РП фгос 5-7 класс изо2021-2023

2

Аннотация
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена для учащихся 5 - 7 классов
на основе:
- требований Федерального Государственного образовательного стандарта основного
общего образования (второго поколения);
- примерной основной образовательной программы образовательного учреждения;
- примерной основной образовательной программы по изобразительному искусству;
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения;
- учебного плана МАОУ СОШ №15, годового учебно-календарного графика МАОУ СОШ
№15 на текущий учебный год;
- основной образовательной программы МАОУ СОШ №15;
- основной образовательной программы «Изобразительное искусство» под редакцией
доктора педагогических наук, профессора кафедры
народного художественного творчества Московского государственного университета
культуры и искусства Т. Я. Шпикаловой, М: «Просвещение» 2015.
Программа
включает, общую характеристику учебного предмета,
личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, место учебного
предмета в учебном плане, содержание курса, тематическое планирование, планируемые
результаты учебного предмета, курса.
Обучение осуществляется по учебнику:
5 класс Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. М. Просвещение 2014 год.
6 класс Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. М. Просвещение 2015 год.
7 класс Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. М. Просвещение 2014 год.
Учебник включен в федеральный перечень учебников, рекомендован Министерством
образования и науки РФ.
Материал изучается на базовом уровне. Материал рассчитан на 35 часов в год, 1 час в
неделю.
Содержание курса
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества
Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Истоки и
смысл искусства. Искусство и мировоззрение. Народное традиционное искусство. Роль
изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Исторические эпохи и
художественные стили. Целостность визуального образа культуры.
Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в
произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Отражение в
искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Храмовая
3

живопись и зодчество. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль
визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины.
Художественный диалог культур. Пространственно-визуальное искусство разных
исторических эпох и народов. Особенности средств выразительности в художественных культурах
народов Запада и Востока. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие
мастера русского и европейского искусства. Крупнейшие художественные музеи мира.
Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Роль искусства в
организации предметно-пространственной среды жизни человека.
Искусство в современном мире. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в
современном мире. Изобразительная природа визуальных искусств, их роль в современном мире.
Роль музея в современной культуре.
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного выбора
отдельного человека.
Традиционный и современный уклад семейной жизни, отражённый в искусстве. Образы мира,
защиты Отечества в жизни и в искусстве.
Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни.
Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и в искусстве.
Язык пластических искусств и художественный образ
Специфика художественного изображения. Художественный образ — основа и цель
любого искусства. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве.
Средства художественной выразительности
Художественные материалы и художественные техники. Материалы живописи, графики,
скульптуры. Художественные техники.
Композиция. Композиция — главное средство выразительности художественного
произведения. Раскрытие вкомпозиции сущности произведения.
Пропорции. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции.
Цвет. Цветовые отношения. Колорит картины. Напряжённость и насыщенность цвета. Свет и
цвет. Характер мазка.
Линия, штрих, пятно. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача
графическими средствами эмоционального состояния природы, человека, животного.
Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного
мира. Трансформация и стилизация форм. Взаимоотношение формы и характера.
Ритм. Роль ритма в построении композиции в живописи и рисунке, архитектуре,
декоративно-прикладном искусстве.
Виды и жанры пластических искусств
Изобразительные виды искусства. Живопись, графика, скульптура. Особенности
художественного образа в разных видах искусства. Портрет, пейзаж, натюрморт; бытовой,
исторический, анималистический жанры. Сюжет и содержание в произведении искусства.
Изображение предметного мира. Рисунок с натуры, по представлению. Исторические,
мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Опыт художественного
творчества.
Конструктивные виды искусства. Архитектура и дизайн. Роль искусства в организации
предметно-пространственной среды жизни человека. Единство художественного и
функционального в архитектуре и дизайне.
Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён.
Виды дизайна. Промышленный дизайн. Индустрия моды. Архитектурный и ландшафтный
дизайн. Проектная культура. Проектирование пространственной и предметной среды.
Графический дизайн. Арт-дизайн. Компьютерная графика и анимация.
Декоративно-прикладные виды искусства. Народное искусство. Истоки декоративноприкладного искусства. Семантика образа в народном искусстве. Орнамент и его происхождение.

4

Виды орнамента. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Материалы
декоративно-прикладного искусства. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная
фотография. Визуально-пространственные виды искусства и их значение в жизни людей. Роль и
значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Художник в театре.
Изобразительная природа экранных искусств. Телевизионное изображение, его особенности и
возможности. Создание художественного образа в искусстве фотографии.
Основное содержание образования в 5 классе (34 ч, 1 ч – резервное время)
Раздел 1. Образ матери-земли в искусстве (8 час.)
Виды живописи (станковая, монументальная декоративная). Виды графики (станковая, книжная,
плакатная, промышленная). Жанры пейзажа и натюрморта в живописи и графике.
Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи (цвет, цветовой
контраст, тон и тональные отношения). Формат и композиция. Ритм пятен. Произведения
выдающихся художников: И. Левитан, И. Шишкин, В. Фаворский, П. Сезанн, В. Серов и др.
Раздел 2. Природные и трудовые циклы в народной культуре и их образы в искусстве (8
час.)
Бытовой жанр в живописи и графике. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика,
симметрия и асимметрия). Художественный образ и художественно-выразительные средства
графики: линия, штрих, пятно и др. Художник – творец гражданин. Сказочные темы в искусстве.
Произведения выдающихся художников: И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов и др.
Раздел 3. Лад народной жизни и образы его в искусстве (10 час.)
Художественная культура Древней Руси, и своеобразие, символичность, обращенность к
внутреннему миру человека. Древние корни народного искусства, специфика образносимволического языка. Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры. Связь времен в
народном искусстве. Орнамент как основа декоративного украшения. Истории и современное
развитие Городецкой росписи по дереву. Произведения выдающихся художников: В. Суриков, Б.
Кустодиев и др.
Раздел 4. Образ единения человека с природой и искусством (8 час.)
Анималистический жанр и его особенности. Плакат как вид графики. Темы и содержание
изобразительного искусства Др. Руси: А. Рублев «Троица». Национальные особенности орнамента
в одежде разных народов. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального
отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.
Основное содержание образования в 6 классе (34 ч, 1 ч – резервное время)
Раздел 1. Образ цветущей и плодоносной природы как вечная тема искусства (8 час.)
Композиция в натюрморте: формат, фактура, характер мазка. Истоки и современное развитие
декоративной росписи на фарфоре; Гжель. Истоки и современное развитие декоративной росписи
подносов; Жостово. Художественный образ и художественно-выразительные средства
декоративно-прикладного искусства. Тема крестьянского труда и праздника в творчестве
европейских и российских художников. «Передвижники» Реализм. Традиции и новаторство в
искусстве. Направления в искусстве 20 в. (авангард, сюрреализм, постмодернизм).
Раздел 2. Многообразие форм и мотивов орнаментального изображения предметного мира (7
час.)
Виды орнамента. Растительный, зооморфный и смешанный орнамент Древнего Египта.
Геометрический и растительный орнамент в античном искусстве. Особенности орнамента разных
стран и эпох. Типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная геральдическая).
Объединение «Мир искусства». Символизм и модерн.
Раздел 3. Исторические реалии в искусстве разных народов (9 час.)
Архитектура древней Руси. Древние памятники Новгорода, Владимира, Москвы. Средневековая
архитектура стран Западной Европы. Романский и готический стили. Исторический и батальный
жанр в живописи и графике. Жанр портрета. Женские образы в искусстве. Символика образов
природы в декоре и покрое русского народного костюма. Дизайн и его виды. Развитие дизайна и
его значение в жизни современного общества. Дизайн одежды: прошлое и современность. Вкус и
5

мода. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Произведения выдающихся художников:
Л.да Винчи, Рафаэля, Ф. Гойя, Рембрандт, С Рокотов, В. Суриков.
Раздел 4. Образ весны как символ возрождения природы и обновления жизни (10 час.)
Древние образы в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве (птица, водная стихия).
Вечные темы в искусстве. Библейская тема в искусстве. Стили в искусстве: импрессионизм.
Выразительные средства графики в отражении природных форм. Произведения выдающихся
художников: Л. да Винчи, А. Дюрер, К. Моне, И. Айвазовский, А. Иванов. М. Нестеров. музеи
России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им.
А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея). Музеи города Кирова
и Кировской области. Роль пластических искусств в жизни человека и общества.
Основное содержание образования в 6 классе (34 ч, 1 ч – резервное время)
Раздел 1. Образ цветущей и плодоносной природы как вечная тема искусства (8 час.)
Композиция в натюрморте: формат, фактура, характер мазка. Истоки и современное развитие
декоративной росписи на фарфоре; Гжель. Истоки и современное развитие декоративной росписи
подносов; Жостово. Художественный образ и художественно-выразительные средства
декоративно-прикладного искусства. Тема крестьянского труда и праздника в творчестве
европейских и российских художников. «Передвижники» Реализм. Традиции и новаторство в
искусстве. Направления в искусстве 20 в. (авангард, сюрреализм, постмодернизм).
Раздел 2. Многообразие форм и мотивов орнаментального изображения предметного мира (7
час.)
Виды орнамента. Растительный, зооморфный и смешанный орнамент Древнего Египта.
Геометрический и растительный орнамент в античном искусстве. Особенности орнамента разных
стран и эпох. Типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная геральдическая).
Объединение «Мир искусства». Символизм и модерн.
Раздел 3. Исторические реалии в искусстве разных народов (9 час.)
Архитектура древней Руси. Древние памятники Новгорода, Владимира, Москвы. Средневековая
архитектура стран Западной Европы. Романский и готический стили. Исторический и батальный
жанр в живописи и графике. Жанр портрета. Женские образы в искусстве. Символика образов
природы в декоре и покрое русского народного костюма. Дизайн и его виды. Развитие дизайна и
его значение в жизни современного общества. Дизайн одежды: прошлое и современность. Вкус и
мода. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Произведения выдающихся художников:
Л.да Винчи, Рафаэля, Ф. Гойя, Рембрандт, С Рокотов, В. Суриков.
Раздел 4. Образ весны как символ возрождения природы и обновления жизни (10 час.)
Древние образы в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве (птица, водная стихия).
Вечные темы в искусстве. Библейская тема в искусстве. Стили в искусстве: импрессионизм.
Выразительные средства графики в отражении природных форм. Произведения выдающихся
художников: Л. да Винчи, А. Дюрер, К. Моне, И. Айвазовский, А. Иванов. М. Нестеров. музеи
России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им.
А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея). Музеи города Кирова
и Кировской области. Роль пластических искусств в жизни человека и общества.
Основное содержание образования в 7 классе (34 ч, 1 ч – резервное время)
Раздел 1. Человек и среда его обитания в их взаимоотношении в изобразительном искусстве
(8 час.)
Синтез изобразительного искусства и архитектуры. Архитектурный пейзаж. Пейзаж в творчестве
художников 19-20 вв. Натюрморт в зарубежном и русском искусстве на разных этапах его
развития. Передача фактуры и объема предметов в живописном натюрморте. Дизайн интерьера и
его древние истоки. Монументальная живопись. Особенности интерьера в архитектуре
Возрождения и Нового времени (барокко, классицизм). Интерьер как жанр изобразительного
искусства. Произведения выдающихся художников: Дионисий, А. Венецианов, К.С. ПетровВодкин. В. Ван Гог, П. Пикассо.
Раздел 2. Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ
жизни человека в искусстве (6 час.)
6

Архитектура России 18 вв. Стили: барокко и классицизм. Интерьер дворянской усадьбы и его
отражение в бытовой живописи России. Произведения выдающихся художников и архитекторов:
В. Растрелли. В. И. Баженов, К. Брюллов, П.А.Федотов. Линейная перспектива в изображении
интерьера.
Раздел 3. Народный мастер – носитель национальной культуры (10 час.)
Виды декоративно-прикладного и народного искусства (резьба и роспись по дереву,
художественная керамика, вышивка, кружевоплетение и др.). Древние образы в произведениях
современного декоративно-прикладного искусства. Орнамент как основа декоративного
украшения. История и современное развитие народных промыслов России: Городец, Хохлома,
дымковская и филимоновская игрушка, Палех, Холуй и др. Особенности профессионального
декоративно-прикладного искусства.
Раздел 4. Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и
искусство. (10 час.)
Тема полета и космическая тема в творчестве художников. Дизайн и его виды. Равновесия
устойчивости, динамики с помощью простых геометрических форм. Пространственная
композиция как объект дизайна. Вечные темы великие и исторические события в русском
искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве,
мемориальные ансамбли. Спортивная тема в жанровом искусстве. Пропорции и
пропорциональные отношения как средства композиции. Художественный образ и
художественно-выразительные
средства
скульптуры.
Виды
скульптуры
(станковая,
монументальная, декоративная, садово-парковая). Архитектура и ее виды. Произведения
выдающихся художников и архитекторов: И. Мартос, Э. – М. Фальконе, О.Роден, С.Коненков,
В..Мухина, П.Корин.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества
Выпускник научится:
• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с
наукой и религией;
• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку,
природным и социальным явлениям;
• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественнотворческой деятельности, создавать выразительные образы.
Выпускник получит возможность научиться:
• выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении
искусства;
• определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и
«трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на
практике;
• различать произведения разных эпох, художественных стилей;
• различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Выпускник научится:
• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных
представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и
давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;
• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё
отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений,
роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
7

Выпускник получит возможность научиться:
• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и
отрицательных сторон жизни в художественном образе;
• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
• понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического
над эстетическим.
Язык пластических искусств и художественный образ
Выпускник научится:
• эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и
передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё
отношение к ним средствами художественного языка;
• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя
выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет,
объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного
художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства
образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; характерные черты
внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета;
изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания
выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения
изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента;
передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики
произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
• понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной
выразительности, соответствующие замыслу;
• анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами,
архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
Виды и жанры изобразительного искусства
Выпускник научится:
• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура,
художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в
художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и
приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;
• различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой,
исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности,
используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи
собственного замысла.
Выпускник получит возможность научиться:
• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
• понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.
Изобразительная природа фотографии, театра, кино
Выпускник научится:
• определять жанры и особенности художественной фотографии, её отличие от картины и
нехудожественной фотографии;
• понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино;
• применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима для школьного
спектакля (при наличии в школе технических возможностей — для школьного фильма);
8

Выпускник получит возможность научиться:
• использовать средства художественной выразительности в собственных фотоработах;
• применять в работе над цифровой фотографией технические средства Photoshop;
• понимать и анализировать выразительность и соответствие авторскому замыслу
сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
5 класс (34 ч, 1 ч - резервное время)
Тема раздела
программы,
количество
отводимых учебных
часов

Основное содержание
материала, темы

Характеристики основных видов
учебной деятельности учащихся

Раздел: «Образ родной земли в изобразительном искусстве» (8 ч)
Тема:
«Образ
плодородия земли в
изобразительном
искусстве» (3 ч)

Дары осени в натюрморте.
Колорит и образный строй
натюрморта. Осенние плоды в
твоём натюрморте. Чудо-дерево.
Образ – символ «дерево жизни» в
разных видах искусства.

Тема: «Поэтический
образ
родной
природы
в
изобразительном
искусстве» (5 ч)

Красота осеннего пейзажа в
живописи и графике. «Осенних
дней
очарованье» в книжной
графике.

Раздел: «Живая старина. Природные и трудовые
циклы в народной культуре и современной жизни и их
образы в искусстве» (8 ч)
Тема:
«Народные
праздники обряды в
жизни и искусстве.
Традиции
и
современность» (2 ч)

Человек и земля – кормилица.
Праздник урожая как завершение
трудового и природного цикла.
Ярмарка
как
периодически
устраиваемый торг и обмен
культурно – промышленными
товарами и форма общения между
людьми.

Тема:
«Образ Зимняя пора
времени
года
в графике.
искусстве» (2 ч)

в

живописи

и

Проявление
познавательной
активности в области предметной
деятельности.
Формирование
ответственного отношения к учению,
готовности
и
способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации
к обучению и познанию.
Овладение элементами организации
умственного и физического труда.
Сравнение разных точек зрения
перед
принятием
решения
и
осуществлением выбора.
Аргументирование своей точки
зрения, отстаивание в споре своей
позиции
невраждебным
для
оппонентов образом.
Развитие моторики и координации
движений
рук,
достижение
необходимой точности движений при
выполнении различных задач урока.
Развитие
эстетического
вкуса,
художественного
мышления,
индивидуальных
творческих
способностей.
Выработка умения структурировать
знания; оценивать
процесс и
результат деятельности.

9

Тема раздела
программы,
количество
отводимых учебных
часов

Основное содержание
материала, темы

Характеристики основных видов
учебной деятельности учащихся

Тема: «Традиции и Делу - время, потехе – час. Приобретение опыта работы с
современность.
Искусство
вокруг
нас. различными
художественными
Взаимоотношения
Рукодельницы и мастера.
материалами.
людей в жизни
и
Приобретение
опыта
создания
искусстве.
Роль
художественного образа в разных
декоративновидах и жанрах искусства.
прикладных искусств
Выражение в творческой работе
в
повседневной
своего отношения к определённой
жизни человека и
теме.
общества (2 ч)
Выполнение заданий творческого и
поискового характера.
Тема:
«Сплав Герои сказок и былин в творчестве
Осуществление сбора и поиска
фантазии
и мастеров искусства.
информации о культуре и искусстве с
реальности в образах
использованием поисковых систем
фольклорных героев
Интернета.
(2 ч)
Рассматривание
произведений
отечественных
и
зарубежных
Раздел: «Лад в народной жизни и образы его в художников.
искусстве» (10 ч)
Определение
жанра
изобразительного искусства.
Участие в обсуждении особенностей
Тема:
«Русское Памятники
древнерусской творческой манеры художников.
народное деревянное архитектуры
в
музеях
под Работа по карточкам поэтапного
зодчество. Польза и открытым небом. Изба – творение рисования.
русских мастеров - древоделов. Применение правил перспективы и
красота» (5 ч)
Изба – модель мироздания. Лад знаний о композиции.
народной жизни и его образы в Анализ колорита (какой цвет
каковы
цветовые
искусстве.
Традиции
и преобладает,
оттенки) используемые в рисунке
современность.
или работе художника.
Тема:
«Образ Художник и театр. Декорации к Давать оценку результатам своей
народной
жизни в опере-сказке
«Снегурочка». деятельности.
опере-сказке
Художник и театр. Образы Объяснять смысл понятий с опорой
«Снегурочка». Синтез персонажей. Народные традиции на словарик в учебнике.
в сценическом костюме к опереискусств» (2 ч)
сказке «Снегурочка»
Тема: «Календарный
праздник
широкой
масленицы как часть
народной
художественной
культуры
и
современной жизни»
(3 ч)

Гулянье на широкую Масленицу
и образы его в искусстве.
Традиции
оформления
праздничной среды.

10

Тема раздела
программы,
количество
отводимых учебных
часов

Основное содержание
материала, темы

Характеристики основных видов
учебной деятельности учащихся

Раздел: «Образ единения человека с природой в
искусстве» (8 ч)
Тема: «Изображение
в
искусстве
животного
как
объекта поклонения,
изучения
и
опоэтизированного
художественного
образа» (2 ч)

Животные
–
братья
наши
меньшие. Животное
и
его
повадки
в
творчестве
скульпторов – анималистов.

Тема: «Тема защиты Экологическая тема в плакате.
и охраны природы и
памятников
культуры» (2 ч)
Тема:
«Народный
календарный
праздник Троицыной
недели в жизни и
искусстве» (4 ч)

Троицына неделя и её образы в
искусстве. Обрядовые
куклы
Троицыной недели. Традиции и
современность.

6 класс (34 ч, 1 ч – резервное время)
Тема раздела
программы,
количество
отводимых учебных
часов

Основное содержание
материала, темы

Характеристики основных видов
учебной деятельности учащихся

Раздел: «Образ цветущей и плодоносной природы как вечная тема в искусстве» (8 ч)
Тема: «Великолепие
цветения природы и
изображение его в
искусстве
натюрморта» (2 ч)

Осенний букет в натюрморте
живописцев. Цветы на лаковых
подносах мастеров из Жостова и
Нижнего Тагила. Осенние цветы в
росписи
твоего
подноса.
Цветочные мотивы в искусстве
Тема:
«Сияние народов России, стран Запада и
цветущей природы на Востока.
лаковых
подносах
(2ч)
Тема труда и праздника в
творчестве
европейских
Тема: «Тема труда в
художников,
в
российском
искусстве. Традиции

Проявление
познавательной
активности в области предметной
деятельности.
Формирование
ответственного отношения к учению,
готовности
и
способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации
к обучению и познанию.
Развитие эстетического сознания
через освоение художественного
наследия
народов
России,
формирование
целостного
11

Тема раздела
программы,
количество
отводимых учебных
часов
и
новаторство
искусстве» (4 ч)

Основное содержание
материала, темы

в искусстве 19в.
искусстве 20 в.

Тема

Характеристики основных видов
учебной деятельности учащихся

труда

в мировоззрения.
Формирование
осознанного,
уважительного
и
доброжелательного отношения
к
другому человеку, его мнению,
готовности вести диалог с другими
Раздел:
«Многообразие
форм
и
мотивов людьми и достигать в
нём
орнаментального изображения предметного мира» (7 ч) взаимопонимания.
Развитие моторики и координации
движений
рук,
достижение
необходимой точности движений при
выполнении различных задач урока,
развитие
эстетического
вкуса,
художественного
мышления,
индивидуальных
творческих
способностей.
Развитие умения структурировать
знания;
оценивать
процесс
и
результаты
деятельности.
Приобретение опыта работы с
различными
художественными
материалами.
Выработка
умения
выполнять
творческое
задание
согласно
условиям.
Формирование
целостного
мировоззрения,
учитывающего
культурное и духовное многообразие
современного
мира; освоение
социальных норм, правил поведения;
развитие эстетического сознания
через освоение художественного
наследия народов мира.
Развитие умения соотносить свои
действия
с
планируемыми
результатами; осуществлять
контроль своей деятельности в
процессе достижения результата;
определять способы действий в
рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои
действия
в
соответствии
с
изменяющейся ситуацией.
Освоение художественной культуры
во всём многообразии её видов ,
жанров,
стилей;
освоение
практических умений и навыков
восприятия , интерпретации и оценки
12

Тема раздела
программы,
количество
отводимых учебных
часов

Основное содержание
материала, темы

Характеристики основных видов
учебной деятельности учащихся

произведений искусства.
Умение самостоятельно определять
цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые
задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и
интересы своей
познавательной
деятельности.
Рассматривать
особенности
крепостной архитектуры, определять
главное в архитектурном облике
замков разных стран.
Осознание значения искусства и
творчества в личной и культурной
самоидентификации личности.
Тема:
«Символ
плодородия и радости
жизни
в
орнаментальном
искусстве
народов
древнего мира». (5 ч)

Растительный
орнамент
в
искусстве
Древнего
Египта.
Зооморфные мотивы в искусстве
Древнего
Египта. Изысканный
декор сосудов Древней Греции.
Древние орнаменты в творчестве
художников разного времени.
Орнаментальные
мотивы
в
художественном текстиле Индии и
русская набойка.

Тема:
«Праздник Традиции встречи Нового года в
встречи Нового года в современной культуре. «Новый
культуре
разных год шагает по планете…»
народов» (2ч )
Раздел: «Исторические реалии в искусстве разных
народов». (9 ч)
Тема:
«Образы
ратного подвига и
тема защиты родной
земли в искусстве».
(4 ч )

Каменные стражи России (ХIIXVII вв.). Рыцарский замок в
культуре средневековой Европы.
Романский и готический стили в
архитектуре Западной Европы.
Синтез
искусств.
Военное
облачение русского воина и
доспехи
западноевропейского
рыцаря в жизни и искусстве.
Батальная композиция. У истоков
исторического жанра.

13

Тема раздела
программы,
количество
отводимых учебных
часов
Тема: «Прославление
женщины
в
искусстве
народов
мира». (2 ч )

Основное содержание
материала, темы

Характеристики основных видов
учебной деятельности учащихся

Тема
прекрасной
девы
и
женщины-матери в искусстве.
Личность женщины в портретноисторической композиции XIXначала ХХв.

Тема:
«Народный Русский народный костюм как
костюм в зеркале культурное достояние
нашего
истории.
Дизайн Отечества.
одежды.
Фольклорный
фестиваль (3 ч )

Раздел: «Образ весны как символ возрождения природы и обновления жизни» (10 ч)
Раздел: «Образ времени года в искусстве. Весна –
утро года». (10 ч)
Тема:
«Первые Весенний гомон птичьих стай в
приметы
жизни и искусстве. «Живая зыбь»
пробуждения
- изображение водной стихии.
природы
и
их
образы в искусстве»
(4 ч)
Тема:
«Пасха
–
праздник весны и
Воскресения
Христова. Библейские
темы в искусстве» (2
ч)

«Как мир хорош в своей красе
нежданной…»
Знакомство
с
произведениями
отечественных
художников,
в
которых
воссозданы
образы
Пасхи.
Изображение
пасхального
натюрморта.

Тема:
«Весеннее
многообразие
природных форм в
жизни и искусстве»
(2 ч)

Земля пробуждается. Знакомство с
произведениями отечественных и
западноевропейских художников,
в которых
воссозданы образы
пробуждающейся
природы.
Выполнение зарисовок с натуры
цветов, трав, насекомых.

Тема:
«Художественные
музеи мира, России»

Знать и называть крупнейшие музеи
Европы и России, понимать их
специфику.
Называть
наиболее
известные
произведения из коллекции ведущих
музеев мира, России и своего
региона. Уважать историю культуры
своего Отечества, выраженную в ее
14

Тема раздела
программы,
количество
отводимых учебных
часов

Основное содержание
материала, темы

Характеристики основных видов
учебной деятельности учащихся

архитектуре,
изобразительном
искусстве, в национальных образах
предметно-материальной
и
пространственной среды.

(2 ч)

7 класс (34 ч, 1 ч – резервное время)
Тема раздела
программы,
количество
отводимых учебных
часов

Основное содержание
материала темы

Характеристики основных видов
учебной деятельности учащихся

Раздел: «Образ матери земли в изобразительном искусстве» (8 ч)
Тема: «Человек
среда в жизни
изобразительном
искусстве» (2 ч)

и Природа мест, где я живу. Красота Умение самостоятельно определять
и городского и сельского пейзажа.
цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые
задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и
познавательной
Тема: «Предметная О чём поведал натюрморт. интересы своей
деятельности.
среда человека в Атрибуты искусства в твоём
Выполнять наброски и зарисовки
натюрморте.
натюрморте» (3 ч)
элементов
архитектурных
сооружений,
интерьера
дома.
Тема:
«Образ Интерьер
в
архитектуре
и
взаимоотношений
изобразительном
искусстве. Освоение художественной культуры
во всём многообразии её видов ,
человека
и Интерьер твоего дома.
жанров,
стилей;
освоение
пространства
практических
умений
и
навыков
помещений» (3 ч)
восприятия , оценки произведений
искусства.
Раздел: «Мир русской дворянской усадьбы как
Формирование
коммуникативной
достояние художественной культуры и образ жизни
компетентности в общении со
человека в искусстве» (6 ч)
сверстниками, взрослыми.
Развитие
эстетического
Тема:
«Русская Архитектурный облик дворцовой Формирование
интереса
и
дворянская усадьба усадьбы XVII – второй половины уважительного
отношения
к
как
архитектурный XVIII
в.
Особенности культурному наследию России.
ансамбль» (3 ч)
паркостроения.
Подмосковные Владение основами самоконтроля,
дворянские усадьбы и их парки самооценки
при
выполнении
конца XVIII – середины XIX в.
15

Тема раздела
программы,
количество
отводимых учебных
часов

Тема: «Одежда
и
быт
русского
дворянина в жизни
и
изобразительном
искусстве» (3 ч )

Основное содержание
материала темы

Характеристики основных видов
учебной деятельности учащихся

Роль искусства в организации
предметно – пространственной
среды человека и его духовной
жизни.

творческой работы.
Умение
определять
понятия,
создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать.
Осуществление сбора и поиска
информации о культуре и искусстве с
использованием поисковых систем
Интернета.
Участвовать в подведении итогов
творческой работы.
Давать оценку результатам своей
творческо-художественной
деятельности и одноклассников.
Выполнять
творческое
задание
согласно заданным условиям.
Выполнять портретные зарисовки
лица человека согласно пропорциям.
Рассматривать
произведения
отечественных
и
зарубежных
художников.
Выражать
своё
отношение
к
изображаемому
на
полотнах
отечественных
и
зарубежных
художников.
Развитие моторики и координации
движений рук, глазомера.
Достижение необходимой точности
движений
при
выполнении
различных задач урока, развитие
эстетического
вкуса,
художественного
мышления,
индивидуальных
творческих
способностей.
Приобретение опыта работы с
различными
художественными
материалами и в разных техниках.
Формирование активного отношения
к
традициям
художественной
культуры
как
смысловой,
эстетической и личностно значимой
ценности.

Светский
костюм русского
дворянства XVIII – XIX столетий.
Русская скульптура XVIII – начала
XIXв.
в пространстве города,
дворянской усадьбы и парка. Быт
и традиции русского дворянства
XVIII – начала XIXв. в жизни и
искусстве.

Раздел: «Народный мастер – носитель национальной
культуры» (10 ч)
Тема:
«Народное
искусство как часть
художественной
культуры.
Виды
народного искусства,
их образный строй,
художественные
традиции» (8 ч)

«Без вышивки в доме не
обойтись…».
«Размётные
травы,
цветы,
сказочные птицы и быстроногие
олени» в народной росписи по
дереву в разных регионах России.
«Каков мастер, такова и
работа».
Глиняная
игрушкасвистулька разных
регионов
России.
Русские ювелирные украшения
России XVII-XXвв. Традиции и
современность.

Тема:
«Весенняя
ярмарка как праздник Ярмарка и ее отражение в
народного искусства» сюжетах лаковой миниатюры
(2ч)
Палеха, Холуя и др. ярмарка в
произведения
русских
живописцев.
Раздел: «Человек в различных сферах деятельности в
жизни и искусстве.
Техника и искусство» (10 ч)

16

Тема раздела
программы,
количество
отводимых учебных
часов

Основное содержание
материала темы

Тема:
«Творческая
активность человека,
способность
проявления твердости
духа в жизни и
отображение их в
изобразительном
искусстве» (5 ч)

Тема полета и космическая тема в
творчестве художников. Дизайн и
его виды. Версия устойчивости,
динамики с помощью простых
геометрических
форм.
Пространственная композиция как
объект дизайна. Вечные темы и
великие исторические события в
русском искусстве. Тема Великой
Отечественной войны в станковом
и монументальном искусстве,
Тема:
«Сила
и мемориальные ансамбли.
ловкость человека в
поединке, и образ Спортивная тема в жанровом
спортивного
искусстве.
Пропорции
и
праздника
в пропорциональные отношения как
искусстве» (2 ч)
средства композиции.
Тема: «Скульптура и
архитектура как вид
пластических
искусств»
(3 ч)

Характеристики основных видов
учебной деятельности учащихся

Понимать
роль
искусства
в
организации
и
предметнопространственной
среды
жизнедеятельности человека. Знать и
понимать три основных закона
архитектуры (прочность, польза,
красота). Иметь представление об
основных
вехах
развития
архитектуры
и
передавать
их
специфику в зарисовке.

Художественный
образ
и
художественно-выразительные
средства
скульптуры.
Виды
скульптуры
(станковая,
монументальная,
декоративная,
садово-парковая). Архитектура и
ее
виды.
Произведения
выдающихся
художников
и
архитекторов: И. Мартос, Э.-М.
Фальконе, О. Роден, С. Коненков,
В. Мухина. П. Корин и др.

17

Тематическое планирование по изобразительному искусству 5 класса
35 часов (1 час резервное время)

№

Тема урока

Кол-во
часов

1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Введение.

1

Дары осени в натюрморте
2

Дары осени в натюрморте

1

3

Осенние плоды в натюрморте

1

4

Чудо-дерево. Образ-символ «древо жизни» в разных видах искусства

1

5

Дары осени, богатый урожай

1

6

Осень в твоём натюрморте

1

7

Человек и земля кормилица

1

8

Ярмарка

2

9

Образ времени года в искусстве

1

10 Зимняя пора в живописи

1

11 Традиции и современность

1

12 Искусство вокруг нас

1

13 Рукодельницы и мастера

1

14 Герои сказок и былин

2

15 Образ фольклорного героя в цвете

1

16 Русское деревянное зодчество

1

17 Изба-творение русских мастеров - древоделов

1

18 Лад народной жизни и образы его в искусстве

1

19 Художник в театре. Декорации к опере-сказке «Снегурочка»

1

20 Народные традиции в сценическом костюме

1

21 Весёлая Масленица

1

22 Традиции оформления праздничной среды

1

23 Изображение животного в искусстве

1
18

24 Животные братья наши меньшие

1

25 Животные и его повадки в творчестве скульпторов

1

26 Памятники животным

1

27 Экологическая тема в плакате

1

28 Экологическая тема в плакате

1

29 Обрядовая кукла традиционной недели

1

30 Куклы в праздничном наряде

2

31 Итоговая работа

1

32 Закрепление пройденного (повторение)

1
Итого: 35 часа

19

Тематическое планирование по изобразительному искусству 6 класса
34 часа (1 час резервное время)
Кол-во
№
1

Тема урока
Вводный инструктаж по технике безопасности. Введение.

часов
1

Цветы в живописи
2

Цветы в живописи

1

3

Осенний букет в натюрморте

1

4

Твои любимые цветы в росписи

1

5

Крестьянский труд подноса и праздники в искусстве

1

6

Растительный орнамент Древнего Египта

1

7

Зооморфные мотивы в орнаменте Древнего Египта

1

8

Изысканный декор сосудов Древнего Египта

1

9

Древние орнаменты в творчестве художников разного времени

1

10

Орнаментальные мотивы в художественном текстиле

1

11

Традиции Новолетия в культуре народов мира

1

12

Традиции встречи Нового года в современной культуре (сувениры)

1

13

«Новый год шагает по планете»

1

14

Каменные стражи России

1

15

Рыцарский замок в культуре средневековой Европы

2

16

Военное облачение русского воина

1

17

Боевые действия эпохи Средневековья

1

18

Особенности воплощения образа женщины

1

19

Личность женщины в портретно-исторической композиции

1

20

Русский народный костюм

1

21

Традиционный костюм народов нашей страны

1

22

Традиционный костюм народов нашей страны

1

23

Разноликий хоровод

2

24

Весенний гомон птичьих стай в жизни и искусстве

1
20

25

Весенний гомон птичьих стай в жизни и искусстве

2

26

Пейзаж с водным простором, зарисовка по памяти

1

27

Пейзаж с водным простором в цвете

1

28

Эскиз пасхального натюрморта

1

29

Графическая зарисовка растений

1

30

Декоративно живописная композиция

1

31

Декоративно живописная композиция

1

32

Повторение

1
Итого: 35 часа

21

Тематическое планирование по изобразительному искусству 7 класса
34 часа (1 час резервное время)
Кол-во
№
1

Тема урока
Вводный инструктаж по технике безопасности. Введение.

часов
1

Объекты архитектуры в пейзаже
2

Объекты архитектуры в пейзаже

1

3

«Природа мест, где я живу»

1

4

Красота сельского пейзажа

1

5

Предметная среда человека в натюрморте

2

6

О чём поведал натюрморт

1

7

Атрибуты искусства в натюрморте

1

8

Интерьер

1

9

Интерьер в архитектуре и изобразительном искусстве

1

10

Интерьер твоего дома

1

11

Подмосковные дворянские усадьбы и их парки

1

12

Одежда и быт русского дворянства в 18в.

1

13

Советский костюм русского дворянства 18в.

1

14

Быт и традиции русского дворянства

1

15

Быт и традиции русского дворянства

1

16

Русская скульптура 18в. в пространстве города

1

17

Скульптурная композиция вертепа

1

18

Народный мастер-носитель национальной культуры

1

19

Без вышивки в доме не обойтись

1

20

Размётные травы и цветы

1

21

Глиняная игрушка-свистулька

2

22

Русские ювелирные украшения

1

23

Русские ювелирные украшения

1

24

Ярмарочный торг

1
22

25

Ярмарочный торг

1

26

Галактическая птица

1

27

Проект космической станции

1

28

Проект космической станции

1

29

Защитник Отечества в портретной живописи

2

30

Образ борца и участника спортивного состязания в искусстве

1

31

Спортивный праздник в твоей композиции

1

32

Итоговый урок (повторение)

1
Итого: 35 часа

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».