МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Кировградского городского округа МАОУ СОШ № 15 РАССМОТРЕНО руководитель МО СОГЛАСОВАНО зам. директора по УР УТВЕРЖДЕНО директор МАОУ СОШ № 15 Н.А. Писменная______________ И.В. Голицына______________ А.А. Чухланцева______________ от "30" августа2022 г. от "30" августа 2022 г. от "30" августа2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «Теория и практика написания сочинения» (ФГОС), 10 класс 2022-2023 учебный год Разработала: Писменная Надежда Алексеевна, Учитель русского языка и литературы 2022 Пояснительная записка Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ. Теория и практика написания сочинения» предназначен для уч-ся 10 класса. Рабочая программа элективного курса по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта реднего общего образования, Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ СОШ №15, авторской программы элективного курса «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки» под редакцией Сениной Н.А., Г. Нарушевича . Ростов на Дону: Легион, 2022г (13-е издание) Цели данного элективного курса: - подготовка учащихся к написанию успешного сочинения по русскому языку; - развитие творческих способностей личности; -развитие логического мышления -развитие связной монологической речи - овладение учащимися свободной письменной речью; Задачи элективного курса: - помочь учащимся максимально эффективно писать сочинение: - совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения; - формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью; - совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей; - совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений; - формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст. -развивать способности к самостоятельной деятельности Общая характеристика элективного курса Анализ результатов сочинений показывает, что наиболее типичные ошибки в работах выпускников связаны с неумением: - понимать информацию, заложенную в тексте; - ясно, связно, последовательно излагать собственные мысли, - аргументировано доказывать свою позицию, - с недостаточным уровнем функциональной грамотности школьников по русскому языку. Элективный курс учит развивать мысль на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Работа над сочинением приобщает учащегося к творчеству, позволяет выразить свою позицию, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном. Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности. К концу изучения курса учащиеся должны уметь: - понимать и интерпретировать содержание исходного текста; - формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её; - определять позицию автора; - высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь на читательский опыт); - уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их. Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. Не случайно и в КИМах ЕГЭ по русскому языку говорится, что 27 задание - небольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинениерассуждение является и вариантом заданий на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла. Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался. Место элективного курса в учебном плане На элективный курс « Теория и практика написания сочинения» школьным компонентом выделяется 1 ч в неделю, итого-35 ч за учебный год. Планируемые результаты Работа по подготовке к ЕГЭ как особой форме итоговой аттестации направлена на формирование личностных, предметных, метапредметных результатов : Личностные результаты учебной деятельности: - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; Предметные результаты: 1) опыт восприятия и понимания информации, содержащейся в тексте, базирующийся на: -умении анализировать содержание читаемого текста; - умении формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать; -умении аргументировано доказывать собственную позицию; -умении структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу; 2) опыт использования в речи вариативных грамматических конструкций и лексического богатства языка, а также опыт использования выразительных средств; 3) опыт оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка. Метапредметные результаты: -умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, приводить аргументы, делать выводы -умение самостоятельно организовывать свою деятельность, определять сферу своих интересов -умение работать с различными источниками информации Содержание элективного курса 1. Требования к написанию сочинения 2. Проблема текста 3. Комментарий к проблеме 4. Позиция автора 5. Аргументация 6. Композиция сочинения 7. Типы и виды ошибок 8. Практические занятия На элективном курсе рассматриваются тексты по следующим проблемам: Проблемы семьи: проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (Почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?); проблема роли детства в жизни человека (Почему детство – важнейший этап жизни человека?); проблема исторической памяти (Зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину?); проблема нравственной прочности человека (Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?) и др. Проблемы экологии: проблема влияния человека на природу (Какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния?) и др. Человек и общество: проблема несправедливости социального устройства общества (Естественно ли деление людей на богатых и нищих?Правильно ли устроено общество?); проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (Могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилием и не озлобиться?); проблема выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (Могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?); проблема нравственной прочности человека (Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?); ответственность человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей (Должен ли человек отвечать перед обществом за реализацию своих способностей?); проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом (Может ли человек быть свободным от общества, других людей? ограничивает ли общество свободу человека?); проблема создания общества с таким устройством, чтобы эгоист или жестокий человек были вынуждены проявлять сострадание и великодушие (Возможно ли создание идеального общества?); проблема коммерциализации культуры (Что недопустимо в процессе коммерциализации культуры?) и др. Нравственные проблемы: проблема нравственного выбора; проблема гуманного и антигуманного отношения к человеку; проблема милосердия, сострадания, духовности и бездуховности. Философские проблемы: Проблема добра и зла; проблема жизни и смерти; проблема поиска смысла жизни; проблема одиночества; проблема утраты веры в человечества; проблема свободы личности; проблема творчества. Информационно-коммуникативные: проблема развития и сохранения русского языка (Обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?); проблемы развития и сохранения русского языка; проблема языкового бескультурья; проблема массовой культуры. № Тема урока Кол-во часов 1 Требования к сочинению по русскому языку. Виды сочинений. Знакомство с критериями оценки сочинения. 1 Структура сочинения. 2 Текст. Тема текста. Основная мысль текста. Стили речи. 1 3 Учимся формулировать проблему 1 Что такое проблема текста? Категории (виды) проблем 4 Как выявить проблему (проблемы) текста? 1 5 Как сформулировать проблему текста? 1 6 Выполнение заданий, связанных с выявлением и формулировкой 1 проблемы текста 7 Учимся комментировать 1 Что такое комментарий. Типы комментариев 8-9 Как оформить комментарий. Отличие комментария от пересказа 1 10 Как оформить цитаты 1 11 Задания, связанные с формулированием комментария проблемы 1 текста 12 Позиция автора 1 Что такое позиция автора? Как выявить позицию автора? 13 Как сформулировать позицию автора? 1 14 Автор или рассказчик? 1 15 Учимся аргументировать 1 Согласие/несогласие с позицией автора 16 Что такое аргументация? Основные типы аргументов 17 Искусственные доказательства. Логические 1 аргументы. 1 Чувственные аргументы 18 Задания на аргументацию 1 19 Что такое композиция сочинения? 1 С чего начать и чем закончить? 20 Работа со вступительной и заключительной частями сочинения 1 21 Ошибки в сочинении. 1 Фактические ошибки. Логические ошибки 22 Грамматические ошибки и их виды 1 23 Речевые ошибки. Типы речевых ошибок 1 24 Обобщение изученного. 1 Основные этапы работы над сочинением 25 Этические проблемы в сочинении 1 26 Сочинения с проблемой гуманизма, гуманного отношения ко 1 всему живому 27 Сочинения на проблемы духовного развития нации 1 28 Работа над сочинением с проблемой выбора гражданской позиции 1 29 Философские проблемы в сочинении 1 28 Проблема истинных и мнимых ценностей в сочинении 1 30 «Человек и война» как проблематика сочинения. 1 31 Проблема отношения человека к природе в сочинении 1 32 Виды проблем, раскрываемых в сочинении. 1 Зачетный урок. Работа с текстами для самостоятельной работы 2 Резервный урок 1 33-34 35 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса 1. Сенина Н.А., Нарушевич А. Г. «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки.», Ростов на Дону: Легион, 2022 (13-е издание) 2. Долинина Т.А.Русский язык. Подготовка к единому государственному экзамену. Часть С.Сочинение: пособие для старшеклассников.- Екатеринбург, ИРРО 4. Учебное пособие/ Егораева Г.Т. -5-е изд., переработанное.- М.: Издательство «Экзамен» 5. Долинина Т.А.Русский язык.10-11 классы. Алгоритм написания сочинения: Учебное пособие.-Екатеринбург:ИРРО 6. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык, 10-11. М., «Просвещение»,2021. 7. Архарова Д.И, Долинина Т. А., ЧудиновА.П. Речь и культура общения/Практическая риторика: Учебное пособие для 8-го класса общеобразовательных учреждений.Екатеринбург Электронные ресурсы: https://fipi.ru/ https://www.legionr.ru/webinars/russkiy-yazyk/ http://капканы-егэ.рф/ http://www.ege.edu.ru