Направленность: общеинтеллектуальная Пояснительная записка Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для обучающихся 10-13 лет, поскольку в этом возрасте происходит развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для обучающихся знаний и способов деятельности. Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться с методикой организации и проведения экспериментально-исследовательской деятельности в современном учебном процессе по физике, ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о данной науке. Экспериментальная деятельность будет способствовать развитию у учащихся умения самостоятельно работать, думать, экспериментировать в условиях школьной лаборатории, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённым вопросам. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников. Новизна и отличительные особенности. Реализация программного материала способствует ознакомлению обучающихся с организацией коллективного и индивидуального исследования, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Актуальность программы. Дидактический смысл деятельности помогает обучающимся связать обучение с жизнью. Знания и умения, необходимые для организации исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации и планирования жизнедеятельности. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Так же существенную роль играет овладение детьми навыков работы с научной литературой: поиск и подбор необходимых литературных источников, их анализ, сопоставление с результатами, полученными самостоятельно. У обучающихся формируется логическое мышление, память, навыки публичного выступления перед аудиторией, ораторское мастерство. Цель: создание условий для успешного освоения обучающимися основ исследовательской деятельности, формирования критического и креативного мышления, совершенствования навыков естественно-научной направленности, а также для практической отработки учебного материала по учебному предмету «Физика» с использованием средств обучения и воспитания «Точка роста». Задачи: Обучающие: формировать представление об исследовательской деятельности; обучать знаниям для проведения самостоятельных исследований; формировать навыки сотрудничества. Развивающие: развивать умения и навыки исследовательского поиска; развивать познавательные потребности и способности Планируемые результаты Личностные результаты: формирование положительного отношения к исследовательской деятельности; формирование интереса к новому содержанию и новым способам познания; ориентирование понимания причин успеха в исследовательской деятельности. формирование ответственности, самокритичности, самоконтроля; умение рационально строить самостоятельную деятельность; умение грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки; умение доводить работу до логического завершения. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; умение рационально строить самостоятельную деятельность; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких результатов. уметь выделять ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с педагогом; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Предметные результаты: уметь осуществлять поиск нужной информации для выполнения исследования с использованием дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; уметь высказываться в устной и письменной формах; владеть основами смыслового чтения текста; анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез; проводить сравнение, классификацию по разным критериям; устанавливать причинно-следственные связи. . Формы и виды деятельности Формы обучения: групповая, организация парной работы; фронтальная, обучающиеся синхронно работают под управлением педагога; индивидуальная, обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течениечасти занятия или нескольких занятий. Тип занятий – комбинированный. Занятия состоят из теоретической и практическойчастей, причём большее количество времени занимает практическая часть. Методы обучения (по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся): Лекции – изложение педагогом предметной информации. Семинары – заранее подготовленные сообщения и выступление в группе и их обсуждение. Дискуссии – постановка спорных вопросов, отработка отстаивать и аргументировать свою точку зрения. Обучающие игры – моделирование различных жизненных ситуаций с обучающейцелью. Ролевые игры – предложение обучающихся стать персонажем и действовать от егоимени в моделируемой ситуации. формат деловых, организационно-деятельностных игр, ориентированных наработу детей с проблемным материалом, Презентация – публичное представление определенной темы. Практическая работа – выполнение упражнений. Самостоятельная работа – выполнение упражнений совместно или без участия педагога. Творческая работа – подготовка, выполнение и защита творческих проектов учащимися. По источнику получения знаний: словесные; наглядные: демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей; использование технических средств; просмотр кино- и телепрограмм; практические: практические задания; тренинги; деловые игры; анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.; По степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный; иллюстративный; проблемный; частично-поисковый; исследовательский Содержание курса Физика и физические методы изучения природы (3 часа) Техника безопасности. Введение. Определение геометрических размеров тел. Изготовление измерительногоцилиндра. Измерение толщины листа бумаги Молекулярная физика (2 часа) Диффузия в быту. Физика вокруг нас Механические явления (25 часов) Механическое движение. Средняя скорость движения. Инерция. Масса. История измерения массы. Измерение массы самодельными весами. Всё имеет массу? Определение массы воздуха в комнате. Закон Гука. Сила тяжести. Силы мы сложили. Трение исчезло. Давление. Определение давления бруска и цилиндра. Почему не все шары круглые? Глубоководный мир: обитатели и погружение. Подъем из глубин. Барокамера. Покорение вершин. Изменение давления и самочувствие человека. Выдающийся ученый Архимед. Мертвое море. "Вычисление работы и мощности, совершенной школьником при подъеме с 1 на 3 этаж". Я использую рычаг, блок и наклонную плоскость. Превращение энергии. Обобщение материала (2 часа) Физика вокруг нас. Тематическое планирование № Занятия Наименование разделов и тем I четверть (9 час) Физика и физические методы изучения природы (3 часа) Техника безопасности. Введение.Определение геометрических размеров тел 1. Изготовление измерительногоцилиндра 2. 3. 4 5. 6. 7. 8. 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Измерение толщины листа бумаги Молекулярная физика (2 часа) Диффузия в быту Физика вокруг нас Механические явления (25 часов) Средняя скорость движения Инерция Масса. История измерения массы Защита мини-проектов «Мои весы» II четверть (7 час) Измерение массы самодельными весами Определение массы 1 капли воды Всё имеет массу? Определение массы воздуха в комнате Закон Гука Сила тяжести Силы мы сложили… Трение исчезло… III четверть (9 час) Давление. Определение давления бруска и цилиндра Почему не все шары круглые? Глубоководный мир: обитатели 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 35 Глубоководный мир: погружение Подъем из глубин. Барокамера Покорение вершин Изменение давления и самочувствие человека Выдающийся ученый Архимед Выдающийся ученый Архимед IV четверть (9 час) Мертвое море "Вычисление работы, совершеннойшкольником при подъеме с 1 на 3 этаж" «Вычисление мощности развиваемойшкольником при подъеме с 1 на 3 этаж» Я использую рычаг, блок, наклонную плоскость Превращение энергии Обобщение материала (1часа) Физика вокруг нас Составление кластера «Физика вокруг нас». Презентация кластера «Физика вокруг нас» Презентация кластера «Физика вокруг нас» Список литературы: 1. 2. 3. 4. Шестернинов Е.Е., Ярцев М.Н. Учебный проект - Москва 2019г Белова Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании//Известия российского государственного педагогического университета А.И.Герцена.-2018.. Ибрагимова Л., Ганиева Э. Логика организации и проведения проектноисследовательской деятельности с учащимися в общеобразовательном учреждении//Общество:социология, психология, педагогика.-2016.№3. Энциклопедии, справочники. Интернет-ресурсы: 1. Сайт для учителей и родителей "Внеклассные мероприятия" - Режим доступа: http://school-work.net/zagadki/prochie/ 2. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/ 3. Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/ 4. Издательский дом "Первое сентября" - Режим доступа: http://1september.ru/ 5. Проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М.К.Господникова и др.. http://www.uchmag.ru/estore/e45005/content