Рабочая программа Электив 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Управление образования Кировградского городского округа

МАОУ СОШ № 15

РАССМОТРЕНО
руководитель МО

СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УР

УТВЕРЖДЕНО
директор МАОУ СОШ № 15

Н.А. Писменная______________

И.В. Голицына______________

А.А. Чухланцева______________

от "30" августа2022 г.

от "30" августа 2022 г.

от "30" августа2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ
«Практикум. Говорим и пишем правильно», 11 класс
2022-2023 учебный год

Разработала:
Писменная Надежда Алексеевна,
Учитель русского языка и литературы

2022

Элективный курс «Практикум. Говорим и пишем правильно» предназначен для уч-ся 11
класса. Рабочая программа элективного

курса по русскому языку составлена в

соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования, Основной образовательной программы среднего общего
образования МАОУ СОШ №15
Элективный курс может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по
русскому языку для учащихся 11 классов при подготовке в ЕГЭ. Содержание курса
опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в
основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление
теоретического

материала,

позволяющее

формирование

практических

навыков

выполнения тестовых заданий на ЕГЭ.
Цели курса: освоение учащимися 11 классов норм русского литературного языка,
подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более
высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков
выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования
нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей жизни.
Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета
«Русский язык» учащимися средней школы, сформировать умения и навыки выполнения
тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и ученику
прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы.
Задачи курса:
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения
выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных
задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при
выполнении тестовых заданий;
-

освоение

стилистического

многообразия

и

художественно-выразительных средств русского языка;

практического

использования

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления
содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне. Формы изучения
курса, которые могут быть использованы в процессе
практической направленностью:

освоения, обусловлены его

работа с нормативными документами, с учебными

пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, миниисследования содержания и языковых средств конкретных текстов.
Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена, в
основном,

композиционной

структурой

тестовых

и

коммуникативных

заданий

экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной
программе изучения русского языка в основной и средней школе.
Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой
исследовательских

работ

(разработка

и

представление

собственных

мини-

алгоритмов

выполнения конкретного задания, комплекса заданий).
Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных
содержанием

курса

изучения русского языка в 5-10 классах, акцентируя внимание,

прежде всего, на развитии умений и навыков выполнения

заданий повышенной и

высокой трудности.
Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими
умениями:
- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка
(орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию,
морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского
литературного языка;
- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и
скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста).

Планируемые результаты освоения курса
Программа

позволяет

добиваться

следующих

результатов

освоения

образовательной программы общего (полного) образования:
Личностные:
1) воспитание бережного отношения к слову, чувства ответственности за сохранение
традиций в области культуры речи;
2) формирование убеждения в том, что именно овладение языком открывает надежный
путь для того, чтобы стать языковой личностью, для самореализации, для достижения
успехов в разных областях деятельности;
3) понимание, что любовь к родному языку развивается постепенно, и в старших классах,
когда на основе работы с текстом, на основе внимания к тому, как живет слово в
«безукоризненных образцах», появляется возможность осознать красоту и гармонию
языковой системы;
4) осознание взаимосвязи таких понятий, как «язык» и «речь», «язык» и «культура»,
«любовь к родному языку» и «любовь к Родине»;
5) формирование убеждения в необходимости постоянно совершенствовать свою речь,
умение общаться;
6) осознание эстетической ценности русского языка, потребности бережно относиться к
слову, необходимости постоянно обращаться к словарям, к чтению (перечитыванию)
«безукоризненных образцов» русской классической литературы;
7) опора при изучении родного языка не только на знания, на теорию, но и на чувство
слова, на языковую интуицию, а для развития чувства языка — особенно внимательное
отношение к такому виду речевой деятельности, как чтение;
8) понимание того, что родному языку мы учимся всю жизнь, что это надежный путь
познания окружающего нас мира и, главное, это путь самопознания, духовнонравственного совершенствования, это тот путь, который помогает нам стать языковой
личностью;
9) осознание того, что успешное овладение родным языком открывает путь к достижению
успехов во всех сферах учебной и профессиональной деятельности.
Метапредметные:
1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности,
применение основных методов познания;

2) использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение,
обобщение, систематизация; формулирование гипотез, выявление причинно-следственных
связей, поиск аналогов; понимание проблемы;
3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
4) умение извлекать информацию из различных источников, включая СМИ, CD учебного
назначения, ресурсы Интернета; соблюдать нормы информационной избирательности,
этики;
5) умение использовать на практике основные логические приемы, методы наблюдения,
моделирования, объяснения, решения проблем и др.;
6) умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и
социально-философских позиций
7) умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности;
8) умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки
других людей; умение слушать собеседника и признавать право человека на иное мнение.
Предметные:
1) определять тему, основные мысли текста;
2) объяснять смысл названия (подбирать свои варианты названия);
3) находить ключевые слова в тексте;
4) определять стиль текста, тип речи;
5)

находить

в

тексте

языковые

средства,

характерные

для

художественного,

публицистического, научного, делового, разговорного стиля;
6) определять способ связи между предложениями в тексте;
7) находить в тексте языковые средства (лексические и грамматические), с помощью
которых осуществляется связь между предложениями, абзацами;
8) производить лексический разбор текста (уточнение значения слов; подбор синонимов,
антонимов; внимание к словам, имеющим стилистическую окраску; наблюдение над
использованием лексического повтора; выявление архаизмов, историзмов, неологизмов и
др.);
9) производить комплексный анализ текста, включающий элементы лингвистического
(лингвостилистического) анализа, филологического (литературоведческого) анализа,
речеведческий анализ, а также выполнение заданий, связанных с разными видами разбора
слова, словосочетания, предложения;
10) объяснять орфограммы и знаки препинания;

11) владеть выразительным чтением текста как искусством звучащего слова: уметь
выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые
особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы — короткие и более
продолжительные.
Элективный курс «Практикум. Говорим и пишем правильно» используется в качестве
обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 класса при подготовке
к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ) и направлен

на освоение

учащимися норм русского литературного языка, пользования нормированной устной и
письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм Словарь
трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы
ударения).
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое
многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы;
общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная
лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом
уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая
нормы).
Словообразовательная
словообразование.

норма.

Предупреждение

Способы

словообразования.

ошибок

при

Ошибочное

словообразовании

и

словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи.
Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом
уровне, их предупреждение.
Синтаксические

нормы.

Словосочетание.

Виды

словосочетаний.

словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.

Построение

Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Интонационная
норма. Нормы согласования. Нормы управления. Нормы примыкания. Правильное
использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия.Типичные ошибки
при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Орфографическая

грамотность.

Использование

алгоритмов

при

освоении

орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –ННв суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок;
правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени;
правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и
НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная
пунктуационных

грамотность.
норм.

Трудные

Использование
случаи

алгоритмов

пунктуации.

при

Пунктуация

освоении
в

простом

предложении. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст: структура, языковое оформление.

Смысловая и композиционная целостность

текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста.
Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений
в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная
обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение
ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи.
Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и
фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Обобщающее повторение.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
кол-во
№

Тема занятия

часов

11 класс – 34 часа
1

2-3

Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм.

Основные

правила

орфоэпии.

Предупреждение

1

ошибок

на

2

орфоэпическом уровне.
4

Многообразие лексики русского языка. Фразеология.

1

Речевые ошибки на лексическом уровне.
5

Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы (эпитет,

1

метафора)
6

Тропы. Умение находить их в тексте.

1

7

Стилистические фигуры, их роль в тексте.

1

8

Правила образования форм слов разных частей речи.

1

9-10

Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.

2

11-12

Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах

2

разных частей речи.
13-14

Правописание корней и приставок.

2

15-16

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

2

настоящего времени.
17

Правописание суффиксов различных частей речи

1

(кроме –Н- и –НН-).
18

Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ.

1

19-20

Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и

2

сочетаний слов.
21

Самостоятельная работа по проверке навыков орфографической

1

грамотности.
23

Синтаксические нормы. Словосочетание, виды словосочетаний, их

1

построение.
24

Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая

1

основа предложения.
25

Простые и сложные предложения. Односоставные предложения.

1

Неполные предложения.
26

Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим,

1

согласование определений с определяемым словом)
27

Нормы управления. Построение предложений с однородными

1

членами.
28

Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного

1

оборота.
29
30-31
32

Синтаксическая синонимия.

1

Знаки препинания в простом предложении.

2

Итоговая тестовая контрольная работа (с само- и взаимопроверкой

1

по окончании работы)
33-34

Знаки

препинания

предложениях

в

сложноподчиненных

и

бессоюзных

2

Литература для учителя
1. Рыбченкова Л.М., А.И.Власенков и др. Русский язык 10-11. Базовый уровень.- М.:
Просвещение, 2021
2. Методическое пособие, изд. «Дрофа», серия «ЕГЭ. Практикум».
3. Методическое пособие Подготовка к ЕГЭ.изд. «Дрофа»
4. Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. Издание разных лет
5. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.

Литература для учащихся

1. Исходные тексты, комментарии, упражнения и задания к ним.
3. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов» и др. изд. «Дрофа»
5. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Тестовые задания».изд. «Дрофа»

Учебно – методическое обеспечение
1. ПК
2.Таблицы
3. Видеопрезентации
4. Наборы текстов для практикумов и самостоятельной работы
Электронные ресурсы:
https://fipi.ru/
https://www.legionr.ru/webinars/russkiy-yazyk/
http://капканы-егэ.рф/
http://www.ege.edu.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».