Рабочая программа по ФГ 10 класс

Нормативно-правовая база

ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказы
Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009; № 1897 от 17.12.2010; № 413 от 17.05.2012)
Примерные основные образовательные программы основного и среднего общего
образования (одобрены решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, протокол от 28 июня 2016 г. №
2/16-з)
Пояснительная записка
В рабочей программе представлены:
- планируемые результаты освоения учебного предмета;
- содержание учебного предмета;
- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы;
- критерии оценивания работ обучающихся по учебному предмету элективного
курса «Функциональная грамотность».
Рабочая программа предусматривает на освоение курса «Функциональная
грамотность» в 10 классе из расчёта 1 часа в неделю: всего34 часа.

Содержание программы элективного курса:
1. Понятие функциональной грамотности и ее содержательные компоненты. Актуальность
формирования и развития компетенций 21 века.
2. Понятие креативное мышление. «Большая креативность» и «малая креативность».
Креативное самовыражение через текст и рисунок. Креативность в получении нового
знания и в решении научных проблем. Креативная идея, этапы выполнения заданий на
креативность. Критерии оценивания и анализ выполненных заданий на креативность.
Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки,
оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и
эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения
Творческое мышление ― основа для появления нового знания, инновационных идей;
привычка мыслить креативно всё заметнее влияет на общественное и духовное развитие,
на развитие производства.
3. Глобальная компетентность - компонент функциональной грамотности, одна из
ключевых компетенций, составляющих основу ориентации и успешного существования в
современном социуме. Ориентиры содержания:
-Изменение климата
-Миграции
-Бедность
-Образование
-Работа
-Жизнь и социальное окружение
-Совместное использование окружающей среды
Понятие «Глобально компетентная личность». Главными умениями глобальной
компетентности являются: способность оценивать информацию; выявлять мнения,
подходы, перспективы, анализировать их; формулировать аргументы; объяснять сложные
ситуации и проблемы; оценивать действия и их последствия.
3) Функциональное чтение. Это умение пользоваться различными видами чтения:
изучающим, просмотровым, ознакомительным, переходить от одной системы приемов
чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и
данному виду текстов (гибкость чтения).
Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения
конкретной задачи или выполнения определенного задания.
Приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение
ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).
Диалог с текстом. Базовой способностью в формировании функциональной грамотности
является способность понимания текста как важнейшей из тех, которыми должны владеть
выпускники школы в современных условиях: освоить культурные образцы важнейших
способов понимания текста, понимание общего смысла текста, авторской позиции;
различение позиции автора и позиции героя; понимание логической структуры текста

Ключевые умения работы с текстом: -умение найти связь предложений в тексте; - умение
анализировать структуру текста; - умение вычленить главную информацию в тексте; умение работать с неявно заданной информацией; - умение проанализировать
информацию или условия задачи; - умение оценивать достаточность представленной
информации; - умение извлечь необходимую информацию для ответа на вопрос; - умение
устно и письменно осмыслять и оценивать полученную информацию.

Планируемые результаты освоения элективного курса
Предметные результаты
Учащиеся получат возможность использовать навыки креативного мышления,
глобальных компетенций и функционального чтения на уроках различных предметных
областей, где есть необходимость работы для решения учебно-познавательных и учебнопрактических задач; обогатить, углубить знания, расширить культурный кругозор. И
функциональную грамотность.
По линии креативного мышления обучающиеся получат возможность научиться:
1) выдвигать идей для своих проектов, основываясь на заданном сценарии и исходных
установках (например, на тех деталях, которые должны быть включены в проект, или тех
инструментах или способах, которые необходимо использовать) учащийся создает
несколько

различных

визуальных

объектов,

разными

способами

комбинируя

предоставленные формы;
2) оценивать креативности собственных или чужих идей с позиций их ясности,
привлекательности или новизны;
3)совершенствовать

изображения

в соответствии

с данными

инструкциями

или

дополнительной информацией
4) оценивать сильные и слабые стороны идей (учащийся может указать как улучшить
например дизайн, предложенный другим учеником)
5) отбирать креативные идеи (учащийся ранжирует предложенные художественные
дизайны, располагая их от наиболее до наименее креативного)
По линии глобальной компетенции обучающиеся получат возможность:
1) критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального
характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях;
2) осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные
различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды;
3) вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми
на основе ценностей устойчивого развития и разделяемого всеми уважения к
человеческому достоинству

По линии функционального чтения обучающиеся получат возможность научиться:
- находить связь предложений в тексте;
- анализировать структуру текста; - вычленить главную информацию в тексте;
работать с неявно заданной информацией;

- проанализировать информацию или условия задачи;
- оценивать достаточность и достоверность представленной информации;
- извлекать необходимую информацию для ответа на вопрос; - устно и письменно
осмысливать полученную информацию;
- преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования;
- применять информацию из текста в изменённой ситуации.
Личностные результаты
В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется
формированию:
• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный,
эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к
Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка;
• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и
моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
• осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности
семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
• развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора;
• нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
• готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
• целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
• готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
 Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики,
словарь, содержание).
 Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы.
 Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
 Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически
оценивать социальную информацию из адаптированных источников (в том числе
учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с обществоведческими
знаниями, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
 объективно оценивать достоверность и значимость информации;
 умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
 подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать
несложные выводы, основываясь на материале текста-источника;

умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать










Группировать,
классифицировать
предметы,
объекты
на
основе
существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и
соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. ;
Приобретать опыт осуществления совместной деятельности, включая взаимодействия
с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе
национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и
демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми
разных культур.
Регулятивные УУД:










Определять цель и учебную задачу
Устанавливать последовательность действий в соответствии с установленной целью и учётом
предполагаемого результата
Определять и осознавать усвоенный материал и ещё подлежащего усвоению; оценивать
усвоенное;

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с
эталоном (образцом).
В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,
опираясь на работу с он-лайн ресурсами.
Способность

преодолевать

возникшие

препятствия

и

конфликты.

Тематическое планирование
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Раздел. Тема.
9 ч.
Функциональная грамотность: понятие и структура
Креативное мышление. Тест
Этапы выполнения заданий на креативность.
Задание 1 (создание рисунка и визуальное самовыражение)
Анализ и оценка выполнения заданий на креативное самовыражение
Задание 2 (Создание текста)
Анализ и оценка задания 2
Задание 3 ("Путешествие по школе")
Анализ и оценка задания 3
Тест на уровень развития креативности
Глобальные компетенции 12 ч.
Что значит быть «глобально компетентным»?
Работа с материалами ООН (глобальные проблемы)
Мыслить глобально, действовать локальное
Особенности работы с заданиями на глобальную компетентность
Ситуация 1 «Повышение уровня моря»
Анализ и обсуждение заданий ситуации №1
Ситуация 2 «Единственный сюжет»
Анализ и обсуждение ситуации № 2
Ситуация 3 «Олимпийская команда беженцев»
Анализ и обсуждение ситуации №3
Ситуация 4 «Образование в мире: право и бизнес»
Анализ и обсуждение ситуации № 4
Читательская грамотность 12 ч.
Особенности выполнения заданий на читательскую грамотность.
Типы текстов
Текст №1 «Туризм в провинции»
Анализ и обсуждение работы с текстом №1
Текст №2 «Картина Малевича» ( форум)
Текст №3 «Рапануи» (блог)
Анализ работы с форумом и блогом
Текст № 4 «Антибиотики»
Анализ работы с текстом № 4
Текст №5 «Игромастер»
Анализ работы с текстом № 5
Текст № 5 «Космобиолог «
Анализ работы с текстом №5

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Критерии оценивания работ обучающихся по учебному предмету элективного
курса «Функциональная грамотность»
Оценивание работ осуществляется по кодификаторам заданий каждого раздела
программы элективного курса. Кодификаторы содержатся в следующих ресурсах:
1. Креативное мышление


Ковалева Г.С., Логинова О.Б. и др. Креативное мышление. Сборник эталонных
заданий. Выпуск 1: учебное пособие для общеобразоват. организаций; под ред. Г.С.
Ковалевой, О.Б. Логиновой.- М.; СПб.: Просвещение, 2020

2. Глобальные компетенции



ФИОКО. Открытый банк заданий PISA. Он-лайн задания по глобальной
компетентности. https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Ковалева Г.С.. Коваль Т.В., Дюкова С.Е. Глобальные компетенции. Сборник
эталонных заданий. Выпуск 1: учебное пособие для общеобразоват. организаций;
под ред. Г.С. Ковалевой, Т.В. Коваль. - М.; СПб.: Просвещение, 2020

3. Читательская грамотность




PISA: читательская грамотность. – Минск: РИКЗ, 2020
ФИОКО. Открытый банк заданий PISA. Он-лайн задания по глобальной
компетентности. https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Русский язык. Сборник задач по формированию читательской грамотности. 8–9
классы: Учебное пособие для общеобразовательных организаций. – Кострома:
Костромской областной институт развития образования, 2021

На основании оценивания по кодификаторам итоговая оценка формируется исходя из
процентного отношения набранных баллов того или иного задания по следующей шкале:
«5» ставится, если набрано 100 - 85% правильных ответов
«4» ставится, если набрано 84 - 72 % правильных ответов
«3» ставится, если набрано 71-55% правильных ответов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».