2 Аннотация Рабочая программа по изобразительному искусству составлена для учащихся 5 - 7 классов на основе: - требований Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (второго поколения); - примерной основной образовательной программы образовательного учреждения; - примерной основной образовательной программы по изобразительному искусству; - санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения; - учебного плана МАОУ СОШ №15, годового учебно-календарного графика МАОУ СОШ №15 на текущий учебный год; - основной образовательной программы МАОУ СОШ №15; - основной образовательной программы «Изобразительное искусство» под редакцией доктора педагогических наук, профессора кафедры народного художественного творчества Московского государственного университета культуры и искусства Т. Я. Шпикаловой, М: «Просвещение» 2015. Программа включает, общую характеристику учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, место учебного предмета в учебном плане, содержание курса, тематическое планирование, планируемые результаты учебного предмета, курса. Обучение осуществляется по учебнику: 5 класс Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. М. Просвещение 2014 год. 6 класс Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. М. Просвещение 2015 год. 7 класс Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. М. Просвещение 2014 год. Учебник включен в федеральный перечень учебников, рекомендован Министерством образования и науки РФ. Материал изучается на базовом уровне. Материал рассчитан на 35 часов в год, 1 час в неделю. Содержание курса Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Истоки и смысл искусства. Искусство и мировоззрение. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Целостность визуального образа культуры. Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Храмовая 3 живопись и зодчество. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины. Художественный диалог культур. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Крупнейшие художественные музеи мира. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Искусство в современном мире. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Изобразительная природа визуальных искусств, их роль в современном мире. Роль музея в современной культуре. Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного выбора отдельного человека. Традиционный и современный уклад семейной жизни, отражённый в искусстве. Образы мира, защиты Отечества в жизни и в искусстве. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и в искусстве. Язык пластических искусств и художественный образ Специфика художественного изображения. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве. Средства художественной выразительности Художественные материалы и художественные техники. Материалы живописи, графики, скульптуры. Художественные техники. Композиция. Композиция — главное средство выразительности художественного произведения. Раскрытие вкомпозиции сущности произведения. Пропорции. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции. Цвет. Цветовые отношения. Колорит картины. Напряжённость и насыщенность цвета. Свет и цвет. Характер мазка. Линия, штрих, пятно. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача графическими средствами эмоционального состояния природы, человека, животного. Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира. Трансформация и стилизация форм. Взаимоотношение формы и характера. Ритм. Роль ритма в построении композиции в живописи и рисунке, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве. Виды и жанры пластических искусств Изобразительные виды искусства. Живопись, графика, скульптура. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Портрет, пейзаж, натюрморт; бытовой, исторический, анималистический жанры. Сюжет и содержание в произведении искусства. Изображение предметного мира. Рисунок с натуры, по представлению. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Опыт художественного творчества. Конструктивные виды искусства. Архитектура и дизайн. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён. Виды дизайна. Промышленный дизайн. Индустрия моды. Архитектурный и ландшафтный дизайн. Проектная культура. Проектирование пространственной и предметной среды. Графический дизайн. Арт-дизайн. Компьютерная графика и анимация. Декоративно-прикладные виды искусства. Народное искусство. Истоки декоративноприкладного искусства. Семантика образа в народном искусстве. Орнамент и его происхождение. 4 Виды орнамента. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Материалы декоративно-прикладного искусства. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества. Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография. Визуально-пространственные виды искусства и их значение в жизни людей. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Художник в театре. Изобразительная природа экранных искусств. Телевизионное изображение, его особенности и возможности. Создание художественного образа в искусстве фотографии. Основное содержание образования в 5 классе (34 ч, 1 ч – резервное время) Раздел 1. Образ матери-земли в искусстве (8 час.) Виды живописи (станковая, монументальная декоративная). Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная). Жанры пейзажа и натюрморта в живописи и графике. Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи (цвет, цветовой контраст, тон и тональные отношения). Формат и композиция. Ритм пятен. Произведения выдающихся художников: И. Левитан, И. Шишкин, В. Фаворский, П. Сезанн, В. Серов и др. Раздел 2. Природные и трудовые циклы в народной культуре и их образы в искусстве (8 час.) Бытовой жанр в живописи и графике. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Художественный образ и художественно-выразительные средства графики: линия, штрих, пятно и др. Художник – творец гражданин. Сказочные темы в искусстве. Произведения выдающихся художников: И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов и др. Раздел 3. Лад народной жизни и образы его в искусстве (10 час.) Художественная культура Древней Руси, и своеобразие, символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Древние корни народного искусства, специфика образносимволического языка. Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры. Связь времен в народном искусстве. Орнамент как основа декоративного украшения. Истории и современное развитие Городецкой росписи по дереву. Произведения выдающихся художников: В. Суриков, Б. Кустодиев и др. Раздел 4. Образ единения человека с природой и искусством (8 час.) Анималистический жанр и его особенности. Плакат как вид графики. Темы и содержание изобразительного искусства Др. Руси: А. Рублев «Троица». Национальные особенности орнамента в одежде разных народов. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Основное содержание образования в 6 классе (34 ч, 1 ч – резервное время) Раздел 1. Образ цветущей и плодоносной природы как вечная тема искусства (8 час.) Композиция в натюрморте: формат, фактура, характер мазка. Истоки и современное развитие декоративной росписи на фарфоре; Гжель. Истоки и современное развитие декоративной росписи подносов; Жостово. Художественный образ и художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Тема крестьянского труда и праздника в творчестве европейских и российских художников. «Передвижники» Реализм. Традиции и новаторство в искусстве. Направления в искусстве 20 в. (авангард, сюрреализм, постмодернизм). Раздел 2. Многообразие форм и мотивов орнаментального изображения предметного мира (7 час.) Виды орнамента. Растительный, зооморфный и смешанный орнамент Древнего Египта. Геометрический и растительный орнамент в античном искусстве. Особенности орнамента разных стран и эпох. Типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная геральдическая). Объединение «Мир искусства». Символизм и модерн. Раздел 3. Исторические реалии в искусстве разных народов (9 час.) Архитектура древней Руси. Древние памятники Новгорода, Владимира, Москвы. Средневековая архитектура стран Западной Европы. Романский и готический стили. Исторический и батальный жанр в живописи и графике. Жанр портрета. Женские образы в искусстве. Символика образов природы в декоре и покрое русского народного костюма. Дизайн и его виды. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Дизайн одежды: прошлое и современность. Вкус и 5 мода. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Произведения выдающихся художников: Л.да Винчи, Рафаэля, Ф. Гойя, Рембрандт, С Рокотов, В. Суриков. Раздел 4. Образ весны как символ возрождения природы и обновления жизни (10 час.) Древние образы в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве (птица, водная стихия). Вечные темы в искусстве. Библейская тема в искусстве. Стили в искусстве: импрессионизм. Выразительные средства графики в отражении природных форм. Произведения выдающихся художников: Л. да Винчи, А. Дюрер, К. Моне, И. Айвазовский, А. Иванов. М. Нестеров. музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея). Музеи города Кирова и Кировской области. Роль пластических искусств в жизни человека и общества. Основное содержание образования в 6 классе (34 ч, 1 ч – резервное время) Раздел 1. Образ цветущей и плодоносной природы как вечная тема искусства (8 час.) Композиция в натюрморте: формат, фактура, характер мазка. Истоки и современное развитие декоративной росписи на фарфоре; Гжель. Истоки и современное развитие декоративной росписи подносов; Жостово. Художественный образ и художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Тема крестьянского труда и праздника в творчестве европейских и российских художников. «Передвижники» Реализм. Традиции и новаторство в искусстве. Направления в искусстве 20 в. (авангард, сюрреализм, постмодернизм). Раздел 2. Многообразие форм и мотивов орнаментального изображения предметного мира (7 час.) Виды орнамента. Растительный, зооморфный и смешанный орнамент Древнего Египта. Геометрический и растительный орнамент в античном искусстве. Особенности орнамента разных стран и эпох. Типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная геральдическая). Объединение «Мир искусства». Символизм и модерн. Раздел 3. Исторические реалии в искусстве разных народов (9 час.) Архитектура древней Руси. Древние памятники Новгорода, Владимира, Москвы. Средневековая архитектура стран Западной Европы. Романский и готический стили. Исторический и батальный жанр в живописи и графике. Жанр портрета. Женские образы в искусстве. Символика образов природы в декоре и покрое русского народного костюма. Дизайн и его виды. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Дизайн одежды: прошлое и современность. Вкус и мода. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Произведения выдающихся художников: Л.да Винчи, Рафаэля, Ф. Гойя, Рембрандт, С Рокотов, В. Суриков. Раздел 4. Образ весны как символ возрождения природы и обновления жизни (10 час.) Древние образы в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве (птица, водная стихия). Вечные темы в искусстве. Библейская тема в искусстве. Стили в искусстве: импрессионизм. Выразительные средства графики в отражении природных форм. Произведения выдающихся художников: Л. да Винчи, А. Дюрер, К. Моне, И. Айвазовский, А. Иванов. М. Нестеров. музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея). Музеи города Кирова и Кировской области. Роль пластических искусств в жизни человека и общества. Основное содержание образования в 7 классе (34 ч, 1 ч – резервное время) Раздел 1. Человек и среда его обитания в их взаимоотношении в изобразительном искусстве (8 час.) Синтез изобразительного искусства и архитектуры. Архитектурный пейзаж. Пейзаж в творчестве художников 19-20 вв. Натюрморт в зарубежном и русском искусстве на разных этапах его развития. Передача фактуры и объема предметов в живописном натюрморте. Дизайн интерьера и его древние истоки. Монументальная живопись. Особенности интерьера в архитектуре Возрождения и Нового времени (барокко, классицизм). Интерьер как жанр изобразительного искусства. Произведения выдающихся художников: Дионисий, А. Венецианов, К.С. ПетровВодкин. В. Ван Гог, П. Пикассо. Раздел 2. Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве (6 час.) 6 Архитектура России 18 вв. Стили: барокко и классицизм. Интерьер дворянской усадьбы и его отражение в бытовой живописи России. Произведения выдающихся художников и архитекторов: В. Растрелли. В. И. Баженов, К. Брюллов, П.А.Федотов. Линейная перспектива в изображении интерьера. Раздел 3. Народный мастер – носитель национальной культуры (10 час.) Виды декоративно-прикладного и народного искусства (резьба и роспись по дереву, художественная керамика, вышивка, кружевоплетение и др.). Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Орнамент как основа декоративного украшения. История и современное развитие народных промыслов России: Городец, Хохлома, дымковская и филимоновская игрушка, Палех, Холуй и др. Особенности профессионального декоративно-прикладного искусства. Раздел 4. Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство. (10 час.) Тема полета и космическая тема в творчестве художников. Дизайн и его виды. Равновесия устойчивости, динамики с помощью простых геометрических форм. Пространственная композиция как объект дизайна. Вечные темы великие и исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве, мемориальные ансамбли. Спортивная тема в жанровом искусстве. Пропорции и пропорциональные отношения как средства композиции. Художественный образ и художественно-выразительные средства скульптуры. Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая). Архитектура и ее виды. Произведения выдающихся художников и архитекторов: И. Мартос, Э. – М. Фальконе, О.Роден, С.Коненков, В..Мухина, П.Корин. Планируемые результаты освоения учебного предмета Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества Выпускник научится: • понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией; • осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям; • понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека; • осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественнотворческой деятельности, создавать выразительные образы. Выпускник получит возможность научиться: • выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства; • определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике; • различать произведения разных эпох, художественных стилей; • различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма). Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства Выпускник научится: • понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества; • осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений; • осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией; • передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства; • осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города. 7 Выпускник получит возможность научиться: • понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе; • осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека; • понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим. Язык пластических искусств и художественный образ Выпускник научится: • эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка; • понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве; • создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике; • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Выпускник получит возможность научиться: • анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников; • понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу; • анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа. Виды и жанры изобразительного искусства Выпускник научится: • различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; • различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику; • различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла. Выпускник получит возможность научиться: • определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства; • понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств. Изобразительная природа фотографии, театра, кино Выпускник научится: • определять жанры и особенности художественной фотографии, её отличие от картины и нехудожественной фотографии; • понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино; • применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима для школьного спектакля (при наличии в школе технических возможностей — для школьного фильма); 8 Выпускник получит возможность научиться: • использовать средства художественной выразительности в собственных фотоработах; • применять в работе над цифровой фотографией технические средства Photoshop; • понимать и анализировать выразительность и соответствие авторскому замыслу сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. 5 класс (34 ч, 1 ч - резервное время) Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов Основное содержание материала, темы Характеристики основных видов учебной деятельности учащихся Раздел: «Образ родной земли в изобразительном искусстве» (8 ч) Тема: «Образ плодородия земли в изобразительном искусстве» (3 ч) Дары осени в натюрморте. Колорит и образный строй натюрморта. Осенние плоды в твоём натюрморте. Чудо-дерево. Образ – символ «дерево жизни» в разных видах искусства. Тема: «Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве» (5 ч) Красота осеннего пейзажа в живописи и графике. «Осенних дней очарованье» в книжной графике. Раздел: «Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве» (8 ч) Тема: «Народные праздники обряды в жизни и искусстве. Традиции и современность» (2 ч) Человек и земля – кормилица. Праздник урожая как завершение трудового и природного цикла. Ярмарка как периодически устраиваемый торг и обмен культурно – промышленными товарами и форма общения между людьми. Тема: «Образ Зимняя пора времени года в графике. искусстве» (2 ч) в живописи и Проявление познавательной активности в области предметной деятельности. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Овладение элементами организации умственного и физического труда. Сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора. Аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом. Развитие моторики и координации движений рук, достижение необходимой точности движений при выполнении различных задач урока. Развитие эстетического вкуса, художественного мышления, индивидуальных творческих способностей. Выработка умения структурировать знания; оценивать процесс и результат деятельности. 9 Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов Основное содержание материала, темы Характеристики основных видов учебной деятельности учащихся Тема: «Традиции и Делу - время, потехе – час. Приобретение опыта работы с современность. Искусство вокруг нас. различными художественными Взаимоотношения Рукодельницы и мастера. материалами. людей в жизни и Приобретение опыта создания искусстве. Роль художественного образа в разных декоративновидах и жанрах искусства. прикладных искусств Выражение в творческой работе в повседневной своего отношения к определённой жизни человека и теме. общества (2 ч) Выполнение заданий творческого и поискового характера. Тема: «Сплав Герои сказок и былин в творчестве Осуществление сбора и поиска фантазии и мастеров искусства. информации о культуре и искусстве с реальности в образах использованием поисковых систем фольклорных героев Интернета. (2 ч) Рассматривание произведений отечественных и зарубежных Раздел: «Лад в народной жизни и образы его в художников. искусстве» (10 ч) Определение жанра изобразительного искусства. Участие в обсуждении особенностей Тема: «Русское Памятники древнерусской творческой манеры художников. народное деревянное архитектуры в музеях под Работа по карточкам поэтапного зодчество. Польза и открытым небом. Изба – творение рисования. русских мастеров - древоделов. Применение правил перспективы и красота» (5 ч) Изба – модель мироздания. Лад знаний о композиции. народной жизни и его образы в Анализ колорита (какой цвет каковы цветовые искусстве. Традиции и преобладает, оттенки) используемые в рисунке современность. или работе художника. Тема: «Образ Художник и театр. Декорации к Давать оценку результатам своей народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». деятельности. опере-сказке Художник и театр. Образы Объяснять смысл понятий с опорой «Снегурочка». Синтез персонажей. Народные традиции на словарик в учебнике. в сценическом костюме к опереискусств» (2 ч) сказке «Снегурочка» Тема: «Календарный праздник широкой масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни» (3 ч) Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве. Традиции оформления праздничной среды. 10 Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов Основное содержание материала, темы Характеристики основных видов учебной деятельности учащихся Раздел: «Образ единения человека с природой в искусстве» (8 ч) Тема: «Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа» (2 ч) Животные – братья наши меньшие. Животное и его повадки в творчестве скульпторов – анималистов. Тема: «Тема защиты Экологическая тема в плакате. и охраны природы и памятников культуры» (2 ч) Тема: «Народный календарный праздник Троицыной недели в жизни и искусстве» (4 ч) Троицына неделя и её образы в искусстве. Обрядовые куклы Троицыной недели. Традиции и современность. 6 класс (34 ч, 1 ч – резервное время) Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов Основное содержание материала, темы Характеристики основных видов учебной деятельности учащихся Раздел: «Образ цветущей и плодоносной природы как вечная тема в искусстве» (8 ч) Тема: «Великолепие цветения природы и изображение его в искусстве натюрморта» (2 ч) Осенний букет в натюрморте живописцев. Цветы на лаковых подносах мастеров из Жостова и Нижнего Тагила. Осенние цветы в росписи твоего подноса. Цветочные мотивы в искусстве Тема: «Сияние народов России, стран Запада и цветущей природы на Востока. лаковых подносах (2ч) Тема труда и праздника в творчестве европейских Тема: «Тема труда в художников, в российском искусстве. Традиции Проявление познавательной активности в области предметной деятельности. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России, формирование целостного 11 Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов и новаторство искусстве» (4 ч) Основное содержание материала, темы в искусстве 19в. искусстве 20 в. Тема Характеристики основных видов учебной деятельности учащихся труда в мировоззрения. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности вести диалог с другими Раздел: «Многообразие форм и мотивов людьми и достигать в нём орнаментального изображения предметного мира» (7 ч) взаимопонимания. Развитие моторики и координации движений рук, достижение необходимой точности движений при выполнении различных задач урока, развитие эстетического вкуса, художественного мышления, индивидуальных творческих способностей. Развитие умения структурировать знания; оценивать процесс и результаты деятельности. Приобретение опыта работы с различными художественными материалами. Выработка умения выполнять творческое задание согласно условиям. Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное и духовное многообразие современного мира; освоение социальных норм, правил поведения; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира. Развитие умения соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Освоение художественной культуры во всём многообразии её видов , жанров, стилей; освоение практических умений и навыков восприятия , интерпретации и оценки 12 Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов Основное содержание материала, темы Характеристики основных видов учебной деятельности учащихся произведений искусства. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Рассматривать особенности крепостной архитектуры, определять главное в архитектурном облике замков разных стран. Осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности. Тема: «Символ плодородия и радости жизни в орнаментальном искусстве народов древнего мира». (5 ч) Растительный орнамент в искусстве Древнего Египта. Зооморфные мотивы в искусстве Древнего Египта. Изысканный декор сосудов Древней Греции. Древние орнаменты в творчестве художников разного времени. Орнаментальные мотивы в художественном текстиле Индии и русская набойка. Тема: «Праздник Традиции встречи Нового года в встречи Нового года в современной культуре. «Новый культуре разных год шагает по планете…» народов» (2ч ) Раздел: «Исторические реалии в искусстве разных народов». (9 ч) Тема: «Образы ратного подвига и тема защиты родной земли в искусстве». (4 ч ) Каменные стражи России (ХIIXVII вв.). Рыцарский замок в культуре средневековой Европы. Романский и готический стили в архитектуре Западной Европы. Синтез искусств. Военное облачение русского воина и доспехи западноевропейского рыцаря в жизни и искусстве. Батальная композиция. У истоков исторического жанра. 13 Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов Тема: «Прославление женщины в искусстве народов мира». (2 ч ) Основное содержание материала, темы Характеристики основных видов учебной деятельности учащихся Тема прекрасной девы и женщины-матери в искусстве. Личность женщины в портретноисторической композиции XIXначала ХХв. Тема: «Народный Русский народный костюм как костюм в зеркале культурное достояние нашего истории. Дизайн Отечества. одежды. Фольклорный фестиваль (3 ч ) Раздел: «Образ весны как символ возрождения природы и обновления жизни» (10 ч) Раздел: «Образ времени года в искусстве. Весна – утро года». (10 ч) Тема: «Первые Весенний гомон птичьих стай в приметы жизни и искусстве. «Живая зыбь» пробуждения - изображение водной стихии. природы и их образы в искусстве» (4 ч) Тема: «Пасха – праздник весны и Воскресения Христова. Библейские темы в искусстве» (2 ч) «Как мир хорош в своей красе нежданной…» Знакомство с произведениями отечественных художников, в которых воссозданы образы Пасхи. Изображение пасхального натюрморта. Тема: «Весеннее многообразие природных форм в жизни и искусстве» (2 ч) Земля пробуждается. Знакомство с произведениями отечественных и западноевропейских художников, в которых воссозданы образы пробуждающейся природы. Выполнение зарисовок с натуры цветов, трав, насекомых. Тема: «Художественные музеи мира, России» Знать и называть крупнейшие музеи Европы и России, понимать их специфику. Называть наиболее известные произведения из коллекции ведущих музеев мира, России и своего региона. Уважать историю культуры своего Отечества, выраженную в ее 14 Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов Основное содержание материала, темы Характеристики основных видов учебной деятельности учащихся архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды. (2 ч) 7 класс (34 ч, 1 ч – резервное время) Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов Основное содержание материала темы Характеристики основных видов учебной деятельности учащихся Раздел: «Образ матери земли в изобразительном искусстве» (8 ч) Тема: «Человек среда в жизни изобразительном искусстве» (2 ч) и Природа мест, где я живу. Красота Умение самостоятельно определять и городского и сельского пейзажа. цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и познавательной Тема: «Предметная О чём поведал натюрморт. интересы своей деятельности. среда человека в Атрибуты искусства в твоём Выполнять наброски и зарисовки натюрморте. натюрморте» (3 ч) элементов архитектурных сооружений, интерьера дома. Тема: «Образ Интерьер в архитектуре и взаимоотношений изобразительном искусстве. Освоение художественной культуры во всём многообразии её видов , человека и Интерьер твоего дома. жанров, стилей; освоение пространства практических умений и навыков помещений» (3 ч) восприятия , оценки произведений искусства. Раздел: «Мир русской дворянской усадьбы как Формирование коммуникативной достояние художественной культуры и образ жизни компетентности в общении со человека в искусстве» (6 ч) сверстниками, взрослыми. Развитие эстетического Тема: «Русская Архитектурный облик дворцовой Формирование интереса и дворянская усадьба усадьбы XVII – второй половины уважительного отношения к как архитектурный XVIII в. Особенности культурному наследию России. ансамбль» (3 ч) паркостроения. Подмосковные Владение основами самоконтроля, дворянские усадьбы и их парки самооценки при выполнении конца XVIII – середины XIX в. 15 Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов Тема: «Одежда и быт русского дворянина в жизни и изобразительном искусстве» (3 ч ) Основное содержание материала темы Характеристики основных видов учебной деятельности учащихся Роль искусства в организации предметно – пространственной среды человека и его духовной жизни. творческой работы. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать. Осуществление сбора и поиска информации о культуре и искусстве с использованием поисковых систем Интернета. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Давать оценку результатам своей творческо-художественной деятельности и одноклассников. Выполнять творческое задание согласно заданным условиям. Выполнять портретные зарисовки лица человека согласно пропорциям. Рассматривать произведения отечественных и зарубежных художников. Выражать своё отношение к изображаемому на полотнах отечественных и зарубежных художников. Развитие моторики и координации движений рук, глазомера. Достижение необходимой точности движений при выполнении различных задач урока, развитие эстетического вкуса, художественного мышления, индивидуальных творческих способностей. Приобретение опыта работы с различными художественными материалами и в разных техниках. Формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности. Светский костюм русского дворянства XVIII – XIX столетий. Русская скульптура XVIII – начала XIXв. в пространстве города, дворянской усадьбы и парка. Быт и традиции русского дворянства XVIII – начала XIXв. в жизни и искусстве. Раздел: «Народный мастер – носитель национальной культуры» (10 ч) Тема: «Народное искусство как часть художественной культуры. Виды народного искусства, их образный строй, художественные традиции» (8 ч) «Без вышивки в доме не обойтись…». «Размётные травы, цветы, сказочные птицы и быстроногие олени» в народной росписи по дереву в разных регионах России. «Каков мастер, такова и работа». Глиняная игрушкасвистулька разных регионов России. Русские ювелирные украшения России XVII-XXвв. Традиции и современность. Тема: «Весенняя ярмарка как праздник Ярмарка и ее отражение в народного искусства» сюжетах лаковой миниатюры (2ч) Палеха, Холуя и др. ярмарка в произведения русских живописцев. Раздел: «Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство» (10 ч) 16 Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов Основное содержание материала темы Тема: «Творческая активность человека, способность проявления твердости духа в жизни и отображение их в изобразительном искусстве» (5 ч) Тема полета и космическая тема в творчестве художников. Дизайн и его виды. Версия устойчивости, динамики с помощью простых геометрических форм. Пространственная композиция как объект дизайна. Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве, Тема: «Сила и мемориальные ансамбли. ловкость человека в поединке, и образ Спортивная тема в жанровом спортивного искусстве. Пропорции и праздника в пропорциональные отношения как искусстве» (2 ч) средства композиции. Тема: «Скульптура и архитектура как вид пластических искусств» (3 ч) Характеристики основных видов учебной деятельности учащихся Понимать роль искусства в организации и предметнопространственной среды жизнедеятельности человека. Знать и понимать три основных закона архитектуры (прочность, польза, красота). Иметь представление об основных вехах развития архитектуры и передавать их специфику в зарисовке. Художественный образ и художественно-выразительные средства скульптуры. Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая). Архитектура и ее виды. Произведения выдающихся художников и архитекторов: И. Мартос, Э.-М. Фальконе, О. Роден, С. Коненков, В. Мухина. П. Корин и др. 17 Тематическое планирование по изобразительному искусству 5 класса 35 часов (1 час резервное время) № Тема урока Кол-во часов 1 Вводный инструктаж по технике безопасности. Введение. 1 Дары осени в натюрморте 2 Дары осени в натюрморте 1 3 Осенние плоды в натюрморте 1 4 Чудо-дерево. Образ-символ «древо жизни» в разных видах искусства 1 5 Дары осени, богатый урожай 1 6 Осень в твоём натюрморте 1 7 Человек и земля кормилица 1 8 Ярмарка 2 9 Образ времени года в искусстве 1 10 Зимняя пора в живописи 1 11 Традиции и современность 1 12 Искусство вокруг нас 1 13 Рукодельницы и мастера 1 14 Герои сказок и былин 2 15 Образ фольклорного героя в цвете 1 16 Русское деревянное зодчество 1 17 Изба-творение русских мастеров - древоделов 1 18 Лад народной жизни и образы его в искусстве 1 19 Художник в театре. Декорации к опере-сказке «Снегурочка» 1 20 Народные традиции в сценическом костюме 1 21 Весёлая Масленица 1 22 Традиции оформления праздничной среды 1 23 Изображение животного в искусстве 1 18 24 Животные братья наши меньшие 1 25 Животные и его повадки в творчестве скульпторов 1 26 Памятники животным 1 27 Экологическая тема в плакате 1 28 Экологическая тема в плакате 1 29 Обрядовая кукла традиционной недели 1 30 Куклы в праздничном наряде 2 31 Итоговая работа 1 32 Закрепление пройденного (повторение) 1 Итого: 35 часа 19 Тематическое планирование по изобразительному искусству 6 класса 34 часа (1 час резервное время) Кол-во № 1 Тема урока Вводный инструктаж по технике безопасности. Введение. часов 1 Цветы в живописи 2 Цветы в живописи 1 3 Осенний букет в натюрморте 1 4 Твои любимые цветы в росписи 1 5 Крестьянский труд подноса и праздники в искусстве 1 6 Растительный орнамент Древнего Египта 1 7 Зооморфные мотивы в орнаменте Древнего Египта 1 8 Изысканный декор сосудов Древнего Египта 1 9 Древние орнаменты в творчестве художников разного времени 1 10 Орнаментальные мотивы в художественном текстиле 1 11 Традиции Новолетия в культуре народов мира 1 12 Традиции встречи Нового года в современной культуре (сувениры) 1 13 «Новый год шагает по планете» 1 14 Каменные стражи России 1 15 Рыцарский замок в культуре средневековой Европы 2 16 Военное облачение русского воина 1 17 Боевые действия эпохи Средневековья 1 18 Особенности воплощения образа женщины 1 19 Личность женщины в портретно-исторической композиции 1 20 Русский народный костюм 1 21 Традиционный костюм народов нашей страны 1 22 Традиционный костюм народов нашей страны 1 23 Разноликий хоровод 2 24 Весенний гомон птичьих стай в жизни и искусстве 1 20 25 Весенний гомон птичьих стай в жизни и искусстве 2 26 Пейзаж с водным простором, зарисовка по памяти 1 27 Пейзаж с водным простором в цвете 1 28 Эскиз пасхального натюрморта 1 29 Графическая зарисовка растений 1 30 Декоративно живописная композиция 1 31 Декоративно живописная композиция 1 32 Повторение 1 Итого: 35 часа 21 Тематическое планирование по изобразительному искусству 7 класса 34 часа (1 час резервное время) Кол-во № 1 Тема урока Вводный инструктаж по технике безопасности. Введение. часов 1 Объекты архитектуры в пейзаже 2 Объекты архитектуры в пейзаже 1 3 «Природа мест, где я живу» 1 4 Красота сельского пейзажа 1 5 Предметная среда человека в натюрморте 2 6 О чём поведал натюрморт 1 7 Атрибуты искусства в натюрморте 1 8 Интерьер 1 9 Интерьер в архитектуре и изобразительном искусстве 1 10 Интерьер твоего дома 1 11 Подмосковные дворянские усадьбы и их парки 1 12 Одежда и быт русского дворянства в 18в. 1 13 Советский костюм русского дворянства 18в. 1 14 Быт и традиции русского дворянства 1 15 Быт и традиции русского дворянства 1 16 Русская скульптура 18в. в пространстве города 1 17 Скульптурная композиция вертепа 1 18 Народный мастер-носитель национальной культуры 1 19 Без вышивки в доме не обойтись 1 20 Размётные травы и цветы 1 21 Глиняная игрушка-свистулька 2 22 Русские ювелирные украшения 1 23 Русские ювелирные украшения 1 24 Ярмарочный торг 1 22 25 Ярмарочный торг 1 26 Галактическая птица 1 27 Проект космической станции 1 28 Проект космической станции 1 29 Защитник Отечества в портретной живописи 2 30 Образ борца и участника спортивного состязания в искусстве 1 31 Спортивный праздник в твоей композиции 1 32 Итоговый урок (повторение) 1 Итого: 35 часа 23