1 Нормативно-правовая база ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказы Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009; № 1897 от 17.12.2010; № 413 от 17.05.2012) ; Учебный план МАОУ СОШ №15 Пояснительная записка 10 класс Рабочая программа по предмету «История искусства» разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, общего образования и предназначена для основной школы, общеобразовательных учреждений, рассчитана на один год обучения - в 10 классе. Элективный курс по учебному плану школы на 2021-2022 «История искусства» составляет 34 часов (10 класс 34 часа, 1 час в неделю). Курс по истории искусства на базовом уровне систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на предыдущих ступенях обучения в общеобразовательных учреждениях. Он дает целостное представление о мировой художественной культуре и логике ее развития в исторической перспективе. Элективный курс систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение курса «История искусства» развивает толерантное отношение к миру, как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности. Развивающий потенциал элективного курса напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. 2 В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость. Содержание программного материала 10 класс (34 часа) Восток и Запад как условные ориентиры мировой художественной культуры. Особенности художественно-образного освоения мира народами Востока и Запада. Устойчивые различия восточных и западных (европейских) художественных ориентиров в понимании Вселенной, общественного устройства жизни, человека. Мировые религии (христианство, буддизм, ислам) - как основа развития художественной культуры разных народов. Повторяемость идей, тем, сюжетов в произведениях искусства при тенденции изменения средств художественной выразительности как закономерность развития мировой художественной культуры. Основные этапы развития художественной культуры народов мира. Неравномерное «прохождение» различных этапов художественными культурами Востока и Запада. Особенности исторического облика и менталитета России. Положение России между Востоком и Западом. Сохранение европейской ориентации в развитии русской художественной культуры (связи с Византией, Болгарией, Сербией, Польшей, Германией, Италией, Францией и др.) Как показывает опыт, современное искусство вызывает особый интерес молодых людей, поэтому знакомство с его лучшими образцами, понимание его ведущих тенденций предполагается включать в курс регулярными блоками, а в конце года обсудить основные современные художественные тенденции. Обычно интерес к современному искусству связан у учеников с каким-то значимым событием в жизни Москвы: выставка, фестиваль, премьера и т.п. Они-то и провоцируют учителя на занятия по изучению современных процессов. Часто современное искусство вызывает ассоциации и параллели с классикой, что позволяет сделать изучение хрестоматийных произведений более заинтересованным. 3 Планируемые результаты освоения элективного курса « История искусства» • изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов; • формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации; • осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства; • постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира; • освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение; • знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах; • интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия. • помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры; • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры; 6 • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства; • развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства; • создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе. Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся. 4 Тематическое планирование к рабочей программе элективного курса «История искусства» 10 класс Количество часов 34 часа (1 час в неделю) 2021-2022 уч.год п.п урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Тема урока Вводный инструктаж по Т.Б. Жизнь вместе с природой В бассейне Великих рек Ганг, Инд, Хуанхэ Между Тигром и Евфратом. Архитектурные сооружения Поэма Древности Земля возлюбленная. цивилизация Древнего Египта Картина мира Храм и космос. Мифологическая версия Картина мира Подготовка к вечности. Жизнь и смерть Суд Осириса Детство человечества. Культура Древней Греции Археологические свидетельства Троянский цикл. Детство человечества Вершина греческой классики. Города Греции Возвышение Афин Прометей прикованный. Происхождение Древнегреческой драмы и театра Монолог Прометея Римский феномен. Истоки цивилизации Древнего Мира Основание Рима Конец Древнего Мира. Эллинизм Восточного Средиземноморья Поздний Рим Открытие Америки в 16в.в Научно-практический семинар (тест, сообщение, проект) Познание высшей реальности. Вселенная Ахурамазды Колесо бытия Рукотворная Вселенная Взгляд сквозь небо Каменная летопись Духовное делание. Образ Пресвятой Троицы Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 30 31 32 33 34 Божественное песнопение Слепок вечности Космос Данте Прорыв действительность Величавая беседа равных. Повторение Всего: 1 1 1 1 1 34 часа Критерии оценивания по учебному предмету элективного курса «История искусства» Оценка за устный ответ Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал; 2) устанавливает несложные реальные связи и зависимости; 3) понимает «языки» разных видов искусств; 4) умеет оценивать, классифицировать и сопоставлять феномены культуры и искусства; 5) использует при ответе материал из дополнительной литературы, компьютерных баз данных, ресурсов интернета; 6) использует мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ. Оценка «4» ставится, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учение: 1) допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или при помощи учителя. Оценка «3» ставится, если ученик: 1) обнаруживает пробелы в усвоении элективного курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; 2) отвечает неполно или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение; 3) допускает одну-две грубые ошибки. Оценка «2» ставится, если ученик: 1) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; 2) допускает ошибки в формулировках определений, искажающие их смысл; 3) беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка контрольных работ и тестов Оценка «5» ставится, если ученик выполнил 90-100 % работы. Оценка «4» ставится, если ученик выполнил 80-70 % работы. 6 Оценка «3» ставится, если ученик выполнил 50-60 % работы. Оценка «2» ставится, если ученик выполнил менее 50 % работы 7