Рабочая программа по функциональной грамотности 5 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Кировградского городского округа
МАОУ СОШ № 15

РАССМОТРЕНО
руководитель МО

СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УР

УТВЕРЖДЕНО
директор МАОУ СОШ № 15

Н.А. Писменная______________

И.В. Голицына______________

А.А. Чухланцева______________

от "30" августа2022 г.

от "30" августа 2022 г.

от "30" августа2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Функциональная грамотность »
для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Гришанкова Надежда Сергеевна
Учитель

поселок Карпушиха 2022

Пояснительная записка
Рабочая программа по функциональной грамотности для 5 класса основного общего образования составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной основной образовательной программы основного
общего образования и Методических рекомендаций по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9-х классов.
Общая характеристика учебного предмета
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для
решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
В 5 классе основного общего образования продолжается формирование способности обучающихся решать учебные задачи и жизненные
проблемные ситуации на основе предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.
Цели изучения
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5 классов как индикатора качества и эффективности
образования, равенства доступа к образованию.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
Обучающийся должен обладать:
- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …;
- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…; - способностью строить социальные
отношения…;
- совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…»

Место учебного предмета «Функциональная грамотность» в учебном плане
Рабочая программа предусматривает на освоение курса «Функциональная грамотность» в 5 классе из расчёта 1 часа в неделю: всего34 часа.
Содержание учебного предмета
1. Понятие функциональной грамотности и ее содержательные компоненты. Актуальность формирования и развития компетенций 21 века.
2. Понятие креативное мышление. «Большая креативность» и «малая креативность».
Креативное самовыражение через текст и рисунок.
Креативность в получении нового знания и в решении научных проблем.
Креативная идея, этапы выполнения заданий на креативность. Критерии оценивания и анализ выполненных заданий на креативность.
Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на
получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения
Творческое мышление ― основа для появления нового знания, инновационных идей; привычка мыслить креативно всё заметнее влияет на
общественное и духовное развитие, на развитие производства.
Решение социальных проблем основано на способности учащихся сочувствовать и оценивать потребности отдельных социальных групп, разных людей,
распознавать образцы и выдвигать идеи, имеющие смысл для данной группы/человека, а также предлагать инновационные и одновременно
функциональные решения.

3. Глобальная компетентность - компонент функциональной грамотности, одна из ключевых компетенций, составляющих основу
ориентации и успешного существования в современном социуме. К содержательным аспектам относятся:
Глобальные проблемы
1. Человек и природа (аспекты: охрана природы, ответственное отношение к живой природе).
2. Здоровье как ценность.
3. Права человека как ценность.

Межкультурное взаимодействие:
1. Традиции и обычаи (аспекты: многообразие культур и идентификация с определенной культурой).
2. Семья и школа (аспект: роль семьи и школы в воспитании и образовании ребенка).

Планируемые образовательные результаты
В результате освоения предмета функциональная грамотность в 5 классе у обучающегося будут сформированы личностные,
метапредметные и предметные результаты, обеспечивающие выполнение ФГОС ООО и его успешное дальнейшее образование.
Личностные результаты
В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию:
• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);
патриотизм, уважение к Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка;
• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных
отношений, правосознание);
• осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого
отношения к членам своей семьи;
• развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
• нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Личностные результаты освоения рабочей программы по функциональной грамотности для основного общего образования должны отражать
готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания: — готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных
интересов других людей;

— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны;
— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
— представление о способах противодействия коррупции;
— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
— активное участие в школьном самоуправлении;
— готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания: — осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучаемого
материала;
— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа;
— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания: — ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
— готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков;
— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания: — восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;
— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
— стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — осознание ценности жизни с опорой на
собственный жизненный и читательский опыт;
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного
литературного образования;

— способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
— умение принимать себя и других, не осуждая; — умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из
литературных произведений; — уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков
литературных героев.
Трудового воспитания: — установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;
— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для
этого; — готовность адаптироваться в профессиональной среде;
— уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;
— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и
потребностей.
Экологического воспитания: — ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с заданиями, поднимающими
экологические проблемы;
— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания: — ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные
литературные произведения;
— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
— овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования;
— установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: — освоение
обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в
рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
— потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
— в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
— в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
— анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
— оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
— способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский
опыт;
— воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
— оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;

— формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
— быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные учебные познавательные действия:
1) Базовые логические действия: — выявлять и характеризовать существенные признаки объектов ;
— устанавливать существенный признак классификации и классифицировать изучаемые объекты по существенному признаку,
устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
— с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и
наблюдениях над текстом;
— предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;
— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
— делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
— формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
2) Базовые исследовательские действия:
— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение
— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
— владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
3) Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из
источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев

— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм
представления;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках; — самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать
решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно; — эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
— использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной
проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
— принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— уметь обобщать мнения нескольких людей;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке
литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые штурмы» и иные);

— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с
другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять
уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
— участниками взаимодействия на литературных занятиях;
— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные учебные регулятивные действия:
1) Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом
получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку
учебной ситуации и предлагать план её изменения;
— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам; — объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому
опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект: — развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями
других;

— выявлять и анализировать причины эмоций;
— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной
литературы;
— регулировать способ выражения своих эмоций;
4) Принятие себя и других:
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
— проявлять открытость себе и другим;
— осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты
По линии креативного мышления обучающиеся получат возможность научиться:
1) выдвигать идей для своих проектов, основываясь на заданном сценарии и исходных установках (например, на тех деталях, которые
должны быть включены в проект, или тех инструментах или способах, которые необходимо использовать) учащийся создает несколько
различных визуальных объектов, разными способами комбинируя предоставленные формы;
2) оценивать креативность собственных или чужих идей с позиций их ясности, привлекательности или новизны;
3)совершенствовать изображения в соответствии с данными инструкциями или дополнительной информацией
4) оценивать сильные и слабые стороны идей (учащийся может указать как улучшить например дизайн, предложенный другим учеником)
5) отбирать креативные идеи (учащийся ранжирует предложенные художественные дизайны, располагая их от наиболее до наименее
креативного)
Письменное самовыражение требует от учащихся продемонстрировать воображение и уважение к правилам и условностям, которые делают
создаваемые тексты понятными различным аудиториям. В заданиях используются различные модели:
(1) создание свободных высказываний и текстов (с указанными ограничениями по объёму);
(2) выдвижение идей для создания текстов на основе рассмотрения различных стимулов, таких как рисованные мультфильмы без
заголовков, фантастические иллюстрации, или ряд абстрактных картинок;
(3) оценка креативности приводимых высказываний, например, заголовков, историй, лозунгов, и т.п.

(4) совершенствование собственных или чужих текстов.
Визуальное самовыражение предполагает, что учащиеся исследуют, экспериментируют и излагают различные идеи с помощью различных
изобразительновыразительных средств. В заданиях используются различные модели: (1) выдвижение идей для своих проектов, основываясь
на заданном сценарии и исходных установках (например, на тех деталях, которые должны быть включены в проект, или тех инструментах
или способах, которые необходимо использовать);
(2) оценка креативности собственных или чужих идей с позиций их ясности, привлекательности или новизны;
(3) совершенствование изображений в соответствии с данными инструкциями или дополнительной информацией;
Решение социальных проблем предполагает:
(1) погружение в проблему, имеющую социальный фокус;
(2) выдвижение различных идей для возможных путей решения социальных проблем, отвечающих заданному сценарию;
(3) оценка оригинальности, эффективности и осуществимости собственных или чужих решений;
(4) вовлечение в непрерывный процесс построения знания и совершенствования
По линии глобальной компетенции обучающиеся получат возможность:
1) критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и
эффективно действовать в этих ситуациях;
2) осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие,
суждения и взгляды;
3) вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе ценностей устойчивого развития и
разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству
4) выявлять и анализировать различные мнения, подходы, точки зрения, мировоззрения и пр.; •

5) объяснять сложные ситуации и проблемы;
6) формулировать аргументы;
7) оценивать информацию;
8) оценивать действия и последствия (результаты).

Главными умениями глобальной компетентности являются: аналитическое и критическое мышление.

Читательская грамотность - это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением
для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

По линии читательской грамотности обучающиеся получат возможность научиться:
- находить связь предложений в тексте;
- анализировать структуру текста;
- вычленить главную информацию в тексте;
работать с неявно заданной информацией;
- проанализировать информацию или условия задачи;
- оценивать достаточность и достоверность представленной информации;
- извлекать необходимую информацию для ответа на вопрос;
- устно и письменно осмысливать полученную информацию;

- преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования;
- применять информацию из текста в изменённой ситуации.
Современному школьнику важно научиться понимать информацию из многочисленных разнообразных текстовых или других источников, что
предусматривает, помимо анализа, синтеза, интеграции и интерпретация информации, формирование таких умений, как сравнение информации,
полученной из разных источников, оценка достоверности текстов, интерпретация и обобщение информации из нескольких отличающихся, а иногда
противоречащих по содержанию, источников. В современном образовательном пространстве школьнику необходимо постоянно проявлять способность
находить информационно-смысловые взаимосвязи текстов разного типа и формата, объединенных одной темой, проблемой, соотносить информацию из
разных текстов с внетекстовыми фоновыми знаниями, критически оценивать информацию и делать собственный вывод.

В качестве основных проверяемых областей выделяются 4 области, которые основаны на основных читательских действиях:
1. Поиск и нахождение информации;
2. Интеграция и интерпретация информации;
3. Оценка содержания и формы текста;
4. Использование информации текста.

Тематическое планирование
№

Наименование
разделов и тем
П.п программы

Раздел 1
Креативное мышление

Кол-во часов
всего Контрольные

12

Дата

Виды
деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные
образовательные ресурсы

(1) выдвижение
идей ; (2) оценка
креативности
собственных или
чужих идей ; (3)
совершенствование
изображений в
соответствии с
данными
инструкциями

Устный опрос.
Практическая
работа,
самооценка

skiv.instrao.ru/bank-zadaniy

Практические

работы

работы

1

7

(1) создание
свободных
высказываний и
текстов (с
указанными
ограничениями по
объёму); (2)
выдвижение идей
для создания
текстов на основе
рассмотрения
различных
стимулов, таких
как рисованные

мультфильмы без
заголовков,
фантастические
иллюстрации, или
ряд абстрактных
картинок; (3)
оценка
креативности
приводимых
высказываний,
например,
заголовков,
историй, лозунгов,
и т.п. и (4)
совершенствование
собственных или
чужих текстов.
нформацией;

Раздел 2
Читательская
грамотность

9

1

5

1. Поиск и
нахождение
информации;
2. Интеграция и
интерпретация
информации;
3. Оценка
содержания и формы
текста;
4. Использование
информации текста

Устный опрос.
Практическая
работа,
самооценка

skiv.instrao.ru/bank-zadaniy

Раздел 3

13

Глобальные
компетенции

1

6

Выявление и
анализ различных
мнений, подходов,
точек зрения,
мировоззрения и
пр.;
• объяснение
сложных ситуаций
и проблем; •
формулирование
аргументов; •
оценка
информацию; •
оценка действий и
последствий

Общее количество
часов по программе

34

Устный опрос.
Практическая
работа,
самооценка

skiv.instrao.ru/bank-zadaniy

Поурочное планирование
№
п/п

Тема урока

Количество часов
всего контрольные
работы

1

Что такое креативное 1
мышление?
Креативность в
решении различных
проблем

1

2

1

3

Учимся выполнять
задания на
креативность.
Создание рисунка

4

Анализируем и
оцениваем работу

1

Визуальное
самовыражение
«Улыбка осени»

1

5

6

Анализируем и
оцениваем работу

1
1

7

Визуальное
самовыражение
«Эмблема для
первоклассника»

8

Анализируем и
оцениваем работу

1

9

Письменное
1
самовыражение
«Выдуманная страна»

Дата изучения

Виды, формы контроля

практические работы

Устный опрос
1
Устный опрос, практическая работа
1
Практическая работа «Идти в гору»

Самооценка с использованием оценочного листа
1
Практическая работа «Улыбка осени»

Самооценка с использованием оценочного листа
1
Практическая работа «Эмблема для первоклассника»

Самооценка с использованием оценочного листа
1

Практическая работа «Выдуманная страна»,
самооценка

Решение социальных 1
проблем «Порядок на
столе»

1

10

Решение естественно- 1
научных проблем
«Место для малины»

1

11

12

Итоговая работа
«Класс»

Читательская
1
грамотность «Сказки
из чернильницы»

1

13

Читательская
грамотность
«Монограммы»

1

1

14

Читательская
грамотность «Выход
в открытый космос»

1

15

16

Анализируем и
оцениваем работу

1

Читательская
грамотность «Умные
собаки»

1

17

18

Анализируем и
оцениваем работу

1

Читательская
грамотность
«Милосердие»

1

18

19

Анализируем и
оцениваем работу

1

1

Практическая работа «Порядок на столе», самооценка

Практическая работа, самооценка
1

Практическая работа, самооценка

Практическая работа, самооценка

Практическая работа, самооценка
1
Практическая работа

Самооценка
1
Практическая работа

Самооценка
1
Практическая работа, самооценка

самооценка

20

Итоговая работа

1

1

Что значит быть
«глобально
компетентным»?

1

21

22

Мыслить глобально, 1
действовать локально

1

Глобальная
компетентность
«Один в поле воин»

1

1

23

24

Анализируем и
оцениваем работу

1

25

«Планета будет
зеленой?»

1

26

Оцениваем работу

1

27

«Покупаем новое?»

1

28

Оцениваем работу

1

Межкультурное
взаимодействие
«Соседи»

1

29

30

Оцениваем работу

1

31

«В детском лагере»

1

32

Оцениваем работу

1

«Жить и учиться
дружно» итоговая
работа

1

33

Практическая работа, самооценка
Устный опрос

Практическая работа

Практическая работа

Самооценка
1

Практическая работа
Самооценка

1

Практическая работа
Самооценка

1
Практическая работа
Самооценка
1

Практическая работа
самооценка

1
Практическая работа

34

Оцениваем работу

1

Общее количество
часов по программе

34

Самооценка
3

17

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9
классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность,
читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых
заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а
также методические комментарии к заданиям.
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».