Рабочая программа Электив 10 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Управление образования Кировградского городского округа

МАОУ СОШ № 15

РАССМОТРЕНО
руководитель МО

СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УР

УТВЕРЖДЕНО
директор МАОУ СОШ № 15

Н.А. Писменная______________

И.В. Голицына______________

А.А. Чухланцева______________

от "30" августа2022 г.

от "30" августа 2022 г.

от "30" августа2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ
«Теория и практика написания сочинения» (ФГОС), 10 класс
2022-2023 учебный год

Разработала:
Писменная Надежда Алексеевна,
Учитель русского языка и литературы

2022

Пояснительная записка
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ. Теория и практика написания сочинения»
предназначен для уч-ся 10 класса. Рабочая программа элективного курса по русскому
языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта реднего общего образования, Основной образовательной
программы среднего общего образования МАОУ СОШ №15, авторской программы
элективного курса «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки» под
редакцией Сениной Н.А., Г. Нарушевича . Ростов на Дону: Легион, 2022г (13-е издание)
Цели данного элективного курса:


- подготовка учащихся к написанию успешного сочинения по русскому языку;



- развитие творческих способностей личности;



-развитие логического мышления



-развитие связной монологической речи



- овладение учащимися свободной письменной речью;
Задачи элективного курса:


- помочь учащимся максимально эффективно писать сочинение:



- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание
в жанре сочинения-рассуждения;



- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной
речью;



- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и
анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;



- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё,
индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои
оценки фактов и явлений;



- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в
текст.



-развивать способности к самостоятельной деятельности
Общая характеристика элективного курса

Анализ результатов сочинений показывает, что наиболее типичные ошибки в работах
выпускников связаны с неумением:
- понимать информацию, заложенную в тексте;
- ясно, связно, последовательно излагать собственные мысли,
- аргументировано доказывать свою позицию,

- с недостаточным уровнем функциональной грамотности школьников по русскому языку.
Элективный курс учит развивать мысль на избранную тему, формирует литературные
взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Работа над
сочинением приобщает учащегося к творчеству, позволяет выразить свою позицию, свой
взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа
рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать
прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль,
формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом
стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса,
направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором

исходного текста,

и

комментировать её;
- определять позицию автора;
- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее
двух аргументов, опираясь на читательский опыт);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно- анализировать
творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть
культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо
уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности
невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А
развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических
задач.
Не случайно и в КИМах ЕГЭ по русскому языку говорится, что 27 задание - небольшое
сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности
выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинениерассуждение является и вариантом заданий на ЕГЭ по другим предметам образовательного
цикла.
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или
сочинение-размышление

— одна из актуальных проблем современной школы, и этот

навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или
искусства он в будущем ни самореализовывался.
Место элективного курса в учебном плане
На элективный курс « Теория и практика написания сочинения» школьным
компонентом выделяется 1 ч в неделю, итого-35 ч за учебный год.
Планируемые результаты
Работа по подготовке к ЕГЭ как особой форме итоговой аттестации направлена на
формирование личностных, предметных, метапредметных результатов :
Личностные результаты учебной деятельности:


- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;



- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному



- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
Предметные результаты:
1) опыт восприятия и понимания информации, содержащейся в тексте,
базирующийся на:
-умении анализировать содержание читаемого текста;
- умении формулировать собственное мнение и связно, последовательно его
излагать;
-умении аргументировано доказывать собственную позицию;
-умении структурировать собственный текст и композиционно правильно
оформлять

письменную работу;

2) опыт использования в речи вариативных грамматических конструкций и
лексического богатства языка, а также опыт использования выразительных
средств;

3) опыт оформления высказывания в соответствии с орфографическими,
пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного
русского литературного языка.
Метапредметные результаты:


-умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,

приводить аргументы, делать выводы


-умение самостоятельно организовывать свою деятельность, определять сферу
своих интересов



-умение работать с различными источниками информации
Содержание элективного курса

1. Требования к написанию сочинения
2. Проблема текста
3. Комментарий к проблеме
4. Позиция автора
5. Аргументация
6. Композиция сочинения
7. Типы и виды ошибок
8. Практические занятия
На элективном курсе рассматриваются тексты по следующим проблемам:
Проблемы семьи:
проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (Почему, повзрослев, человек ощущает
связь с домом своего детства, с миром своего детства?);
 проблема роли детства в жизни человека (Почему детство – важнейший этап жизни
человека?);
 проблема исторической памяти (Зачем человеку хранить память о прошлом? Что
значит любить свою семью и свою Родину?);
 проблема нравственной прочности человека (Почему именно в обыденных житейских
ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?) и др.
 Проблемы экологии:
 проблема влияния человека на природу (Какова степень влияния человека на природу
и в чём заключаются возможные последствия этого влияния?) и др.
 Человек и общество:

 проблема несправедливости социального устройства общества (Естественно ли
деление людей на богатых и нищих?Правильно ли устроено общество?);
 проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (Могут ли дети из
бедной семьи противостоять искушению изобилием и не озлобиться?);
 проблема выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (Могут ли
при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?);
 проблема нравственной прочности человека (Почему именно в обыденных житейских
ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?);
 ответственность человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию
своих способностей (Должен ли человек отвечать перед обществом за реализацию
своих способностей?);
 проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом (Может ли
человек быть свободным от общества, других людей? ограничивает ли общество
свободу человека?);
 проблема создания общества с таким устройством, чтобы эгоист или жестокий человек
были вынуждены проявлять сострадание и великодушие (Возможно ли создание
идеального общества?);
 проблема

коммерциализации

культуры

(Что

недопустимо

в

процессе

коммерциализации культуры?) и др.
 Нравственные проблемы:
 проблема нравственного выбора;
 проблема гуманного и антигуманного отношения к человеку;
 проблема милосердия, сострадания, духовности и бездуховности.
 Философские проблемы:
 Проблема добра и зла;
 проблема жизни и смерти;
 проблема поиска смысла жизни;
 проблема одиночества;
 проблема утраты веры в человечества;
 проблема свободы личности;
 проблема творчества.
 Информационно-коммуникативные:
 проблема развития и сохранения русского языка (Обогащается или портится русский
язык благодаря заимствованиям?);
 проблемы развития и сохранения русского языка;

 проблема языкового бескультурья;
 проблема массовой культуры.

№

Тема урока

Кол-во
часов

1

Требования к сочинению по русскому языку. Виды сочинений.
Знакомство

с

критериями

оценки

сочинения.

1

Структура

сочинения.
2

Текст. Тема текста. Основная мысль текста. Стили речи.

1

3

Учимся формулировать проблему

1

Что такое проблема текста? Категории (виды) проблем
4

Как выявить проблему (проблемы) текста?

1

5

Как сформулировать проблему текста?

1

6

Выполнение заданий, связанных с выявлением и формулировкой

1

проблемы текста
7

Учимся комментировать

1

Что такое комментарий. Типы комментариев

8-9

Как оформить комментарий. Отличие комментария от пересказа

1

10

Как оформить цитаты

1

11

Задания, связанные с формулированием комментария проблемы

1

текста
12

Позиция автора

1

Что такое позиция автора? Как выявить позицию автора?
13

Как сформулировать позицию автора?

1

14

Автор или рассказчик?

1

15

Учимся аргументировать

1

Согласие/несогласие с позицией автора
16

Что такое аргументация? Основные типы аргументов

17

Искусственные

доказательства.

Логические

1
аргументы.

1

Чувственные аргументы
18

Задания на аргументацию

1

19

Что такое композиция сочинения?

1

С чего начать и чем закончить?
20

Работа со вступительной и заключительной частями сочинения

1

21

Ошибки в сочинении.

1

Фактические ошибки.
Логические ошибки
22

Грамматические ошибки и их виды

1

23

Речевые ошибки. Типы речевых ошибок

1

24

Обобщение изученного.

1

Основные этапы работы над сочинением
25

Этические проблемы в сочинении

1

26

Сочинения с проблемой гуманизма, гуманного отношения ко

1

всему живому
27

Сочинения на проблемы духовного развития нации

1

28

Работа над сочинением с проблемой выбора гражданской позиции

1

29

Философские проблемы в сочинении

1

28

Проблема истинных и мнимых ценностей в сочинении

1

30

«Человек и война» как проблематика сочинения.

1

31

Проблема отношения человека к природе в сочинении

1

32

Виды проблем, раскрываемых в сочинении.

1

Зачетный урок. Работа с текстами для самостоятельной работы

2

Резервный урок

1

33-34
35

Учебно-методическое обеспечение
образовательного процесса
1. Сенина Н.А., Нарушевич А. Г. «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной
подготовки.», Ростов на Дону: Легион, 2022 (13-е издание)
2. Долинина Т.А.Русский язык. Подготовка к единому государственному экзамену.
Часть С.Сочинение: пособие для старшеклассников.- Екатеринбург, ИРРО
4. Учебное пособие/ Егораева Г.Т. -5-е изд., переработанное.- М.: Издательство
«Экзамен»
5. Долинина Т.А.Русский язык.10-11 классы. Алгоритм написания сочинения: Учебное
пособие.-Екатеринбург:ИРРО
6. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык, 10-11. М., «Просвещение»,2021.
7. Архарова Д.И, Долинина Т. А., ЧудиновА.П. Речь и культура общения/Практическая
риторика: Учебное пособие для 8-го класса общеобразовательных учреждений.Екатеринбург
Электронные ресурсы:
https://fipi.ru/
https://www.legionr.ru/webinars/russkiy-yazyk/
http://капканы-егэ.рф/
http://www.ege.edu.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».