Рабочая программа по химии 7-9

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №15 п. Карпушиха

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
________А.Р. Колупаева
«____» _________ 2020г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
__________А.А. Чухланцева
«____» ___________ 2020г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ №15
__________ Н.Б. Минханова
«____» ___________ 2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу
«Химии 7-9 ФГОС»
( на 2020-2025г)

Составитель _Колупаева А,Р,_
учитель биологии –химии
1 квалификационной категории

2020
П.Карпушиха

Пояснительная записка
Уровень программы – базовый.
Рабочая программа учебного предмета по химии для 7-9 классов
составлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, утвержденного Минобрнауки РФ
17 декабря 2010 года № 1897, программы по химии О. С. Габриеляна (О. С.
Габриеллян, Г. А. Шипарева «Программа курса химии для 7 класса», О. С.
Габриелян, А. В. Купцова «Программа основного общего образования. 8 – 9
классы»).
Рабочая
программа
обеспечивает
выполнение
федерального
государственного образовательного стандарта.
Химия. Вводный курс. 7 класс. Пропедевтический курс (авторы О. С.
Габриелян, И. Г. Остроумов, А. К. Ахлебинин).
Химия 8 класс Учебник (автор О. С. Габриелян) Москва
«Просвещение» 2020г
Химия 9класс.Учебник (автор О. С. Габриелян) Москва «Просвещение»
2019г
.Цель учебного предмета
Формирование у учащихся умения видеть и понимать ценность
образования, значимость химического знания для каждого человека
независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты
и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями
оценок и связь критериев с определенной системой ценностей,
формулировать и обосновывать собственную позицию.
Формирование у обучающихся целостного представления о мире и
роли химии в создании современной естественно-научной картины мира;
умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности —
природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого
химические знания; приобретение обучающимися опыта разнообразной
деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых
компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов
деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и
обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений,
сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной
жизни.
Задачи учебного предмета
Образовательные:
- формирование системы химических знаний как компонента
естественнонаучной картины мира; Развивающие:
- развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и
нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических
отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой
деятельности;

Воспитательные:
- формирование умений безопасного обращения с веществами,
используемыми в повседневной жизни; выработка понимания общественной
потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии
как к возможной области будущей практической деятельности.
Общая характеристика учебного предмета.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования учащиеся должны овладеть
такими познавательными учебными действиями, как умение формулировать
проблему и гипотезу, ставить цели и задачи, строить планы достижения
целей и решения поставленных задач, проводить эксперимент и на его основе
делать выводы и умозаключения, представлять их и отстаивать вою точку
зрения. Кроме этого, учащиеся должны овладеть приемами, связанными с
определением понятий: ограничивать их, описывать, характеризовать и
сравнивать. Следовательно, при изучении химии в основной школе учащиеся
должны овладеть учебными действиями, позволяющими им достичь
личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов.
Предлагаемая программа по химии раскрывает вклад учебного
предмета в достижение целей основного общего образования и определяет
важнейшие содержательные линии предмета: вещество — знания о составе и
строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах,
биологическом действии; химическая реакция — знания об условиях, в
которых проявляются химические свойства веществ, способах управления
химическими процессами; применение веществ — знания и опыт
практической деятельности с веществами, которые наиболее часто
употребляются в повседневной жизни, широко используются в
промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте; язык химии — система
важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются,
номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и
тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода
информации с естественного языка на язык химии и обратно.
При отборе содержания, конкретизирующего программу, учитывалось,
что перед общим образованием не стоит задача профессиональной
подготовки обучающихся. Это определило построение курса как
общекультурного, направленного, прежде всего на формирование и развитие
интереса к изучению химии. Учтена основная особенность подросткового
возраста — начало перехода от детства к взрослости, который
характеризуется развитием познавательной сферы.
На этапе основного общего среднего образования происходит
включение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность,
основу которой составляют такие универсальные учебные действия, как
умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать,
проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять,
доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же
относятся приёмы, сходные с определением понятий: описание,

характеристика, разъяснение, сравнение, различение. Формирование этих
универсальных учебных действий начинается ещё в начальной школе, а в
курсе химии основной школы происходит их развитие и совершенствование.
В связи с этим резервные часы планируется использовать на формирование и
развитие умений проектной и исследовательской деятельности, умение
видеть проблемы, делать выводы и умозаключения.
Особенности программы
Главное отличие предлагаемой программы заключается в двукратном
увеличении времени, отведенного на изучение раздела «Многообразие
веществ». Это связано со стремлением авторов основательно отработать
важнейшие теоретические положения курса химии основной школы на
богатом факто логическом материале химии элементов и образованных ими
веществ. В программе предусмотрено резервное время, так как реальная
продолжительность учебного года всегда оказывается меньше нормативной.
В связи с переходом основной школы на такую форму итоговой аттестации,
как ГИА, в курсе предусмотрено время на подготовку к ней. В программе
особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию
современной естественнонаучной картины мира, показано практическое
применение химических знаний.
Построение
учебного
содержания
курса
осуществляется
последовательно от общего к частному с учётом реализации
внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено
взаимодействие
научного,
гуманистического,
аксиологического,
культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного,
интегративного, компетентностного подходов. Такое построение программы
сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным
усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом учащихся.
Оно
предполагает
последовательное
формирование
и
развитие
основополагающих химических понятий с 7 по 9 класс.
Место предмета «Химия» в учебном плане
Программа рассчитана на 174 часа, в том числе на практическую часть
16 часов.
Химия. Вводный курс. 7 класс. Пропедевтический курс– 35 часа( 1 час
резерв)
Химия 8 класс –70 часов (2 часа резерв)
Химия 9 класс – 68 часов (2 часа резерв)
Планируемые результаты:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
Личностные
в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую
химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей
образовательной траектории;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение
управлять своей познавательной деятельностью. формирование основ
экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно- оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях;
Метапредметные
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей по- знавательной
деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия
с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно- коммуникационных технологий;

формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Предметные
В познавательной сфере: давать определения изученных понятий:
«химический элемент», «атом», «ион», «молекула», «простые и сложные
вещества», «вещество», «химическая формула», «относительная атомная
масса», «относительная молекулярная масса», «валентность», «степень
окисления», «кристаллическая решетка», «оксиды», «кислоты», «основания»,
«соли»,
«амфотерность»,
«индикатор»,
«периодический
закон»,
«периодическая
таблица»,
«изотопы»,
«химическая
связь»,
«электроотрицательность», «химическая реакция», «химическое уравнение»,
«генетическая связь», «окисление», «восстановление», «электролитическая
диссоциация», «скорость химической реакции»; описать демонстрационные
и самостоятельно проведенные химические эксперименты; описывать и
различать изученные классы неорганических соединений, простые и
сложные вещества, химические реакции; классифицировать изученные
объекты и явления; делать выводы и умозаключения из наблюдений,
изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства
неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
структурировать изученный материал и химическую информацию,
полученную из других источников; моделировать строение атомов элементов
1-3 периодов, строение простых молекул;
В ценностно – ориентационной сфере: анализировать и оценивать
последствия для окружающей среды бытовой и производственной
деятельности человека, связанной с переработкой веществ; В трудовой
сфере: проводить химический эксперимент;
В сфере безопасности жизнедеятельности: оказывать первую помощь
при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и
лабораторным оборудованием.
Содержание программы учебного предмета «Химия» 7 класс
Раздел 1. «Химия в центре естествознания» (12 ч.) Химия – часть
естествознания. Взаимоотношения человека и окружающего мира. Предмет
химии. Физические тела и вещества.Свойства веществ. Применение веществ
на основе их свойств. Наблюдение как основной метод познания
окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза.
Эксперимент. Вывод. Строение пламени. Лаборатория и
оборудование. Модель, моделирование. Особенности моделирования в
географии, физике, биологии. Модели в биологии. Муляжи. Модели в
физике. Электрофорная машина. Географические модели. Химические
модели: предметные (модели атома, молекул, химических и промышленных
производств), знаковые, или символьные (символы элементов, формулы
веществ, уравнения реакций). Химический элемент. Химические знаки. Их
обозначение, произношение. Химические формулы веществ. Простые и
сложные вещества. Индексы и коэффициенты. Качественный и

количественный состав вещества. Универсальный характер положений
молекулярно-кинетической теории. Понятия «атом», «молекула», «ион».
Строение вещества. Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические
решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение. Вещества
молекулярного и немолекулярного строения. Понятие об агрегатном
состоянии вещества. Физические и химические явления. Газообразные,
жидкие и твердые вещества. Аморфные вещества. Строение Земли: ядро,
мантия, кора. Литосфера. Минералы и горные породы. Магматические и
осадочные (неорганические и органические, в том числе и горючие) породы.
Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные
соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества.
Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Хлорофилл.
Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и
витаминов для жизнедеятельности организмов. Качественные реакции.
Распознавание веществ с помощью качественных реакций. Аналитический
сигнал. Определяемое вещество и реактив на него.
Демонстрации:
1. Коллекция различных предметов или фотографий предметов из
алюминия для иллюстрации идеи «свойства — применение».
2. Учебное оборудование, используемое на уроках физики, биологии,
географии и химии.
3. Электрофорная машина в действии. Географические модели (глобус,
карта). Биологические модели (муляжи органов и систем органов
растений, животных и человека). Физические и химические модели
атомов, молекул веществ и кристаллических решеток.
4. Объемные и шаростержневые модели воды, углекислого и сернистого
газов, метана.
5. Образцы твердых веществ кристаллического строения. Модели
кристаллических решеток.
6. Вода в трех агрегатных состояниях. Коллекция кристаллических и
аморфных веществ и изделий из них.
7. Коллекция минералов (лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галит).
8. Коллекция горных пород (гранит, различные формы кальцита — мел,
мрамор, известняк).
9. Коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы,
торф).
Демонстрационные эксперименты
1. Научное наблюдение и его описание. Изучение строения пламени.
2. Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев растений.

3. «Переливание» углекислого газа в стакан на уравновешенных весах.
4. Качественная реакция на кислород.
5. Качественная реакция на углекислый газ.
Лабораторные работы:
1. Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс
диффузии.
2. Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под
микроскопом.
3. Диффузия перманганата калия в желатине.
4. Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корочке.
5. Изучение гранита с помощью увеличительного стекла.
6. Определение содержания воды в растении.
7. Обнаружение масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха.
8. Обнаружение крахмала в пшеничной муке.
9. Взаимодействие аскорбиновой кислоты с иодом (определение
витамина С в различных соках).
10. Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду.
11. Обнаружение известковой воды среди различных веществ.
Практические работы:
1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники
безопасности.
2. Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки.
Раздел 2. Математика в химии (9 ч)
Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение
относительной атомной массы химических элементов по таблице Д. И.
Менделеева. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле
вещества как суммы относительных атомных масс, составляющих вещество
химических элементов. Понятие о массовой доле химического элемента (w) в
сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. Нахождение формулы
вещества по значениям массовых долей образующих его элементов (для
двухчасового изучения курса).Чистые вещества. Смеси. Гетерогенные и
гомогенные смеси. Газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть),
твердые смеси (горные породы, кулинарные смеси и синтетические моющие
средства).Определение объемной доли газа (ϕ) в смеси. Состав атмосферного
воздуха и природного газа. Расчет объема доли газа в смеси по его объему и
наоборот. Понятие о ПДК. Массовая доля вещества (w) в растворе.

Концентрация. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы
растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного
вещества.Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси (w)
в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного
вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю
примесей.
Демонстрации:
1. Коллекция различных видов мрамора и изделий из него.
2. Смесь речного и сахарного песка и их разделение.
3. Коллекция нефти и нефтепродуктов.
4. Коллекция бытовых смесей.
5. Диаграмма состава атмосферного воздуха.
6. Диаграмма состава природного газа.
7. Коллекция «Минералы и горные породы».
Практические работы
1. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного
вещества.
Раздел 3. Явления, происходящие с веществами (11ч)
Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие
способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей порошков
железа и серы, отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение с
помощью делительной воронки, фильтрование. Фильтрование в лаборатории,
быту и на производстве. Понятие о фильтрате. Адсорбция. Понятие об
адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент.
Устройство противогаза. Способы очистки воды. Дистилляция (перегонка)
как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и
области ее применения. Кристаллизация или выпаривание. Кристаллизация и
выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для
выпаривания) и природе. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная
перегонка жидкого воздуха. Химические реакции как процесс превращения
одних веществ в другие. Условия протекания и прекращения химических
реакций. Соприкосновение (контакт) веществ, нагревание. Катализатор.
Ингибитор. Управление реакциями горения. Признаки химических реакций:
изменение цвета, образование осадка, растворение полученного осадка,
выделение газа, появление запаха, выделение или поглощение теплоты.
Демонстрации
1. Фильтр Шотта. Воронка Бюхнера. Установка для фильтрования под
вакуумом.

2. Респираторные маски и марлевые повязки.
3. Противогаз и его устройство.
4. Коллекция «Нефть и нефтепродукты».
Демонстрационные эксперименты
1. Разделение смеси порошка серы и железных опилок.
2. Разделение смеси порошка серы и песка.
3. Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делительной
воронки.
4. Получение дистиллированной воды с помощью лабораторной
установки для перегонки жидкостей.
5. Разделение смеси перманганата и дихромата калия способом
кристаллизации.
6. Взаимодействие железных опилок и порошка серы при нагревании.
7. Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и
обнаружение его с помощью известковой воды.
8. Каталитическое разложение пероксида водорода (катализатор –
диоксид марганца (IV)).
9. Обнаружение раствора щелочи с помощью индикатора.
10. Взаимодействие раствора перманганата калия и раствора дихромата
калия с раствором сульфита натрия.
11. Взаимодействие раствора перманганата калия с аскорбиновой
кислотой.
12. Взаимодействие хлорида железа с желтой кровяной солью и
гидроксидом натрия.
13. Взаимодействие гидроксида железа (III) с раствором соляной кислоты.
Лабораторные работы:
1. Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ.
2. Изучение устройства зажигалки и пламени.
Практические работы:
1. Выращивание кристаллов соли (домашний эксперимент).
2. Очистка поваренной соли.
3. Изучение процесса коррозии железа.
Раздел 4. Рассказы по химии (4 ч)

Выдающиеся русские ученые-химики. История химических веществ
(открытие, получение и значение). Изучение химических реакций.

Содержание курса химии в 8 классе (70 часов, 2 часа в неделю)
Введение
Предмет химии. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент,
моделирование. Источники химической информации, ее получение, анализ и
представление его результатов.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных
атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений.
Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Роль
отечественных ученых в становлении химической науки – работы М. В.
Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их
названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные
атомная и молекулярная массы. Проведение расчетов массовой доли
химического элемента в веществе на основе его формулы.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее
структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы. Периодическая
система как справочное пособие для получения сведений о химических
элементах.
Демонстрации. 1. Модели (шаростержневые и Стюарта-Бриглеба)
различных простых и сложных веществ. 2. Коллекция стеклянной
химической посуды. 3. Коллекция материалов и изделий из них на основе
алюминия. 4. Взаимодействие мрамора с кислотой и помутнение известковой
воды.
Лабораторные опыты. 1. Сравнение свойств твердых кристаллических
веществ и растворов. 2. Сравнение скорости испарения воды, одеколона и
этилового спирта с фильтровальной бумаги.
Тема 1. Атомы химических элементов
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения
о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты
Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса.
Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома – образование новых химических
элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома – образование изотопов.
Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как
разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов
малых периодов. Понятие о завершенном электронном уровне.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение
атомов – физический смысл порядкового номера элемента, номера группы,
номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома
химического элемента ? образование положительных и отрицательных
ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины
изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы
образования ионной связи. Взаимодействие атомов элементов-неметаллов
между собой – образование двухатомных молекул простых веществ.
Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные
формулы.
Взаимодействие атомов неметаллов между собой – образование бинарных
соединений неметаллов. Электроотрицательность. Ковалентная полярная
связь. Понятие о валентности как свойстве атомов образовывать ковалентные
химические связи. Составление формул бинарных соединений по
валентности. Нахождение валентности по формуле бинарного соединения.
Взаимодействие атомов металлов между собой – образование металлических
кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая
система химических элементов Д. И. Менделеева (различные формы).
Лабораторные опыты. 3. Моделирование принципа действия сканирующего
микроскопа. 4. Изготовление моделей молекул бинарных соединений.
Тема 2. Простые вещества
Положение металлов и неметаллов в Периодической системе химических
элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества – металлы
(железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий). Общие физические
свойства металлов.
Важнейшие простые вещества-неметаллы, образованные атомами кислорода,
водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Молекулы простых веществнеметаллов – водорода, кислорода, азота, галогенов. Относительная
молекулярная масса.

Способность атомов химических элементов к образованию нескольких
простых веществ – аллотропия. Аллотропные модификации кислорода,
фосфора, олова. Металлические и неметаллические свойства простых
веществ. Относительность этого понятия.
Число Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный
объем газообразных веществ. Кратные единицы измерения количества
вещества – миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы
вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная
масса», «молярный объем газов», «число Авогадро».
Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и
красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы с количеством вещества
1 моль. Молярный объем газообразных веществ.
Лабораторные опыты. 5. Ознакомление с коллекцией металлов. 6.
Ознакомление с коллекцией неметаллов.
Тема 3. Соединения химических элементов
Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности.
Определение степени окисления элементов в бинарных соединениях.
Составление формул бинарных соединений, общий способ их названий.
Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и
пр. Составление их формул.
Бинарные соединения неметаллов: оксиды, летучие водородные соединения,
их состав и названия. Представители оксидов: вода, углекислый газ,
негашеная известь. Представители летучих водородных соединений:
хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде.
Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие об
индикаторах и качественных реакциях.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители
кислот: серная, соляная, азотная. Понятие о шкале кислотности (шкала pH).
Изменение окраски индикаторов.
Соли как производные кислот и оснований, их состав и названия.
Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и
фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток.
Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей.
Свойства чистых веществ и смесей. Их состав.
Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с
использованием понятия «доля».
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели
кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV).
Кислотно-щелочные индикаторы, изменение их окраски в различных средах.
Универсальный индикатор и изменение его окраски в различных средах.
Шкала pH.
Лабораторные опыты. 7. Ознакомление с коллекцией оксидов. 8.
Ознакомление со свойствами аммиака. 9. Качественная реакция на
углекислый газ. 10. Определение pH растворов кислоты, щелочи и воды. 11.
Определение pH лимонного и яблочного соков на срезе плодов. 12.
Ознакомление с коллекцией солей. 13. Ознакомление с коллекцией веществ с
разным типом кристаллической решетки. Изготовление моделей
кристаллических решеток. 14. Ознакомление с образцом горной породы.
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами
Понятие явлений, связанных с изменениями, происходящими с веществом.
Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при
постоянном его составе, физические явления. Физические явления в химии:
дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ,
фильтрование и центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, химические реакции.
Признаки и условия протекания химических реакций. Выделение теплоты и
света – реакции горения. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов
и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение
количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или
объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля»,
когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей
растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Представление о скорости химических реакций.
Катализаторы. Ферменты. Реакции соединения. Каталитические и
некаталитические реакции, обратимые и необратимые реакции. Реакции
замещения. Ряд активности металлов, его использование для
прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и
кислотами, реакций вытеснения одних металлов из растворов их солей
другими металлами. Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия
протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций на примере свойств воды. Реакция разложения –
электролиз воды. Реакции соединения – взаимодействие воды с оксидами
металлов и неметаллов. Условие взаимодействия оксидов металлов и
неметаллов с водой. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения –
взаимодействие воды с металлами. Реакции обмена – гидролиз веществ.
Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б)
возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение окрашенных солей; г)
диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры
химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной
кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г)
растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида
меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата
калия; ж) разложение пероксида водорода с помощью диоксида марганца и
каталазы картофеля или моркови; з) взаимодействие разбавленных кислот с
металлами.
Лабораторные опыты. 15. Прокаливание меди в пламени спиртовки. 16.
Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
Тема 5. Практикум 1. Простейшие операции с веществом
1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными
приборами. 2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей
свечой, и их описание (домашний эксперимент). 3. Анализ почвы и воды
(домашний эксперимент). 4. Признаки химических реакций. 5.
Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе.
Тема 6. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и
окислительно-восстановительные реакции
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и
кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель
зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные,
ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы
и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и не-электролиты.
Механизм диссоциации электролитов с различным характером связи.
Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные
уравнения реакций. Реакции обмена, идущие до конца.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете
теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения
реакций. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд

напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
Взаимодействие кислот с основаниями – реакция нейтрализации.
Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для
характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете
теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с
солями. Использование таблицы растворимости для характеристики
химических свойств оснований. Взаимодействие щелочей с оксидами
неметаллов.
Соли, их диссоциация и свойства в свете теории электролитической
диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций.
Взаимодействие солей с солями. Использование таблицы растворимости для
характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и свойствах.
Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами
неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции.
Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества
разных классов. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные
реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом
электронного баланса.
Свойства простых веществ – металлов и неметаллов, кислот и солей в свете
окислительно-восстановительных реакций.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность.
Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации.
Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Взаимодействие цинка с
серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния.
Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Лабораторные опыты. 17. Взаимодействие растворов хлорида натрия и
нитрата серебра. 18. Получение нерастворимого гидроксида и
взаимодействие его с кислотами. 19. Взаимодействие кислот с основаниями.
20. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. 21. Взаимодействие кислот
с металлами. 22. Взаимодействие кислот с солями. 23. Взаимодействие
щелочей с кислотами. 24. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов.
25. Взаимодействие щелочей с солями. 26. Получение и свойства
нерастворимых оснований. 27. Взаимодействие оснóвных оксидов с
кислотами. 28. Взаимодействие оснóвных оксидов с водой. 29.
Взаимодействие кислотных оксидов с щелочами. 30. Взаимодействие
кислотных оксидов с водой. 31. Взаимодействие солей с кислотами. 32.

Взаимодействие солей с щелочами. 33. Взаимодействие солей с солями. 34.
Взаимодействие растворов солей с металлами.
Тема 7. Практикум 2. Свойства растворов электролитов
1. Ионные реакции. 2. Условия течения химических реакций между
растворами электролитов до конца. 3. Свойства кислот, оснований, оксидов и
солей. 4. Решение экспериментальных задач.
Содержание курса химии в 9 классе (68 часов, 2 часа в неделю)
Тема 1. Общая характеристика химических элементов и химических
реакций
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение. Характеристика
элемента по его положению в периодической системе химических элементов
Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете
теории электролитической диссоциации и процессов окислениявосстановления. Генетические ряды металла и неметалла. Характеристика
химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им
соединений.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд
переходного элемента. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Химическая
организация природы. Химические реакции. Скорость химической реакции.
Катализаторы и катализ.
Лабораторные опыты. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его
свойств. 2. Моделирование построения периодической системы Д. И.
Менделеева. 3. Замещение железом меди в растворе сульфата меди (II). 4.
Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих
веществ на примере взаимодействия кислот с металлами. 5. Зависимость
скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ на
примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации.
6. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения
реагирующих веществ. 7. Моделирование «кипящего слоя». 8. Зависимость
скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ на
примере взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты
различной температуры. 9. Разложение пероксида водорода с помощью
оксида марганца (IV). 10. Обнаружение каталазы в пищевых продуктах. 11.
Ингибирование взаимодействия кислот с металлами уротропином.
Тема 2. Металлы
Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая
химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их

свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей, а
также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений
металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе.
Общие способы их получения.
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие
способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы – простые
вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды
и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение
в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II
группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы – простые вещества.
Важнейшие соединения щелочноземельных металлов – оксиды, гидроксиды
и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и
применение в народном хозяйстве.
Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого
вещества. Соединения алюминия – оксид и гидроксид, их амфотерный
характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его
соединений.
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого
вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение
железа и его соединений для природы и народного хозяйства.
Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы
сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие
натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами.
Получение гидроксидов железа (II) и (III).
Лабораторные опыты. 12. Взаимодействие растворов кислот и солей с
металлами. 13. Ознакомление с рудами железа. 14. Окрашивание пламени
солями щелочных металлов. 15. Получение гидроксида кальция и
исследование его свойств. 16. Получение гидроксида алюминия и
исследование его свойств. 17. Взаимодействие железа с соляной кислотой.
18. Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств.
Тема 2. Практикум 1. Свойства металлов и их соединений
1. Осуществление цепочки химических превращений. 2. Получение и
свойства соединений металлов. 3. Экспериментальные задачи по
распознаванию и получению соединений металлов.
Тема 3. Неметаллы
Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе
химических элементов Д. И. Менделеева, особенности строения атомов,
электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО.
Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия.

Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и
«неметалл».
Водород. Положение водорода в Периодической системе химических
элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и
химические свойства водорода, его получение и применение.
Вода. Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические
свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные
вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе.
Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры. Минеральные воды.
Дистиллированная вода, ее получение и применение.
Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества и
основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре,
броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном
хозяйстве.
Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической
серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Серная
кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство
серной кислоты.
Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак,
строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и
применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и
применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в
сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора,
их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная
кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение.
Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит,
сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.
Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и
применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты.
Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о
силикатной промышленности.
Демонстрации. Образцы галогенов – простых веществ. Взаимодействие
галогенов с натрием, с алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из
растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и
кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из
ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора,
углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов,
нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. 19. Получение и распознавание водорода. 20.
Исследование поверхностного натяжения воды. 21. Растворение
перманганата калия или медного купороса в воде. 22. Гидратация
обезвоженного сульфата меди (II). 23. Изготовление гипсового отпечатка. 24.
Ознакомление с коллекцией бытовых фильтров. 25. Ознакомление с составом
минеральной воды. 26. Качественная реакция на галогенид-ионы. 27.
Получение и распознавание кислорода. 28. Горение серы на воздухе и в
кислороде. 29. Свойства разбавленной серной кислоты. 30. Изучение свойств
аммиака. 31. Распознавание солей аммония. 32. Свойства разбавленной
азотной кислоты. 33. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с
медью. 34. Горение фосфора на воздухе и в кислороде. 35. Распознавание
фосфатов. 36. Горение угля в кислороде. 37. Получение угольной кислоты и
изучение ее свойств. 38. Переход карбонатов в гидрокарбонаты. 39.
Разложение гидрокарбоната натрия. 40. Получение кремневой кислоты и
изучение ее свойств.
Тема 4. Практикум 2. Свойства соединений неметаллов
1. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов». 2.
Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 3.
Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота». 4. Решение
экспериментальных задач по теме «Подгруппа углерода». 5. Получение,
собирание и распознавание газов.
Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы.
Подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА)
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров
периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их
соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов
элементов. Значение периодического закона.
Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь
строения и свойств веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (число и
состав реагирующих и образующихся веществ; наличие границы раздела фаз;
тепловой эффект; изменение степеней окисления атомов; использование
катализатора; направление протекания). Скорость химических реакций и
факторы, влияющие на нее. Обратимость химических реакций и способы
смещения химического равновесия.
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды
металла, неметалла и переходного металла. Оксиды и гидроксиды
(основания, кислоты, амфотерные гидроксиды), соли. Их состав,
классификация и общие химические свойства

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ХИМИЯ. ВВОДНЫЙ КУРС. 7 КЛАСС.
№

Примечание

Тема урока

Часы

1

Предмет химии.

1

2

Методы изучения естествознания и химии

1

3

Практическая работа № 1

1

«Знакомство с
лабораторным
оборудованием.
Правила техники
безопасности при
работе в химическом
кабинете».

4

Практическая работа № 2

1

«Наблюдение за
горящей свечей.
Устройство
спиртовки. Правила
работы с
нагревательными
приборами».

5

Моделирование

1

6

Химические знаки и формулы.

1

7

Химия и физика.

1

8

Агрегатные состояния вещества.

1

9

Химия и география.

1

10 Химия и биология.

1

11 Качественные реакции в химии.

1

12 Решение задач

1

13 Относительные атомная и молекулярная массы

1

14 Массовая доля элемента

1

15 Чистые вещества и смеси.

1

16 Объемная доля газа в смеси.

1

17 Массовая доля вещества в растворе.

1

18 Практическая работа №3.

1

. «Приготовление
раствора с заданной
массовой долей
растворенного
вещества».

19 Массовая доля примесей.

1

20 Решение задач
21 Контрольная работа №1
22 Разделение смесей.

1

23 Фильтрование.

1

24 Адсорбция.

1

25 Дистилляция. Практическая работа № 4

1
«Очистка поваренной
соли».

26 Практическая работа № 5
27 Химические реакции условия протекания

1

28 Признаки химических реакций.

1

29 Практическая работа № 6 Обсуждение результатов

1

30 Обобщение и актуализация знаний по теме

1

31 Контрольная работа №2

1

«Явления,
происходящие с
веществами

32 Выдающиеся русские ученые-химики.
33 Мое любимое химическое вещество.
34 Исследования в области химических реакций.Проект
35 Итоговый
урок

Календарно-тематическое планирование уроков
химии в 8 классе.
№

Тема урока

часы

Раздел 1. Начальные
понятия и законы
химии. (20 часов)
1

2
3

Вводный инструктаж по ТБ при работе в
кабинете химии. Предмет химии. Роль
химии в жизни человека.
Методы изучения химии
Агрегатные состояния веществ

1
1
1

4

Практическая работа №1.
«Знакомство с лабораторным
оборудованием. Правила техники
безопасности при работе в химическом
кабинете».

1

5

Физические явления в химии
Практическая работа №2 Наблюдение за
горящей свечой
Практическая работа №3. Анализ почвы.
Атомно-молекулярное учение. Химические
элементы
Знаки химических элементов.
Периодическая таблица Д.И. Менделеева

1

10-11
12-13

Химические формулы.
Валентность

2

14

Химические реакции. Признаки и условия
их протекания.

1

15-16

Закон сохранения массы веществ.
Химические реакции.
Типы химических реакций
Повторение и обобщение темы. Подготовка
к контрольной работе.

2

6
7
8-9

17-18
19

1

1
1

2

2
1

Контрольная работа №1 «Начальные
понятия химии»

1

21

Воздух и его состав.

1

22

Кислород.

1

23

Практическая работа №4. Получение,
собирание и распознавание кислорода.

1

20
Раздел 2. Важнейшие
представители
неорганических
веществ.
Количественные
отношения в химии (18
часов)

24

Оксиды.

1

25

Водород.

1

26

Практическая работа № 5. Получение,
собирание и распознавание водорода.

1.

27
28

Кислоты
Соли

1
1

29-30

Количеств вещества. Молярная масса
вещества.

2

31

Молярный объём газов. Закон Авогадро

1

32-33

Решение задач с использованием понятий
«количество вещества», «молярная масса»,
«молярный объём», «число Авогадро».

2

34

Вода. Основания.

1

35

Растворы. Массовая доля растворенного
вещества.

1

36

Практическая работа №6. Приготовление
растворов солей с их заданной массовой
долей.

1

37

Обобщение и систематизация знаний по
теме «Важнейшие представители
неорганических веществ. Количественные
отношения в химии»

1

38

Контрольная работа №2. «Важнейшие
представители неорганических веществ.
Количественные отношения в химии»

1

39

Оксиды. Классификация и свойства.

1.

40
41-42

Основания. Их классификация и свойства.
Кислоты: классификация и свойства

1
2

43-44

Соли. Классификация и свойства.

2

45

Генетическая связь между классами
неорганических веществ.

1

46

Практическая работа №7. Решение
экспериментальных задач.

1.

Раздел 3.
Основные классы
неорганических
соединений (10 часов)

47

Обобщение и систематизация знаний по
теме «Основные классы неорганических
соединений»

1

48

Контрольная работа №3. «Основные
классы неорганических соединений»

1

49

Естественные семейства химических
элементов. Амфотерность.

1

50

Открытие Менделеевым периодического
закона.

1

51

Основные сведения о строении атомов

1

52

Строение электронных оболочек атомов
химических элементов 1-20 в таблице Д.И.
Менделеева.

1

53

Периодический закон Д.И. Менделеева и
строение атома
Характеристика химического элемента на
основании его положения в периодической
системе.
Значение Периодического закона и
Периодической системы химических
элементов Д.И. Менделеева.

1

Ионная химическая связь.

1
1

59

Ковалентная химическая связь
Ковалентная неполярная связь.
Ковалентная полярная связь.

60

Металлическая химическая связь.

1

61-62

Степень окисления.
Решение упражнений по теме «Степень
окисления»

2

63-64

Окислительно-восстановительные реакции.

2

Раздел 4. Периодический
закон и Периодическая
система химических
элементов Д.И.
Менделеева и строение
атома.
(8 часов)

54-55

56
Раздел 5. Химическая
связь. Окислительновосстановительные
реакции. (8 часов)
57
58

2

1

1

решение упражнений.
65-66

Упражнения в составлении окислительновосстановительных реакций.

2

67

Обобщение и систематизация знаний по
темам «ПЗ и ПСХЭ Д.И. Менделеева и
строение атома» и «Строение вещества.
Окислительно-восстановительные реакции».

1

68

Контрольная работа №4. «ПЗ и ПСХЭ
Д.И. Менделеева и строение атома» и
«Строение вещества. Окислительновосстановительные реакции».

1

69
70

Резервное время.

Календарно-тематическое планирование
химия 9 класс

№

Тема урока

часы

Повторение о обобщение сведений по курсу 8-го класса
Химические реакции (5 ч).
1

Классификация неорганических веществ и их номенклатура

1

2-3

Классификация химических реакций по различным основаниям

2

4-5

Понятие о скорости химической реакции. Катализ

2

Химические реакции в растворах (10 ч)
6

Электролитическая диссоциация

1

7

Основные положения теории электролитической диссоциации
(ТЭД).

1

Химические свойства кислот в свете теории электролитической
диссоциации

2

10

Химические свойства оснований в свете теории электролитической
диссоциации

1

11

Химические свойства солей в свете теории электролитической
диссоциации

1

12

Понятие о гидролизе солей

1

13

Практическая работа № 1. Решение экспериментальных задач по теме
«Электролитическая диссоциация»

1

14

Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические реакции в
растворах электролитов»

1

15

Контрольная работа № 1 по теме «Химические реакции в растворах
электролитов»

1

8-9

Неметаллы и их соединения (25 ч)
16

Общая характеристика неметаллов

1

17

Общая характеристика элементов VIIA группы — галогенов

1

18

Соединения галогенов

1

19

Практическая работа № 2. «Изучение свойств соляной кислоты»

1

20

Общая характеристика элементов VI А Сера

1

21

Сероводород и сульфиды

1

22

Кислородные соединения серы

1

23

Практическая работа № 3. «Изучение свойств серной кислоты»

1

24

Общая характеристика химических элементов VA группы. Азот

1

25

Аммиак. Соли аммония

1

26

Практическая работа № 4. «Получение аммиака и изучение его свойств»

1

2728

Кислородсодержащие соединения азота

2

29

Фосфор и его соединения

1

30

Общая характеристика элементов IV А- группы. Углерод

1

31

Кислородсодержащие соединения углерода

1

32

Практическая работа № 5. «Получение углекислого газа и изучение его
свойств

1

33

Углеводороды.

1

34

Кислородсодержащие органические соединения

1

35

Кремний и его соединения

1

36

Силикатная промышленность

1

37

Получение неметаллов

1

38

Получение важнейших химических соединений

1

39

Обобщение по теме «Неметаллы и их соединения»

1

40

Контрольная работ № 2 по теме «Неметаллы и их соединения»

1

Металлы и их соединения (16 ч)
41

Положение металлов в Периодической системе, строение атомов и
кристаллов

1

42

Общие химические свойства металлов

1

4344

Общая характеристика щелочных металлов

2

4546

Общая характеристика щелочноземельных металлов

2

47

Жёсткость воды и способы её устранения

1

48

Практическая работа № 6. «Получение жесткой воды и способы её

1

устранения»

49

Алюминий и его соединения

1

5051

Железо и его соединения

2

52

Практическая работа № 7
«Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»

1

53

Коррозия металлов и способы защиты от неё

1

5455

Металлы в природе. Понятие о металлургии

2

56

Обобщение знаний по теме «Металлы»

1

57

Контрольная работ № 3 по теме «Металлы»

1

Химия и окружающая среда (2 ч)
58

Химическая организация планеты Земля

1

59

Охрана окружающей среды от химического загрязнения

1

Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к
основному государственному экзамену (ОГЭ) (7 ч)

60

Вещества

1

61

Химические реакции

1

6263

Основы неорганической химии

2

64

Повторение и обобщение по теме. Подготовка к контрольной работе

1

65

Контрольная работа №4 «Итоговая по курсу основной школы»

1

66

Анализ контрольной работы. Подведение итогов года.

1

6768

Резервное время


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».