е Ки ПРИНЯТО Педагогическим советом Протокол № тУЛ «■У» 2022г. УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ СОШ №15 А.А. Чухланцева «^» 2022г. Положение о постановке на внутришкольный учет семей, находящихся в социально опасном положении, обучающихся МАОУ СОШ №15 ЬОбщие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Семейным кодексом РФ, Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральным законом РФ от 24.07.1998 № 124ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Уставом МАОУ СОШ №15 (далее ОУ - образовательное учреждение) 1.2. Настоящее Положение регламентирует порядок постановки на внутришкольный учет и снятия с учета обучающихся и их семей. 1.3. В Положении применяются следующие понятия: Профилактика безнадзорности и правонарушений обучающихся - система социальных, правовых и педагогических мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям, антиобщественным действиям обучающихся, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с обучающимися и семьями, находящимися в социально опасном положении. Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных деяний. Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - обучающийся ОУ, который вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные деяния. Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая обучающегося, находящегося в социально опасном положении, а также семья, где родители (законные представители) обучающегося не исполняют своих обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) отрицательно влияют на его поведение, либо жестоко обращаются с ним. Антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или, одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятий проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц. Учет в ОУ обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении (далее внутишкольный учет - ВШУ) - система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая ОУ в отношении обучающегося и семей, находящихся в социально опасном положении, которая направлена на: • предупреждение безнадзорности, правонарушений и других негативных проявлений в среде обучающихся; • выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушений обучающихся; • социально-педагогическую реабилитацию обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении. II. Основные цели и задачи 2.1. Внутришкольный учёт ведётся с целью ранней профилактики школьной дезадаптации, девиантного поведения обучающихся, семейного неблагополучия. 2.2. Основные задачи: - обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; своевременное выявление детей и семей, находящихся в социально опасном положении или группе риска по социальному сиротству; - предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних; - оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним с отклонениями в поведении, имеющими проблемы в обучении; - оказание адресной помощи семьям в обучении и воспитании детей. III. Организация деятельности по постановке на внутришкольный учёт или снятию с учёта 3.1. Решение о постановке на ВШУ принимается на основании представления классного руководителя (в котором должны быть обоснованы причины постановки обучающегося на внутришкольный учет), КДН и ЗП, ОУУП и ДН ОП на заседании Совета профилактики правонарушений и безнадзорности (далее - Совет профилактики). 3.2. Решение о снятии с ВШК осуществляется Совета профилактики школы на основании представления классного руководителя, КДН и ЗП, ОУУП и ДН ОП; 3.3. Для постановки несовершеннолетнего и (или) семьи на внутришкольный учёт секретарю Совета профилактики за три дня до заседания классным руководителем представляются следующие документы: • Представление на постановку на ВШУ (Приложение 1); • Характеристика на несовершеннолетнего (Приложение 2); • Справка о профилактической работе с несовершеннолетним (Приложение 3); • Выписку об успеваемости и посещаемости обучающегося; • Акт обследования жилищно-бытовых условий семьи (при необходимости). • Сообщение из ПДН и ТКДНиЗП иди постановлении ТКДНиЗП о постановке на учет (при наличии); • Заявление родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего об оказании им помощи (при наличии); 3.4. На заседании Совета профилактики обсуждается и утверждается план индивидуальной профилактической работы (ИПР) с несовершеннолетним и его родителями (законными представителями), определяются сроки выполнения намеченных мероприятий и ответственные лица за выполнение ИПР (Приложение 4). 3.5. Классный руководитель приглашает родителей (законных представителей) на заседание Совета профилактики по вопросу постановки или снятия с учета их несовершеннолетнего ребенка (Приложение 5), а так же доводит решение до сведения родителей (законных представителей), если они не присутствовали на заседании Совета профилактики по уважительным причинам, официальным уведомлением с указанием даты и номера протокола заседания и причины постановки или снятия с учёта. 3.6. Социальный педагог ведёт учёт учащихся и семей, состоящих на ВШУ, на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее ТКДНиЗП), подразделении по делам несовершеннолетних отдела внутренних дел (далее ПДН) (Приложение 6). 3.7. Социальный педагог проводит сверку списков обучающихся и семей, состоящих на ВШК, на учёте в КДН и ЗП, ПДН ОП на начало сентября, начало января. 3.8. Обучающиеся могут быть сняты с учета в течение учебного года. 3.9. Снятие с внутри школьного учета обучающегося или семьи осуществляется Советом по профилактике и безнадзорности среди несовершеннолетних МАОУ СОШ № 15 на основании представления классного руководителя на снятие с ВШУ обучающегося или семьи, характеристики, соответствующей информации из КДН и ЗП, ОУУП и ДН ОП 3.10. Для снятия несовершеннолетнего и (или) семьи с ВШУ классным руководителем предоставляется информация о выполнении плана ИПР с несовершеннолетним и его родителями (законными представителями) с обязательными результатами работы и предложениями по дальнейшему сопровождению. IV. Основания для постановки на внутришкольный учёт. 4.1. Основания для постановки на ВШУ несовершеннолетних исходят из статей 5, 6, 14 Федерального Закона № 120 -ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 4.1.1. Непосещение или систематические пропуски занятий без уважительных причин (суммарно 15 дней). 4.1.2. Неуспеваемость обучающегося по учебным предметам. 4.1.3. Социально-опасное положение согласно п. 5 ФЗ № 120: а) безнадзорность или беспризорность. б) бродяжничество или попрошайничество. в) употребление психоактивных и токсических веществ, наркотических средств, спиртных напитков, курение. 4.1.4. Повторный курс обучения по неуважительной причине. 4.1.5. Участие в неформальных объединениях и организациях антиобществен^ направленности. 4.1.6. Систематическое нарушение дисциплины в школе (драки, грубость, сквернословие и др.) и Устава образовательного учреждения. 4.2. Основания для постановки на ВШУ семьи, в которой родители (законные представители): 4.2.1. Не исполняют обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию своих детей. 4.2.2. Злоупотребляют наркотиками, спиртными напитками, отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних, вовлекают их в противоправные действия (преступления, бродяжничество, попрошайничество, проституцию, распространение и употребление наркотиков, спиртных напитков т.д.). 4.2.3. Допускают в отношении своих.детей жестокое обращение. 4.2.4. Состоят на учёте в КДН и ЗП, ПДН ОП. V. Основания для снятия с внутришкольного учёта 5.1. Позитивные изменения, сохраняющиеся длительное время (минимум 2 месяца), указанных в настоящем Положении обстоятельств жизни обучающегося. Кроме того, с ВШУ снимаются учащиеся: - окончившие ОУ; - сменившие место жительства и (или) перешедшие в другое ОУ; - по другим объективным причинам. 5.2. На заседании школьного Совета профилактики по вопросу снятия с ВШК несовершеннолетнего приглашаются уведомлением родители (законные представители), которые подписываются под решением о снятии с учета несовершеннолетнего. В особых случаях, возможно, вручить благодарность родителям (законным представителям) за своевременную поддержку и помощь педагогическому коллективу в выработке совместных действий, необходимых для помощи несовершеннолетнему в преодолении им возникших трудностей. 5.3. Постановление о снятии несовершеннолетнего, его родителей с учёта в КДН и ЗП, ПДН ОП. VI. Алгоритм проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей 6.1. Индивидуальная профилактическая работа проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 6.2. Школьным Советом профилактики совместно с классным руководителем разрабатывается план профилактической работы с данным несовершеннолетним. 6.3. На обучающегося заводится учетная карточка, которая ведется социальным педагогом, и таблица контроля за посещением занятий и обучением, которая ведется классным руководителем совместно с учителями-предметниками, по необходимости с привлечением др. служб, в чьи обязанности входит работа с данной категорией несовершеннолетних. 6.4. Классный руководитель проводит профилактическую работу согласно плану, разработанному совместно со школьным Советом профилактики, и все результаты заносит в свой дневник на страницу, отведенную для фиксации работы с данным несовершеннолетним. Классный руководитель проводит анализ профилактической работы с несовершеннолетними, стоящими на ВШУ. 6.5. Обо всех результатах контроля за несовершеннолетним родители ставятся в известность классным руководителем, социальным педагогом. 6.6. В случаях отсутствия несовершеннолетнего, стоящего на ВШУ, на занятиях без уважительной причины в школу сразу вызываются классным руководителем, социальным педагогом, его родители. 6.7. При отсутствии позитивных изменений после проведенной профилактической работы родители или законные представители обучающегося для оказания им помощи пригашаются уведомлением на заседание Совета профилактики, где рассматриваются вопросы: • невыполнения родителями обязанностей по обучению и воспитанию несовершеннолетнего; •уклонение несовершеннолетнего от обучения (прогулы, невыполнение домашних заданий и т.д.). 6.8. Если родители отказываются от помощи, предлагаемой школой, сами не занимаются проблемами ребенка, школьный Совет профилактики выносит решение об обращении с ходатайством в ТКПН и ЗП г. Кировграда: • о проведении профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими спиртные напитки, наркотические вещества, психотропные вещества, привлекавшимися к административной ответственности, вернувшимися из специальных учебновоспитательных или лечебно-воспитательных учреждений закрытого типа; • о рассмотрении материала в отношении несовершеннолетнего, совершившего деяние, за которое установлена административная ответственность; • об оказании помощи в организации занятий дополнительным образованием несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете в объединениях муниципального уровня; • об оказании помощи в организации летнего отдыха несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете; • о рассмотрении материала в отношении родителей (законных представителей), не выполняющих свои обязанности по содержанию, воспитанию или обучению несовершеннолетнего; • об административных мерах воздействия на родителей несовершеннолетних и самих несовершеннолетних, уклоняющихся от выполнения Закона РФ "Об образовании в Российской Федерации".; „ . s • о постановке обучающегося на учет в ПДН. Приложена Представление на постановку на внутришкольный учет Фамилия_________________________________________________ Имя___________________________________________________ __ Отчество _________________________________________________ Обучающегося класса Дата рождения__________________ Причина постановки на учет __________________________________________ а также по представлению_________________________________________ (ПДН ОВД, КДН, органов социальной защиты, попечительства, и др.) опеки считаем необходимым обучающегося ____________________________________ класса поставить на внутришкольный учет Классный руководитель/ «»20 г. ОЗНАКОМЛЕН: ____________________________________ /// ФИО родителя (законного представителя) (подпись) (дата) и Приложение 2 7 Краткая характеристика обучающегося Фамилия__________________________________________________ Имя____________________._________________________________ Отчество __________________________________________________ Обучающегося класса Дата рождения Уровень обученности____________________________________________________ Поведение в школе_____________________________________________________ Сведения о причинах постановки на внутришкольный учет Круг общения, характер взаимоотношений в семье, со сверстниками, взрослыми Дополнительное Вредные Интересы, образование (секции, кружки) _____________________________________________________ привычки и увлечения др. _____ _________________________________________ Классный руководитель/ « » 20 г. Приложен^ Справка о профилактической работе с несовершеннолетним и его родителями Фамилия_________________________________________________ Имя_________________ Отчество _________________________________________________ Обучающегося класса Дата рождения Сведения о родителях: Фамилия_________________________________________________ Имя_____________ Отчество _________________________________________________ Фамилия__________________________________________________ Имя_____________________________________________________ Отчество _________________________________________________ № п/п Дата проведения Форма и краткое содержание материала 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Классный руководитель/ « » 20 г. Подпись ученика Подпись родителей Приложение 4 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР «»20___г. ПЛАН индивидуальной профилактической работы Фамилия__________________________________________________ Имя______________________________________________________ Отчество __________________________________________________ Обучающегося класса Дата рождения Ответственные Основные виды деятельности Срок №№ I. Взаимодействие со специалистами и другими педагогами ОУ (психолог, социальный педагог, воспитатель и др.) II. Учебно-воспитательная деятельность дополнительного образования и др.) (учителя предметники, педагоги III. Работа с семьей IV. Совместная деятельность со специалистами других учреждений и служб ведомств системы профилактики (ПДН, КДН, опека и попечительство, учреждения дополнительного образования и др.) Классный руководитель «»г.‘ *В план индивидуальной профилактической работы могут быть внесены изменения и дополнения с учетом психо физического состояния обучающегося и специфики общеобразовательной организации. Приложение 1к Ph Карта индивидуального психолого-педагогического и профилактического сопровождения обучающегося, состоящего на внутришкольном учете Фамилия________________ ._________________________________ Имя_____________________________________________________ Отчество_________________________________________________ Обучающегося класса Дата рождения Причины постановки на внутришкольный учет Психолого-педагогические меры (заключения школьного психолога, психолога ПМПК и др.) Дата, время Специалист Дата, время Специалист Характер диагностики Заключение и рекомендации Консультирование Причина обращения, характер консультации, тематика Заключение и рекомендации Учебно-воспитательная деятельность Дата, время Виды деятельности Итоги работы Работа с семьей Дата Форма работы Исполнитель Взаимодействие с другими органами, службами и учреждениями ведомств системы профилактики Дата Содержание деятельности Исполнитель Сведения о получении информации из ведомств системы профилактики Дата Краткие сведения Исполнитель * Карта заводится нажаждого обучающегося, состоящего на внутри школьном учете. В нее могут быть внесены изменения и дополнения с учетом специфики общеобразовательной организации и психо физического состояния обучающегося. Приложение 2к ИПР Карта личности обучающегося класса МАОУ СОШ №15, требующего повышенного педагогического внимания 1. Фамилия__________________________________________________ Имя______________________________________________________ Отчество____________ _____________________________________ Дата рождения_____________________ 2. Физическое состояние: хорошее, удовл., неудовлетворительное. 3. Наличие физических недостатков, хронических заболеваний: 4. Характеристика свойств личности 4.1. Уровень самооценки: адекватный, завышенный, заниженный. 4.2. Уровень агрессивности: низкий, средний, высокий. 4.3. Уровень тревожности: низкий, средний, высокий. 4.4. Признаки повышенной тревожности: отсутствуют, повышен утомляемость, пониженная работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, вспышки гнева, агрессивность по отношению к учителям, к сверстникам, отказ от контактов, отказ от общих дел, склонность к разрушительным действиям, садизм, другие признаки. 4.5. Патологические влечения: -курение: не курит, курит эпизодически, систематически, -употребление спиртных напитков: не употребляет, употребляет эпизодически, систематически, -употребление токсико-наркотических веществ: не употребляет, употребляет эпизодически, систематически. 5. Особенности психики 5.1. Уровенъ памяти: низкий, средний, высокий. 5.2. Уровень внимания: низкий, средний, высокий. 5.3. Быстрота восприятия: высокая, средняя, слабая. 5.4. Эмоциональная устойчивость: хорошая (сдержанность), средняя, плохая (несдержанность). 5.5. Темперамент. Черты какого типа темперамента преобладают: холерического, сангвинистического, флегматического, меланхолического. 6. Личностные особенности ■ Положительные Активность, аккуратность, доброта, жизнелюбие, добросовестность, дисциплинированность, жизнерадостность, инициативность, настойчивость, невозмутимость; общительность, организованность, отзывчивость, откровенность, ответственность, правдивость, работоспособность, справедливость, скромность, самостоятельность, сосредоточенность, спокойствие, трудолюбие, упорство, уверенность, уравновешенность, целеустремленность, энергичность « Отрицательные Агрессивность, безволие, безразличие, безответственность, безынициативность, боязливость, вялость, грубость, дерзость, жадность, жестокость, зависть, замкнутость, импульсивность, леность, лживость, лицемерие, неаккуратность, нескромность, непослушание, неорганизованность, несамостоятельность, неуравновешенность, неуправляемость, недобросовестность, несправедливость, недисциплинированность, неуступчивость, невыдержанность, озлобленность, подавленность, рассеянность, скрытность, слабоволие, страхи, трусость, угнетенность, черствость угрюмость, упрямство, 7. Социализация 7.1 .Ориентирован в окружающем мире: информирован, осведомлен, практичен. 7.2. Заинтересованность в происходящем: разносторонность интересов, эгоистичность, пассивность, безразличие, асоциальность взглядов и поведения, склонность к суициду. 7.3. Взаимоотношения с одноклассниками: деловые, ровные, дружеские, теплые, претендует на лидерство, конфликтные, ни с кем не общается. 7.4. Взаимоотношения с родителями: выполняет все распоряжения, выполняет распоряжения под нажимом, выполняет не все распоряжения, открыто отрицает авторитет родителей. 7.5. Манера и стиль общения с окружающими: -доминантный стиль: уверен в себе, стремится навязать свое мнение, легко перебивает, но не дает перебить себя, нелегко признает свою правоту, недоминантный стиль: застенчив, уступчив, легко признает себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре, - экстраверт: постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим, - интроверт: не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен 8. Интересы 8.1. Проявляет интерес к деятельности: физической, умственной, технической, организаторской, художественной, спортивной, не проявляет интереса. 8.2. Как предпочитает проводить досуг: работа с техникой, увлечение компьютером, компьютерными играми, музыкой, спортом, бесцельное проведение свободного времени. 8.3. Проявление устойчивого интереса к какому-либо виду деятельности (занимается в кружках, секциях, клубах и т.д.) 9. Особенности учебной деятельности 9.1. Интеллектуальные способности: высокие, средние, низкие. 9.2. Заинтересованность в учебе: заинтересован, безразличен, не заинтересован. 9.3. Уровень успеваемости: высокий, достаточный, средний, удовлетворительный, низкий. 9.4. Посещаемость занятий: а) нет пропусков занятий без уважительных причин, б) есть рропуски отдельных уроков (дней) без уважительных причин: иногда, часто, постоянно, уклоняется от учебы. 10. Особенности^поведениц 10.1. Поведение в школе: а) нет нарушений дисциплины, б) нарушает дисциплину: иногда, часто, постоянно, в} не работает на уроках, г) отказ от требований. 10.2. Отношение к своим проступкам: равнодушен, переживает, оправдывает, осуждает. 10.3. Как относится к педагогическим воздействиям: с ожесточением, равнодушно, понимает и старается выполнить требования. 10.4. Особые нарушения в поведении: наличие вредных привычек, сквернословие, драки, избиение младших и слабых, жестокое отношение к животным, проявление садистских наклонностей, воровство, вымогательство у младших и слабых, грубые нарушения общественного порядка. 11. Причины отклонения в поведении 11.1. Отклолнения от нормы в состоянии здоровья: нарушения в физическом и психическом здоровье, несоответствие физическому развитию, отставание в росте, акцентуации характера,‘неврозы, дефекты памяти, мышления. 11.2. Нарушения в сфере межличностных взаимоотношений: а) непопулярен, непринят, пренебрегаем, изолирован в классном коллективе; б)примыкающий ценой жертв, потерь, помыкаемый, отвергаемый в группе свободного общения; в) конфликтен, отчужден, бесконтролен, выталкиваемый из семьи. 11.3. Ошибки педагогов: превышение педагогической власти; лишение ребенка индивидуальных стимулов; наказания, связанные с унижением личности ученика; противоречивость предъявляемых требований; поверхностное знание особенностей школьника; конфликтные отношения между педагогами и родителями ребенка или педагогом и ребенком; д) другое ПА.Ошибки семейного воспитания: а) «заласканое детство», «задавленое детство», «загубленное детство», «одинокое детство», «равнодушное детство»; б) отсутствие элементарных психологопедагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу; в) отстранение подростка от физического труда; г) конфликты в семье; д) другое_______________________________________________________________________ 11.5. Социальные причины: противоречия в обществе, микросоциуме 11.6. Психотравмирующие ситуации_____________________________________ 12. Состоит ли на внутришкольном профилактическом учете на учете в ПДН, ТКДНиЗП_____________________________________________ Классный руководитель/ Социальные педагог/ 20 г. Приложен! Исход. № от 20__ г. УВЕДОМЛЕНИЕ У важаемые______________________________ (Ф.И.О. родителей) ____ __________ _______________ _ Администрация школы приглашает Вас " "20___г. в на заседание педагогического совета по вопросу постановки вашего сына (дочери) _________________________________________ ______ ученик(ца)__________ класса (Ф.И. ученика) на внутришкольный учет. Линия отрыва С уведомлением о приглашении на заседание педагогического совета ознакомлены ___________________________________ /________________________________________________ Примечание: Уважаемые родители! Ознакомившись с уведомлением и подписавшись, необходимо нижнюю часть (после линии отрыва) передать в школу классному руководителю. Уведомление отдается классному руководителю для передачи его родителям (законным представителям) несовершеннолетнего. В случае неявки родителей на заседание педагогического совета вопрос рассматривается в вашем отсутствии. Приложение 6 Карточка индивидуального изучения и учета подростка (при постановке на внутришкольный учет) Постановка Повторная а Снятие Снятие