РП электив история искусства 10 кл 2021-2022

1

Нормативно-правовая база ФГОС начального общего, основного общего
и среднего общего образования (Приказы Минобрнауки РФ № 373 от
06.10.2009; № 1897 от 17.12.2010; № 413 от 17.05.2012) ; Учебный план
МАОУ СОШ №15
Пояснительная записка
10 класс
Рабочая программа по предмету «История искусства» разработана на
основе федерального компонента государственного
образовательного
стандарта, общего образования и предназначена для основной школы,
общеобразовательных учреждений, рассчитана на один год обучения - в 10
классе.
Элективный курс по учебному плану школы на 2021-2022 «История
искусства» составляет 34 часов (10 класс 34 часа, 1 час в неделю).
Курс по истории искусства на базовом уровне систематизирует знания о
культуре и искусстве, полученные на предыдущих ступенях обучения в
общеобразовательных учреждениях. Он дает целостное представление о
мировой художественной культуре и логике ее развития в исторической
перспективе.
Элективный курс систематизирует знания о культуре и искусстве,
полученные в образовательном учреждении, реализующего программы
начального и основного общего образования на уроках изобразительного
искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное
представление о мировой художественной культуре, логике её развития в
исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека.
Изучение курса «История искусства» развивает толерантное отношение к
миру, как единству многообразия, а восприятие собственной национальной
культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно
оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле
отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта
всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный
материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора
развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и
культурной принадлежности.
Развивающий потенциал элективного курса напрямую связан с
мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого
моделируются
разные
исторические
и
региональные
системы
мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание
специфику предмета, его непосредственный выход на творческую
составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на
деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию
– активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию
- исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного
эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими
элементарных приёмов анализа произведений искусства.
2

В содержательном плане программа следует логике исторической
линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях
оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения
культурных доминант эпохи, стиля. На примере одного - двух произведений
или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных
ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной
связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её
масштаб и общекультурную значимость.
Содержание программного материала 10 класс (34 часа)
Восток и Запад как условные ориентиры мировой художественной
культуры. Особенности художественно-образного освоения мира народами
Востока и Запада. Устойчивые различия восточных и западных
(европейских) художественных ориентиров в понимании Вселенной,
общественного устройства жизни, человека.
Мировые религии (христианство, буддизм, ислам) - как основа развития
художественной культуры разных народов. Повторяемость идей, тем,
сюжетов в произведениях искусства при тенденции изменения средств
художественной выразительности как закономерность развития мировой
художественной культуры.
Основные этапы развития художественной культуры народов мира.
Неравномерное «прохождение» различных этапов художественными
культурами Востока и Запада.
Особенности исторического облика и менталитета России. Положение
России между Востоком и Западом. Сохранение европейской ориентации в
развитии русской художественной культуры (связи с Византией, Болгарией,
Сербией, Польшей, Германией, Италией, Францией и др.)
Как показывает опыт, современное искусство вызывает особый интерес
молодых людей, поэтому знакомство с его лучшими образцами, понимание
его ведущих тенденций предполагается включать в курс регулярными
блоками, а в конце года обсудить основные современные художественные
тенденции. Обычно интерес к современному искусству связан у учеников с
каким-то значимым событием в жизни Москвы: выставка, фестиваль,
премьера и т.п. Они-то и провоцируют учителя на занятия по изучению
современных процессов.
Часто современное искусство вызывает ассоциации и параллели с
классикой, что позволяет сделать изучение хрестоматийных произведений
более заинтересованным.

3

Планируемые результаты освоения элективного курса
« История искусства»
• изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные
художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей
мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
• формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе,
стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и
развития в истории человеческой цивилизации;
• осознание роли и места Человека в художественной культуре на
протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков
эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
• постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной
самобытности культур различных народов мира;
• освоение основных этапов развития отечественной (русской и
национальной) художественной культуры как уникального и самобытного
явления, имеющего непреходящее мировое значение;
• знакомство с классификацией искусств, постижение общих
закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
• интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного
языка, создание целостной картины их взаимодействия.
• помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность
общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в
них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
• способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения
отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры; 6
• подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к
заинтересованному диалогу с произведением искусства;
• развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной
практической деятельности в конкретных видах искусства;
• создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения
школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и
краеведческой работе.
Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных,
поисково-исследовательских,
индивидуальных,
групповых
и
консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на
основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства,
развития способностей к отбору и анализу информации, использования
новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует
отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и
краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов,
написание рефератов, участие в научно-практических конференциях,
диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить
оптимальное решение проблемы развития творческих способностей
учащихся.
4

Тематическое планирование к рабочей программе элективного
курса «История искусства» 10 класс
Количество часов 34 часа (1 час в неделю) 2021-2022 уч.год
п.п
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Тема урока
Вводный инструктаж по Т.Б. Жизнь вместе с
природой
В бассейне Великих рек Ганг, Инд, Хуанхэ
Между Тигром и Евфратом. Архитектурные
сооружения
Поэма Древности
Земля возлюбленная. цивилизация Древнего
Египта
Картина мира
Храм и космос. Мифологическая версия
Картина мира
Подготовка к вечности. Жизнь и смерть
Суд Осириса
Детство человечества. Культура Древней Греции
Археологические свидетельства
Троянский цикл. Детство человечества
Вершина греческой классики. Города Греции
Возвышение Афин
Прометей прикованный. Происхождение
Древнегреческой драмы и театра
Монолог Прометея
Римский
феномен.
Истоки
цивилизации
Древнего Мира
Основание Рима
Конец Древнего Мира. Эллинизм Восточного
Средиземноморья
Поздний Рим
Открытие Америки в 16в.в
Научно-практический семинар (тест, сообщение,
проект)
Познание высшей реальности. Вселенная
Ахурамазды
Колесо бытия
Рукотворная Вселенная
Взгляд сквозь небо
Каменная летопись
Духовное делание. Образ Пресвятой Троицы

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5

30
31
32
33
34

Божественное песнопение
Слепок вечности
Космос Данте
Прорыв действительность
Величавая беседа равных. Повторение
Всего:

1
1
1
1
1
34 часа

Критерии оценивания по учебному предмету элективного курса
«История искусства»
Оценка за устный ответ
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал;
2) устанавливает несложные реальные связи и зависимости;
3) понимает «языки» разных видов искусств;
4) умеет оценивать, классифицировать и сопоставлять феномены культуры и
искусства;
5) использует при ответе материал из дополнительной литературы,
компьютерных баз данных, ресурсов интернета;
6) использует мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для
оформления
творческих работ.
Оценка «4» ставится, если ответ удовлетворяет названным выше
требованиям, но учение:
1) допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов и может их
исправить
самостоятельно или при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1) обнаруживает пробелы в усвоении элективного курса, не препятствующие
дальнейшему усвоению программного материала;
2) отвечает неполно или воспроизводит содержание текста учебника, но
недостаточно
понимает отдельные положения, имеющие важное значение;
3) допускает одну-две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1) не знает и не понимает значительную или основную часть программного
материала в пределах поставленных вопросов;
2) допускает ошибки в формулировках определений, искажающие их смысл;
3) беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка контрольных работ и тестов
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил 90-100 % работы.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил 80-70 % работы.
6

Оценка «3» ставится, если ученик выполнил 50-60 % работы.
Оценка «2» ставится, если ученик выполнил менее 50 % работы

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».