. Выделять
духовной культуры», 1 ч
нравственный аспект поведения.
Соотносить поступки и события с
принятыми этическими принципами.
Уметь строить устное речевое
высказывание, слушать и вступать в
диалог, участвовать в коллективном
обсуждении
Социальная сфера (7 ч)
Выявлять и различать различные
социальные общности и группы.
Раскрывать причины социального
неравенства.
Приводить примеры различных видов
социальной мобильности.
Характеризовать причины социальных
Социальная структура общества. (§
1 конфликтов, используя межпредметные
12)
связи, материалы СМИ; показывать пути
их разрешения.
Находить и извлекать социальную
информацию о структуре общества и
направлениях её изменения из
адаптированных источников различного
типа.
Называть позиции, определяющие статус
личности. Различать предписанные и
достигаемые статусы. Раскрывать и
иллюстрировать примерами ролевой
репертуар личности.
Объяснять причины ролевых различий по
гендерному признаку, показывать их
Социальные статусы и роли. (§13 в
проявление в различных социальных
1
нов)
ситуациях.
Описывать основные социальные роли
старших подростков.
Характеризовать межпоколенческие
отношения в современном обществе.
Выражать собственное отношение к
проблеме нарастания разрыва между
поколенями.
Знать и правильно использовать понятия
«функции семьи», «семейные роли»,
«ценности семьи». Описывать ролевые
позиции членов семьи. Конкретизировать
Семья как малая группа (§ 14), 1 ч
1
семейные роли, функции и ценности
примерами. Выражать собственное
отношение к содержанию семейных ролей
и ценностям.
Нации и межнациональные
Знать и правильно использовать в
1
отношения. § 15
предлагаемом контексте понятия «этнос»,

19

Социализация личности и
отклоняющееся поведение (§ 16),

1

20

Социальная политика государства
(§ 17), 1 ч

1

21

22

23

24

«нация», «национальность».
Конкретизировать примерами из
прошлого и современности значение
общего исторического прошлого,
традиции в сплочении народа.
Характеризовать противоречивость
межнациональных отношений в
современном мире. Объяснить причины
возникновения межнациональных
конфликтов и характеризовать возможные
пути их разрешения.
Объяснять причины отклоняющегося
поведения.
Оценивать опасные последствия
наркомании и алкоголизма для человека и
общества.
Оценивать социальное значение
здорового образа жизни.
Характеризовать государственные
механизмы осуществления социальной
политики. Описывать основные
направления социальной политики
государства. Приводить примеры
социальной защиты населения. Оценивать
роль государства в развитии социальных
отраслей

Практикум по теме «Социальная
1
сфера»
Экономика (13 ч)
Раскрывать роль экономики в жизни
общества.
Объяснять проблему ограниченности
Экономика и ее роль в жизни
экономических ресурсов.
1
общества. (§18 в нов)
Различать свободные и экономические
блага.
Приводить примеры принятия решения на
основе экономического выбора.
Описывать и иллюстрировать примерами
решения основных вопросов участниками
экономики.
Главные вопросы экономики. (§19 в
Различать и сопоставлять основные типы
1
нов)
экономических систем.
Характеризовать способы координации
хозяйственной жизни в различных
экономических системах.
Характеризовать рыночное хозяйство как
один из способов организации
экономической жизни.
Характеризовать условия
функционирования рыночной
экономической системы.
Рыночная экономика. §20.
1
Описывать действие рыночного
механизма формирования цен на товары и
услуги.
Формулировать собственное мнение о
роли рыночного механизма
регулирования экономики в жизни

25

Производство – основа экономики.
§21.

1

26

Предпринимательская
деятельность. §22.

1

27

Роль государства в экономике. §23.

1

28

Инфляция и семейная экономика (§
24), 1 ч

1

29

Банковские услуги (§ 25), 1 ч

1

30

Страховые услуги (§ 26), 1 ч

1

общества.
Объяснить решающую роль производства
как источника экономических благ.
Различать товары и услуги как результат
производства.
Называть и иллюстрировать примерами
факторы производства из адаптированных
источников.
Исследовать несложные практические
ситуации, связанные с использованием
различных способов повышения
эффективности производства.
Описывать социально-экономическую
роль и функции предпринимательства.
Сравнивать различные организационноправовые формы предпринимательской
деятельности.
Объяснять преимущества и недостатки
малого бизнеса.
Выражать собственное отношение к
проблеме соблюдения моральноэтических норм в предпринимательстве.
Оценивать возможности своего участия в
предпринимательской деятельности.
Характеризовать экономические функции
государства.
Описывать различные формы
вмешательства государства в рыночные
отношения.
Различать прямые и косвенные налоги.
Раскрывать смысл понятия
«государственный бюджет».
Приводить примеры государственной
политики регулирования доходов и
расходов.
Различать номинальные и реальные
доходы граждан. Показывать влияние
инфляции на реальные доходы и уровень
жизни населения. Называть и
иллюстрировать примерами формы
сбережения граждан. Объяснять связь
семейной экономики с инфляционными
процессами в стране. Оценивать способы
использования сбережений своей семьи с
точки зрения экономической
рациональности
Характеризовать и конкретизировать
примерами основные финансовые услуги
банка. Объяснять экономический смысл
потребительского кредитования.
Различать виды и потребительскую
полезность платёжных карт. Описывать
роль дистанционных форм банковского
обслуживания. Выражать собственное
отношение к правилам финансовой
безопасности
Раскрывать социальную значимость

31

Рынок труда и безработица (§ 27), 1
ч

1

32

Современный работник (§ 28), 1 ч

1

33

Практикум по теме «Экономика», 1
ч

1

34

Заключительный урок, 1 ч

1

35

Резерв

1
.

страхования. Приводить примеры видов
страхования. Определять
целесообразность страхования различных
рисков. Оценивать роль страхования в
формировании своих сегодняшних и
завтрашних доходов. Называть качества
финансово грамотного человека
Описывать действие рыночного
механизма на рынке труда.
Характеризовать безработицу как
закономерное явление рыночной
экономики. Называть и описывать
причины безработицы. Различать
экономические и социальные последствия
безработицы. Объяснять роль государства
в обеспечении занятости. Оценивать
собственные возможности на рынке
труда.
Характеризовать требования к работнику
в условиях рынка труда. Называть
личностные качества работника.
Конкретизировать на примерах влияние
уровня профессионализма работника на
результат производственной
деятельности. Раскрывать преимущества
профессионализма личности.
Обосновывать связь профессионализма и
жизненного успеха.
Систематизировать наиболее часто
задаваемые вопросы. Устанавливать
причины актуальности тех или иных
вопросов для школьников
Провести диагностику результатов
обучения в 8 классе. Подвести итоги
учебной работы за год. Наметить
перспективы обучения в 9 классе

Тематическое планирование. Обществознание.
8 класс (35 ч)
№ урока
Тема
1
Введение
I.
Личность и общество (5 ч)
2
Что делает человека человеком § 1
3
Человек общество природа § 2
4
Общество как форма жизнедеятельности людей. §3
5
Развитие общества. § 4
6
Практикум по теме «Личность и общество»
II.
Сфера духовной культуры (8 ч)
7
Сфера духовной жизни. (§5 в нов)
8
Мораль. (§ 6 в нов)
9
Моральный выбор это ответственность (§ 7 в нов)
10
Образование. (§8 в нов)
11
Наука в современном обществе. (§ 9 в нов)
12
Религия как одна из форм культуры.. (§10 в нов)
13
Влияние искусства на развитие личности и общества
14
Практикум по теме «Сфера духовной культуры»
III.
Социальная сфера (7 ч)
15
Социальная структура общества. § 13. (§ 12 в нов)
16
Социальные статусы и роли. §14. (§13 в нов)
17
Семья как малая группа
18
Нации и межнациональные отношения. § 15. (§15 в нов)
19
Социализация личности и отклоняющееся поведение
20
Социальная политика государства
21
Практикум по теме «Социальная сфера»
IV.
Экономика (13 ч)
22
Экономика и ее роль в жизни общества. § 17. (§18 в нов)
23
Главные вопросы экономики. §18. (§19 в нов)
24
Рыночная экономика. §20. (§20 в нов.)
25
Производство – основа экономики. §21. (§21 в нов)
26
Предпринимательская деятельность. §22. (§22 в нов)
27
Роль государства в экономике. §23. (§23. В нов)
28
Инфляция и семейная экономика. § 26. (§ 24. В нов)
29
Банковские услуги
30
Страховые услуги
31
Рынок труда и безработица
32
Современный работник
33
Практикум по теме «Экономика»
34
Заключительный урок
35
Резерв

часы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование. Обществознание.
9 класс (35 ч)

Ведение

1

I.

1

Планируемые образовательные
результаты учащихся по каждой теме.
• Вспомнить основные итоги прошлого
года обучения.
• Познакомиться с основным
содержанием курса 9 класса.
• Наметить перспективу
совершенствования умений и навыков
в процессе учебной деятельности.
• Определить основные требования к
результатам обучения и критерии
успешной работы учащихся

Политика (10 ч )

2

Политика и власть

1

3

Государство

1

4

Политические режимы

1

5

Правовое государство

1

6

Гражданское общество и государство

1

7

Участие граждан в политической жизни

1

8

Политические партии и движения

1

9

Межгосударственные отношения

1

10

Практикум по главе «Политика»

2

• Характеризовать власть и политику
как социальные явления
• Раскрывать признаки суверенитета
• Различать формы правления и
государственного устройства
• Сопоставлять различные типы
политических режимов.
• Называть и раскрывать основные
принципы демократического
устройства
• Раскрывать принципы правового
государства.
• Характеризовать принцип разделения
властей.
• Называть ветви власти в России
• Раскрывать сущность гражданского
общества. • Характеризовать местное
самоуправление
• Анализировать влияние политических
отношений на судьбы людей.
• Проиллюстрировать основные идеи
темы урока на примерах из истории,
современных событий, личного
социального опыта. • Описывать
различные формы участия гражданина
в политической жизни. • Обосновывать
ценность и значимость гражданской
активности. Приводить примеры
гражданственности
• Называть признаки политической
партии и показать их на примере одной
из партий РФ. • Характеризовать
проявления многопартийности
• Раскрывать сущность
межгосударственных и
международных отношений.
• Описывать пути разрешения
международных конфликтов.
• Обосновывать роль международных
организаций в межгосударственных
отношениях. • Характеризовать
значимость и роль РФ в
международных отношениях
• Уметь объяснять явления и процессы
социальной действительности с опорой
на изученные понятия. • Находить

нужную социальную информацию,
адекватно её воспринимать, применяя
основные обществоведческие термины
и понятия, преобразовывать эту
информацию в соответствии с
решаемой задачей. • Анализировать
реальные социальные ситуации.
• Выбирать адекватные способы
деятельности. • Уметь выполнять
познавательные и практические
задания, в том числе с использованием
проектной деятельности.

II.

Гражданин и государство (7 ч)

11

Основы конституционного строя РФ

1

12

Права и свободы человека и гражданина

1

13

Высшие органы государственной власти
в РФ

1

14

Россия – федеративное государство

1

15

Судебная система РФ

1

• Раскрывать гуманистическую
сущность и смысл понятия
«конституционный строй».
• Характеризовать основы
конституционного строя РФ.
• Называть конституционные
принципы взаимоотношений личности,
общества, государства.
• Приводить примеры реализации
принципов конституционного строя РФ
• Объяснять смысл понятия «права
человека».
• Классифицировать права и свободы
гражданина РФ (приводить примеры
различных групп прав).
• Представлять структуру высших
органов государственной власти
страны в виде схемы.
• Характеризовать полномочия
Президента, функции Федерального
Собрания и Правительства.
• Рассказывать о порядке
формирования Государственной Думы,
Совета Федерации, Правительства.
• Извлекать и анализировать
информацию по теме урока из
источников.
• Представлять текстовую информацию
в схематической и табличной формах и
наоборот
• Раскрывать принципы федеративного
устройства РФ.
• Характеризовать статус субъекта РФ.
• Называть типы субъектов РФ.
• Объяснять, в чём заключается
равноправие субъектов РФ.
• Различать полномочия федеральной
власти и полномочия, находящиеся в
совместном ведении федеральной
власти и власти субъекта Федерации.
• Извлекать информацию по теме урока
из правового документа (Конституции
РФ).
• Сопоставлять информацию о
социальных объектах.
• Переводить текстовую информацию
в графическую форму
• Определять критерии правильности
(корректности) выполнения учебной

16

Правоохранительные органы РФ

1

17

Практикум.

1

задачи.
• Излагать полученную информацию,
интерпретируя её в контексте
решаемой задачи.
• Определять логические связи между
элементами судебной системы РФ.
• Ориентироваться в содержании
текста, понимать его целостный смысл,
структурировать текст.
• Называть органы судебной власти
РФ, описывать их полномочия и
компетенцию.
• Объяснять порядок формирования
органов судебной власти РФ
• Называть основные
правоохранительные органы РФ.
Различать сферы деятельности
правоохранительных органов и
судебной системы. • Приводить
примеры деятельности
правоохранительных органов
• Выполнять познавательные и
практические задания, в том числе с
использованием проектной
деятельности. • Работать над проектом,
определяя его цели, этапы, конечный
продукт. • Находить нужную
социально-правовую информацию,
используя ИКТ; применять при её
изложении основные
обществоведческие термины и
понятия, преобразовывать
информацию в соответствии с
решаемой задачей

Основы российского законодательства (12 ч. )

20

Роль права в жизни человека, общества и
государства

1

21

Правоотношения и субъекты права

1

22

Правонарушения и юридическая
ответственность

1

• Объяснять, почему закон является
нормативным актом высшей
юридической силы. • Сопоставлять
позитивное и естественное право. •
Характеризовать основные элементы
системы российского законодательства
Раскрывать смысл понятия
«правоотношения». • Показывать на
примерах отличия правоотношений от
других видов социальных отношений. •
Раскрывать смысл понятий
«субъективные юридические права» и
«юридические обязанности участников
правоотношений». • Объяснять
причины субъективности прав и
юридического закрепления
обязанностей участников
правоотношений. • Раскрывать
особенности возникновения
правоспособности и дееспособности у
физических и юридических лиц. •
Объяснять причины этих различий. •
Называть основания возникновения
правоотношений
• Различать правонарушение и
правомерное поведение. • Называть
основные виды и признаки

23

Гражданские правоотношения

1

24

Право на труд. Трудовые
правоотношения

1

25

Семья под защитой закона

1

26

Административные правоотношения

1

27

Уголовно – правовые отношения

1

28

Правовое регулирование отношений в
сфере образования

1

правонарушений. • Характеризовать
юридическую ответственность в
качестве критерия правомерного
поведения. • Объяснять смысл
презумпции невиновности
• Характеризовать особенности
гражданских правовых отношений.
Раскрывать смысл понятия «право
собственности». • Называть виды и
приводить примеры гражданских
договоров. • Раскрывать особенности
гражданской дееспособности
несовершеннолетних. • Находить и
извлекать информацию о правах
потребителя, предусмотренных
законодательством РФ. • Раскрывать на
примерах меры защиты прав
потребителей. • Характеризовать
способы защиты гражданских прав
Называть основные юридические
гарантии права на свободный труд.
• Характеризовать особенности
трудовых правоотношений.
• Объяснять роль трудового договора в
отношениях между работниками и
работодателями.
• Раскрывать особенности положения
несовершеннолетних в трудовых
правоотношениях
Раскрывать смысл юридических
понятий «семья» и «брак».
• Находить и извлекать информацию о
семейных правоотношениях из
педагогически адаптированных
источников. Приводить примеры прав
и обязанностей родителей и детей.
• Характеризовать формы защиты
детей, оставшихся без попечения
родителей
Определять сферу общественных
отношений, регулируемых
административным правом.
• Характеризовать субъектов
административных правоотношений.
• Указывать основные признаки
административного правонарушения.
• Характеризовать значение
административных наказаний
Характеризовать специфику
уголовного права и уголовно-правовых
отношений. • Указывать объекты
уголовно-правовых отношений. •
Перечислять признаки преступления и
приводить примеры признаков
преступления. • Объяснять смысл
понятия «необходимая оборона». •
Отличать необходимую оборону от
самосуда
Объяснять смысл понятия «право на
образование». • Различать право на
образование применительно к
основной общей и средней общей

29

Международно-правовая защита жертв
вооруженных конфликтов

1

30

Практикум «Основы российского
законодательства»

2

31

Заключительный урок

1

32 35

Резерв 4 часа.

4

школе. • Объяснять взаимосвязь права
на образование и обязанности получить
образование
• Объяснять сущность гуманитарного
права. • Характеризовать основные
нормы, направленные на защиту
раненых, военнопленных, мирного
населения. • Называть методы и
средства ведения войны, которые
запрещены. • Объяснять значение
международного гуманитарного права.
• Раскрывать смысл понятия «военное
преступление»
Определять собственное отношение к
реалиям социально-правовой
деятельности.
• Формировать знания о ключевых
правовых понятиях, нормах,
понимание их роли как решающих
регуляторов жизни человека и
общества; применять эти знания к
анализу и оценке реальных социальных
ситуаций.
• Осознанно строить высказывания,
слушать и вступать в диалог,
участвовать в коллективном
обсуждении
Провести диагностику результатов
обучения в 9 классе.
• Подвести итоги учебной работы за
год

Тематическое планирование. Обществознание.
9 класс (35 ч)
Ведение
I. Политика (10 ч )

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32,33,3
4,35

1

Политика и власть
Государство
Политические режимы
Правовое государство
Гражданское общество и государство
Участие граждан в политической жизни
Политические партии и движения
Межгосударственные отношения
Практикум по главе «Политика»
II. Гражданин и государство (7 ч)
Основы конституционного строя РФ
Права и свободы человека и гражданина
Высшие органы государственной власти в РФ
Россия – федеративное государство
Судебная система РФ
Правоохранительные органы РФ
Практикум.
III. Основы российского законодательства (12 ч. )
Роль права в жизни человека, общества и государства
Правоотношения и субъекты права
Правонарушения и юридическая ответственность
Гражданские правоотношения
Право на труд. Трудовые правоотношения
Семья под защитой закона
Административные правоотношения
Уголовно – правовые отношения
Правовое регулирование отношений в сфере образования
Международно-правовая защита жертв вооруженных
конфликтов
Практикум «Основы российского законодательства»
Заключительный урок

1
1
1
1
1
1
1
1
2

Резерв 4 часа.

4

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».