СОГЛАСОВАНО Председатель профкома _________ А.Р. Сабирова «01» июня 2022 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ СОШ №15 _________ А.А. Чухланцева «01» июня 2022 г. Положение о логопедическом пункте Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 15 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом учреждения, на основании письма Минобразования России от 14.12 2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». 1.2. Настоящее Положение регулирует деятельность логопедического пункта в организации. 2. Задачи логопедического пункта 2.1.Своевременно выявлять нарушения в развитии устной и письменной речи обучающихся; определять их уровень и характер. 2.2.Устранять эти нарушения. 2.3. Распространять специальные знания по логопедии среди педагогических работников, родителей (законных представителей). 3. Организация деятельности логопеда 3.1. Логопедический пункт создаётся для обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи: - Общее недоразвитие речи разных уровней; - фонетико-фонематическое недоразвитие речи; - недостатки произношения-фонетический дефект. 3.2. В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, которые препятствуют успешному освоению общеобразовательных программ. 3.3. Обследование речи обучающихся проводится с 1 по15 сентября и с 10 по25мая. Данные обследования регистрируются в журнале обследования устной и письменной речи. 3.4. Предельная наполняемость логопедического пункта-не более 20человек (сельского общеобразовательного учреждения) и 6-7 до 12 детей ОВЗ на каждого обучающегося учитель-логопед заполняет речевую карту. 3.5. Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений устной и письменной речи. 3.6. Сроки логопедической работы находятся в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений, их индивидуальноличностных особенностей. Они могут варьироваться от 6 месяцев до 2 лет и более. 3.7.Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и с подгруппой и в группе. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося. 3.8.Периодичностьподгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Индивидуальные занятия проводятся не менее двух раз в неделю. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия – 20 минут (с учётом передвижения детей) Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учёт их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий. 3.9. В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебнопрофилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом) или в психолого-медико-педагогическую комиссию. Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель, руководитель МАОУ СОШ, родители (законные представители). 3.10.Учитель-логопед работает 5 дней в неделю. Недельная нагрузка учителялогопеда составляет 20 часов (1ставка), из которых 18ч отводится на непосредственную коррекционно-речевую работу с обучающимися, а 2часа – на организационно-методическую и консультативную работу с педагогическим персоналом и родителями. На учителя-логопеда логопункта распространяются все льготы и преимущества (продолжительность очередного отпуска, повышение ставки заработной платы на 20%, порядок пенсионного обеспечения) предусмотренные законодательством РФ для учителей городских и сельских образовательных учреждений. 3.11. В каникулярное время учитель логопед привлекается к педагогической, методической и организационной работе, которая заключается в следующем: -выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи при записи детей в школу; -участие в работе методического объединения учителей-логопедов; -участие в семинарах, практических конференциях школы, района, области; -подготовка дидактического, наглядного материала к занятиям; 4. Руководство логопедическим пунктом 4.1.Общее руководство логопедическим пунктом МАОУ СОШ осуществляет директор. 4.2.Директор МАОУ СОШ: -обеспечивает создание условий для проведения с обучающимися коррекционно-педагогической работы; 4.3.Учитель-логопед: -проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. -осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку) -разъясняет педагогам, родителям (законным представителям) задачи и специфику коррекционной работы по определению дефектов речевого развития обучающихся, представляет до 15 июня ежегодный отчёт. 4.4.Логопедический кабинет обеспечивается документацией и специальным оборудованием. Документация логопедического пункта при МАОУ СОШ № 15 Список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи. Речевые карты на каждого ребёнка, зачисленного на логопедический пункт. Индивидуальная карточка ребёнка, зачисленного на логопедический пункт. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся. Журнал учёта посещаемости логопедических занятий учащимися, зачисленными на логопункт. Годовой план организационно-методической работы учителялогопеда с педколлективом и родителями. Тетрадь учёта консультаций. График работы учителя-логопеда. Рабочие тетради для занятий по коррекции звукопроизношения и письма. Рабочая программа коррекции нарушений устной и письменной речи. Паспорт кабинета. Анализ о проделанной за учебный год работе. Приложение 1 Список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи. (заполняется учителем - логопедом после обследования обучающихся.) Сентябрь г Фамилия, имя обучающегося. \ Г.р. Кл асс Дата обследования. Реальная Заключени успеваемос е ть учителяпо родному логопеда. языку. Примечание. Приложение 2 Речевая карта (заполняется на каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт) 1. Фамилия, имя, возраст. 2. Класс. 3. Домашний адрес, телефон. 4. Дата зачисления в логопедический пункт. 5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования). 6. Жалобы учителей или родителей (законных представителей). 7. Заключение психиатра. 8. Состояние слуха. 9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития. 10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность). 11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний): а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры); б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры); в) произношение и различение звуков: произношение звуков; отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков, воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи. 12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова. 13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся – диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте). 14. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного. 15. Проявления заикания: а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски); б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй); в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность); г) адаптация к условиям общения. 16. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи). 17. Заключение учителя-логопеда. 18. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопедического пункта). Приложение 3 Индивидуальная карточка учащегося 1.Фамилия, имя, дата рождения_________________________ ____________________________________________________ _______________________________________________________________ 2.Класс____________ Домашний адрес__________________ ____________________________________________________ _______________________________________________________________ 3.Телефон________________________ ___________________________________________ 4.Посещал ли детский сад?______________________________ 5.Речевая среда(есть ли в семье заикающиеся, с дефектами речи, двуязычие) _____________________________________ двуязычие)_____________________________________________________ 6.Раннее физическое развитие (когда стал сидеть) _____________ (когда стал ходить)_______________________________ 7.Раннее речевое развитие (когда появились первые слова) _____ ______________________________________________________ ________________________________________________________________ (первая фраза)___________________________________________ Вашему ребёнку рекомендовано посещение логопедических занятий при школе. Расписание занятий:____________________________________ ________________________________________________________________ Родители наравне с учителем несут ответственность за посещение своими детьми логопедических занятий. Подпись родителей _________________________ Дата заполнения ___________________________ 8.Дата зачисления на логопедический пункт________________ 9.Логопедическое заключение при поступлении на логопункт____________ _________________________________________________________________ 10.результат коррекционной работы _________________________________________________________________ _______________________________________________________ _________________________________________________________________ _______________________________________________________ _________________________________________________________________ Подпись логопеда __________ Приложение 4 Журнал обследования устной и письменной речи учащихся № 1 2 Ф.И.О Год рожде ния класс Дата обсл. Логопедическое заключение, принятые меры примечан ия Приложение 5 Журнал учёта посещаемости логопедических занятий детьми, зачисленными на логопедический пункт (название учреждения) Месяц 1 2 3 4 5 № Список детей 1 Дата проведения занятия Темы фронтальных занятий Приложение 6 Годовой план организационно-методической работы учителя - логопеда МАОУ СОШ_____15___ Ф. И. О. на учебный год. 1. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА № Направления, виды работы Сроки выполнения 1 2 2. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА № Направления, виды и формы работы Сроки выполнения 1 3. КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА № Направления, виды и формы работы Сроки выполнения 1 2 4. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА № Направления, виды и формы работы Сроки выполнения 1 5. ЭКСПЕРТНАЯ РАБОТА № Направления, формы и методы работы 1 Сроки выполнения Приложение 7 Тетрадь учёта консультаций № 1. 2. Дата Кому Тема консультации (содержание консультации) Маме Результаты обследования. (Ф.И. ребёнка) Учителю Ознакомить с результатами обследования учащихся ……. класса. класса Приложение 8 График работы логопедического кабинета День недели Понедельник Вторник Среда Четверг Коррекционные 09.30-13.30 09.30-13.30 09.30-13.30 09.30-13.00 занятия Консультации для педагога Консультации для родителей Работа с 09.30 – документацией 10.30 Пятница 09.00-13.30 12.30 13.30 –