КВД «Чудеса физики»

Направленность:
общеинтеллектуальная

Пояснительная записка
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и
его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией,
формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для
обучающихся 10-13 лет, поскольку в этом возрасте происходит развитие главных
познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности
является формирование познавательных мотивов,
исследовательских
умений,
субъективно новых для обучающихся знаний и способов деятельности. Данная программа
позволяет обучающимся ознакомиться с методикой организации и проведения
экспериментально-исследовательской деятельности в современном учебном процессе по
физике, ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе
обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное
представление о данной науке. Экспериментальная деятельность будет способствовать
развитию у учащихся умения самостоятельно работать, думать, экспериментировать в
условиях школьной лаборатории, а также совершенствовать навыки аргументации
собственной позиции по определённым вопросам. Содержание программы соответствует
познавательным возможностям школьников.
Новизна и отличительные особенности. Реализация программного материала
способствует ознакомлению обучающихся с организацией коллективного и
индивидуального исследования, побуждает к наблюдениям и экспериментированию,
позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Актуальность программы. Дидактический смысл деятельности помогает
обучающимся связать обучение с жизнью. Знания и умения, необходимые для
организации исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации
и планирования жизнедеятельности.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
обучающиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции
ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Так же
существенную роль играет овладение детьми навыков работы с научной литературой:
поиск и подбор необходимых литературных источников, их анализ, сопоставление с
результатами, полученными самостоятельно. У обучающихся формируется логическое
мышление, память, навыки публичного выступления перед аудиторией, ораторское
мастерство.
Цель: создание условий для успешного освоения обучающимися основ
исследовательской деятельности, формирования критического и креативного мышления,
совершенствования навыков естественно-научной направленности, а также для
практической отработки учебного материала по учебному предмету «Физика» с
использованием средств обучения и воспитания «Точка роста».
Задачи:
Обучающие:
 формировать представление об исследовательской деятельности;
 обучать знаниям для проведения самостоятельных исследований;
 формировать навыки сотрудничества.
Развивающие:
 развивать умения и навыки исследовательского поиска;

развивать познавательные потребности и способности

Планируемые результаты
Личностные результаты:
 формирование положительного отношения к исследовательской деятельности;
 формирование интереса к новому содержанию и новым способам познания;
 ориентирование понимания причин успеха в исследовательской деятельности.
 формирование ответственности, самокритичности, самоконтроля;
 умение рационально строить самостоятельную деятельность;
 умение грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
 умение доводить работу до логического завершения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
 умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
 умение рационально строить самостоятельную деятельность;
 осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких результатов.
 уметь выделять ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с педагогом;
 планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане.
Предметные результаты:
 уметь осуществлять поиск нужной информации для выполнения исследования с
использованием дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в
т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
 уметь высказываться в устной и письменной формах;
 владеть основами смыслового чтения текста;
 анализировать объекты, выделять главное;
 осуществлять синтез;
 проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
 устанавливать причинно-следственные связи.
.
Формы и виды деятельности
Формы обучения:



групповая, организация парной работы;
фронтальная, обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
 индивидуальная, обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течениечасти
занятия или нескольких занятий.
Тип занятий – комбинированный. Занятия состоят из теоретической и практическойчастей, причём
большее количество времени занимает практическая часть.
Методы обучения (по
внешним признакам
деятельности
преподавателя
и
учащихся):
 Лекции – изложение педагогом предметной информации.
 Семинары – заранее подготовленные сообщения и выступление в группе и их
обсуждение.
 Дискуссии –
постановка
спорных
вопросов,
отработка
отстаивать
и
аргументировать свою точку зрения.
 Обучающие игры – моделирование различных жизненных ситуаций с обучающейцелью.
 Ролевые игры – предложение обучающихся стать персонажем и действовать от егоимени

в моделируемой ситуации.
 формат деловых, организационно-деятельностных игр, ориентированных наработу детей
с проблемным материалом,
 Презентация – публичное представление определенной темы.
 Практическая работа – выполнение упражнений.
 Самостоятельная работа – выполнение упражнений совместно или без участия
педагога.
 Творческая работа – подготовка, выполнение и защита творческих проектов
учащимися.
По источнику получения знаний:
 словесные;
 наглядные:

демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;

использование технических средств;

просмотр кино- и телепрограмм;
 практические:

практические задания;

тренинги;

деловые игры;

анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.;
По степени активности познавательной деятельности учащихся:

объяснительный;

иллюстративный;

проблемный;

частично-поисковый;

исследовательский

Содержание курса
Физика и физические методы изучения природы (3 часа)
Техника безопасности. Введение. Определение геометрических размеров тел. Изготовление
измерительногоцилиндра. Измерение толщины листа бумаги
Молекулярная физика (2 часа)
Диффузия в быту. Физика вокруг нас
Механические явления (25 часов)
Механическое движение. Средняя скорость движения. Инерция.
Масса. История измерения массы. Измерение массы самодельными весами. Всё имеет массу?
Определение массы воздуха в комнате.
Закон Гука. Сила тяжести. Силы мы сложили. Трение исчезло.
Давление. Определение давления бруска и цилиндра. Почему не все шары круглые?
Глубоководный мир: обитатели и погружение. Подъем из глубин. Барокамера. Покорение вершин.
Изменение давления и самочувствие человека. Выдающийся ученый Архимед. Мертвое море.
"Вычисление работы и мощности, совершенной школьником при подъеме с 1 на 3 этаж".
Я использую рычаг, блок и наклонную плоскость.
Превращение энергии.
Обобщение материала (2 часа)
Физика вокруг нас.

Тематическое планирование
№
Занятия

Наименование разделов и тем

I четверть (9 час)
Физика и физические методы изучения природы (3 часа)
Техника безопасности. Введение.Определение геометрических размеров тел
1.
Изготовление измерительногоцилиндра
2.
3.
4
5.
6.
7.
8.
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Измерение толщины листа бумаги
Молекулярная физика (2 часа)
Диффузия в быту
Физика вокруг нас
Механические явления (25 часов)
Средняя скорость движения
Инерция
Масса. История измерения массы
Защита мини-проектов «Мои весы»
II четверть (7 час)
Измерение массы самодельными весами
Определение массы 1 капли воды
Всё имеет массу? Определение массы
воздуха в комнате
Закон Гука
Сила тяжести
Силы мы сложили…
Трение исчезло…
III четверть (9 час)
Давление. Определение давления бруска и цилиндра
Почему не все шары круглые?
Глубоководный мир: обитатели

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
35

Глубоководный мир: погружение
Подъем из глубин. Барокамера
Покорение вершин
Изменение давления и самочувствие
человека
Выдающийся ученый Архимед
Выдающийся ученый Архимед
IV четверть (9 час)
Мертвое море
"Вычисление работы, совершеннойшкольником при подъеме с 1 на 3
этаж"
«Вычисление мощности развиваемойшкольником при подъеме с 1 на 3
этаж»
Я использую рычаг, блок, наклонную плоскость
Превращение энергии
Обобщение материала (1часа)
Физика вокруг нас
Составление кластера «Физика вокруг
нас». Презентация кластера «Физика вокруг нас»
Презентация кластера «Физика вокруг
нас»

Список литературы:
1.
2.

3.

4.

Шестернинов Е.Е., Ярцев М.Н. Учебный проект - Москва 2019г
Белова Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в
современном
образовании//Известия
российского
государственного
педагогического университета А.И.Герцена.-2018..
Ибрагимова Л., Ганиева Э. Логика организации и проведения проектноисследовательской деятельности с учащимися в общеобразовательном
учреждении//Общество:социология, психология, педагогика.-2016.№3.
Энциклопедии, справочники.

Интернет-ресурсы:
1. Сайт для учителей и родителей "Внеклассные мероприятия" - Режим
доступа: http://school-work.net/zagadki/prochie/
2. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - Режим
доступа: http://mon.gov.ru/pro/
3. Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов - Режим
доступа: http://school-collection.edu.ru/
4. Издательский дом "Первое сентября" - Режим доступа: http://1september.ru/
5. Проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М.К.Господникова и
др.. http://www.uchmag.ru/estore/e45005/content


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».