Рабочая программа по родному языку 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Управление образования Кировградского городского округа

МАОУ СОШ № 15

РАССМОТРЕНО
руководитель МО

СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УР

УТВЕРЖДЕНО
директор МАОУ СОШ № 15

Н.А. Писменная______________

И.В. Голицына______________

А.А. Чухланцева______________

от "30" августа2022 г.

от "30" августа 2022 г.

от "30" августа2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Русский родной язык», 11 класс
2022-2023 учебный год

Разработала:
Писменная Надежда Алексеевна,
Учитель русского языка и литературы

2022

Пояснительная записка
Цели изучения учебного предмета «Русский родной язык»
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана на основе следующих
нормативно-методических материалов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования.
2. ООП МАОУ СОШ №15 п.Карпушиха
3. Русский родной язык. 9-11 классы. Рабочие программы. Авт-сост Н.В.Киселёва –
Волгоград: Учитель, 2021
При составлении программы были учтены рекомендации Примерной программы по
учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций,
реализующих программы основного общего образования размещенного на сайте
fgosreestr.ru.
Программа ориентирована на использование учебного пособия «Русский родной
язык. 9 класс»: учебник для общеобразовательных организаций/ О.М. Александрова и
др.-М.: Просвещение и учебника «Русский язык 10-11» Л.М.Рыбченкова,
О.М.Александрова, А.Г.Нарушевич и др. – М.: Просвещение, - 2021
Количество часов: 34 (1 час в неделю).
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного
курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской
Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы среднего общего образования по русскому языку,
заданных соответствующим федеральным государственным образовательным
стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной
области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную
дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями
функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
Цели и задачи:




воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального
своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви,
уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;
воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка,
формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;
воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
овладение культурой межнационального общения;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разныхсферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи







учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях
современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное,
уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о
стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного
языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего
о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом
этикете;
совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере
общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического
опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в
приобретении знаний.
Планируемые результаты:
Планируемые личностные результаты














российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству,
его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
ориентация обучающихся реализацию позитивных жизненных перспектив,
инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию
по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на
основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей
страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей,
их чувствам, религиозным убеждениям.






нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.

Планируемые метапредметные результаты
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:









самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики
и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:





искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;







находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:







осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды
в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.

Планируемые предметные результаты
Выпускник научится:










использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании
текстов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание,
повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты,
выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений
при построении текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при
создании текста;













использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием
текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы
русского литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Выпускник получит возможность научиться:















распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь
между ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения
мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации,
отбирать и анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального
стиля;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в
том числе при обсуждении дискуссионных проблем;








соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочникидля расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в
том числе художественной литературы).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
11 класс
Раздел 1. Язык и культура (7ч.)
Язык как феномен культуры. Взаимосвязь языка и культуры. Семантическая структура
слова. Лексический фон как показательсвязи слова с культурой. Слово как концепт
культуры. Языковая картина мира. Этимология слов-концептов. Базовые концепты как
основы национально-специфических образов и символов. Группа национальноспецифической лексики: безэквивалентная лексика, фоновая лексика, концотативная
лексика. Лексика исконная и заимствованная как отражение истории народа.Фразеология.
Классификация фразеологизмов. Пословицы и поговорки русского народа. Отражение в
них истории народа,
Раздел 2. Культура речи (15 ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии. Основные нормы современного
литературного произношения и ударения в русском языке. Написания, подчиняющиеся
морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии.
Фонетический разбор.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Речевая избыточность
и точность. Тавтология и плеоназм. Алогизм. Полисемия. Типичные ошибки, связанные с
нарушением лексической сочетаемости. Синонимы и антонимы, их роль в речи.
Паронимы. Выбор и употребление паронимов.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка
Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее
сочетаемости с другими формами. Определение рода аббревиатур. Нормы употребления
сложносоставных слов.

Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и
сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными
союзами. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как
источник богатства и выразительности русской речи.
Речевой этикет
Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении. Этапы
делового общения. Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом общении.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (12 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Текст как единица языка и речи
Признаки текста. Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и
конструктивные приемы текста. Виды преобразования текста. Корректировка текста.
Слово и текст в межкультурной коммуникации. Культурологическая информация в
тексте. Лингвокультурологический анализ текста.
Тематическое планирование
11 класс (1 час в неделю/34 часа в год)
№

Количество
часов

Тема урока
Язык и культура (7 часов)

1

Язык как феномен культуры и культурно-историческая
воспитывающая среда. Входное тестирование «Язык и
культура»

1

2-3

Базовые
концепты
как
основы
национальноспецифических образов и символов. Душа, Совесть,
Доброта. Воля

2

4-5

Базовые
концепты
как
основы
национальноспецифических образов и символов. Судьба. Дорога.
Удаль.

2

6

Базовые
концепты
как
основы
национальноспецифических образов и символов. Родина. Очаг

1

7

Контрольная работа

1

Культура речи (15 часов)
8-13

Синтаксические
нормы
литературного языка

современного

русского

6

14-16

Выразительность речи

3

17-18

Речевой тэтикет

2

19-21

Логичность речи

3

Контрольная работа (тестирование)

1

22

Культура речи (12 часов)
Типы текстов

1

24-25

Визуальные коммуникации и язык

2

26-29

Слово и текст в межкультурной
Прецедентные имена и тексты

30-31

Контрольная работа. Сочинение – рассуждение по
прочитанному тексту

2

32-34

Слово и текст в межкультурной
Прецедентные имена и тексты

3

23

коммуникации.

коммуникации.

4

Примерные темы проектных и исследовательских работ:



















Искусство вести беседу
Телевидение и литература: что окажется сильнее
Как влияют социальные сети на язык.
Край родной в легендах и преданиях.
Причины заимствования в современном русском языке.
Приемы речевого воздействия в газетных публикациях.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Структурные особенности русских метафор.
Средства речевой выразительности в различных типах политического текста (на
материале предвыборных публикаций).
Тексты современных песен – поэзия и антипоэзия.
Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в современных СМИ.
Сетевой знак @ в разных языках.
Слоганы в языке современной рекламы.
Являются ли жесты универсальным языком человечества?
Роль "ников" в интернете.
Языковой портрет ученика нашей школы.
Особенности языка СМС сообщений.
Иноязычная лексика в русском языке последних десятилетий.

Литература для учителя
1. Алексеев Ф. Все правила русского языка. Пособие для учителей и школьников. – М.:
«Издательство АСТ», 2018.
2. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. – М.: Дрофа, 2009.
3. Горшков А.И. Русская словесность. – М.: Дрофа, 2000.
4. Нарушевич А.Г. Средства выразительности на ЕГЭ и ОГЭ. 9-11 классы. Ростов-наДону: Легион, 2017.
5. Сергушева С.В. Комплексный анализ текста. – Санкт-Петербург: «Литера», 2005.
Литература для учащихся
1. Анненкова И. Русский язык. Знаки препинания? Это просто. Для школьников и
абитуриентов. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.
2. Арбатова Е.А Правила русского языка в таблицах и схемах. Санкт-Петербург. Литера.
2009 г.
3. Арбатова Е.А. Синтаксис и пунктуация русского языка в таблицах и схемах. СанктПетербург. Литера. 2014 г.
4. Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение. – М.: Новое знание, 2002.
5. Борисов А. Ю. Роскошь человеческого общения. – М., 2000.
6. Дэйли К., Дэйли-Каравелла Л. Научись говорить: твой путь к успеху. – СПб., 2004.
7. Каширина Т.Г. Доклады и сообщения по русскому языку. Москва. Эксмо. 2010 г.
8. Прядко В.А. Фонетика, лексика и фразеология русского языка в таблицах и схемах.
Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.
9. Родина И.О. Правила и упражнения по русскому языку. 6-7 классы. Ростов-на-Дону.
Серия «Школьный репетитор». 2010 г.
10. Рождественский Ю. В. Теория риторики. – М.: Флинта, Наука, 2006.
11. Стернин И. А. Практическая риторика. – М.: Издательский центр «Академия», 1993.
12. Стешов А. В. Как победить в споре. – Л., 1982.
13. Учебные пособия "Школьная риторика" УМК образовательной системы "Школа
2100".


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».